Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».
план-конспект урока (история, 11 класс) по теме

Угольникова Елена Владимировна

Конспект урока по теме «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России». К 105 – летию Государственной Думы в России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Государственная Дума XX столетия и Дума новой России».

К 105 – летию Государственной Думы в России.

Цели урока:

образовательные – вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, развитие интереса к познанию истории России, изучению истории российского парламентаризма;

воспитательные – воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны, уважения к ценностям демократии, воспитание граждан, которые будут сознательно и грамотно участвовать в политической жизни страны, обладающих правовой и политической культурами.

Задачи урока:

  1. Обобщение знаний о деятельности дореволюционной российской Государственной Думы, актуализация знаний учащихся по истории современной России, представлений о деятельности российского парламента, Конституции РФ.
  2. Развитие умений и навыков работы с различными видами исторических источников.
  3. Развитие информационной компетенции учащихся.
  4. Развития умения анализировать исторический материал, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Компетентности:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. – продолжить формирование гражданской позиции учащихся и нравственных качеств личности.

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Оформление: Государственные символы России, портреты политических деятелей (председатели Государственных Дум I – IV созывов) Для создания эмоционального фона используются фрагменты записи музыкальных произведений

Эпиграф урока:

«Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа»

(Б.Н. Чичерин).

План.

I. Путь к Государственной Думе.

II. Судьба дореволюционных Дум.

III. Дума новой России.

Вступительное слово учителя. (звучит музыка, вальс «На сопках Манчжурии»)

Каждая страна идет к демократии своим, особым путем. Всегда – непростым, тернистым. Чужой опыт демократического развития невозможно повторить, тем ценнее собственный опыт. Внимание к нашим историческим корням, уважение к делам предшественников является обязательным условием успешного развития страны в XXI веке. Забота о завтрашнем дне Российского государства и российской демократии заставляет рассматривать современную политическую систему России с учетом исторического опыта развития российского парламентаризма.

Оказывается, наши соотечественники не очень хорошо знают историю российского парламентаризма. В выступлении Председателя ГД Б.В.Грызлова на конференции в МГУ, посвященной 100 – летию российского парламента, приведены такие данные. По результатам опроса о деятельности дореволюционной ГД знают только 20% наших граждан. Поэтому нынешний юбилей – прекрасный повод не только вспомнить о деятельности дореволюционного парламента, но и расширить наши представления о работе, как дореволюционного парламента, так и современного. 

Сообщение темы урока: «Государственная Дума начала XX столетия и Дума новой России».

Б.Н. Чичерин, известный юрист, историк, профессор государственного права Московского университета в своей книге «История политических учений», писал «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа». В течение урока, подумайте, согласны ли вы с мнением Бориса Николаевича?

Хотя история российского парламентаризма насчитывает только 105 лет, в нашу жизнь, в наш лексикон давно вошли и стали привычными такие слова, как конституция, президент, кандидат, кворум.

Вопрос: Известно ли вам, первоначальное значение и происхождение этих слов? Давайте начнем работать с таблицей.

Таблица «Первоначальное значение и происхождение этих слов».

После заполнения учащимися таблицы учитель показывает правильный ответ. Взаимопроверка и взаимооценка. За правильный ответ каждый ученик получает красный кружок, за неправильный – черный. Пустые кружки оставлены рядом с таблицей.

«Первоначальное значение и происхождение этих слов»

термин

первоначальное значение и происхождение этих слов

конституция, президент, кандидат, кворум

эти слова пришли к нам из Древнего Рима.

конституция

«устройство»

президент

«сидящий впереди»

кандидат

происходит от названия белоснежной тоги (кандиды), которую носили римские претенденты на государственные и общественные должности

кворум

В римском сенате о количестве сенаторов, достаточном для принятия решения, говорили: «Quorum pracsentia sufficit», что в переводе означает «Коих присутствие достаточно». Первое слово этой фразы «кворум» стало обозначать количество участников заседания, достаточное для принятия правомочного решения

- Эти слова пришли к нам из Древнего Рима.

В переводе с латыни «конституция» – «устройство», «президент» – «сидящий впереди».

- Слово «кандидат» происходит от названия белоснежной тоги (кандиды), которую носили римские претенденты на государственные и общественные должности.

- В римском сенате о количестве сенаторов, достаточном для принятия решения, говорили: «Quorum pracsentia sufficit», что в переводе означает «Коих присутствие достаточно». Первое слово этой фразы «кворум» стало обозначать количество участников заседания, достаточное для принятия правомочного решения.

Эти знания помогут вам в дальнейшем лучше понять устройство государственной власти не только в России, но и за рубежом.

Фронтальный опрос.

