ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
рабочая программа (история, 11 класс) на тему

 

 

Министерство образования Омской области

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ИСТОРИЯ

 

Специальность: 260807.01 Повар,  кондитер

Продавец, контролёр-кассир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.


ОДОБРЕНО

Цикловой методической комиссией

социально-гуманитарных дисциплин

Председатель ЦМК Н.А. Грамотеева

__________

«__»___________ 2013 г.

            УТВЕРЖДЕНО

           Зам директора по УР

            Л.Н. Раздымахо

           ___________________

            «__»_______    2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТЧИКИ:

 

Панкратова Г.В., преподаватель

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

 

, преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского»                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                 4

 

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                      7

 

3.      условия реализации программы учебной

дисциплины                                                                                                                             12

 

4.      Контроль и оценка результатов Освоения у

учебной дисциплины                                                                                                        14

 

5.     ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ                                                                    15                            

 

 

 

 

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 260807.01 Повар,  кондитер, Продавец, контролёр-кассир

 

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели и задачи УД:

Цель УД – формирование информационной, коммуникативной, познавательной компетенций, необходимых для  понимания студентами целостной картины мира и сопричастности к развитию человечества в целом; анализа исторического пути страны в его своеобразии на основе историко-цивилизационного подхода.

Задачи УД:

1. Формирование у студентов знаний о целостности всемирно-исторического процесса о месте и роли России в нём. Содействие формированию исторического мышления, способности определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, а так же практических умений и опыта поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

2. Содействие освоению общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. Создание условий для привития интереса к профессии, исполнительности, чувства ответственности за порученное дело.

         Структура УД:

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества.

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.

Раздел 3. Цивилизации Запада, Востока и России в Средние века.

Раздел 4. Истоки и особенности индустриальной цивилизации: стран Европы, Азии и России в XVI-XVIII вв.

Раздел 5. Мир и Россия в ХIХ - начале XX в.

Раздел 6. Мир и Россия в середине ХХ-XXI в.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь

- понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- систематизировать знания об истории человечества,

- формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ исторической информации;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- признаки и особенности первобытной эпохи. Происхождение и эволюция жизни и человека. Предпосылки возникновения цивилизаций;

- признаки, особенности её развития и основные достижения Древних цивилизаций Европы, Азии, Америки;

- признаки, особенности её развития и основные достижения Средневековой цивилизации;

- признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации нового времени;

- признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации новейшего времени.

В целях реализации компетентностного и  системно-деятельностного подходов программой УД предусматривается использование образовательных технологий: личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения, технология самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения.

 

Дифференцированный зачёт

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 176 часов,

в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 117 часов,

в том числе: практических занятий – 10 часов;

                     самостоятельной работы обучающегося –59 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1.  Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

 

     практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 59

в том числе:

 

подготовка сообщений, эссе

15

«историческое исследование» стихотворения

3

составить сложного плана

2

подготовка мультимедийных презентаций

13

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

                   

 

     Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

 самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

История: понятие, источники знаний, периодизация, общественная роль и функции. Факторы исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.

2

 

Раздел 1.

Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала

Теории происхождения жизни и человека. Антропогенез. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Культура первобытного человека.

Неолитическая революция. Возникновение земледелия и скотоводства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление собственности. Разложение родового строя. Рабы и рабство. Разделение труда. Протоцивилизации.

2

 

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Кухня восточных славян»

2

Раздел 2.  Цивилизации Древнего мира

Содержание учебного материала

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений, культура. Частная и общественная жизнь.

Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.

4

 

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Культура питания народов Древнего мира»

2

Раздел 3.

 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Содержание учебного материала

Хронологические и географические рамки истории средневекового мира. Великое переселение народов.

Асинхронность развития. Традиционность как главная черта восточных цивилизаций. Особенности государственного и общественного строя. Государства Европы VIII-XІ вв. Политическая раздробленность. Христианизация германских народов. Возникновение ислама. Аграрный характер средневековой цивилизации. Средневековый город. Церковь и светская власть Социальные конфликты. Крестовые походы. Культура.

8

 

 

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Крестовые походы»

2

 

Раздел 4.  

