конспект урока в 9 классе "НЭП -новая стратегия"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Румянцева Ирина Константиновна

Урок разработан с использованием технологии критического мышления, соответстует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

ТЕМА

 Разработка урока «НЭП – новая стратегия», в 9 классе, с использованием технологии критического мышления

                                                                                                    ВЫПОЛНИЛ

Учитель истории МАОУ гимназии «Интерес» №16, г. Люберцы             Румянцева Ирина       Константиновна


Урок разработан с учетом требований ФГОС к предмету история.

Тема: «НЭП - новая стратегия»

Цели урока: образовательный аспект: доказать, что НЭП являлся необходимым условием

 вывода страны из кризиса; показать, какие противоречия порождала нэповская модель.

Развивающий аспект: продолжить работу над формированием умений анализа исторического

 источника; обобщения имеющихся знаний; уметь доказывать свою точку  зрения; выбору

 своей позиции, формирований  умений применения исторических знаний для осмысления

 сущности  современных общественных явлений.

Воспитательный аспект: развивать интерес к историческому прошлому своей страны;

воспитывать  патриотизм.

Тип урока: Урок  усвоения нового материала. Это первый урок из трех, отведенных

программой на данную тему.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная работа,

индивидуальная.

Форма организации обучения: практикум

Оборудование: тетради, учебник по истории России  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

М. Просвещение 2013 г., исторические документы, презентация «НЭП – новая стратегия».

Метод: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Структура урока: это урок линейной структуры.

Технология: технология критического мышления, технология работы с историческим источником, технология работы в группах, личностно-ориентированная

                  технология, ИТ.

Планируемые образовательные результаты

 Приобретенная компетентность

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию

с учетом общих требований и норм; определять понятия, вступать в речевое общение;

работать с книгой и источниками

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: понимают значение знаний из истории страны;

Регулятивные: принимают учебную задачу; приобретают умения ориентироваться в

 учебнике, исторических источниках по инструкции учителя;

Познавательные: общеучебные – умения структурировать знания; самостоятельно

выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике и документах; осуществляют

поиск необходимой информации для выполнения заданий; логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы на поставленную проблему: НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса;

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные

точки зрения по сути проблемы: какие противоречия порождала нэповская модель, итоги и последствия введения НЭПа

 Организационная структура урока:

  1.  Организационный этап.

Цель этапа: мобилизация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку,

эмоциональный настрой.

Форма: беседа.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению. Стадия вызова.

Цель: активизация знаний учащихся, подготовка их к активной самостоятельной деятельности

  1. Подготовка к активной деятельности, актуализация начальных условий,

составление кластера. Формулировка учителем и учащимися результата деятельности.

  1. Выявление проблемы «Как страна могла выйти из тяжелейшего экономического  кризиса после гражданской войны?»
  2.  Целеполагание. Постановка целей учащихся.

 1.4 (составление кластера).

Каковы были главные последствия гражданской войны для страны?

( см. приложение № 1)

 

         Экономические                    Последствия                 Политические

- кризис в промышленности;                                        - обострение противоречий с

                                                                                           оппозицией

- кризис в с/х; продразверстка                                      - Кроншдатский мятеж

  обнищание  деревни                                                    - «Советы без коммунистов»

- голод 1921 г.; инфляция                                                                

- замена товарно- денежных

  отношений натуральным обменом

 

  • Как страна могла выйти из тяжелейшего экономического  кризиса?

(постановка мотивационной цели)

  • В чём суть экономической политики в годы гражданской войны?
  • Была ли актуальна политика «военного коммунизма» в мирное время?
  • Таким образом, о чём мы сегодня будем с вами говорить?

                                                             

Запишем тему урока.

III этап.  Этап усвоения новых знаний. Стадия осмысления.

Цель этапа: самостоятельный поиск информации,  критическое осмысление. Формирование умений работы с историческими документами.

Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в ходе сегодняшнего урока и запишите их во 2-ю графу таблицы:

знаю

Хочу узнать

узнал

В ситуации начала 20-х годов единственным реальным шагом выхода из

экономического и политического кризиса было принятие новой экономичес-

кой политики, которая была провозглашена  в марте 1921 г. на X съезде  РКП (б).

  • Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в ходе

   сегодняшнего урока и запишите их во 2-ю графу.

  • Какие меры  в экономике предполагалось предпринять в рамках НЭПа?
  • Проанализируйте ключевые положения НЭПа, используя документы.  Работая

   с данными материалами, оформите свои выводы в 3-й графе. ( см. приложение № 2)

   Читая текст документа,  делаем маркировку символами в тексте:  

V – что совпало с

моими

представлениями

+  - о чем раньше не знал,

      новое содержание

-  что не

   совпало с

   моими

представлениями

 ? что вызвало

    непонимание

-В чём суть НЭПа и чем она отличается от политики «военного коммунизма»?

-Каковы итоги НЭПа? Его перспективы. Исходя из документа 10/12.

 (см. приложение № 3)

-Как вы думаете, почему большевики сделали отступление от своей политики в сторону

НЭПа?

-Как вы думаете, чтобы осуществить данные мероприятия, какие условия

для этого необходимы?

а) частная инициатива.

б) отсутствие контроля со стороны государства.

в) свобода слова, юридические гарантии.

г) отсутствие диктата со стороны партии.

д) в центре новой политики стоял свободный человек.

е) средства на приобретение станков, на проведение преобразований.

  • Какие противоречия порождала нэповская модель? Как вы думаете, было ли будущее

   у этой политики в условиях однопартийной системы?

 IV этап. Стадия рефлексии – проводится в виде написания синквейна

          Этап закрепления новых знаний. Подведение итогов.

          Цель: самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме, осмысление результатов своей работы.

1. В первой строке – одно слово, как правило, центральное понятие темы. Существительное. Это тема синквейна.

2. Во второй строке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третей строчке – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или

составленная фраза в контексте темы.

5.Последняя строчка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Учащиеся подводят итог своей работе, постановка новой проблемы.

Синквейн   - политика

                     - новая, экономическая                  

                     - восстановить, перестроить, увеличить

                     - НЭП способствовал восстановлению народного хозяйства,

                       перестройки общества, увеличению объёма производства.

                     - перестройка

В результате большевики сумели изменить настроение в обществе и

удержаться у власти

Задание на дом: Выход на организацию домашнего задания. Поддержания

учебной мотивации.

- ответы на вопросы, поставленные самим ребенком, доработать записи.

Тип и структура урока обеспечили целостность и завершенность урока, все

этапы урока последовательны, логически связаны.

           

Реализация целей урока.

Поставленные цели соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данный урок реализует

задачу: создание условий для оптимальной организации учебного процесса.

Учитель в рамках оптимизации учебного процесса организовал весь процесс с учетом  

требований Федерального государственного образовательного стандарта основного

 общего образования.

            Технология.

            При выборе технологии формирования критического мышления через чтение и

            письмо  учитель опирался на приоритет развития мышления и с учетом данных

            психологической диагностики мышления. Лейтмотив этой технологии – конкретность.

            Эта технология эффективна, применима в начале изучения предмета, курса, раздела.

            На данном уроке применяется модификация этой технологии, специально

            адаптированной к данному содержанию.

            Реализация принципов обучения:

  • Принцип научности, связь с жизнью выражен подбором учебного материала;
  • Принцип систематичности и последовательности усвоения новых знаний

   реализован через четко продуманную структуру урока

  • Принцип сотрудничества реализован через совместную деятельность на уроке

    учителя и учащихся.

  • Принцип развивающего обучения реализуется характером заданий на уроке.

 


 Приложение № 1.

\

Документальные материалы

Из письма Л.Д. Троцкого членам ЦК и ЦКК РКП(б) от 8 окт. 1923:г

« Крайнее ухудшение внутрипартийной обстановки имеет две причины: а) в корне неправильный и нездоровый внутрипартийный режим и б) недовольство рабочих и крестьян тяжелым экономическим положением, которое сложилось не только в результате объективных трудностей, но и в результате явных ' коренных ошибок хозяйственной политики. Сейчас уже не может быть никакого сомнения в том, что одной из основных причин нынешнего торгово-промышленного кризиса является ■ самодовлеющий, т.е. не подчиненный общему хозяйственному плану, характер нашей финансовой политики. Чудовищное несоответствие цен, при тяжести единого налога, вызвало снова крайнее недовольство крестьян. Это, последнее, отразилось на настроении рабочих и прямо и косвенно. Наконец, изменившееся настроение рабочих захватило низы партии.

