"История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Статья  раскрывает деятельность Государственной Думы, как первом опыте русского парламента. Раскрыты  плюсы и минусы российского представительства. его характере и особенностях. С  появлением Государственной Думы политическая система Российской империи получила возможность развиваться  в сторону конституционной монархии.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_9.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каргина Валентина Федоровна учитель истории и обществознания

филиала МБ ОУ Наруксовской СОШ - Азрапинская ОШ.

Урок по истории в 9 классе.

Тема: История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы

Цель урока:

сформировать у учащихся представление о политических итогах первой революции в России, главными из которых было создание первого представительного законодательного органа Государственной Думы и появление системы политических партий;

уяснить, что в результате появления Государственной Думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционизировать в сторону конституционной монархии;

раскрыть плюсы и минусы российского представительства.

Основные знания: основные положения Манифеста 17 октября1907г, суть российской избирательной системы; изменения в политической системе Российской империи.

Основные понятия: конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа партии, тактика, социалисты, традиционалисты, курии.

 

Тип урока: комбинированный

План урока:

1.Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905г.

2.Формирование партий (монархические и либеральные).

3.Государственная Дума:

- деятельность I Думы;

- деятельность II Думы;

- деятельность  III Думы;

- деятельность IV Думы.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Учитель.

1.Какие проблемы в экономической и политической жизни империи, на ваш взгляд, могли вызвать революцию?

2.Сформулируйте определение этого понятия.

3. Можно ли считать, что революция была неизбежна?

Работа с документами.

О каких двух вариантах выхода из революции идет речь в документах? 2. Как вы думаете, почему Николай II был вынужден принять вариант, предложенный С.Ю.Витте   Из доклада С. Ю. Витте Николаю II 18 марта 1905 г.

Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этих волнений, несомненно, лежат глубже... Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы.

  Вернувшийся 16 сентября 1905г. из Америки С.Ю.Витте после заключения там мирного договора с Японией был потрясен стремительным перерастанием политической смуты в революцию. Он заявил Николаю II, что есть только два способа превозмочь смуту – либо путем диктатуры и подавления ее силой, пойдя на уступки путем превращения России в конституционное правовое государство.

   О каких двух вариантах выхода из революции идет речь?

В силу сложившейся ситуации, угрожавшей самому существованию самодержавия, царь согласился на второе. И 17 октября 1905г. самодержцем всероссийским был подписан, подготовленный Витте  Манифест ( особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению), который содержал три основных пункта. Работа с документ в учебнике на стр.36-37 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина).

1.Обещание либеральных свобод;

2.Демократизация выборов в Государственную думу и придание ей законодательных функций;

3.Государственный совет преобразован в верхнюю палату, обладающую правом утверждения (неутверждения) решений нижней думы…

 Значение Манифеста 17 октября 1905г.

-ограничение самодержавной власти царя;

- образование политических партий в России;

- складывание парламентаризма.

 11 декабря 1905г. в разгар вооруженного восстания в Москве, был издан указ о выборах в Государственную думу.

Курии

Число избирателей на одного выборщика

Землевладельческая

Городская

Крестьянская
рабочая

2000

7000

30 000

90 000

 

1.О какой особенности избирательной системы Российской империи свидетельствуют данные таблицы?

2.Какие категории населения были лишены избирательных прав?

Вывод: результатом стало сохранение сословно – куриального принципа и выборы становились многоступенчатыми. Подобный принцип давал очевидные преимущества состоятельным слоям населения, но с другой стороны, гарантировал присутствие в Государственной думе действительных рабочих и крестьян, а не тех, кто лишь выступал от их имени.

2. Формирование партий (монархические и либеральные).

   К началу 1905г. существовало несколько политических объединений, имевших характер политической партии и действовавших нелегально. Наиболее значительными  общероссийскими  было две: партия социалистов – революционеров («эсеры») – лидер В.М.Чернов, и Российская социал – демократическая рабочая партия («эсдеки»). В 1903г. на II съезде в Брюсселе произошел раскол на «большевиков» во главе с В.И.Лениным и на «меньшевиков» во главе с Мартовым (Цедербаум Юлий Осипович).

  С конца 1905г. начали возникать партии либеральной и охранительной направленности, действовавшие уже легально. В октябре 1905г. в Москве состоялся первый учредительный съезд Конституционно-демократической партии, принявший программу и устав. Эта партия- крупнейшее объединение российского либерализма. «Для широкого пользования» установила и другое название: «Партия народной свободы», в обиходе ее называли «кадетской», а  членов «кадетами». Лидер П.Н.Милюков.

  Второй крупнейшей партией либеральной ориентации был «Союз 17 октября» (октябристы»), организованно оформившийся в 1906г. ЛидерА.И. Гучков.

  В конце 1905г. в Петербурге возникла правая монархическая организация «Союз русского народа», возглавляемая В.М.Пуришкевичем.

