Конспект урока по истории России для 8 класса по теме: Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Данный урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 г.». Урок способствует развитию навыков самостоятельной творческой и поисковой работы учащихся, исторического мышления, критического анализа. Закрепляет и углубляет знания учащихся по истории России XIX , воспитывая патриотические чувства на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Отечественная война 1812 года
Данный урок позволит уяснить причины Отечественной войны 1812 г., подвести учащихся к пониманию условий, влияющих на ход войны, определить значение победы русского народа в войне. Углубить и расширить знания учащихся об исторических личностях, событиях родного края в данный исторический период. Развивать учебную деятельность : умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы, разрабатывать учебные проекты, умение обмениваться вопросами в ходе урока. Формировать уважение к историческому прошлому России, воспитывать патриотические чувства учащихся на примере борьбы русского народа с французской армией в 1812 г.
Урок с применением технологий развития критического мышления --.
компьютерный класс, локальная сеть, интерактивная доска, программное обеспечение
Основные понятия: Отечественная война, флеши, партизаны, тарутинский маневр,
Важнейшие даты:
12 июня 1812 г. – начало Отечественной войны
4-5 августа 1812г. – Смоленское сражение
8 августа 1812 г. – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова
26 августа – Бородинское сражение
2 сентября – 2 октября – пребывание Наполеона в Москве
12 октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем
14-16 ноября 1812г. – разгром остатков «великой армии» при Березине
25 декабря – окончание Отечественной войны.
Ход урока.
Стадия «вызов». Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний
Вопрос: Догадайтесь, как будет звучать тема урока сегодня.
Использование доски как экрана
Учитель:
Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт –Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией
Тема: Отечественная война 1812 г.
Актуализация личного опыта учащихся.
Заполнение таблицы
Я знаю Хочу узнать Узнал(а)
Использование на доске панели инструментов, кнопка «перо»
Стадия «осмысление»
Знакомство учащихся с целями и задачами урока. Постановка проблемы.
Вопрос: кто создает, творит историю:
отдельные личности или весь народ?
План изучаемого материала
1. Причины Отечественной войны 1812 г.
2.Начало войны, отступление русских войск.
3.Бородинское сражение. Совет в Филях.
4. Отступление французской армии. Партизанское движение.
5. Итоги и значение победы русского народа .
6. Самара в Отечественной войне 1812 г.
Использование доски как экрана
Сориентируйтесь в исторических событиях,
в их временном соотношении,
прокомментируйте ответ
(предполагаемый ответ: Отечественная война 1812 г. состоялась в годы правления императора Александра І (1801-1825г.г.). Ей предшествовали внутриполитические реформы императора и создавался проект реформ М.М.Сперанского. Следствием войны был заграничный поход русской армии, Венский конгресс. В культуре господствовало направление романтизм, и ряд произведений , посвященных Отечественной войне созданы в соответствии с его особенностями)
Прочитайте отрывок из книги Е.В.Тарле
«Наполеон», выделите причины войны,
указанные автором (Тарле В.Е. Наполеон.стр.256)
Обсудите их
предполагаемый ответ:
1. Стремление Наполеона к мировому господству
2.Неудовлетворенность континентальной блокадой.
3. Личная неприязнь между русским и французским императорами
Просмотр анимации о нашествии французской армии и изгнании французов из России ( диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.»)
Задание классу: внимательно проследите
за ходом рассказа и направлениями движения
войск французской и русской армий, ответьте
на вопрос: почему командование русской армии в начале войны выбрало тактику отступления?
Были ли альтернативы этой тактики?
Предполагаемый ответ: Командование русской армии видело в тактике отступления единственную возможность сохранить армию, не дать разгромить ее в ходе генерального сражения. Отступление не было простым отходом одних войск под давлением других. Русские войска узнавали слабые и сильные стороны врага, набирались опыта. Проявляли чудеса героизма. Двум русским армиям благодаря отступлению удалось соединиться под Смоленском, а «великая армия» утрачивала свои боевые качества по мере продвижения вглубь страны.
Использование панели инструментов: кнопок «галерея», «текст» , функции перемещения
Тест на закрепление: соотнесите портреты русских военачальников с их фамилиями и месторасположением их армий
ответ: Багратион - 2 армия прикрывал центр.
Барклай де Толли -1 армия на северо-западном направлении
Тормасов -3 армия защищал юг.
Познакомьтесь с отрывком из донесения М.И. Кутузова императору Александру І
о сражении при Бородино от 27 августа 1812 г.
( диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)
Элемент дискуссии.
Выскажите свое мнение: была ли победа русской армии при Бородино, если учесть,
что позиции обоих сторон остались такими же как в начале сражения?
Ответ аргументируйте.
Использование доски в качестве экрана.
Рассмотрите внимательно иллюстрацию «Военный совет в Филях»
озвучьте дискуссию военных начальников с учетом исторической эпохи
(элемент ролевой игры)
Ответьте на загадку фельдмаршала.
(диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия») Английский фельдмаршал Б.Монтгомери, выступая в палате лордов в 1962 г., заявил: «Первое правило, начертанное на первой странице книги войны, гласит: «Не ходи в Москву». Какие исторические события стали основанием для заявления военачальника? ( ответ:Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945г.г.)
Роль партизанского движения в ходе Отечественной войны 1812 г.
Сообщение учащегося.
Использование панели инструментов кнопка «галерея»
Итоги и значение.
Самостоятельно обсудите в группах,
запишите в виде тезисов. Просмотрите
учебник стр. 27 дополните свои записи дополнительной информацией
после прочтения учебника.
Самара в Отечественной войне 1812 г. (сообщение учащихся)
10 (22) июня 1812 г. Великая армия Наполеона перешла Неман. Началась Отечественная война. 6 июля российский император издал Манифест о создании воинских ополчений. Самара тогда входила на правах уездного города в Симбирскую губернию, возглавляемую губернатором Алексеем Алексеевичем Долгоруким.
Симбирское народное ополчение, в составе которого воевали 1200 самарцев, выступило в поход 8 ноября. Первое боевое крещение состоялось 5 сентября 1813 г. после форсирования Одера. Самарцы брали Дрезден, Магдебург, Гамбург, Глогау, Виттенберг и Торгау.
Самарский помещик и майор Н.Л. Хардин стал членом Симбирского губернского комитета попечения о «вооружении, продовольствии людей как будет должно и прилично». За активную деятельность в военное время он, как и некоторые жители Самарской губернии, был награжден бронзовой медалью «В память Отечественной войны 1812 года» на Владимирской ленте.
Иван Алексеевич Второв приехал в Самару 18 августа 1793 г. Возглавив город в 1812, он совмещал здесь сразу 3 должности: судейскую, городническую и уездного предводителя дворянства. Во время войны должность городничего стала тяжелейшей обузой для занимавшего ее чиновника. В докладах симбирскому губернатору и губернскому правлению он слезно просил прислать помощь, наконец, отчаявшись, стал проситься в ополчение, но безуспешно. До 1842 г. Второв описывал события самарской уездной жизни в своем дневнике, сохранившемся до наших дней.
Самара стала одним из пунктов пересылки и размещения пленных французов. Первая партия пленных французов прибыла в Самару уже в сентябре 1812 г. «…тогда все состояния озлоблены были до неистовства против врагов нашего Отечества, вместо квартир запирали их кучами в пустых сараях и амбарах. Равнодушно нельзя было смотреть на несчастные жертвы властолюбия Наполеона». Пленных было 1706 человек. Цифра очень приличная для Самары и Самарского уезда, учитывая тот факт, что население самого города тех лет насчитывало лишь 6000 человек! Главой конвоя был полковник Языков, с которым Второв поссорился, пожалев пленных. Городничий отвечал за размещение, охрану и содержание пленных. Гуманно относясь к пленным, Второв требовал того же и от жителей города. В день отбытия из Самары в июне 1814 г. пленные горячо благодарили Ивана А
Судя по записи от 9 сентября 1812 г. в дневнике Второва («…встречаю и провожаю пленныхъ»), далеко не все французы оставались в Самаре и Самарском уезде. Самара, скорее всего, играла роль пересыльного пункта на Илецкой соляной дороге
Однако, часть пленных поселили в Самаре. «…здесь въ городе 59 человекъ пленныхъ (в том числе 18 офицеровъ и 41 рядовой). Они съ 22 сентября2 и я доволенъ ими всеми, особенно офицерами». «…въ понедельникъ 26 числа3 приведены сюда еще 60 человекъ пленныхъ. Я сделалъ имъ списокъ вместе съ Сермономъ (французский офицер)».
Отношения у местных жителей с французами складывались сложные: «…въ субботу на масленице я испыталъ неудовольствiе во время удержанiя здешнихъ глупыхъ жителей отъ ссоры съ пленными французами, которымъ не только ребята, но и взрослыя не даютъ прохода, дразня ихъ какъ собакъ». Вообще, «…разгневанные русские крестьяне жестоко относились к французам, дворяне же очень гостеприимно и щедро встречали больных и пленных врагов».
Размещались пленные по несколько человек в выделенных домах. То была гораздо более гуманная форма содержания, нежели каторга (принудительная работа в рудниках, лесоповалах или строительствах) или ссылка в Восточную Сибирь или на Дальний Восток.
Немало проблем у пленных было внутри их группы. Второв приводил факт избиения французским офицером солдата: «…во вторникъ 27 случилось неудовольствiе на Тевенена (французский офицер), а 28 я ему выговаривалъ. Его оправданiя были смешны и глупы. Въ рассужденiи битья имъ одного пленнаго солдата Nouchot, который у меня живетъ».
