Азовские походы Петра I
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Презентация и методические рекомендации по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon azovskie_pokhody._1695-1696.ppt2.25 МБ
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rekomendatsiya.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Азовские походы 1695- 1696 Автор: учитель истории и обществознания МБОУ Берендеевская СОШ Нечаева Марина Леонидовна

Слайд 2

причины герои

Слайд 3

«…вот важнейшие части этой программы:1) мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;…5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности…Легко заметить, что совокупность этих преобразовательных задач есть не что иное, как преобразовательная программа Петра: эта программа была вся готова еще до начала деятельности преобразователя…» Какие задачи стояли перед Россией в конце XVII века? Прочтите мнение В. О. Ключевского по этому вопросу.

Слайд 4

К концу XVII в. Перед Россией стояла задача добиться выхода к морям, позволяющим вести активную торговлю. Единственным портом, через который шла торговля с Западной Европой, был Архангельск возле Северного моря. Но это море большую часть года сковано льдом. Незамерзающие моря (Черное, Азовское, Балтийское) находились под контролем крупных военных держав – Швеции и Турции.

Слайд 5

Что нужно для осуществления завоеваний? Что представляла собой русская армия XYII века?

Слайд 6

Еще в правление царевны Софьи в 1687 и 1689 гг. канцлер Василий Голицын совершил два похода на Крым. Но они оказались неудачными. Почему?

Слайд 7

В 1694 год Петра постигла огромная утрата. В январе, не дожив до 43 лет, умерла его мать – царица Наталья Кирилловна. Он тяжело переживал смерть матери. Она была для него самым близким и дорогим человеком. Тем не менее и после смерти царицы он не взялся за государственное управление. Самым крупным мероприятием 1694 года стали так называемые Кожуховские маневры под Москвой – многодневные учения большого количества войск со стрельбами, штурмами укреплений. Причем в маневрах участвовали как потешные, так и стрелецкие полки. Хотя во время этого похода осадные работы показали всю неподготовленность наших войск, тем не менее, он послужил полезной подготовкой к азовским походам, а также средством сближения Петра с иностранными офицерами.

Слайд 8

В 1695 г. Петр предпринял поход против Турции, направленный на крепость Азов, которая располагалась у выхода из Дона в Азовское море. И хотя до 1695 года особенных военных действий не было, Россия по-прежнему находилась в состоянии войны с Крымом и с Османской империей. Решено было нанести удар не по крымским татарам, как в походах Голицына, а по турецкой крепости Азов. Изменён и путь следования: не через пустынные степи, а по районам Волги и Дона. Для чего это было сделано? Весной 1695 года армия 3-я группами под командованием Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг. Опытней других был Гордон, но на царя Петра Первого больше имел влияния профан в военном деле Лефорт.

Слайд 9

Тогда, в 1695 году Петру I казалось, что опыта Кожуховских маневров будет вполне достаточно, чтобы взять Азов – небольшую, устаревшую крепость. Но царь жестоко ошибся: ни у него, ни у его генералов не хватило умения и опыта, чтобы овладеть Азовом. Более того, смелые вылазки турок наносили чувствительный ущерб осаждавшим. Гарнизон крепости мужественно отбил штурм превосходящих сил царского войска. Двадцатого октября, к своему стыду и позору, осаду Азова русским пришлось снять, чтобы поспешно отступать домой – надвигалась трудная зима. Какие выводы сделал Петр I после неудачного похода на Азов?

Слайд 10

Под стенами Азова Петр I впервые проявил те качества, которые впоследствии сделали его великим государственным деятелем и полководцем. Оказалось, что неудачи не приводят его в уныние, а только подстегивают, придают ему сил. Петр имел мужество взять на себя ответственность за поражение, сумел трезво оценить собственные промахи, обдумать все обстоятельства, приведшие к обидному срыву, и сделать необходимые выводы. Так было и после Азовского похода 1695 года. Петр понял, что для взятия крепости нужны профессиональные военные инженеры, которых он срочно нанял в Австрии. Кроме того, он осознал, что без флота, который может отрезать Азов от моря и воспрепятствовать подвозу в крепость всего необходимого, воевать нельзя. Вернувшись из похода в ноябре 1695 года, Петр I принял историческое решение: он повелел строить флот.

Слайд 11

Примечательно и символично для сухопутной России, что русский военно-морской флот начал строиться далеко от морских берегов – таким уж было положение отрезанной от морей России. Из Архангельска под Москву, в дворцовое село Преображенское, зимой 1695—1696 годов в разобранном виде была доставлена голландская галера (ее заказали в Амстердаме еще в 1694 году). После этого бригады плотников начали копировать все ее элементы и отсылать их в Воронеж, где галеры уже собирали и спускали на воду. Невероятно, но факт: к апрелю 1696 года в строю было 22 галеры, галеас «Святой Петр» и 4 брандера.

Слайд 12

Во главе флота, спустившегося к Азову, плыла галера «Принципиум», которой командовал сам Петр I. Весь этот флот в мае 1696 года предстал перед изумленными турками, которые поленились даже разобрать осадные сооружения русских у городских стен. Они полагали, что царь после горького урока предыдущего года надолго забудет дорогу к их крепости. И не так уж важно, что у русских не было умения управлять флотом, что корабли были построены наспех, из сырого леса, со многими недоделками. Важен был сам факт появления флота. По прибытии всех войск началась осада Азова. Царь лично намечал, где быть укреплениям.

