Разработка урока по теме "Государственная Дума РФ"
методическая разработка (история, 11 класс) по теме

Угольникова Елена Владимировна

Разработка урока по теме "Государственная Дума РФ". 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема: «Государственная Дума XX столетия  и

Дума новой России».

К 105 – летию Государственной Думы в России.

Подготовила:

Угольникова Е.В.

учитель истории

МБОУ – СОШ №1 п. Степное

Советского района

Саратовской области

Тема: «Государственная Дума XX столетия  и

Дума новой России».

К 105 – летию Государственной Думы в России.

Цель:

 - привлечь внимание учащихся к одному из важнейших явлений общественной жизни России – парламентаризму, выделив истоки его составления и проследив преемственность традиций.

- продолжить формирование гражданской позиции учащихся и нравственных качеств личности.

Оформление: Государственные символы России, портреты политических деятелей (председатели Государственных Дум I – IV созывов) Для создания эмоционального фона используются фрагменты записи музыкальных произведений

Эпиграф урока:

«Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа»

(Б.Н. Чичерин).

План.

  1. Путь к Государственной Думе.
  2. Судьба дореволюционных Дум.
  3. Дума новой России.

Вступительное слово учителя.

( звучит музыка, вальс «На сопках Манчжурии»)

Каждая страна идет к демократии своим, особым путем. Всегда – непростым, тернистым. Чужой опыт демократического развития невозможно повторить, тем ценнее собственный опыт. Внимание к нашим историческим корням, уважение к делам предшественников является обязательным условием успешного развития страны в XXI веке. Забота о завтрашнем дне Российского государства и российской демократии заставляет рассматривать современную политическую систему России с учетом исторического опыта развития российского парламентаризма.

Оказывается, наши соотечественники не очень хорошо знают историю российского парламентаризма. В выступлении Председателя ГД Б.В.Грызлова на конференции в МГУ, посвященной 100 – летию российского парламента, приведены такие данные. По результатам опроса о деятельности дореволюционной ГД знают только 20% наших граждан. Поэтому нынешний юбилей – прекрасный повод не только вспомнить о деятельности дореволюционного парламента, но и расширить наши представления о работе, как дореволюционного парламента, так и современного. 

Сообщение темы урока: «Государственная Дума начала XX столетия и Дума новой России».

Эпиграфом нашего занятия будут слова философа, историка, публициста и общественного деятеля Бориса Николаевича Чичерина «Парламентское правление служит признаком политической зрелости народа».

Хотя история российского парламентаризма насчитывает только 105 лет, в нашу жизнь, в наш лексикон давно вошли и стали привычными такие слова, как конституция, президент, кандидат, кворум.

Вопрос: Проведем небольшой экскурс в историю. Известно ли вам, первоначальное значение и происхождение этих слов?

- Эти слова пришли к нам из Древнего Рима.

В переводе с латыни «конституция» – «устройство», «президент» – «сидящий впереди».

- Слово «кандидат» происходит от названия белоснежной тоги (кандиды), которую носили римские претенденты на государственные и общественные должности.

- В римском сенате о количестве сенаторов, достаточном для принятия решения, говорили: «Quorum pracsentia sufficit», что в переводе означает «Коих присутствие достаточно». Первое слово этой фразы «кворум» стало обозначать количество участников заседания, достаточное для принятия правомочного решения.

Но предлагаю обратиться к нашей отечественной парламентской истории. Истоки российского парламентаризма уходят корнями в далекое прошлое.

Задание: Назовите политические структуры, которые на протяжении многовековой истории России служили диалогу между властью и обществом.

- Вече, боярские думы, Земские соборы, выборы депутатов «изо всех уездов и городов империи» в Уложенную комиссию, выборные городские органы власти, земские собрания.

Вопрос: Когда в России зарождается идея парламента как регулярно действующего законодательного представительного органа власти?

- В начале XIX века М.М.Сперанский разработал проект политической реформы, который предусматривал создание выборной Думы. В проекте российской конституции Н.Н.Новосильцева предусматривалось создание представительного органа. Идеи декабристов. Проект М.Т.Лорис – Меликова предусматривал создание комиссии выборных от земств и городских дум для разработки законопроектов.

Учитель: Опыт исторического развития, безусловно, учитывался при создании российского парламента в начале XX века. Само название «Государственная Дума» говорит об этой преемственности.

