Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Васильев Максим Андреевич

Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx54.96 КБ

Предварительный просмотр:

Васильев Максим, IV курс

Конспект урока по Истории России

в 11 классе

Тема урока: начало революции. Февраль 1917 и его итоги

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-семинар

Цели урока:

  1. определить причины начала февральской революции, основные события февраля 1917 г. и их итоги;
  2. развить критическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение сформировать свое отношение к историческим событиям нашей страны;
  3. воспитать интерес, уважительное отношение к истории России.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут

  • назвать причины начала февральской революции;
  • описать основные события февраля 1917 г.;
  • объяснить роль февральских событий в истории России ;

Оборудование: учебник «История России. 11 класс» / В.С. Измозик, С.Н. Рудник. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 384 с.

Учитель: Васильев Максим Андреевич

                План урока:

  1. Причины нарастания социально-политического кризиса
  2. Февральские события 1917 г. и их итоги. Начало революции

Ход урока

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент

Вводное слово.

Какое событие послужило поводом к войне?

В чем причины поражения русской армии в 1915 г.?

Насколько царская власть сумела мобилизовать и использовать силы общества в начале войны?

Каким образом поражения русской армии в 1915 г. повлияли на внутриполитическое положение в стране?

К чему привело недовольство народа проводимой политикой, военными поражениями?

Предлагает к анализу выдержки из статей, посвященных итогам февральской революции (см. прил. 1)

Как оценивается февральская революция в печати?

Какое проблемное задание мы можем сформулировать исходя из такого противоречия?

Демонстрирует проблемное задание и тему урока на доске.

Разрешить противоречие мы сможем после того, как изучим тему. А что мы должны узнать о февральской революции, чтобы успешно решить поставленную задачу?

Возможные варианты ответов учеников:

Поводом к войне послужило убийство в июне 1914 г. в городе Сараево наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда.

Неудачи были обусловлены низким военно-экономическим потенциалом России, слабым обеспечением войск, ошибками высшего командования

Начало войны вызвало в различных слоях населения взрыв патриотических чувств.

Солдаты не понимали причин войны. Возникали перебои со снабжением городов. Таким образом, недовольный народ был готов сместить монарха.

В феврале 1917 г. началась Вторая российская революция.

В статье Никонова революция – это явно негативное явление, которое привело страну к развалу. Иванова наоборот отмечает, что революция послужила началу становления демократии в стране, как давней мечте народа.

Февральская революция – реализация мечты о воле или национальная катастрофа?

Причины, ход, итоги, движущие силы, характер революции.

2. Изучение нового материала:

1) Причины нарастания социально-политического кризиса

Охарактеризуйте социально-политическую обстановку в стране к началу XX века.

Предлагает для прочтения текст на с. 102-103

Как вы считаете, какой путь был наиболее вероятен и возможен в условиях Первой мировой войны?

В 1917 году газета «Новая жизнь» писала: «…тот, кто не хочет радикальных реформ, тот получает революцию». Какие реформы, на ваш взгляд, могли бы предотвратить развитие революции?

Для того, чтобы выяснить и запомнить причины февральской революции – заполним кластер (см. прил. 2).

Какая историческая личность играет особое значение в начале революционных событий?

Каким образом Распутин повлиял на нарастание кризиса?

Россия в начале XX века была страной, в которой сочетались черты высокоразвитого монополистического капитализма, раннего капитализма в городе и деревне, а также докапиталистических, патриархальных отношений. Такое противоречие можно было решить либо проведением последовательных реформ, либо путем революции.

Высказывают свою точку зрения.

Высказывают свою точку зрения.

Читают текст учебника

Составляют и заполняют кластер

Григорий Распутин.

Народ считал, что он использовал свое влияние на царскую семью, чтобы назначать приближенных людей на высшие государственные должности. Узкий круг недовольных таким положением вещей совершили убийство Распутина в ночь на 17 декабря 1916 года.

2) Февральские события 1917 г. и их итоги. Начало революции

1917 год начался такой волной забастовок, какой Россия не знала с 1905 г. Но никто не предполагал, что революция – дело ближайших дней. Николай II, находившийся в Царском Селе после убийства Распутина, 22 февраля выехал в Ставку верхновного главнокомандования в г. Могилев. В это же время в Петрограде происходят революционные события.

Предлагает к прочтению 3 документа (см. прил. 3).

Как можно охарактеризовать динамику событий, происходивших в Петрограде в отсутствие Николая II?

Какие основные события февраля 1917 года следует выделить?

Прочитайте фрагмент приказа №1 на с. 105 учебника. Какие пункты приказа говорят о демократизации армии, а какие создавали угрозу ее боеспособности?

Каким образом в российской политической системе образовалось «двоевластие?

Охарактеризуйте политические силы, которые стояли во главе двух органов власти.

В чем была особенность «двоевластия»? Предлагает проанализировать таблицу (см. прил. 4).

Как можно охарактеризовать «двоевластие» как систему?

Какой выход можно было найти в данной ситуации?

Можно ли считать, что утверждение «двоевластия» фактически привело к безвластию?

Каким образом февральская революция повлияла на решение проблем страны?

В стране установилась новая форма власти, но продержалась она только до июля 1917 года. Как вы думаете, почему?

Мы изучили тему. Возвращаясь к проблемному заданию, как вы думаете февральская революция стала реализацией мечты о воле или национальной катастрофой?

Читают документы.

Делают предположения, высказывают версии.

22.02.1917 г. – увольнение 30 тыс. рабочих на Путиловском заводе

23.02.1917 – 25.02.1917 гг. – всеобщая забастовка в Петрограде

26.02 – 27.02.1917 гг. – Переход войск Петроградского гарнизона на сторону бастующих

27.02.1917 г. – принятие приказа №1

Читают и анализируют текст документа. Высказывают свое мнение.

27 февраля по инициативе меньшевиков возник Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов во главе с Чхеидзе. 2 марта 1917 года Николай II отрекается от престола. В ночь на 2 марта было сформировано Временное правительство во главе с Львовым.

Петроградский Совет состоял из представителей меньшевиков и эсеров, временное правительство состояло из кадетов и октябристов.

Между Временным правительством и Петроградским советом были коренные разногласия в ключевых вопросах.

Сложившаяся система была крайне нестабильной, поскольку органы власти не могли прийти к единому решению.

Реформы или новая революция.

Да, так как фактически политическая система была практически парализована.

Высказывают свою точку зрения.

Временное правительство приняло демократические законы. Это был шаг к созданию демократического правового государства. Но то, что оно откладывало решение важнейших вопросов на неопределенный срок, стало главной ошибкой, которая привела к падению его авторитета, а потом и власти.

Высказывают свое мнение.

3. Закрепление

Назовите причины краха самодержавия в феврале 1917 года.

«Революция в России была закономерной, но не неизбежной». Согласны ли вы с утверждением? Обоснуйте свой ответ.

Предлагает решить тест (см. прил. 5)

Называют причины

Высказывают свою точку зрения

Решают тест

4. Рефлексия

Предлагает составить синквейн по пройденной теме

Составляют синквейн

5. Подведение итогов урока. Оценивание результатов

Сообщает ученикам, достигли ли они поставленных целей. Дает качественную характеристику отдельных учащихся, которые хорошо проявили себя на уроке. Называет оценки, если таковые имеются.

6. Домашнее задание


Приложение 1

Выдержка из статьи политолога Вячеслава Никонова «Крушение империи»

Временное правительство разрушило российское государство. Революцию подготовила и осуществила группа элиты - олигархической и интеллигентской, - воспользовавшаяся трудностями войны для установления собственной власти.

Действуя в твердом убеждении, что представители прежней власти по определению являются некомпетентными, антинародными и склонными к предательству элементами, Временное правительство в здравом уме и твердой памяти самостоятельно ликвидировало весь государственный аппарат России, оставив потом большевиков с их идеей слома старой государственной машины практически без работы. Страна оказалась в расплавленном состоянии, во власти взбудораженного от неожиданного события народа, который почувствовал неограниченную свободу, всегда им трактовавшуюся как отказ от самоограничения, и страшно уставшего от войны.