Дайте анализ документа.  В чем Л.Д. Троцкий видел причины трудностей в экономической и политической жизни страны?

Из резолюции общего собрания команд кораблей, дислоцированных в Кронштадте (1 марта 1921):

  1. В виду того Что настоящие Советы не; выражают  волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным' голосованием,  причем  перед выборами  пронести свободную предварительную агитацию <    >

2.   Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов, левых социалистических партий.

3.   Свободу собраний и профессиональных  союзов и крестьянских объединений <...>

5.   Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев  и  матросов,  заключенных  в   связи  о  рабочими и крестьянскими движениями.

6.   Выбрать комиссию для пересмотра дел заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях.

7.  Упразднить всякие политотделы, т.к. ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели <...>

11. Дать полное право действия крестьянам над своею землею так, как им желательно <...>

15.  Разрешить свободное кустарное  производство собственным трудом.

На основании текста параграфа и анализа документа скажите, почему требования матросов Кронштадта были неприемлемы для партии большевиков. Свой ответ обоснуйте.

Из письма В.И. Ленина (апр. 1921):

■«В газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчет 1 мая и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное. Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю Пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать безусловно, всякого оскорбления религии. Надо издать дополнительно письмо или циркуляр.

Из письма В.И. Ленина членам Политбюро РКП(б) от 19 марта 1922 г.:

Строго секретно <...> Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны!)

 

Документ №10/8Л    

ИЗ БЕСЕДЫ С ЗАВЕДУЮЩИМ КОНЪЮНКТУРНЫМ  ИНСТИТУТОМ ПРОФЕССОРОМ Н.Д.КОНДРАТЬЕВЫМ

12 марта 1922 г.                                                                                   '

...По исчислениям  Конъюнктурного института при Петровской академии, падение ценности рубля за последнее время характеризуется следующими цифрами. В среднем за декабрь 1921г. его обесценение равнялось 228 тыс. раз, за январь 1922 г. — 491 тыс. раз, за первую неделю февраля — 933 тыс. раз, за третью —

1 073 тыс. раз. Иначе говоря, за последние два месяца обнаружились необыкновенный рост цен и соответственное обесценение бумажного рубля...

Цит. по: Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. Под ред Э.М. Щагина. М., «Просвещение», 1991,-С.182.

СССР в 1920-1930-е  гг.

провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать <...> горстку черносотенного духовенства.  Мы можем oобеспечить себе фонд в несколько сот золотых рублей. .> Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности совершенно немыслимо.  Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу рас стрелять,  тем   лучше.  Надо  именно теперь  проучить   эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

Как относился В.И. Ленин к религии и Церкви? Почему имение вовремя голода в Поволжье он предложил провести экспроприацию ценностей у храмов и монастырей?

ВОЗЗВАНИЕ АНТОНОВА  

Наступил момент избавления от красных самодержцев, засевших, как соловей-разбойник, в Москве белокаменной, опоганивших наши святыни, ‘ наши иконы с святыми мощами, проливших море невинной крови отцов ~ и братьев наших, обративших в непроходимую пустыню наше сильное и богатое государство.

... Для спасения отчизны, для выручки Москвы из рук красных палачей я принял на себя командование всенародным ополчением в г.Тамбове... Сейчас в моем распоряжении 120 000 армия.

... Отечество в опасности, оно зовет вас на подвиг.

Командующий всенародным ополчением Антонов.

Цит. по: Документы и материалы к учебнику по отечественной истории Сост. О.Е. Лебедев. М., «Просвещение», 1992. С. 51-52.

Документ № 10/4.

1 марта на Якорной площади Кронштадта собрались до 16 тысяч матросов, солдат, рабочих, женщин, подростков. На митинге была принята резолюция.

ИЗ  РЕЗОЛЮЦИИ  ГАРНИЗОННОГО СОБРАНИЯ.

1 марта 1921 г. ПОСТАНОВИЛИ:

1.  Ввиду того, что настоящие Советы не выполняют воли рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы в Советы тайным голосованием.

