Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neoliticheskaya_revolyutsiya.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(10 класс)
Цели урока:
- Проследить изменения в хозяйственной деятельности человека; выявить особенности неолитической революции
- Рассмотреть процесс перехода от матриархата к патриархату
- Способствовать формированию умений учащихся анализировать факторы, которые привели к зарождению неравенства
Тип урока: комбинированный
Основные понятия и термины: неолитическая революция, матриархат, патриархат, энеолит
Ход урока
- Проверка выполнения домашнего задания
Проверку домашнего задания можно организовать в двух вариантов.
- Воспроизвести на доске схему «Этапы становления человека» и прокомментировать ее.
- Фронтальная беседа по вопросам в конце $4
- Изучение новой темы
ПЛАН
- Человек и природа: первый конфликт
- Аграрно-скотоводческие культуры
- Матриархат и патриархат. Переход к энеолиту
- Человек и природа: первый конфликт
Изучение данного вопроса целесообразно начать с объяснения с элементами беседы.
Коренные изменения в жизни людей произошли на рубеже IX-YIII тысячелетия до н.э. Это время было названо неолитической революции.
Неолитической революцией называют переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства, то есть от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Происшедшие в результате этого кардинальные перемены в жизни общества, связанные прежде всего с развитием оседлости и резким увеличением численности населения (так называемый первый демографический взрыв), позволяют ряду исследователей говорить о неолитической революции как о первом экономическом перевороте в истории человечества.
Толчком к переходу, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тысячелетиями до н.э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Пищи для скота стало мало. Часть его уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредоточилась вокруг источников (Иерихон), третья бродила в истощении вокруг стоянки человека. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к появлению цивилизации.
- Почему переход от присваивающего хозяйства к производящему назван революцией?
- В чем проявился конфликт между человеком и природой?
- Аграрно-скотоводческие культуры
Древнейшие земледельческо-скотоводческие культуры возникли на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются YIII-YII тысячелетиями до н.э. (в Иордании, Северном Иране, Южной Турции). В них нередко вообще отсутствует глиняная посуда, в связи с чем их относят к пронеолиту, или докерамическому неолиту.
Для этих культур характерно существование оседлых поселений с глинобитными домами (иногда на каменных фундаментах), наличие обводных стен, распространение святилищ, часто богато украшенных рельефами и фресковой живописью, а также глиняных фигурок людей и животных и разнообразных украшений в виде ожерелий, браслетов и подвесок. Чуть позже возникли аграрно-скотоводческие культуры в Средней Азии (YI тысячелетие до н.э.), в Закавказье (Y-IY тысячелетия до н.э.), в Китае (IY-III тысячелетия до н.э.)
В Европе неолитические культуры земледельцев и скотоводов впервые появляются в Македонии в конце YII тысячелетия до н.э., а затем, в YI- IY тысячелетиях до н.э. распространяются на Балканах и в Средней Европе. Поселки, состоящие в основном из каркасных наземных домов, плоскодонная керамика, богато украшенная расписным и процарапанным орнаментом, и разнообразная антропоморфная пластика – характерные черты этих культур.
Неолитические культуры развитых охотников и рыболовов распространены в Северной Европе, в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы и Сибири. Основой хозяйства была охота с использованием лука, сочетавшаяся с разными формами рыболовства. Население здесь было более редким, чем в зоне земледелия. Характерны полуземлянки, временные стойбища с шалашами. В отдельных областях интенсивное рыболовство иногда способствовало переходу к оседлости (Прибайкалье, Приамурье, Приморье), а в Японии к раннему появлению керамики (Х- YIII тысячелетия до н.э.)
Задание для учащихся:
- Найдите в тексте учебника и проанализируйте факторы, способствующие зарождению имущественного неравенства и возникновению частной собственности
После ответа учащихся, учитель формулирует выводы
Переход к земледелию и скотоводству, а затем выделение ремесла привело к возникновению обмена. Сфера обмена постепенно расширялась. Первоначально обмен носил натуральный характер. С его расширением появилась потребность в едином эквиваленте, которым стали деньги.
Усовершенствование орудий труда и повышение производительности труда привели к возникновению избытков продукции, а затем к расширению торговли и зарождению имущественного неравенства. Постепенно начинается переход к зарождению частной собственности.
- Матриархат и патриархат. Переход к энеолиту.
Этот вопрос учащиеся изучают самостоятельно, опираясь на текст учебника и дополнительную информацию.
Задание.
Дайте характеристику матриархата и патриархата и объясните причины перехода к патриархату.
- Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Матриархат
Одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Основные признаки матриархата: доминирующее положение женщины в обществе, наследование имущества и должностей по материнской линии, матрилокальность или дислокальность брачного поселения – результат трансформации некоторых норм материнского рода.
Впервые период матриархата был выделен И.Бахофеном на основании анализа древнеклассических мифов. Матриархат исторически реконструируется у некоторых народов Тибета, в Древнем Египте и других государствах древности.
Патриархат
Наиболее распространенная форма первобытно-общинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, общественной семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производительных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытно-общинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничение ее труда преимущественно домашней работой.
Для патриархата характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общение мужа (патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения еще более укрепились в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы.
- Закрепление изученного материала
Для закрепления материала учащимся можно предложить заполнить логическую цепочку.
- Неолит
- Земледелия и скотоводство
- Ремесло
- Обмен и торговля
- Неравенство и частная собственность
- Освоение металла
- Энеолит
Домашнее задание. $ 5, вопросы. Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «Культура и верование в Древнем Египте».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)
Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....
конспекты уроков по истории России в 6 классе по УМК Превезенцева, Перевезенцевой
Планы-конспекты по истории России в 6 классе по УМК Перевезенцева, Перевезенцевой к параграфам 2-8. В данных методических разработках учтен принцип интеграции истории и обществознания....
Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".
• Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко
Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1965-1991 годах....
Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"
Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС...