Урок "Крестьянская реформа 1861 г."
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Мельникова Галина Федоровна

Урок - лабораторная работа с использованием презентации учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок260.77 КБ
Файл презентация260.77 КБ
Microsoft Office document icon urok_krestyanskaya_reforma_1861g.doc37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка отмены крепостного права дата событие 3.01.1857 г. Создание Секретного комитета для обсуждения иер по устройству быта помещичьих крестьян октябрь 1857г. Прибытие в Петербург виленского генерал-губернатора В.Н. Назимова с просьбой (от лица дворян обсудить) обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения землей 20.11.1857г. Рескрипт на имя В.Н. Назимова об учреждении губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян 1857-1858 гг. Подобные рескрипты даны остальным генерал- губернаторам февраль 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич Март 1859 г. Учреждена Редакционная комиссия для рассмотрения материалов, полученных из губерний и составления общего проекта. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев

Слайд 2

Варианты освобождения крестьян вариант Освобождение крестьян без земли Освобождение крестьян с землей за выкуп Освобождение крестьян с землей без выкупа кем предложен Дворяне в губернских комитетах Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение землевладение Революционно настроенная часть общества

Слайд 3

Цели реформы Цели реформы 1861 г. Личное освобождение крестьян Наделение крестьян землей Введение крестьянского самоуправления

Слайд 4

Личное освобождение крестьян Крестьяне: Лично свободны Наделены гражданскими правами ( производить сделки с движимым и недвижимым имуществом; открывать торговые и промышленные предприятия; выступать от своего имени в суде; переходить в другие сословия; не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по суду ) ! Сохранились: Сословное деление; Крестьянская подать; Рекрутские наборы; Зависимость от общины

Слайд 5

Порядок наделения землей Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин За землю лично свободные крестьяне должны были платить оброк или отбывать барщину до полного ее выкупа Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, назывались временнообязанными Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Слайд 6

Порядок совершения выкупной сделки выкупная сумма в 1.5 раза > реальной стоимости земли 80% государственная ссуда Крестьянин должен возвратить в течение 49 лет Начисление 6% годовых 20% крестьянин платил сам выплатил не выплатил полностью свободен временнообязанный (несет феодальные повинности) выкупные платежи (до 1907 г.)

Слайд 7

Мировые посредники крестьяне Мировой посредник помещик Контроль за исполнением условий Уставной грамоты, Решение споров между помещиком и крестьянами

Слайд 8

Г.Г.Мясоедов «Чтение Манифеста» В выражении лиц, позах крестьян, слушающих манифест, можно почувствовать разочарование в «Великой реформе», сохранявшей за помещиками часть их прежних привилегий. В любом случае, они не испытывают особого воодушевления от услышанного, но и сжигать барское имение тоже не собираются.

Слайд 9

Значение отмены крепостного права Крестьянская реформа стала гранью между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом; Реформа создала условия для развития капитализма в России; Способствовала росту темпов экономического развития; Было освобождено 20 млн. крестьян Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки и прежде всего – помещичье землевладение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка отмены крепостного права дата событие 3.01.1857 г. Создание Секретного комитета для обсуждения иер по устройству быта помещичьих крестьян октябрь 1857г. Прибытие в Петербург виленского генерал-губернатора В.Н. Назимова с просьбой (от лица дворян обсудить) обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения землей 20.11.1857г. Рескрипт на имя В.Н. Назимова об учреждении губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян 1857-1858 гг. Подобные рескрипты даны остальным генерал- губернаторам февраль 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич Март 1859 г. Учреждена Редакционная комиссия для рассмотрения материалов, полученных из губерний и составления общего проекта. Председателем назначен генерал Я.И. Ростовцев

Слайд 2

Варианты освобождения крестьян вариант Освобождение крестьян без земли Освобождение крестьян с землей за выкуп Освобождение крестьян с землей без выкупа кем предложен Дворяне в губернских комитетах Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранение землевладение Революционно настроенная часть общества

Слайд 3

Цели реформы Цели реформы 1861 г. Личное освобождение крестьян Наделение крестьян землей Введение крестьянского самоуправления

Слайд 4

Личное освобождение крестьян Крестьяне: Лично свободны Наделены гражданскими правами ( производить сделки с движимым и недвижимым имуществом; открывать торговые и промышленные предприятия; выступать от своего имени в суде; переходить в другие сословия; не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по суду ) ! Сохранились: Сословное деление; Крестьянская подать; Рекрутские наборы; Зависимость от общины

Слайд 5

Порядок наделения землей Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин За землю лично свободные крестьяне должны были платить оброк или отбывать барщину до полного ее выкупа Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли, назывались временнообязанными Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Слайд 6

Порядок совершения выкупной сделки выкупная сумма в 1.5 раза > реальной стоимости земли 80% государственная ссуда Крестьянин должен возвратить в течение 49 лет Начисление 6% годовых 20% крестьянин платил сам выплатил не выплатил полностью свободен временнообязанный (несет феодальные повинности) выкупные платежи (до 1907 г.)

Слайд 7

Мировые посредники крестьяне Мировой посредник помещик Контроль за исполнением условий Уставной грамоты, Решение споров между помещиком и крестьянами

Слайд 8

Г.Г.Мясоедов «Чтение Манифеста» В выражении лиц, позах крестьян, слушающих манифест, можно почувствовать разочарование в «Великой реформе», сохранявшей за помещиками часть их прежних привилегий. В любом случае, они не испытывают особого воодушевления от услышанного, но и сжигать барское имение тоже не собираются.

Слайд 9

Значение отмены крепостного права Крестьянская реформа стала гранью между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом; Реформа создала условия для развития капитализма в России; Способствовала росту темпов экономического развития; Было освобождено 20 млн. крестьян Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки и прежде всего – помещичье землевладение.



Предварительный просмотр:

Урок «Крестьянская реформа 1861 года»

(урок -  лабораторно-практическое занятие с презентацией учителя)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
  • провести исторический анализ произведений искусства;
  • развивать навыки работы с документами,  обобщения материала, умение выделять главное.

План урока: 1. Текущий контроль

                      2. Подготовка реформы

                     3. Основные положения реформы

                  4. отношение крестьян к реформе

                  5. Значение отмены крепостного права

Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)

  1. Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.

Учитель:  Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.

  1. Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий, предшествующих отмене крепостного права.

Результат работы учащихся сверяется с таблицей (презентация, слайд 1)

      Учитель: сразу после выступления Александра II перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян (презентация слайд 2).

        - Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II. Свой ответ аргументируйте.

       Запись в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния  свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

  1. Задание: ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:
  • Цели реформы
  • Порядок личного освобождения
  • Наделение крестьян землей
  • Порядок совершения выкупной сделки
  • Функции мировых посредников

Работа учащихся с документами (выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.; из Положения о выкупе крестьянами…их усадебной оседлости)

Результаты своей работы учащиеся записывают в тетрадь в виде смысловых схем.

        ( презентация, слайды 3-7).

  1. Учитель:  (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

В каком году рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова, Неурожайна тож.

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся  временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).

- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).

 - (Слайд 8 презентации -  Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)

- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)

- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?

Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.

        В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились  расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

- Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?

Распалась цепь великая,

                                                       Распалась и ударила,

                                                       Одним концом – по барину,

                                        Другим – по мужику.

- Как автор оценивает отмену крепостного права?

- Как вы оцениваете эти события?

  1. Значение реформы 1861 года определяется учениками  на основе анализа изученного материала. (презентация, слайд 9).

 

Домашнее задание: параграф 20, задания к параграфу; словарь;

                           конспект в тетради; подготовиться к «историческому диктанту».

           Эссе на тему: «Мой проект отмены крепостного права» ( по жела-

           нию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крестьянская реформа 1861 г.

•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества  XIX в. в 8 классе....

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...