2.  Свободы слова и печати для рабочих, крестьян и партий.

3.  Свободу права профессиональных союзов и крестьянских объединений.

4.  Избрать беспартийную конференцию рабочих, красноармейцев и моряков г.Петрограда, Кронштадта и всей Петроградской губернии.

5.  Освободить всех политических заключенных, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в тюрьму в связи с рабочими и крестьянскими движениями.

6.  Выбрать комиссию для пересмотра дел осужденных в тюрьмах и концлагерях

7.  Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не должна пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей.

8.  Немедленно снять все заградительные отряды.

9.  Уравнять паек всех трудящихся, за исключением тех, кто работает во вредных цехах.

10.  Упразднить все коммунистические боевые отряды во всех воинских частях, а также на заводах и фабриках, и разные дежурства со стороны коммунистов. Если таковые дежурства и отряды понадобятся, то можно назначать их в воинских частях с рот, а на фабриках и заводах по усмотрению рабочих.

11.  Дать полноту свободы действий крестьянам на землю так, как им желательно.

12.  Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.

13.  Требуем, чтобы все резолюции были широко оглашены в печати. Цит. по: Полнер Е.Д. История Отечества XX век. 4 1. СПб., 1996. -С.136-137.

Документ № 10/б.

------ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А.Д.ЦЮРЮПЫ НА X СЪЕЗДЕ

ПАРТИИ

Везде деморализация, дезорганизация и прямое истребление нашего аппарата...Только на украинском продовольственном фронте погибло 1700 заготовителей ...Ответственные и технические работники бегут с работы и никакими угрозами вплоть до немедленного расстрела не удержать их на месте...С одной стороны повстанцы убивают, а с другой стороны —

расстреливают в порядке советском.

Десятый съезд РКП(б). Март-апрель 1922 г. Стенографический отчет. -М., 1961. -С.422.

Приложение № 2.

Тема.  НЭП: предпосылки, сущность и результаты.

Документ № 10/1.

ОТВЕТ НА ЗАПРОС КРЕСТЬЯНИНА

февраль 1919 г.

Извлечение

При недостатке хлеба свободная торговля хлебом означает бешеную спекуляцию и повышение цен, ибо голодный человек отдаст все за кусок хлеба. Свободная торговля хлебом в голодной стране, это значит бешеная нажива кулаков... Свободная торговля хлебом, это поворот назад, к господству и всевластию капиталистов.

Нет. Мы не хотим идти и не пойдем назад, к восстановлению власти капиталистов, власти денег, к свободе наживы. Мы хотим идти вперед к социализму, к правильному распределению хлеба между всеми трудящимися. Все излишки хлеба должна быть по справедливой цене отданы Советскому государству, а государство должно распределись их между трудящимися поровну. Цит. по: Ленин В.И. Поли. собр. соч., Т.37, С.481.

Документ № 10/2.

ИЗ  ПИСЬМА ФРОНТОВИКА-КОММУНИСТА В.КУЛЕШОВА В ГАЗЕТУ «БЕДНОТА»

9 марта 1921 г.

.У крестьян мы берем все, не давая им ничего. Это еще не такая беда, ибо это неизбежно, но как  берём? Берем мы беспорядочно, разверстку набавляем с каждым днем...

-Нам надо поощрять. старательного крестьянина, а не отбирать у него  последнее. Как это сделать. А вот как: не делать развёрстку по усмотрению волсовета, а зачастую. даже отряда, а обложить крестьянина натуральной податью по количеству земли... Оградите крестьян от реквизиции, и они дадут вам все. Ибо нам нечего бояться богатства наших крестьян, богатство их — богатство Советской России. К тому же предлагаемый мною способ расширения посевной площади, увеличения скота, успокоения и большего обеспечения крестьянства даст нам еще возможность произвести великую реформу — уничтожение «мамаева воинства» — продотрядов. Освободятся таким образом для работы десятки тысяч здоровых рабочих рук, а главное — уменьшится количество случаев произвола и насилия над деревней...

Цит. по: Хрестоматия по истории СССР. 19.J7-1945. Под ред. Э.М. Щагима. М., «Просвещение», 1991.-С. 166.

Документ № 1O/6.

