Разработка урока 7 класс "Думают ли животные?"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Повторительно обобщающий урок по теме "Эволюция нервной системы животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dumayut_li_zhivotnye.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ Новопетровская СОШ

Урок в 7 классе

Думают ли животные?

Разработала: учитель биологии

Иващик Ольга Алексеевна

Цели урока

1. Обучающие – закрепить знания учащихся об эволюции нервной системы животных. Выяснить роль инстинкта и рассудочной деятельности в поведении животных.

2. Развивающие – развивать логическое мышление учащихся, речь, умение отстаивать свое мнение.

3. Воспитывающие – воспитание доброго отношения к животным.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Ребята, мы ознакомились со строением нервной системы животных, а  влияет ли развитие нервной системы на поведение животных мы выясним сегодня.

Актуализация знаний: 

  1. У доски назвать части нервной клетки и объяснить, как ее строение соответствует выполняемым функциям.
  2. Заполнить кластер и объяснить значение каждого понятия.

  1. Карточка. Составить логическую цепочку «Усложнения нервной системы животных»

  1. Задание на сопоставление: на магнитной доске сопоставить карточки с названиями отделов головного мозга позвоночных и их функций. Ответ пояснить.

5.Расставить модели мозга позвоночных животных соответственно их усложнения в ходе эволюции. Назвать каким животным принадлежат эти модели. Объяснить, по каким признакам Вы их определили.

Изучение нового материала.

Учитель: Мы познакомились со строением сложнейшей системы органов – нервной системы. Именно она обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой и обуславливает поведение животных. А что лежит в основе многообразия поведения животных? Обратимся к схеме, изображенной на доске и немного видоизменим: вместо понятия рефлекс, впишем – поведение животных. Что получилось?

Учащиеся: В основе поведения животных лежат безусловные рефлексы, инстинкт и обучение.

Учитель: А всегда ли поведение животных, их поступки можно объяснить инстинктом и обучением? Хочу прочесть вам стихотворение В. Калиниченко «Я вспоминаю, как человек…»

Я эту собаку запомнил, как человека…

Случилось такое в сорок четвертом.

Зимой игрался спектакль «Охота двадцатого века»

Перед шеренгой, застывшей от страха, немой.

У коменданта была привязанность к догам,

И был экземпляр, казался слоном среди всех,

Даже эсэсовцы боялись верзилу – дога,

И вот этот зверь шагнул величаво на снег

И вывели жертву…

Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать? Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу,

И тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно рядом.

Был он великолепен в размашистом легком шагу

Вернулся дог к коменданту,

И честным собачьим взглядом

Сказал человеку пес: «Ребенок ведь - не могу…»

Лагфюрер пожал плечами: ему-то разницы нету,

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью «С нами бог».

Но, едва сверкнула вороненая сталь пистолета,

В эсэсовское горло впился красавец дог.

Учитель: Как вы думаете, это вымысел или в основе лежат реальные факты?

Если вы считаете, что это правда, поднимите зеленую карточку, если нет- красную. По сути вы выразили свое мнение по вопросу «думают ли животные», а это и есть тема нашего урока.

    Этот традиционный вопрос задавали себе люди на всем протяжении истории человечества. Один ли человек научился думать? Наверное у многих сомнений не было. Еще как думают! И не только думают, но и говорят да еще человеческим голосом. Говорят у царя Соломона было волшебное кольцо, обладателю которого открывались языки братьев наших меньших. А вот Сергий Радонежский без всяких колец запросто беседовал с медведями, навещавшими святого в его лесном скиту. Потом, спустя века, языком зверей и птиц занялись серьезные ученые – этологи. Этология – наука о поведении животных. Вот они-то и засомневались в мыслительных способностях животных. И вот мы уже в третьем тысячелетии. Пора бы внести ясность в этот вопрос – думают ли животные?

Предлагаю вам подключиться к решению этой проблемы.

     

Давайте мы с вами побудем в роли ученых, решающих этот вопрос.

Создадим 2 лаборатории, назовем их «Да» и «Нет».

    Кто поднял карточку зеленую – объединятся в лаборатории «Да», кто красную – сотрудники лаборатории «Нет».

