Главные вкладки

    Разработка урока географии в 11 классе по теме "Экономика Китая: достижения и проблемы"
    методическая разработка по географии (11 класс) по теме

    Ковтун Елена Геннадьевна

    Урок географии в 11 классе по теме"Экономика Китая: достижения и проблемы"проводился на районном семенаре заместителей директоров по УВРпо теме "Новые технологии в профильном обучении"с применением элементов интерактивного обучения и ИКТ.Класс поделен на разноуровневые группы"А", "В","С"( втаких группах работамчасто), группы получают разные задания, работающие на общий результат.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_uroka_geografii_v_11_klasse.docx209.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение СОШ №4 г. Лабинска Лабинского районаКраснодарского края.

    Разработка урока географии в 11 классе по теме:

     

    «Экономика Китая: достижения и проблемы»

                 Автор: Ковтун Елена Геннадьевна, учитель                          географии высшей категории, СОШ №4 г.

                         Лабинска Лабинского района Краснодарского края.

    План – конспект урока географии в 11 классе.

    Тема: Хозяйство Китая: достижения и проблемы.

    Цель:

     - путем самостоятельной работы с текстом охарактеризовать особенности развития экономики Китая, оценить достижения и проблемы;

    - развивать умение анализировать информацию, выделять главное, представлять в виде опорного конспекта;

    - воспитывать ответственное отношение к интеллектуальному труду, удовлетворение от выполненного задания, уважительное отношение к народам других стран.

    Оборудование: экономическая карта Китая, дополнительная информация по экономике Китая,  разноуровневые задания для групп, ватманы, маркеры, атласы, проектор, диск.

    Ход урока:

    1. Организационный момент – 1 мин. Класс поделен на группы.

    2. Вступительное слово учителя - 2 мин.

     День по ФЭН-ШУЮ ( слайд №1)

    Китайское «экономическое чудо» последовавшее за германским, японским и « четырех малых драконов» оказалось самым грандиозным и по масштабам- оно затронуло четверть человечества, - и по радикальности перемен. Современная китайская экономика пугает весь свет темпами своего роста. То и дело звучат прогнозы: через 10 лет Поднебесная догонит и перегонит Америку, через 20 – станет безусловным мировым лидером, через 30 – всем нам придется учить китайский язык! Попробуем разобраться в специфике « экономического чуда». Оценить его достижения, а также выяснить какой ценой достаются КНР ее блестящие успехи.

    Тема урока : Экономика КИТАЯ: достижения и проблемы.( слайд №2)

    3. Внимание на доску:

    КИТАЙ- (слайд №3)

    Фронтальная беседа с классом :

            1. Проанализируйте информацию и скажите : Как эти сведения связаны с нашей темой? ( Выделяем факторы, влияющие на развитие хозяйства: ЭГП, природные и трудовые ресурсы).

    Самостоятельная работа в группах ( 5- 6 чел.) Группы получают разные ( разноуровневые) задания, работающие на общий результат.

    Гр « А» - Особенности населения. Демографическая политика.

    Гр. «В 1»- Внешние экономические связи Китая.

    Гр. «В2»- Проблемы развития хозяйства.

    Гр. «С1»- «Экономическое чудо» Китая. Шеночженский  эксперимент.

    Гр. « С2»- Достижение ведущих отраслей промышленности.

    Анализ информации, составление ОК , подготовка к защите(презентации)-12 мин.

    5. Выступление групп – отчет по выполненным заданиям, демонстрация ОК.- 15мин.

    Выделить наиболее удавшейся ОК, выступление.

    6. Закрепление- Просмотр слайдов « Экономика Китая : достижение и проблемы».

    Комментарии к слайдам :

    С древних времен на просторах своей гигантской страны китайцы сооружали невиданные по размеру памятники и комплексы. Эта культурная привычка не прервалась и в настоящее время. Гигантизм и уникальность многих сооружений вызвана как реальными функциональными потребностями финансовых и промышленных комплексов, так и желанием привлечь мировую общественность, инвесторов, туристов.

    Символом современного Китая считается деловой центр Шанхая – Пудун с его совершенно нереальными небоскребами.420 метров – с53-87 этаж – самый высокий отель в мире.