Проведем небольшой экскурс в историю.

Вопрос: Где и когда в странах Западной Европы возникли первые представительные учреждения (парламенты)?

(Парламент впервые был образован в Англии в 1265 г., а Генеральные штаты – высшее сословно – представительное учреждение во Франции в 1302 года).

Но предлагаю обратиться к нашей отечественной парламентской истории. Истоки российского парламентаризма уходят корнями в далекое прошлое. Явление парламентаризма в той или иной форме присуще каждой демократической стране.

Современные представительные органы власти так или иначе выросли из традиционных народных собраний, присущих еще первобытнообщинным отношениям. В последствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства Киевской Руси и ряде других раннефеодальных государственных образований.

Вопрос: А когда в России появилось представительное учреждение?

(При Иване III, судебник 1497 года – первый кодекс законов единой России закрепил единое устройство и управление в государстве. Высшим учреждением была Боярская Дума – постоянный сословно – представительный – орган аристократии при великом князе.)

Учитель: Одним из представительных органов власти в России в XVI – XVII веках был Земской собор. Что это такое?

(Высшее сословно – представительное учреждение, появившиеся при Иване Грозном в 1549 году. В компетенцию Собора входили вопросы войны и мира, присоединение новых земель, сбора финансовых – средств и т.д.)

Вопрос: Какие русские цари были избраны на Земских соборах?

(Соборы 1598 года и 1613 года избирали царей Бориса Годунова и Михаила Романова.)

Учитель: Эпоха Петра I характеризуется отрицанием парламентаризма верховной власти и окончательным формированием абсолютной монархии в форме императорской власти.

III этапом стало время правления Екатерины II (XVI – XVIII века). В этот период Екатерина пытается усовершенствовать систему самодержавной власти в России, ее реформы приводят к учреждению Комиссии из ряда выбранных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) для выработки нового Свода законов Российской империи – Уложения (1767 г.). Это была робкая попытка создания представительного органа власти.

А реформа местного управления привела к тому, что в городах были созданы городские думы, как распорядительные органы самоуправления, действовавшие под надзором губернатора избиравшиеся из различных категорий городского населения.

«Заседание в Грановитой палате Московского Кремля Комиссии по составлению проекта нового Свода законов - Уложения. 1767 г»

IVэтап можно отнести к эпохе Александра I. В этот период, его политику во многом определяла деятельность Михаила Михайловича Сперанского. Всеобщий план государственного преобразования привел к созданию высшего законосовещательного органа – Государственного совета (1810 г.) и выборного законодательного органа – Государственной Думы, однако предложение Сперанского не было поддержано царем Александром I и его ближайшем окружением.

Vэтап – эпоха «Великих реформ» Александра II. В этот период были созданы новые выборные сословно – представительные учреждения – земские собрания в уездах и губерниях.

Заседание Государственного совета. Репин И.Е. (1901-1903)

Подводя итоги исторической справки, хочется отметить, что осмысление зарубежного опыта парламентаризма и размышления о его приемлемости в российских условиях стали важным направлением в развитии общественно – политической мысли в России в XIX – начале XX века. Когда же в начале XX века в Российской империи стали формироваться первые политические партии, то большую популярность обрёл лозунг за создание в России народного представительства как национальной формы парламентаризма.

Учитель: Сегодняшняя Дума является исторической преемницей Государственной Думы начала XX века. Её торжественное открытие состоялось в Петербурге 105 лет назад 27 апреля 1906 года. Это событие стало началом российского парламентаризма, развитие которого оказалось трудным и драматичным. 

Учитель: Государственная Дума в России учреждалась Манифестом от 6 августа 1905 г. Дума была названа «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г. Булыгина, разработавшего ее проект.

Работа с документом

Задание: Прочитав Манифест от 6 августа 1905 г., объясните, какими полномочиями должна была обладать образованная Дума?

- Дума должна была стать законосовещательным органом.

Учитель: Дума создавалась для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к верховной самодержавной власти». Проект законосовещательной думы уже никого не удовлетворял, тем более что революция ширилась. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, Николай II объявил Манифест 17 октября 1905 года, которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.

Учитель: Манифест 17 октября 1905 г. стал следующим этапным документом на пути создания российского парламента.

I. Путь к Государственной думе.

Манифесте «даровал» населению гражданские права и свободы и Думу, наделённую законодательными полномочиями. В дни московского вооружённого восстания был издан указ, регламентирующий выборы в государственную думу.

Работа с документом.

Задание: Какие изменения в политической жизни российского общества должны были произойти согласно этому документу?