О ЗАМЕНЕ  ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  И  СЫРЬЕВОЙ РАЗВЕРСТКИ  НАТУРАЛЬНЫМ  НАЛОГОМ

Из Декрета ВЦИК 21 марта 1921 г.

1.  Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда...разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральном налогом.

2.  Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого  населения.

5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы еще до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении...

Решения партии и правительства по хозяйственном вопросам. -М., 1967. -Т.1. -С.212-214.

Документ № 10/7.

ОБ ОБМЕНЕ

Из Декрета СНК 24 мая 1921 г.

1.Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства.

Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и "предметы кустарной и мелкой промышленности...

2. Обмен, покупка и продажа разрешается отдельным гражданам и кооперативным объединениям, потребительским, сельскохозяйственным и кустарным, и может производиться как на рынках и базарах, так и в других местах с лотков и ларей и в закрытых торговых помещениях.Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1967. - Т:1. - С.233.

Документ № №/9.

О ВЫПУСКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАЗНАЧЕЙСКИХ  БИЛЕТОВ

Из декрета ЦИК и СНК СССР от~5 февраля 1924 г.                 v-

...Приступить к ряду мер, направленных к созданию устойчивых денег, достоинством менее одного червонца, сообразуя размеры выпуска их с потребностями торгового оборота.

Осуществляя первый шаг на этом пути...

1.  Выпустить в обращение государственные казначейские билеты достоинством в один рубль, три рубля и пять рублей золотом.

4. Размеры каждого отдельного выпуска государственных казначейских билетов...устанавливать особыми постановлениями Совета Труда и Обороны.

Цит. по: Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. Под ред. Э.М. Щагина. М., «Просвещение», 1991-С. 193.

Приложение № 3.

Документ № 10/10.

ИЗ  РЕЗОЛЮЦИЙ XII СЪЕЗДА РКП(Б)

2.  Актив и пассив первого периода НЭПа.

Оздоровляющее влияние новой экономической политики на хозяйственную жизнь бесспорно. Оно нашло свое выражение в оживлении промышленной деятельности, в росте продукции многочисленных и существенных отраслей промышленности, в повышении производительности труда и качества продуктов, в несомненном и очень значительном улучшении положения рабочих и прежде всего — в более правильном подходе как к основным, так и к частным хозяйственным задачам, что является основной предпосылкой их действительности разрешения в будущем. Тем не менее фактическое положение промышленности остается еще в высшей степени тяжелым. Оживление легкой промышленности, естественно объяснимое самим фактом восстановления рынка...далеко не во всех предприятиях и отраслях легкой промышленности несет в себе залог правильного дальнейшего развития...С другой стороны, тяже лая промышленность, едва пришедшая в соприкосновение с рынком, целиком по существу зависящая от государственных заказов; нуждается для своего восстановления в крупных и правильно рассчитанных денежных вкладов государства. Таким образом, отставание тяжёлой промышленности от легкой представляет собой главный пассив первого периода  нэпа, вызванного как общим состоянием хозяйства до нэпа, так и неизбежной ломкой хозяйственных отношений при переходе к нэпу...выравнивание фронта тяжелой промышленности и легкой — таковы коренные задачи государства в наступившем ныне втором периоде нэпа. Задачи эти могут быть разрешены лишь при правильном соотношении рынка и плана.

КПСС резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов.   1984. -Т.З. -С.58-59.

Документ № 10/11.

ИЗ ДОКЛАДА ЛЕНИНА НА IV КОНГРЕССЕ КОМИНТЕРНА

13 ноября 1922 г.

...Как обстоит дело сейчас, после того, как мы ввели новую экономическую политику, после того, как мы представили крестьянам свободу торговли? Ответ ясен и для всех очевиден, а именно: крестьянство за один год не только справилось с голодом, но и сдало продналог в таком объеме, что мы теперь уже получили сотни миллионов пудов, и притом почти без применения каких-либо мер принуждения. Крестьянские восстания, которые раньше, до 1921 г., так сказать, представляли общее явление в России, почти совершенно исчезли. Крестьянство довольно своим настоящим положением ...Что крестьянство  является для нас  решающим  фактором — в этом никто не сомневается. Ленин Б.И. Поли. собр. соч., Т.45. -С.285.

Документ № 10/12.

