Главные вкладки

    8 класс. История. Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Дата:  10.09.2015

    Класс: 8а, 8б

    Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)

    Цели:

    - Рассмотреть основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; выяснить что такое монополистический капитализм, рассмотреть формы слияния предприятий;

    - Привить умение использовать межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;

    - Слушать товарищей и анализировать их сообщения; решать проблемы

    Вид урока: урок-лекция

    План:

    1.      Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.

    2.      Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.

    3.      Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий.

    Основные понятия: конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата:  10.09.2015

    Класс: 8а, 8б

    Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)

    Цели:

    - Рассмотреть основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; выяснить что такое монополистический капитализм, рассмотреть формы слияния предприятий;

    - Привить умение использовать межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;

    - Слушать товарищей и анализировать их сообщения; решать проблемы

    Вид урока: урок-лекция

    План:

    1. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.
    2. Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.
    3. Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий.

    Основные понятия: конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

    Ход урока

    1

    Орг. момент. Проверка д/з

    2

    Изучение нового материала

    1. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.

    В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.

    Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере.

    Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.

    Первая половина XIX века – период свободной конкуренции.

    Т.е.  конкурентная борьба в этот период была неограниченна.

    2. Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.

    - Ребята, вспомните, что мы изучали на последнем уроке обществознания? (Рыночную экономику)

    - Вспомните три главных закона экономики. (Закон спроса, закон предложения и закон равновесной цены)

    - Давайте изобразим их графически

    Кривая предложения:                           Кривая спроса                                            

    http://stupinaoa.narod2.ru/obch/ekonomika/21.jpg        Курс экономической теории - изображение 4   

     

    Равновесная цена 

    http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/985/d-984742/984742_html_m48849876.png

    - Скажите, как повлияли технические открытия на производство товаров? (технические открытия позволили увеличить производство товаров)

    - Способны ли были покупатели приобрести все предложенные товары? (нет, оставались излишки)

    - Правильно, т.о. произошёл первый в мире кризис перепроизводства. Произошёл он в Англии в 1825 году. Тогда частично были затронуты и экономики других стран: США и Франции. К тому же этот кризис коснулся не одной, а сразу нескольких отраслей промышленности. Через 30 с небольшим лет разразился настоящий экономический и финансовый кризис, которому было присвоено звание "первого мирового".

    Итак, все предприятия стремились к получению наивысшей прибыли и увеличивали производство товаров, что и приводило к экономическим кризисам.

    3.        Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий. Чтобы выжить предприятия должны были перебрасывать капиталы в отрасли, где сохранялся спрос.

    - Что происходило с предприятиями, которые не смогли сориентироваться?  (разорялись)

    - Такие кризисы выступили в качестве сита, которое просеивало неспособные перестроится на новый лад предприятия. А перестроится, внедрить новую технику  могли только крупные предприятия, имеющие достаточно средств. Появление крупных корпораций явилось следствием технической революции.

    - Ребята, вспомните, какие существуют три главных вопроса экономики? (Что производить, как производить и для кого производить)

    - В этот период господствовали идеи о недопустимом вмешательстве государства в частную собственность, регулированием производства товаров и их сбыта стали заниматься крупные предприниматели. Промышленники стали сговариваться между собой о ценах, рынках сбыта, чтобы избежать острой конкуренции. И  к 1870-1880 гг. производственная сфера завоевывается монополиями.

    Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.

    - Сложились различные формы монополистических объединений. Откройте стр.20 и заполните таблицу.

    Формы слияния предприятий

    Наименование

    Характеристика

    Картель 

    объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

    Синдикат

    объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

    Трест

    полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

    Концерн

    объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы

    Т.о. складывается монополистический капитализм (империализм).

    Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.

    - Выпишите себе признаки империализма – стр. ____

    1. Сочетание свободной конкуренции и монополии
    2. Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
    3. Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
    4. Экономический раздел мира на сферы влияния
    5. Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством

    3

    Закрепление изученного материала:

    1. Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
    2. Что такое капиталистическая монополия?
    3. Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
    4. Какие формы слияния предприятий вы знаете?
    5. Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?

    4

    Домашнее задание: §1-2, стр. 18-21, ответить на вопросы. Подготовить  вопросы перед параграфом на стр 22


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

    На уроке рассматриваются особенности процесса модернизации в начале XIX века...

    Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"

    Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением эл...

    Индустриальная революция : достижения и проблемы

    Самостоятельная работа по новой истории  для 8 класса...

    История 8 класс Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)

    Дата: 08.09Класс: 8Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)Цели:1.      Познакомить учащихся с важнейшими техническими изобретениями и научными открытия...

    Индустриальная революция: достижения и проблемы, часть 2

    Индустриальная революция: достижения и проблемы...