(Учащиеся знакомятся с текстом документа, ищут ответ на вопрос)

Ответы:

Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:

1. Общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;

2. Объявил о выборах в Государственную Думу и их демократизации;

3. Придал Государственной Думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Итак, после обнародования Манифеста, Россия из самодержавной монархии должна превратиться в парламентарное государство с представительным законодательным органом – Государственной Думой; подданные Российского императора, приобретая гражданские и политические права, становятся гражданами. Легализуется деятельность существующих партий, появляются новые.

Учитель: 11 декабря 1905 г. издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей.

Работа с Манифестом. Работа со схемой выборов. Беседа по документу.

Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную Думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не принимали участие женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий. Выборы не были равными: каждое сословие имело свои нормы представительства. Выборы не были прямыми: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались сроком на 5 лет.

Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодёжь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства.

Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян – четырёхстепенные, для рабочих – трёхстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет.

Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Государственный совет, наделив его также законодательными функциями. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем государственным советом и только потом поступал на подпись царю.

Император в перерывах между сессиями Думы мог издавать законы и распускать Думу до истечения пятилетнего срока её полномочий.

Закрепление. Если утверждение верно, встает 1 вариант, если утверждение неверное – 2 вариант.

1. Население страны делилось на 4 избирательные курии. (верно)

2. Название избирательных курий: городская, крестьянская, рабочая. (верно)

3. Выборы были всеобщими. (неверно)

4. В них не могли участвовать: купцы, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. (неверно)

5. Не были они и равными. (верно)

6. Члены ГД избирались сроком на 7 лет. (неверно)

II. Судьба дореволюционных Дум.

Учитель: I и II Государственные Думы просуществовали недолго. Первая Дума с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.

Председатель кадет Сергей Андреевич Муромцев

кадеты – 179

трудовики – 97

октябристы – 16

социал-демократы – 18

63 председателя национальных меньшинств

105 беспартийных

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. 5 мая 1906 года Дума потребовала амнистии политических заключённых, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казённых, удельных и монастырских земель.

Через 8 дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмёл все требования и потребовал отставки, выразив полное недоверие.

Вторая Дума просуществовала по июль 1907 года, председателем был Фёдор Александрович Головин.

Во всех четырёх думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово – промышленная буржуазия, городская интеллигенция и крестьянство.

Третья Государственная дума, 1907 – 1912 гг.

Четвёртая Государственная дума, 1912 – 1917 гг. Это годы существования этого органа власти.

Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1917 года по июль 1912 года. Состоялось 5 сессий.  

Председателем Думы избрали октябриста Николая Алексеевича Хомякова, в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник Александр Иванович Гучков.

Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период – канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий.

Председателем четвертой думы весь период ее работы был крупный Екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист Михаил Владимирович Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. 

Практическая работа по вариантам. Составить диаграммы, отражающие партийный состав ГД. Учащиеся анализируют статистическую схему «Партийный состав Государственных дум» и отвечают на вопросы:

1 вариант – 1 ГД

2 вариант – 2 ГД

3 вариант – 3 ГД

4. вариант – 4 ГД

Просмотр видеофрагмента «Романовы. Венценосная семья». Заседание ГД.

Задание: Попробуйте понять заседание Думы какого созыва проходит?

- Четвертой. Как определили? Председатель – Родзянко.

Объясните, почему…

1 Думу в народе называли «Думой народных надежд»,

2 Думу прозвали «обречённой»,

3 Думу – «Думой недостаточной достаточности,

4 Думу – «парадоксом истории»?

В ходе коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что 1 – ю думу назвали «Думой народных надежд», так как верили, что она станет настоящим представительным органом власти народа. 2 – я дума была «обречена» из – за своего партийного состава, так как здесь большой процент занимали левые партии, вставшие в оппозицию к правительству. 3 – я дума имела все шансы планомерно решать стоящие перед Россией проблемы, однако, главный – аграрный вопрос остался нерешенным. 4 – я дума стала «парадоксом истории», так как после свержения самодержавия она добровольно отказалась от власти, передав её большевикам.

III. Дума Новой России.

Возрождение надежд происходит в 90 – е годы. В политический словарь вновь вернулись забытые на долгие десятилетия слова «Государственная Дума».

Вопрос: Какой документ определяет порядок работы и взаимодействия государственных органов, порядок деятельности парламента РФ?

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г.

Самостоятельная работа с текстом Конституции. Заполнение слепых схем.

I группа.

На основании статьи 11 Конституции РФ: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» определить место и название российского парламента.

Парламент РФ — Федеральное Собрание.

Федеральное Собрание является носителем суверенитета, единственным источником законодательной власти в стране, выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа.