    Самый быстрый поезд на магнитной подушке, инженерное сооружение в стиле Хайтек. Проходит расстояние 30 км. за 4 мин., развивая скорость в 450 км.час.

    ЦИНХАЙ- ж-д магистраль на западе Китая, соединяет с Лхаса. Единственная ж-д, проложенная на высоте 5000м. над уровнем моря. Вагоны имеют устройства для дополнительной подачи кислорода и защиты от ультрафиолетовых лучей.

    Аэропорт ЧЕКЛАПКОК- Гонконг- один из крупнейших в мире. Помимо оригинальных инженерных решений у него самая большая площадь – 550 тыс. кв. м.

    Домашнее задание : Составить 2 задания с выбором одного правильного ответа, 2 задания на установление соответствия.

    Творческое задание- составить кроссворд на тему «Китай»

    Дополнительные материалы к уроку: журнал  «Вокруг света» №8 2006 года, «География в школе», Интернет- ресурсы.

    Китай является приоритетным направлением иностранных инвестиций. Выгоды от организации производства для иностранных компаний в Китае превышают издержки, среди которых – применение по сути нерыночного способа экономического регулирования. Ставка делается на партнерство крупных госкомпаний с иностранными автохолдингами, частные предприятия занимают остаточную нишу. Преимущество Китая при вступлении в ВТО состояло в том, что к моменту предполагаемого присоединения уже были реализованы планы по привлечению иностранных производителей на внутренний рынок. Требования ВТО, предъявляемые к Китаю, выглядят менее жесткими, чем в случае России.

    Кроме этого, Китай не ставит задачу автомобилизации населения. До сих пор легковой автомобиль продолжает оставаться предметом роскоши и облагается высокими налогами (водительское удостоверение официально стоит 500 долл., единовременный налог – 2,5 тыс. долл., получение номерного знака в Шанхае – 4,5 тыс. долл.). В этих условиях регулирование спроса является сравнительно простым с политической точки зрения. Если в России «автомобилисты» составляют 14–16% населения, то в Китае – менее 1%.

    Потребности внутреннего рынка Китая в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10% от объема продаж, хотя в 1993–1994 гг. рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством. Доля импорта на рынке легковых автомобилей в России выросла с 26–31% в 1999–2000 гг. до более половины в 2001–2003 гг. В период до 2005 г. в Китае прогнозируется среднегодовой темп прироста производства на уровне до 20–30% в год, в России – не более 6–8% по оптимистичному сценарию. В 2010 г. объем производства легковых автомобилей в Китае будет предположительно в 3 раза больше, чем в России.

    Более 90% производства легковых автомобилей в Китае приходится на совместные предприятия с иностранными производителями: (Volkswagen, GM, Toyota, Peugeot/Citroen, Honda, Renault/Nissan, с 2003 г. – BMW, DaimlerChrysler), в России – около 1% (Ford, GM, Hyundai, Kia, BMW). Большинство таких предприятий создано совместно с крупными госкомпаниями, доля иностранного капитала в них ограничена 50%.

    Группа компаний «Ирито», предлагающая китайские автомобили Great Wall и Xinkai, намеревается в октябре начать продажи малолитражного легкового автомобиля BYD Flyer стоимостью от $6,2 тыс. до $7,8 тыс. в полной комплектации.

    Таможенные пошлины на импорт новых автомобилей в прошлом составляли более 100%, ввоз подержанных автомобилей запрещен до сих пор. В рамках обязательств по ВТО предполагается снижение пошлин с 43.8–50.7% в 2002 г. до 25% к 2006 г. В результате защиты внутреннего рынка цены на автомобили в Китае значительно выше, чем в соседних странах. Так, например, цены на автомобили Honda в Китае на 60% больше, чем в Японии. Даже принимая во внимание повышенные затраты на производство на 10–20%, рентабельность в автомобильной промышленности Китая составляет не менее 30%.

    Металлургическая промышленность

    Достаточно серьезные претензии китайского руководства в воплощении в жизнь плана развития индустрии черной металлургии в ближайшее время способны оказать заметное влияние на российскую металлургическую отрасль. И эта ситуация объясняется процессами, происходящими с начала 2003 года.