Слайд 13

«…Он своею царскою рукой насыпал тонкой дорожкой овес, показывая, как должны были идти валы и рвы. Под ядрами и картечью, которые турки кидали в русские войска, государь, наряду с простыми солдатами и казаками, копал землю и возил тачки, во всем подавая пример войскам. Напрасно генералы и атаман уговаривали его беречь свое здоровье и не подвергать жизнь свою опасности, юноша-царь отвечал: — Если Бог за нас, кто против нас! На службе государству и народу моему не пощажу своей жизни! Пример мой нужен для поощрения воинов, с которыми должен и хочу разделять всякие труды и опасности…» Девятнадцатого июля 1696 года Азов, взятый в тесную осаду, сдался.

Слайд 14

Азовская победа воодушевила Петра, и он распорядился восстановить разоренный дотла Азов и заселить его и близлежащую округу русскими переселенцами и опальными стрельцами. Не дожидаясь заключения мира и получив выход к морю, царь предписал основать (на базе Воронежской эскадры 1696 года и Воронежского адмиралтейства) Азовский военно-морской флот, состоявший уже из крупных морских кораблей. 20 октября 1696 года Боярская дума приняла историческое решение: «Морским судам быть». Стоимость кораблей была распределена в пропорции по числу налогоплательщиков в виде чрезвычайного налога, причем некоторым богатым боярам и монастырям – обладателям сотен дворов – приходилось финансировать строительство целых кораблей.

Слайд 15

В честь этой победы была выбита медаль с изображением Петра. Надпись на ней гласила: "Молниями и водами победитель". За успешные действия во 2-м Азовском походе воевода Алексей Шеин первым в России получил чин генералиссимуса.

Слайд 16

Предположите последствия Азовских походов? Последствия Азовских походов для истории России были огромными. Во-первых, они расширили внешнеполитические замыслы Петра. Выход в Азовское море не решал проблему выхода России в Черное море, поскольку путь туда был надежно прикрыт турецкими крепостями в Керченском проливе. Для решения этой проблемы Петр организует Великое посольство в европейские страны. Царь рассчитывал с их помощью вытеснить турок из Европы и добиться выхода России к черноморским берегам. Во-вторых, опыт Азовских походов убедительно подтвердил необходимость дальнейшей реорганизации российских вооруженных сил. Азовские походы положили начало созданию русского флота.

Слайд 17

причины герои

Слайд 18

Изображение Архангельска http://images.yandex.ru/yandsearch?text Изображение Соломбальской гавани http://www.etoretro.ru/pic54127.htm Изображение Петра I , царевны Софьи, крепости Азов, карты походов, Семеновского полка, Стрелецкого войска http://images.yandex.ru/yandsearch?text Изображение Голицына http://www.rulex.ru/rpg/portraits/26/26251.htm Изображения кораблей http://www.zaweru.ru/content/v… Изображение медали http://www.rumedal.com/index.php?page=180 Статья http://storyo.ru/empire/11.htm Статья http://www.rusempire.ru/voyny-rossiyskoy-imperii/azovskie-pohody-1695-1696.html Статья http://www.russia-talk.org/cd-history/krasnov.htm#24 Статья http://www.rusichi-center.ru/e/3170290-petr-pervyiy-azovskie-pohodyi Ключевский В. О. «Исторические портреты» Москва, 1991, стр.150 Н. И. Вурста, В. В. Саяпин «Репетитор по истории» Ростов-на-Дону, 2004



Предварительный просмотр:

Тема: Внешняя политика Петра I.

Цели:

Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им в будущем реформ.

Развивающая цель: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Используя материал по теме:
- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I, его преобразовательной деятельностью;

- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (слайды №1, 2)
  2. Основной этап

- Учащиеся формулируют задачи, которые стояли перед Россией, основываясь на мнении историка. (слайды №3, 4 )

- Определяют, что нужно для осуществления завоеваний и вспоминают, что представляла собой русская армия в это время.  (слайд №5 )

- Вспоминают события походов в Крым В. Голицына и выясняют причины их неудач.  (слайд №6 )

- Учащиеся знакомятся как Петр I готовился к походу. (слайд №7 )

- Знакомятся с событиями первого похода и определяют, почему Петр изменил путь следования до Азова. (слайд №8 )

- Знакомятся с итогом похода 1685 года и предполагают, какие выводы мог сделать Петр I. (слайд №9 )

- Учащиеся знакомятся с событиями строительства флота. (слайды №10,11 )

- События Второго Азовского похода. (слайды №12, 13, 14, 15 )

- Учащиеся предполагают итоги Азовских походов. (слайд №16 )

3.Закрепление изученного на уроке материала.

Учащиеся формулируют причины Азовских походов, основные события, итоги; называют героев этих походов. (слайд №17 )

      4. Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азовское море

Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем....

Азовское море

Семинар по теме: «Экологические проблемы Азовского моря.»Задачи: изучить экологические проблемы Азовского моря, найти пути решения этих проблем....

Программа краеведческого курса "Наш край родной - Азовский район

Курс «Краеведение. Наш край родной – Азовский район» направлен на включение  регионального содержания  в школьный курс географии для основной школы. Программа по изучению локальной географии...

Черное и Азовское море

Презентация к урокам географии в 8-9 классах...

урок кубановедения в 7 классе по теме:Черное и азовское моря.

продолжить знакомство с водоемами родного края,  дать некоторые исторические знания о морях; показать необходимость их охраны;      развива...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...

Рабочий материал. Азовские походы Петра. Краеведческий компонент.

Рабочий материал. Азовские походы Петра. Краеведческий компонент....