 Большинство левых партий, кроме меньшевиков, считали, что революция будет развиваться по восходящей линии, пока не завершиться свержение самодержавия. Поэтому они байкотировали выборы в I Государственную думу.

3.Государственная Дума

Выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. Работа со схемой в учебнике на стр. 41.

  Открытие думы стало крупным общественным событием; его подробно описывали все газеты. Накануне заседаний первой сессии делегаты Государственной думы и Государственного совета были приняты в Георгиевском зале Зимнего дворца императором, который обратился к ним с речью: «С пламенной верой в светлое будущее России  Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

Какие надежды возлагал царь на депутатов?

Царь выражал надежду, что думцы отдадут «все свои силы на самоотверженное служению Отечеству, для выяснения нужд столь близкого Моему сердцу крестьянства, просвещения народа, благосостояния. Государству необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права».

  Местом заседания думы был определен старый Таврический дворец. Во второй половине дня 27 апреля 1906г. после краткого молебна она приступила к работе и сразу же выказала свое  радикальное настроение. Сообщение ученика о первой думе.

  Буквально с первых часов своды Таврического дворца стали оглашать призывы и декларации радикального характера: объявить амнистию, создать ответственное правительство, ввести всеобщее избирательное право, наделить крестьян землей. Депутаты хотели всего и сразу, и это делало Думу больше похожей на антиправительственный митинг, чем на работу серьезного и ответственного государственного органа.

  Царь был категорическим противником всех форм отчуждения собственности, не без основания считая, что потакание низменным инстинктам толпы безответственно, что какое либо покушение на незыблемость прав собственности чревато непредсказуемыми социальными потрясениями, что любое «частичное изъятие» создаст сокрушительный прецедент. Правительство болезненно реагировало на направление деятельности Государственной думы и 20 июня выступило с заявлением. В котором говорилось о неприкосновенности частной собственности на землю. 9 июля 1906г. Первая Государственная дума была распущена и объявлены новые выборы.

  Работа со схемой в учебнике на стр.42.

Выборы во вторую Государственную думу проходили  вначале 1907г. и первая сессия открылась 20 февраля 1907г. (сообщение учащегося).

  3 июня 1907г был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении «Положения о выборах» (сообщение учащегося). Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота. Это решение противоречило основным законам империи, гласившим, что изменять избирательный закон можно только с согласия  Думы, (сообщение учащегося).

Новый избирательный закон 3 июня 1907г., принятый в нарушение установленного Манифестом 1905г. порядка, без рассмотрения в Думе, изменил пропорции представительства групп избирателей в пользу землевладельцев (помещиков). Это обеспечило успех консервативным партиям на выборах в III государственную думу. Неудачный опыт кратковременного существования первых двух Дум обострил дискуссии в правящих кругах России о характере избираемого представительства и его нужности.

Среди депутатов находились такие люди, кто честно смотрел правде в глаза, к ним относился П.А.Столыпин. Основной целью он считал создание «великой России». Работа со схемой стр.51. Подобный состав Думы в целом устраивал правительство. Благодаря этому она проработала полный срок-5 лет. Расклад голосов был таким. Все решала позиция центра – октябристов. Она получила название «октябристского маятника». Когда в Думе принималось решение реакционного характера, октябристы поддерживали монархически настроенных черносотенцев; когда нужно было принимать законопректы, связанные с экономическими преобразованиями. Октябристы образовывали лево-октябристский блок и при голосовании получали большинство.

   В июне 1912г. истекли полномочия III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную думу. Заседание открылось 15 ноября 1912г. Председателем ее в течение пяти лет до 25 февраля 1917г. был октябрист М.В.Родзянко. В начале 1917г.

IV Государственная дума, прекратила свое существование.

   России потребовалось долгих 76 лет, чтобы возродить практику парламентаризма. В декабре 1993г. прошли всеобщие равные выборы на многопартийной основе в высший законодательный орган власти. С 1994г. начала работу V Государственная дума.

Закрепление: задание рабочая тетрадь стр.27 -28.

Домашнее задание; & 5,& 7.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России....

Деятельность I и II Государственной Думы Российской империи

Презентация может быть использована в качестве сопроводительного материала при изучении Первой российской революции....

Всероссийская акция «Тест по истории Великой Отечественной войны» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ)- 2018г..

Итоговая таблица работа площадки МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского" Всероссийская акция «Тест по истории Великой Отечественной войны» (федеральный проект Молодёжного ...

Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ)- 2017г

Итоговая таблица работы площадки МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского" Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента пр...

Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ)- 2018г

Итоговая таблица работы площадки МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского" Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента пр...

Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ)- 2016

Итоговая таблица работы площадки МБОУ "Мужевская СОШ мсени Н.В. Архангельского" Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента при Гос...

Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ)- 2017г.

Итоговая таблица работы площадки МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского" Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» 2017г....