Учитель: Сегодняшняя Дума является исторической преемницей Государственной Думы начала XX века. Её торжественное открытие состоялось в Петербурге 105 лет назад 27 апреля 1906 года. Это событие стало началом российского парламентаризма, развитие которого оказалось трудным и драматичным. 

Вопрос: Когда в России было официально учреждено народное представительство?

- Манифестом от 6 августа 1905 г.

Задание: Работа с документом

Прочитав Манифест от 6 августа 1905 г., объясните, какими полномочиями должна была обладать образованная Дума?

- Дума должна была стать законосовещательным органом.

Учитель: Но выборы в эту Думу не состоялись, т.к. осень 1905 г. – пик первой русской революции. Стране нужен был представительный орган, обладающий реальной властью.

Учитель: Следующим этапным документом на пути создания российского парламента станет Манифест 17 октября 1905 г.

I. Путь к Государственной думе. Итак, каков же был путь к Государственной думе.

Сообщение учащегося.

Вступление на престол Николая II (1894 г.) ознаменовалось бурными событиями: обращение к нему земских деятелей с пожеланием о привлечении выборных людей к управлению государством, неудачи в русско – японской войне и активизация либеральных оппозиций с выдвижением требованием политических свобод и народного правительства. А также начало Первой русской революции 9 января 1905 г. и последующий подъём революционной борьбы. Далее частичные уступки со стороны властей. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал указ о возможности подавать прошения на имя царя об усовершенствовании государственного благоустройства и рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений.

В этой ситуации, впервые в истории самодержавия, на царя было оказано беспрецедентное давление со стороны некоторых министров и членов императорской фамилии.

17 октября 1905 года Николай II подписал манифест, в котором "даровал" населению гражданские права и свободы и Думу, наделённую законодательными полномочиями. В дни московского вооружённого восстания был издан указ, регламентирующий выборы в государственную думу. Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:

– Общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;

– Объявил о выборах в Государственную Думу и их демократизации;

– Придал Государственной Думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Задание: Работа с документом.

Учитель: Какие изменения в политической жизни российского общества должны были произойти согласно этому документу?

(Учащиеся знакомятся с текстом документа, ищут ответ на вопрос)

Учитель: Итак, после обнародования Манифеста, Россия из самодержавной монархии должна превратиться в парламентарное государство с представительным законодательным органом – Государственной Думой; подданные Российского императора, приобретая гражданские и политические права, становятся гражданами. Легализуется деятельность существующих партий, появляются новые.

Учитель: 11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу», которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Работа с Манифестом. Работа со схемой выборов. Беседа по документу.

Всё население страны делилось на 4избирательных курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую.

Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодёжь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства.

Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян – четырёхстепенные, для рабочих – трёхстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет.

Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Государственный совет, наделив его также законодательными функциями. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем государственным советом и только потом поступал на подпись царю.

Император в перерывах между сессиями Думы мог издавать законы и распускать Думу до истечения пятилетнего срока её полномочий.

Закрепление. Если утверждение верно, встает 1 вариант, если утверждение неверное – 2 вариант.

1. Население страны делилось на 4 избирательные курии. (верно)

2. Название избирательных курий: городская, крестьянская, рабочая. (верно)

3. Выборы были всеобщими. (неверно)

4. В них не могли участвовать: купцы, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. (неверно)

5. Не были они и равными. (верно)

6. Члены ГД избирались сроком на 7 лет. (неверно)

II. Судьба дореволюционных Дум.

Учитель: I и II Государственные Думы просуществовали недолго. Первая Дума с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.

Председатель кадет С.А.Муромцев

кадеты – 179

трудовики – 97

октябристы - 16

социал-демократы – 18

63 председателя национальных меньшинств

105 беспартийных

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. 5 мая 1906 года Дума потребовала амнистии политических заключённых, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казённых, удельных и монастырских земель.

Эту Думу в народе прозвали «Дума народного гнева». Через 8 дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмёл все требования и потребовал отставки, выразив полное недоверие.

Вторая Дума просуществовала по июль 1907 года, председателем был Фёдор Александрович Головин.

Во всех четырёх думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазия, городская интеллигенция и крестьянство.

Третья Государственная дума, 1907 – 1912 гг.

Четвёртая Государственная дума, 1912 – 1917 гг. Это годы существования этого органа власти.

Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1917 года по июль 1912 года. Состоялось 5 сессий.  

Председатели Думы избирали октябриста Н.А. Хомякова, в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков.

Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период – канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий.

Председателем четвертой думы весь период ее работы был крупный Екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В. Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. 

- Просмотр видеофрагмента «Романовы. Венценосная семья». Заседание ГД.

Задание: Попробуйте понять заседание какой по счету Думы проходит?

- Четвертой. Как определили? Председатель – Родзянко.

Практическая работа по вариантам. Составить диаграммы, отражающие партийный состав ГД. Учащиеся анализируют статистическую схему «Партийный состав Государственных дум» и отвечают на вопросы:

1 вариант – 1 ГД

2 вариант – 2 ГД

3 вариант – 3 ГД

4. вариант – 4 ГД

III. Дума Новой России.

Возрождение надежд происходит в 90-е годы. В политический словарь вновь вернулись забытые на долгие десятилетия слова «Государственная Дума».

Самостоятельная работа с текстом Конституции:

III. Вопрос: - Самостоятельная работа с текстом Конституции:

I группа – V глава Конституции РФ

II группа – Совет Федерации. Государственная Дума.

III группа – Функции парламента, Государственной Думы.

Самостоятельная работа – парламент России

Парламент России, как и в других странах, является общенациональным представительным и законодательным органом, действует в системе государственных властей, согласно принципу их деления. В Федеральных государствах организуются 2-х партийные парламенты – роль палаты Федерального собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации.

2 – я палата – Государственная Дума – призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом (ст. 105 Конституции РФ п.5 стр.34).

Местное самоуправление - обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распределения муниципальной собственности.

Сегодня это нижняя палата российского парламента – Федерального собрания.

Выборы в Думу происходили в 1993, 1995, 1999, 2000 гг.

Поскольку Россия является федерацией, у каждого субъекта РФ имеются свои законодательные органы власти. В Саратовской области, как и в некоторых других регионах, это областная дума. Существуют также законодательные Думы муниципальных образований.

Политические традиции, заложенные в России в начале XX века, продолжаются. Преемственность российской истории отражают слова Государственного Гимна Р.Ф.:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная

Славься, страна! Мы гордимся тобой.

Закрепление.

Составить кластер «Чему учит опыт деятельности Государственной Думы»?

Чему учит опыт деятельности Государственной Думы?

Ответ: Урок первый. Парламентаризм в России был «нежеланным ребёнком» для правящих кругов.

Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

Ответ: Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по – хозяйски забывать и сегодня.

Итог урока.

Сегодня подводя итог нашему уроку о Государственной Думе России.

Я хотела бы отметить, что появление в России первого парламентского учреждения Думы, несмотря на различные ограничения стало шагом вперёд в деле превращения самодержавной монархии в монархию ограниченную, конституционную.

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Несмотря на ограниченность прав Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти долга Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоёв населения.

В настоящее время российский парламент стал мощным фактором стабилизации общества. Им проделывается огромная законотворческая работа по созданию правовых основ современной экономики и политической системы.

Положительный момент нынешнего парламентаризма, это отчетность депутатов перед избирателями.

И в заключении предлагаю вам составить синквейн, используя слова конституция, парламент, государственная дума, парламентаризм, федеральное собрание, права, законы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок памяти ""Я думаю,что все люди братья" по произведениям А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"и Т.Манджиевой "Когда изгнанником печальным".

урок,посвящённый Дню Памяти и Скорби (28 декабря -выселение калмыцкого народа по указу Сталина).  Урок по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая", с использованием национально-...

План-конспект урока по теме "Думай глобально - решай локально..."

Конспект урока "Думай глобально - решай локально" можно использовать в 11 классе при изучении темы "Глобальные экологические проблемы"...

"История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы"

Статья  раскрывает деятельность Государственной Думы, как первом опыте русского парламента. Раскрыты  плюсы и минусы российского представительства. его характере и особенностях. С  появлением Государс...

Методическая разработка урока "Думаем и исследуем на ЛОГО» (программирование в среде ЛОГО)"

Методическая разработка урока по информатике для 6 класса с презентацией и технологической картой (по ФГОС)...

Разработка урока 7 класс "Думают ли животные?"

Повторительно обобщающий урок по теме "Эволюция нервной системы животных"...

Разработка урока Деловая игра по естествознанию 10 класс «Как вы думаете?»

Развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного логического мышления...

Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»

Урок  родной русской литературы в 9 классе.  Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе  «Далёкая и близкая сказка» .   Работа с текстом на уроке ст...