Однако, свары между французами продолжались. Сермон и Тевенен делили между собой власть – каждый из них хотел возглавлять отряд самарских пленных: «…на другой день праздника (Пасха), т.е. 30 марта4, прискорбно и мне было отъ глупости негодяя Тевенена. Надобно было удержать его отъ дерзости и наказать. Злоба его была на Сермона. 1-го апреля я собралъ всехъ офицеровъ и спрашивалъ их знаютъ ли они что о справедливости доказательствъ Тевенена? Тутъ все офицеры, кроме Горса и Кароллера, будучи имъ озлоблены, говорили о его дурномъ нраве и наглости. Я говорилъ сам ему все то, что чувствовалъ и назначилъ ему жилище въ татарской слободе, куда онъ, въ тотъ же день, и переведенъ был. Потомъ все офицеры просили представить о переводе его въ другой городъ. Я представилъ о томъ съ первой же почтой и 3-го дня, т.е. 16 апреля, получилъ ордеръ с указанием содержать его (Тевенена) подъ карауломъ до разрешенiя этого дела». Судя по записи Второва от вторника 22 апреля 1814 г., «…Тевененъ посаженъ подъ караулъ, 17-го числа; онъ все не усмирился, злобствуетъ на Сермона и почитаетъ себя вправе всеми командовать».
3 июня 1814 г. пребывание военнопленных Великой наполеоновской армии в Самаре закончилось: «…въ среду поутру получилъ превеликую почту. Мне велено отправить всехъ пленныхъ французовъ въ Симбирскъ, а итальянцевъ в Корсунъ. Какъ рады бедныя пленныя, надобно только видеть и чувствовать. Вечеромъ былъ праздникъ у Сермона и я виделъ ихъ веселящихся».
В Самаре по своей воле осталось 2 француза: «…одинъ молодой человекъ 21 года остается здесь. Какъ будто жаль его что онъ, по молодости своей, удержанъ какой-нибудь страстью, а еще жальче бедного Катель, онъ и плачетъ и не знаетъ что делать - ждать ли г. Струкова5 или ехать въ Вольскъ; но и то и другое не отъ него зависитъ».
Во время Отечественной войны 1812 года должность городничего стала тяжелой обузой для Второва. В докладах симбирскому губернатору Долгорукову А. А. и губернскому правлению он просил прислать помощь, отчаявшись, стал проситься в ополчение, но безуспешно. В качестве благодарности за успешное исполнение должности Ивана Алексеевича Второва наградили медалью"В память 1812 года"
Прослушать выступление, сформулировать
по 1 вопросу к автору исследования.
Стадия «рефлексия»
Возвращение к таблице. Корректировка записей.
Использование панели кнопка «перо»
Обсуждение проблемного вопроса.
Работа с тестами
Подведение итогов.
Вывод по теме: Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание : Чтение учебника стр.22-28. Запомнить даты и значение терминов стр.29
+задание на выбор:
-заполнить контурную карту стр.1, атлас стр.1;
-написать эссе по проблемному вопросу ;
-составить таблицу «Основные события Отечественной войны 1812 г.»;
-написать сочинение по теме «Москва в период Отечественной войны 1812 г. глазами современника» от имени купца, дворянина, ремесленника и т.п.
Литература: • Промежуточная аттестация по истории: 5-8кл.:пособие для учителя/[С.И.Козленко, И.В.Козленко, И.В.Молодцова и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 160с. Неизвестная Самара.Сборник статей городской научной конференции 12 марта 2004 г. Самара, 2004. • Тарле Е.В. Наполеон/ Послесл. В.Кошелева.- МН.:Тривиум,1993. – 429с. • Энциклопедия для детей Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 2000.-704с. • CD-POM for Windows Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия, ХІХ – ХХ вв. • Энциклопедия истории России 862-1917 гг. compact disc ciw . КОМИНФО 2001
Интернет-ресурсы: http://www.mes.ru/works st/1812/main.html Авторский сайт о войне 1812 г., содержит богатый иллюстративный материал, имеет музыкальное оформление http://www.1september.ru/ru/his/2002/31/1.htm Содержит документы о войне 1812 г., свидетельства очевидцев http://www.ovsen.com/user/svntr/2.shtmlНа сайте рассказывается о стратегии войны Наполеона и тактики обороны русских войск http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html Эта интернет – страница посвящена бородинскому сражению. --Яковлева О. В. 14:44, 3 ноября 2008 (UTC)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по истории России 8 класс на тему "Отечественная война 1812 г"
Проверочная работа по истории России 8 класс на тему "Отечественная война 1812 г"...
Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».
Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».Урок закрепления нового материла с использованием ЭОР. Проектная деятельность учащихся....
разработка урока по истории по курсу «История России в XIX веке» Тема «Отечественная война 1812 года»
познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века....
Интегрированный урок математики и истории в 8 классе по теме " Отечественная война 1812 года в цифрах и диаграммах" .
Представленный урок - урок повторения и обобщения знаний по истории и алгебре. В ходе урока учащиеся через диаграммы , решения задач,примеров,уравнений знакомятся с интересным историческим...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
Презентация к уроку по истории России 9 класс по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"
Презентация к урока по истории России 9 класс по темем " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по предметам "История России" и "Французский язык" для 8 класса на тему: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА»
Задачи урока: образовательные: познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года; дать сравнительный анализ военных планов сторон; научить чтению и анализу карт военных действий; по...