"Помнить вечно"
классный час (история, 10 класс) по теме

Каруева Байрта Андреевна

В этой исследовательской работе рассказывается о депортации калмыцкого народа, о судьбе отдельных людей в годы депортации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа29.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

               МКОУ «Шаттинская средняя школа»                                                              

 

           Исследовательская работа

   

                Тема: «Помнить вечно».

                                                                   Подготовила: ученица 8 кл.            

                                                                   Шаттинской средней школы

        Соктуева Анита

                                                                   Руководитель: учитель МХК

        Каруева Б.А.

 

 


                                             Оглавление

                                         

      1. Введение…………………………………………………………..стр 1.        

      2. Основная часть  

 

        Глава 1.

      1.О депортации……………………………………………………..стр

      2.История семьи……………………………………………………стр

         Глава 2.

      3. Заключение………………………………………………………стр

      4. Список литературы……………………………………………...стр

      5. Приложение  …………………………………………………….стр                                  


                                   Введение

                                                                             История не терпит суесловия,

                                                    Трудна ее народная стезя

                                                                             Ее страницы залитые кровью,

                                                                     Нельзя любить безумною любовью

                                                                             И не любить без памяти нельзя.

Я решила написать исследовательскую работу про депортацию калмыков в Сибирь, влияние депортации на  их судьбу, через историю жизни Чавлиновой Г.Д.Мне интересна судьба Чавлиновой Галины Дугуловны, которая является мне родственницей по папиной линии, а также матерью-героиней. Как смог наш калмыцкий народ выжить в те страшные дни, какие трагедии пришлось пережить, как смог выстоять, не потеряв при этом веру, надежду, не забыв традиции и обычаи? Эти вопросы меня очень интересуют. Также решила ликвидировать «белое пятно» в моих знаниях об истории своего народа  во время депортации.

      Особенность темы в том, что необходимо уделять особое внимание изучению судеб отдельных людей, без вины сосланных, оценивать значительность события; собирать и хранить о прошлом своих родных, земляков, родной родины - дает возможность человеку ощущать себя в истории, понимать свое значение в жизни. Этим обусловлен выбор темы исследовательской работы: «Помнить вечно».

       Я считаю, что данная тема актуальна, так как тема депортации была и остается одним из важнейших вопросов в истории нашего народа. Тема репрессированных калмыков не достаточно полно изучена в историографии, это объясняется, прежде всего, тем, что лишь в 1989 году Советское государство признало «преступное беззаконие и варварские акты, совершенные сталинским режимом в отношении принудительно высланных народов».   Темой политических репрессий калмыков исследователи занялись только в эпоху гласности при М.С.Горбачеве. Эта  прежде запретная тема стала объектом пристального внимания ученых. Конец 80-х начало 90-х годов - это время, когда была поднята завеса многолетнего молчания над событиями, связанными с депортацией калмыков и других народов СССР./ 

         Цель исследовательской работы: влияние депортации на  историю  семьи Чавлиновой Г.Д.

Исходя из этой цели, в моей исследовательской работе были поставлены следующие задачи:

           1.Объяснить сущность депортации.

           2. Проследить судьбу Чавлиновой Г.Д. через работу с личным семейным архивом, воспоминаниями родственников.

                                                                -3-

                                                                                                                                                                                                3. Показать особенности уклада семьи, быта, веры, традиций.

 

            4. Проследить влияние этого события на судьбы людей.

            5. Познакомить учащихся школы с материалами исследования, дополнить материалами фонд школьной библиотеки.

        Объект исследования: депортация калмыков.  

        Предмет исследования: депортация семьи Галины Дугуловны

        Методы исследования:

        - изучение литературы по истории, краеведению.

        - изучение и обобщение полученного материала.

        - беседа.

        - работа с семейным архивом, фотографиями.

        - работа с материалами школьной библиотеки.

        - анализ полученной информации.  

                            2.Основная часть.                                                                                                                                                  Депортация калмыков — форма политических репрессий, принудительная высылка из мест постоянного проживания этнических калмыков в 1943—1944 годах в районы Сибири и Средней Азии. 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, и им было разрешено вернуться на родину. 27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», а 28 декабря — постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский краяОмскую и Новосибирскую области./ см. приложение 1./

   Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за имевшее место массовое противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии, как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССРКалмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие.

   Операция по депортации калмыков проводилась 28 — 29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В ней участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, ранее выселявший карачаевцев. Руководил операцией начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор М. И. Маркеев.  

   В ходе первого этапа операции было сформировано 46 эшелонов, которыми было

                                                                -4-

  было выявлено и арестовано 750 бандитов, бандпособников, бывших полицейских и иных активных немецких пособников. 

   В течение января 1944 года было депортировано ещё 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область — 24 325 человека, Красноярский край — 21 164, Алтайский край — 20 858, Новосибирская область — 18 333 человек. Больше половины калмыцкого контингента в Тюменской области было расселено в её северных округах — Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском. Поскольку выселение происходило в зимнее время, смертность при перевозке была высокой. В местах вселения нередко,  вспыхивали эпидемии (сыпного тифа).