Источник: http://www.rg.ru/2007/03/16/diskussia.html

Выдержка из статьи историка РАН Ольги Ивановой

«Февральская революция: причины, участники и события»

Февральская революция 1917 года привела к таким итогам, как свержение самодержавной власти, появление демократических свобод и распространение демократических ценностей в обществе, а также к установлению двоевластия в стране. Этот сложный период в истории нашего государства подарил кардинальные изменения. Он стал венцом всех страданий начала 20 века, потому что была достигнута главная цель – свергнута монархия.

Источник: http://www.syl.ru/article/79158/fevralskaya-revolyutsiya-prichinyi-uchastniki-i-sobyitiya


Приложение 3

Из послания императрицы Александры Фёдоровны Николаю II (25 февраля):

«Это - хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба, просто для того, чтобы создать возбуждение, - и рабочие, которые мешают другим работать. Если бы погода была очень холодная, они все, вероятно, сидели бы по домам».

Из телеграммы министра внутренних дел Протопопова:

«Движение носит неорганизованный характер, стихийный характер, наряду с эксцессами противоправительственного свойства буйствующие местами приветствуют войска. Прекращению дальнейших беспорядков принимаются энергичные меры военным начальством. В Москве спокойно».

Из телеграммы председателя IV Государственной думы Родзянко (от 26 февраля):

«Положение серьёзное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришёл в полное расстройство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всякое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца».


Приложение 4

Таблица «Взгляды органов власти по вопросам»

Спорные вопросы

Петроградский совет (Н.С. Чхеидзе)

Временное правительство (Г.Е. Львов)

О демократизации армии

«Приказ № 1» - солдаты получили политические права. Введена выборность командиров. Созданы солдатские комитеты.

Против, т.к. снижается боеспособность армии

О войне

Об отказе от захватнических целей, за мир без аннексий и контрибуций

За войну до победного конца

О 8-ми часовом рабочем дне

Соглашение с петроградскими фабрикантами о 8-час. раб. дне

Против

Аграрный и национальный вопросы

Отложить до созыва Учредительного Собрания

Отложить до созыва Учредительного Собрания


Приложение 5

Тест

Февральская революция 1917 года

  1. Одним из непосредственных поводов к началу Февральской революции было:
  1. убийство Распутина
  2. длительное отсутствие императора в столице
  3. полное поражение России в войне
  4. значительное ухудшение продовольственного снабжения Петрограда
  1. В феврале 1917 года петроградской гарнизон:
  1. пытался подавить восстание
  2. соблюдал нейтралитет
  3. частично участвовал в беспорядках
  4. вместе с рабочими являлся основной движущей силой восстания
  1. Отречение Николая II от престола произошло:
  1. 26 февраля 1917 г.
  2. 1 сентября 1917 г.
  3. 2 марта 1917 г.
  4. 25 октября 1917 г.
  1. Большинство депутатов Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов были:
  1. кадетами и октябристами
  2. меньшевиками и эсерами
  3. прогрессистами
  4. большевиками
  1. Главой Петроградского совета рабочих и крестьянских депутатов был:
  1. А.Ф. Керенский
  2. Н.С. Чхеидзе
  3. М.И. Скобелев
  4. Г.Е. Львов
  1. Главой Временного правительства был:
  1. Н.С. Чхеидзе
  2. А.И. Гучков
  3. М.В. Алексеев
  4. Г.Е. Львов
  1. Петроградский совет рабочих и крестьянских депутатов был создан:
  1. 27 февраля 1917 года
  2. 24 февраля 1917 года
  3. 23 февраля 1917 года
  4. 2 марта 1917 года
  1. Ведущей силой Временного правительства были:
  1. кадеты и меньшевики
  2. меньшевики и эсеры
  3. эсеры и кадеты
  4. кадеты и октябристы


Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)

Конспект урока по истории России  "Неолитическая революция" (10 класс)...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России для 8 класса по теме: Отечественная война 1812 года

Данный урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 г.». Урок способствует развитию навыков самостоятельной творческой и поисковой работы учащихся, исторического м...

Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".

•      Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...

Конспект урока по истории 6 класс "Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники"

Данный урок разработан в рамках ФГОСа. Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа. Схема работы такова: учитель произносит факт, задает проблемный вопрос, ученики строят суждения и ло...

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства»

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства» для 9 класса.Файл содержит конспект мероприятия, презентацию и материал для работы групп...

Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.

Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование  у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных  в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...