    Ваша задача: доказать свою точку зрения на этот вопрос и предложить опыты при помощи которых можно выяснить мыслительные способности животных.

   Дети рассаживаются по группам и начинается дискуссия.

Группа «Нет» доказывает, что поведением животных руководит инстинкт и условные рефлексы. При затруднении, предлагаю им факты, изложенные в карточках:

 1.Одна из ос кормит своих личинок парализованными сверчками и тащит их за усик. Если обрезать усик, то оса бросает его и отправляется за другим.

2.Собака, одомашненная еще в каменном веке и переселившаяся в наше время в городские квартиры, долго кружится на месте, приминая несуществующую траву, прежде чем улечься спать.

3.Если в пчелиных сотах проделать отверстие, то пчелы заливают мед, хотя он вытекает.

4.Зейское водохранилище оказалось на пути миграции косули. Во время миграций, косули пытаются переплыть водохранилище и тонут.

    Помощь группе «Да»:

1.Знаменитый дельфин Пелорес Джек долгое время был лучшим лоцманом в проливе Кука, где бурное течение не раз выбрасывало корабли на скалы. Около 20 лет он водил суда сквозь зажатый океанами пролив! И ни один из них не разбился. В знак благодарности люди установили ему памятник в Новой Зеландии.

2.Волки у берегов Зейского водохранилища «изобрели» новый способ охоты: они загоняют лосей на лед, где они становятся беспомощными.

3.Шимпанзе легко решает задачу: как достать подвешенный банан, составляя ящики друг на друга.

Учитель: Вы были очень убедительны и действительно правы – животные думают, но не так как мы. Они мыслят конкретно, а человек способен мыслить абстрактно. Обратимся еще раз к нашей схеме – все ли мы учли?

Учащиеся: Нужно добавить еще одну стрелочку и написать «мышление».

Учитель: Это не совсем правильно. Принято считать, что у животных не мышление, а элементарная рассудочная деятельность (вносим в схему).

      Итак, мы выяснили, что животные думают.

 А одинаковые ли способности у животных?

 Я предлагаю на каждую группу карточки с названиями животных. Разделите их по степени сообразительности на три группы.

    Правильный ответ:

I группа: обезьяны, дельфины, бурые медведи.

II группа: собаки, лисы, кошки, вороны.

III группа: орлы, куры, мыши, зайцы, черепахи, рыбы.

Учитель: Ребята, как ученые узнали степень их сообразительности?

Учащиеся: Предлагали животным решить задачи на сообразительность.

Учитель: Верно. Такой метод называется экстраполяция. Есть еще метод проб и ошибок. Например, животных помещают в клетку, в которой встроена педаль, подающая корм. При нажатии на педаль животное получает корм. Успех закрепляется – это и есть понимание. С каждым последующим разом задача выполняется быстрее.

Ребята, давайте сравним порядок в котором вы расположили животных и систему усложнения головного мозга позвоночных.       Найдите соответствие и сделайте вывод.

Учащиеся: Чем сложнее строение головного мозга, тем умнее животное.

Учитель: Верно. Продолжите мое предложение: «Эксперименты показали, что возможности психической деятельности животных возрастают…» (по мере усложнения строения их мозга). Мозг и сопряженная с ним рассудочная деятельность обеспечивают лучшую приспосабливаемость к изменению окружающей среды. Если жизнь полна неожиданностей, то инстинкты не выручают. Вопрос  о том думают ли животные, сейчас уже решен. В произведениях многих авторов, которые пишут о животных, это четко прослеживается.

Обратите внимание на нашу книжную выставку.

Я хочу познакомить вас с такими авторами как:

 Д. Даррелл «По всему свету»

Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Г.Владимиров «Верный Руслан»

Д. Лондон «Белый клык»

И. Меттер «Ко мне, Мухтар!»

Прочитав эти книги, я думаю, вы станете чуточку добрее. И я буду этому очень рада.

Домашнее задание:

Дома прошу вас написать минисочинение «Мое любимое животное»,

  или «За что мы их любим», или «Мой преданный друг». Можете придумать свою тему.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...