ОТЧЕТ  ПРАВИТЕЛЬСТВА  СССР !!1  СЪЕЗДУ  СОВЕТОВ  СОЮЗА  СССР

Из доклада Председателя СНК А.II. Рыкова

13 мая 1925 г.

...Я называю переживаемый момент переломным...Сейчас мы уже конкретно ставим вопрос относительно  постройки фабрик,  новых заводов  о расширении основного капитала.

...До сих пор выбирались из той совершенно невиданной разрухи, которая явилась следствием империалистической войны, гражданской войны  и интервенции...Из разрухи мы теперь вышли. ...Промышленность достигла 70% довоенного производства... осенью прошлого года выработка была значительно меньше, но и из того, что вырабатывалось, многое оставалось непроданным и шло на склад. Теперь промышленность вырабатывает в полтора-два раза больше и тем не менее она не может успеть  за потребностью рынка и его расширением.

...чтобы промышленность ожила...необходимо найти путь or рабочего станка к крестьянской десятине. Таким путем служат: понижение цен на фабрично-заводские изделия и более- или менее нормальное соотношение .между ценой па промышленные товары \\ ценой на продукты крестьянского производства...Поэтому главное, что было проделано за предыдущий период, это — борьба за понижение цен ...по всей промышленности цены снижены почти на 30 %'> ...Благодаря этому уменьшилась разница  между ценой  на  продукты  крестьянского хозяйства и ценой на фабрично-заводские изделия; смычка рабочего с крестьянином стала наполняться хозяйственным содержанием. Это произошло  результате снижения цен на промышленные изделий  поднятия  цен на продукты земледелия.

Цит. по: Хрестоматия по истории СССР. 19^7-1945. Под ред. Э.М Щагина М          '«Просвещение», 1991,-С. 195-197.                                                                 "'      -

Вопросы и задавая

1.  Что заставило В.И. Ленина (Документ № 10/1) резко изменить свою позицию в отношении свободной торговли хлебом (документы №№ 10/3, 10/4, 10/8—10/I10>.

2.  Прокомментируйте слова Л.Д. Троцкого: «В марте 1921 г. крестьянин побеседовал с Лениным, используя в качестве рупора, чтобы быть услышанным, корабельную артиллерию».

3. Каковы были предпосылки, причины введения новой экономической политики? (документы .№.№ 10/3, 10/4, 10/5).

4.  Дополните документы №.№ 10/6   --   10,9 другими сведениями,

характеризующими сущность НЭПа.

5.  Итоги НЭПа (документы .№.№ 10 /10 и 10/11). Его перспективы, исходя из документа № 10/12.

6.  Просим учесть, что материалы данной темы имеют принципиальное значение для понимания последующей темы.

                 Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Вестн. образования. - 2009. - 2009. - № 1. - С. 7-28. - Этот же материал под загл. "Основ. положения проекта гос. образоват. стандарта (извлечения)" опубл. в журн.: ОБЖ. - 2009. - № 1. - С. 3-9. Этот же материал под загл. "Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность" опубл.: Учит. газ. - 2008. - 7 окт.(№ 41). - С. 16-17.
  2.  Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. Под ред. Э.М Щагина М.          «Просвещение», 1991 г.
  3.  Данилов А.А. История России ХХ век: Учеб. кн. для 9 кл.

  общеобразоват. учреждений/Л.Г.Косулина.М.: Просвещение, 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-го класса...

Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.

Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....

Конспект урока “Живой символ Новой Зеландии” (“A living symbol of New Zealand”)

Урок, комбинированный с использованием ИКТ и  приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в 8-м классе ( (УМК "Английский язык". "Новый курс английско...

Конспект урока по Истории Нового времени "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

Цель урока: проследить динамику освободительного движения в Италии; познакомить учащихся с различными направлениями Итальянского освободительного движения....

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Предпосылки Первой мировой войны".

Конспект урока по истории нового времени 9 класс "Новый империализм. Пердпосылки Первой мировой войны"....

Конспект урока проведения праздника "Новый год (Рождество) "в 3 классе.

Предлагаю план-конспект уока проведения праздника Новый Год в 3 классе с творческими конкурсами и интеерсными заданиями....

Конспект урока "Европейцы в Новом свете"

Конспект урока "Европейцы в Новом свете"...