    На протяжении 2003го и первой половины 2004 года Китай был одним из крупнейших в мире импортеров стальной продукции. Так, в 2004 году Поднебесная обеспечила 25% мирового потребления стали (в физическом выражении - 250 млн. тонн).

    В этом году ситуация резко изменилась, аппетит сменился перенасыщением. И китайская металлургическая отрасль уже сейчас проявляет задатки лидерства на мировом рынке. По прогнозам Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA), в текущем году страна выпустит 332 млн. тонн стали. Сами китайские сталелитейщики уверены, что объемы производства будут на уровне 350 млн. В первом полугодии-2005 экспорт из КНР составил 11,5 млн. тонн стали, ожидается, что до конца года он достигнет 23 млн. тонн.

    С превращением Китая в экспортера (к 2006 году Поднебесная сможет полностью отказаться от импорта российской стали) российская черная металлургия получит в его лице серьезного конкурента на рынках Азии. Во-первых, стальная индустрия России (а 40% ее объема дает Урал) вывозит больше половины продукции.

    В более далекой перспективе прогнозы для конкурентов Китая неутешительны. Если у правительства КНР получится успешно реализовать План развития черной металлургии до 2020 года, сталелитейщики этой страны смогут составить конкуренцию не только компаниям России, но и мировым лидерам - индийской Mittal Steel и люксембургской Arselor.

    В документе четыре стратегических пункта: глобализация отрасли путем объединения предприятий в крупнейшие корпорации; предотвращение покупки иностранными акционерами контрольных пакетов китайских предприятий; улучшение качественных характеристик продукции и повышение доли высоких переделов.

    К реализации первой идеи Китай уже приступил. Еще в середине августа текущего года вторая по объему производства в Китае сталелитейная компания Anshan Iron and Steel Group (Angang; в 2004 году выпустила 11 млн. тонн стали) объединилась с другим крупным предприятием - Benxi Iron and Steel Group (Bengang; 6 млн. тонн стали). Сделка позволит корпорации войти в десятку крупнейших мировых производителей стали и составить конкуренцию лидеру на внутреннем рынке - компании Baosteel Group (21 млн. тонн стали). В перспективе объем производства объединенной компании достигнет 30 млн. тонн стали в год. Консолидация активов идеально вписывается в стратегию, изложенную в Плане: к 2010 году Китай намерен создать две гигантские корпорации, предприятия каждой будут выпускать около 30 млн. тонн стали ежегодно. Китай еще не начал крупномасштабных «военных действий», но уже одерживает первые маленькие победы. Ухудшающаяся мировая конъюнктура уже довольно серьезно заставляет задуматься менеджмент российских металлургических комбинатов.

    Как пример, именно Китай помешал успешному проведению IPO ЕвразХолдинга. Стоит напомнить, что размещение ценных бумаг этой компании на Лондонской фондовой бирже прошло в июне 2005 года. Максимальную прибыль от продажи получить не удалось. Помешала ухудшившаяся рыночная конъюнктура: с апреля по июнь цена на сталь упала в среднем на 10%. Поэтому инвесторы оценили депозитарные расписки (GDR), выпущенные на 8,3% акций «Евраза», в 14,5 доллара за штуку при объявленном диапазоне 13,5 - 17 долларов. Рыночная капитализация компании на тот момент составила 5,1 млрд. долларов.

    На Магнитке, как и в «Уральской стали», особое внимание будут уделять качеству продукции. «Чтобы наша продукция оставалась востребованной и конкурентоспособной не только по цене, но и по качеству, всем нам нужно приложить немалые усилия – заявило руководство Магнитогорского металлургического комбината. – У ММК есть возможности, чтобы побороться за место под солнцем, в том числе и на китайском рынке, на котором мы работаем много лет».

    Причины боевого настроя уральских сталелитейщиков становятся очевидны, если рассмотреть ситуацию с экспортом стали из Китая повнимательней. Раньше следующего года КНР вряд ли станет сильным игроком на мировом рынке стали. Но и этот срок может быть отложен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"

    Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...

    Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

    Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

    Разработка урока географии 7 класс

    План-Конспект урока на тему : "Атлантический океан" и  Презентация к уроку....

    Разработка урока географии 9 класс Европейский Север

    В Данной презентации рассматривается характерисика ГП и ЭГП экономического района....

    Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

    Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....