   В  1944 году депортации калмыков продолжились за счет   выселения тех, кто проживал вне Калмыцкой  АССР. 25 марта 2536 человек из  Ростовской области отправили в Омскую обл., 2-4 июня 1178 человек из Сталинградской области отправили в Свердловскую область. Позднее к ним присоединились демобилизованные из армии калмыки — более 15 000 человек.  Cолдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на строительство Широковской гидроэлектростанции в Пермской области. Женщины-некалмычки, бывшие замужем за калмыками, также брались на учёт и подвергались всем положенным репрессиям. В то же время калмычек, вышедших замуж за некалмыков, на учёт не брали17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину.

  В феврале 1957 года Верховный Совет СССР утвердил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года о создании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР. В 1958 году был восстановлен статус Калмыцкой АССР./ см. приложение 2./

  Привлечение к ответственности военных преступников, изменников и гитлеровских пособников продолжалось в индивидуальном порядке./

Реабилитация:

  • 14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР признал депортацию калмыков и других репрессированных народов СССР «варварской акцией сталинского режима» и тяжелейшим преступлением .
  • Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» репрессии народов СССР были признаны актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, не допускается, а лица, совершающие такие действия, должны привлекаться к ответственности .
  • с 2004 года 28 декабря является памятным днём жертв депортации калмыцкого народ. Этот день на территории Калмыкии является нерабочим днём.

 

 

                                                                 -5-

 

                                         2.История судьбы Чавлиновой  Г.Д.

   Чавлинова Галина Дугуловна родилась 30 июня 1929г. в колхозе им. Карла Маркса (ныне Ергенинский).  Отца  звали Хоздаев Дугла Манджиевич. Мать - Хоздаева Ноган. Также у нее были сестренка Шура и братишка. В семье разговаривали только на родном языке - калмыцком. Придерживались всех традиций, обрядов, обычаев. Когда началась война, многие односельчане ушли на фронт. Вся трудоемкая работа легла на плечи стариков, женщин и детей. И, конечно же, старшая в семье Цаган тоже как могла, помогала. Конец декабря сорок третьего. Как сейчас помню, - вспоминала Цаган Дугуловна - вечером в село стали заезжать военные машины и никто предположить не мог, что, на утор на этих самых машинах будут калмыки отправлены в Сибирь. Как раз в тот вечер моя младшая сестренка Шура ночевала у родственников, живших на другом конце села. Утром солдаты зачитали Указ о выселении калмыцкого народа в восточные районы страны, на сборы  дали всего несколько часов. Плач, крики стояли  в каждом доме, люди были в смятении. Мама порывалась несколько раз идти за Шурой, но ее так и не пустили военные. В Абганерово, на станции мы ее не встретили, только в пути следования матери сказали, что наша Шура вместе с родственниками едет в соседнем вагоне. Тринадцать дней и ночей в холодном вагоне для нас казались вечностью. Сколько калмыков не выдержало таких испытаний  и умерло в пути. Прошло столько лет, но о пережитом вспоминать спокойно не могу.

        Недоверчиво встретили на сибиряки, многие обходили стороной, за общение с ссыльными наказывали, но находились люди, которые, не обращая внимания, старались как-то обогреть, накормить нас детей. Но в нас жила вера, что это скоро все закончится как страшный сон. Самую тяжелую работу давали спецпереселенцам. За горсть зерна, кусок хлеба приходилось работать. Нас, девушек- подростков, направили на соляные разработки. Я всегда, думала о младших, старалась как-то помочь матери поднять их на ноги. Работа на соляных разработках была трудной, тем более по пояс в воде целый день, вот там я и заболела. Узнала об этом мать и пешком полураздетая, голодная отправилась в дорогу, но, видно, не суждено было нам встретиться. Не выдержало сердце, и по пути она умерла. Скитаясь по родственникам, вскоре умер братишка. В больницу попала  Шура и надо же было такому случиться, когда вместо умершей из детдома

 

 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Эти дни мы помнить будем вечно!»

Разработка классного часа ко Дню Победы "Эти дни мы помнить будем вечно!"для обучающихся 7-8 классов коррекционной школы....

Их имена будут помнить вечно

Презентация на конкурс...

«Людская память вечно помнит…» Сочинение.

«Людская память вечно помнит…»Сочинение.Автор: Ламухина  Виктория, ученица 6А класса МОУ СОШ № 12 г. Балашова Саратовской области.Руководитель: Карькаева Людмила Николаевна, учитель русского язык...

Вечно помнить будем подвиги прадедов наших!

К 70 –и летию Великой Победы воспоминания о своём прапрадедушке - участнике ВОВ. Работа содержит приложения о наградных материалах и документы....

Проект "Будем помнить вечно"

В проекте  представлен опыт детей группы компенсирующей направленности  по  исследовательской деятельности.    Некоторые дошкольники (Юля Кривоносова, Ариша Кычикова, Полина С...

Подготовка к сочинению - описанию скульптурного произведения. «У памятника погибшим героям», «Родина помнит своих героев», «Вечно живые».

Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сичинения "Описания памятника"...

внеклассное мероприятие "Мы будем помнить вечно"

Данная разработка предназначена для проведения классного часа или внеклассного мероприятия, посвященного Великой отечественной войне. Может проводиться в 5,6,7 классах...