Вопрос: Какому государственному органу подчиняется парламент РФ?

Никакому.

Вопрос: Объясните, что значит представительный и законодательный орган власти?

Парламент представляет народ России, на него возложена функция создания правовых актов высшей юридической силы. Это единственный орган федеральной законодательной власти.

II группа.

Задание: Глава 5. Федеральное Собрание. Прочитайте ст.ст. 94 – 100 Конституции РФ. Составьте схему российского парламента с указанием способов формирования.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата самостоятельна, подчинение отсутствует. Каждая палата имеет свои полномочия. Совет Федерации выражает интересы субъектов РФ, а ГД призвана представлять интересы населения страны в целом. В ГД депутаты избираются, а Совет Федерации формируется путем назначения и избрания.

Председатель Совета Федерации – Матвиенко Валентина Ивановна

Задание: назовите принципы, на основе которых осуществляются выборы в ГД, и избирательную систему.

Выборы в ГД проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Применяется пропорциональная система.

Председатель: Нарышкин Сергей Евгеньевич – Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Дата начала полномочий: 4 декабря 2011 года (шестой созыв)

III Группа.

Задание: Прочитайте ст.ст. 104 – 108 Конституции РФ, нарисуйте схему «Как рождается закон».

Политические традиции, заложенные в России в начале XX века, продолжаются. Преемственность российской истории отражают слова Государственного Гимна Р.Ф.:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная

Славься, страна! Мы гордимся тобой.

VI. Закрепление материала.

Продолжите фразу!

  • Главный изъян демократии в том, что только партия, лишенная власти, знает, как … Лоренс Питер
  • Каждый имеет право на ошибку, а чтобы каждый мог этим правом воспользоваться,… Из книги Э. Макензи «14000 фраз...»
  • Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые… Джордж Джин Нейтан, американский критик
  • Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и… Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи

Ответы

  • Главный изъян демократии в том, что только партия, лишенная власти, знает, как /управлять страной. Лоренс Питер
  • Каждый имеет право на ошибку, а чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, / проводятся выборы. Из книги Э. Макензи «14000 фраз...»
  • Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые/ не голосуют. Джордж Джин Нейтан, американский критик
  • Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и/ до выборов. Отто фон Бисмарк, канцлер Германской империи

V.Итог урока.

Мы изучили основные этапы развития российского парламентаризма, структуру и полномочия современной представительной власти, и теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: согласны ли вы с утверждением Б. Н. Чичерина «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа»?

- Согласны, так как парламентаризм может возникнуть лишь в определенной общественной среде, он является закономерным этапом в развитии государства и индикатором демократии. 

- при каких условиях парламентаризм будет являться индикатором демократии?

- при наличии демократического режима и развитого гражданского общества.

Сегодня на уроке речь шла о прошлом и настоящем парламентской демократии в нашей стране. История российского парламентаризма не такая уж и долгая. Мы уже говорили о значении дореволюционного опыта работы ГД. Изучение истории, знание наших исторических приоритетов помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, обогащает существующую политическую практику.

Мы живем с вами в непростое время, это время реформ, время строительства демократического российского государства. Нашему обществу, нашей власти постоянно приходится искать ответы на все новые и новые вызовы современности, решать труднейшие задачи.

Парламент – это площадка, где может вестись продуктивный диалог между обществом и властью. Можно с уверенностью сказать, что российский парламентаризм, его история, сегодняшний день – это значимая составная часть и общемирового процесса политического развития.

Мы с вами, тоже являемся частью гражданского общества, а поэтому вы как, как граждане России, ее будущее, уже сейчас должны интересоваться политическими процессами, событиями, происходящими в России и мире и формировать свою, активную гражданскую позицию, иметь свое мнение и уметь его отстаивать.

Домашнее задание.

Применение Дальтон технологии: принцип самостоятельности: учащиеся получают дифференцированное задание, объясняя его на уроке: ученики дома выполняют выбранную работу, могут обратиться за помощью к взрослым)

1. Проблемное задание. В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями: голосованием на выборах и созданием организованных общественных групп. Как вы думаете, какой путь в России является более эффективным? Ответ обоснуйте.

2. Составить синквейн, используя слова по теме.

3. Составить вопросы для викторины «Развитие парламентаризма в России»

4. Подготовить предложения по улучшению работы российского парламента в сфере молодежной политики государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Разработка урока по теме "Государственная Дума РФ"

Разработка урока по теме "Государственная Дума РФ". 11 класс...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")

Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...

План-конспект урока по теме "Думай глобально - решай локально..."

Конспект урока "Думай глобально - решай локально" можно использовать в 11 классе при изучении темы "Глобальные экологические проблемы"...