Конспект урока "Февральская революция в России"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Конспект урока "Февральская революция в России" по учебнику -История Отечества,11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России»  11 класс

по учебнику «История России XX – начало XXI века»

Учитель истории МОУ Уральская СОШ Лялина Татьяна Митрофановна

Тема «Февральская революция 1917 г в России»

Цель:

  • выяснить причины падения монархии; факторы,  повлиявшие на февральские события в 1917 году;  значение падения монархии .
  • определить  закономерности  падения самодержавия в России.

Задачи:

  • развивать коммуникативные способности учащихся, осваивать навыки самостоятельной работы с историческим документом и учебником.
  • формирование собственной позиции учащихся по изучаемой теме.

Оборудование: презентация «Февральская революция», альбом с иллюстрациями по теме.

Технологии: работа в группах,  проблемное обучение.

                                                                   Ход урока .

Тема нашего урока « Февральская революция» (слайд №1)

 

Эпиграф «Настанет год, России черный год,
               Когда царей корона упадет;
               Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
               И пища многих будет смерть и кровь.»

                                                         Лермонтов М.Ю.

Какое предсказание сделал поэт? (слайд №2)

Проблемный вопрос (слайд№3)

  • «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
  • « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

I. Причины революции. (Работа в группах)

Ребята, вспомните и назовите те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года.  сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 7 минут.

Представители групп называют по одной причине. Записываем в тетрадь:

  • слабость самодержавной власти (распутинщина, недовольство самодержавной властью);
  • продовольственный кризис (очереди за хлебом в Петербурге);
  • продолжение войны (усталость от войны);
  • бездействие правительства;
  • революционные настроения в армии ( лозунг большевиков- добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);
  • усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);
  • нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума);
  • тяжелое положение рабочих;
  • неудачи в Первой мировой войне ( кампания 1916 года);

Подведем итог (слайд№4)

Эти причины возникли не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция?

Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.

 Германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.

На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте.  Вывод:

       1.     К чему привели экономические трудности -рост недовольства

      2.     Чем были вызваны эти трудности -затяжной войной

      3.     Кто мог решить эти проблемы -император

       Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».

     II Задачи революции. (Работа в группах)

Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задаче.

  • Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
  • Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.
  • Свержение самодержавия и установление республики.
  • Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.
  • Прекращение войны и заключение мира.
  • Ликвидация экономической разрухи.

Подведем итог (слайд №5)

III Характер революции.

Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)

Определите характер революции (буржуазно-демократический)

IV Ход революции. (Работа в группах)

Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат(слайды №6-9)(10 минут).

      Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица (слайд№10-11)

    18 февраля  -  забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия.

    23 февраля  -  антивоенная демонстрация.

    25 февраля  -  всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!»,     «Конец войне!»

 Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.

Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.С фронта снимаются войска.

      V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (5 мин.)(слайд№13).

Согласны ли вы,  с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте (слайд №14).

“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.

Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)

Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)

Ответ на проблемные вопросы:

«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?

VI Домашнее задание (слайд №15).

Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Февральская революция в России

Презентация расскрывает основные события Февральской революции 1917 года в России: причины, основные участники, состав нового правительства и его первые шаги. Особенности революции - двоевластие. Може...

Закономерна ли буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг.

Урок-бумеранг относится к нетрадиционным формам проведения уроков....

Октябрьская революция в России

Презентация к уроку истории России в 9 классе....

Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)

Конспект урока по истории России  "Неолитическая революция" (10 класс)...

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

•      Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС...