Конспект урока. Индустральная революция: достижения и проблемы.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Крнспект урока по истории Нового времени 8 класс. Урок может выступать в качестве интегрированного, т.к. в нём даются примеры из материала по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл industrialnaya_revolyutsiya._dostizheniya_i_problemy.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Елена Андреевна

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

предметов №32» г. Саранск

Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы (урок 2)

Цели:

- Рассмотреть основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; выяснить что такое монополистический капитализм, рассмотреть формы слияния предприятий;

- Привить умение использовать межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;

- Слушать товарищей и анализировать их сообщения; решать проблемы

Вид урока: урок-лекция

План:

  1. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.
  2. Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.
  3. Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий.

Основные понятия: конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

Ход урока

  1. Орг. момент. Сообщение целей урока
  2. Изучение нового материала
  1. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.

В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере.

Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.

Первая половина XIX века – период свободной конкуренции.

Т.е.  конкурентная борьба в этот период была неограниченна.

2. Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.

- Ребята, вспомните, что мы изучали на последнем уроке обществознания? (Рыночную экономику)

- Вспомните три главных закона экономики. (Закон спроса, закон предложения и закон равновесной цены)

- Давайте изобразим их графически

Кривая предложения:                           Кривая спроса                                             Равновесная цена

             

- Скажите, как повлияли технические открытия на производство товаров? (технические открытия позволили увеличить производство товаров)

- Способны ли были покупатели приобрести все предложенные товары? (нет, оставались излишки)

- Правильно, т.о. произошёл первый в мире кризис перепроизводства. Произошёл он в Англии в 1825 году. Тогда частично были затронуты и экономики других стран: США и Франции. К тому же этот кризис коснулся не одной, а сразу нескольких отраслей промышленности. Через 30 с небольшим лет разразился настоящий экономический и финансовый кризис, которому было присвоено звание "первого мирового".

Итак, все предприятия стремились к получению наивысшей прибыли и увеличивали производство товаров, что и приводило к экономическим кризисам.

3.        Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий. Чтобы выжить предприятия должны были перебрасывать капиталы в отрасли, где сохранялся спрос.

- Что происходило с предприятиями, которые не смогли сориентироваться?  (разорялись)

- Такие кризисы выступили в качестве сита, которое просеивало неспособные перестроится на новый лад предприятия. А перестроится, внедрить новую технику  могли только крупные предприятия, имеющие достаточно средств. Появление крупных корпораций явилось следствием технической революции.

- Ребята, вспомните, какие существуют три главных вопроса экономики? (Что производить, как производить и для кого производить)

- В этот период господствовали идеи о недопустимом вмешательстве государства в частную собственность, регулированием производства товаров и их сбыта стали заниматься крупные предприниматели. Промышленники стали сговариваться между собой о ценах, рынках сбыта, чтобы избежать острой конкуренции. И  к 1870-1880 гг. производственная сфера завоевывается монополиями.

Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.

- Сложились различные формы монополистических объединений. Откройте стр.20 и заполните таблицу.

Формы слияния предприятий

Наименование

Характеристика

Картель 

объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

Синдикат

объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест

полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

Концерн

объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы

Т.о. складывается монополистический капитализм (империализм).

Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.

- Выпишите себе признаки империализма – стр. 20

  1. Сочетание свободной конкуренции и монополии
  2. Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
  3. Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
  4. Экономический раздел мира на сферы влияния
  5. Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством
  1. Закрепление изученного материала:
  1. Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
  2. Что такое капиталистическая монополия?
  3. Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
  4. Какие формы слияния предприятий вы знаете?
  5. Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?
  1. Домашнее задание: §1-2, стр. 18-21, ответить на вопросы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Февральская революция в России"

Конспект урока "Февральская революция в России" по учебнику -История Отечества,11 класс...

Индустриальная революция : достижения и проблемы

Самостоятельная работа по новой истории  для 8 класса...

История 8 класс Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)

Дата: 08.09Класс: 8Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)Цели:1.      Познакомить учащихся с важнейшими техническими изобретениями и научными открытия...

8 класс. История. Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)

Дата:  10.09.2015Класс: 8а, 8бТема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)Цели:- Рассмотреть основные черты индустриального общ...

Индустриальная революция: достижения и проблемы, часть 2

Индустриальная революция: достижения и проблемы...