История России с древнейших времен до конца XVII в.

Содержание учебного материала

Исторические корни и прародина восточных славян. Хозяйство и социальное неравенство.

Киевская Русь. Раздробленность. Нашествие иноземцев. Этапы развития Российского государства. Смута.

 32

 

Практическое занятие: Феодальная раздробленность Руси

2

 

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить сообщения по темам: «Нравы и обычай древних славян», «Религиозные представления восточных славян», «Крещение Руси», «Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий»

Осущестить «историческое исследование» стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (Задание:«Что можно узнать из данного стихотворения о характере и деятельности князя Олега?»).

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Нашествие  крестоносцев на Русь в XIII веке»

8

 

Раздел 5.    

Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.

Содержание учебного материала

Хронологические рамки периода. Великин географическин открытия. Открытия и изобретения.Модернизация. Революции.

 

 10

 

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Культура питания народовЕвропы в эпоху нового времени»

2

 

Раздел 6.

Россия в XVIII в.

Содержание учебного материала

Модернизация в России. Социально-экономическое развитие. Первые Романовы. Раскол церкви. Д Эпоха Петра I. ворцовын перевороты. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.Крепостное право. Культура.

20

 

Практическое занятие: Реформы Петра Великого.

2

 

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить сообщения по темам «Культурные преобразования в Петровскую эпоху», «М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки»

Составить сложный план вопроса «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Дворцовые перевороты в России ХVIII в.»

8

Раздел 7.  Становление индустриальной цивилизации

Содержание учебного материала

Европейские революции. Реформы. Идеологические и правовые основы государственности. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Идейно-политические течения. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Партии. Социальный состав индустриального общества. Эмансипация. Культура.

 6

Раздел 8.  Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Содержание учебного материала

Реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада. Колониальное соперничество и колониальные империи. «Освоение» Африки. «Восточный вопрос». Самоизоляция Японии.

3

Раздел 9. 

Россия в XIX в.

Содержание учебного материала

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.Социальная структура. Реформы Александра I. Декабристы. Кризис самодержавия. Отечественная война 1812 г. Кавказская война. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Александр II. Отмена крепостного права. Либеральные реформы. Финансовые преобразования. Завершение промышленного переворота. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Александр III. Первые марксисты. Народы России.

22

 

Практическое занятие: Восстание декабристов.

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить сообщения по темам: «Взгляды на пути развития страны в первой половине XIX в. (западники и славянофилы)», «Культура России XIX века».

Осуществить «историческое исследование» стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».   (Задание: составить характеристику Бородинского сражения.)

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «Александр II: человек и государственный деятель», «Крымская война и её значение для России».

8

Раздел 10. 

От Новой истории к Новейшей

Содержание учебного материала

Система международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Возвышение Германии и США. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Передел мира. Первая мировая война. Тройственный союз и Антанта. Энергетическая революция.  Профсоюзное движение. Индустрия и среда обитания. Социальный и демографический состав российского общества. Становление российского парламентаризма.. Местное самоуправление. Революция 1905-1907 гг. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Версальская система. Кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. От февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Первые шаги советской власти. Конституция 1918 г. Основы советской власти. «Военный коммунизм». Гражданская война.Брестский мир.

6

Раздел 11. 

Между мировыми войнами

Содержание учебного материала

Кризис Запада. Ускоренная модернизация. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Стабилизация 1925-1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия. Тоталитаризм.

Антиколониальная борьба. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа.

Нэп. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Общественно-политическое и государственное развитие СССР в 20-30-е годы. Дискуссии о путях социалистической модернизации общества. И.В. Сталин. Культ личности. Репрессии. Индустриализация. Коллективизация. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы. «Культурная революция».

6

 

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «НЭП»

3

Раздел 12. 

Вторая мировая война

Содержание учебного материала

«Странная война».

Блицкриг вермахта. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Миропорядок Ялты и Потсдама.

Общество в годы войны. Тыл. Партизанское движение.  Основные этапы военных действий.. Героизм в годы войны. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

6

Раздел 13. 

Мир во второй половине XX в.

Содержание учебного материала

США и СССР. Гонка вооружений. Военные блоки.  Распад колониальной системы. «Холодная война».

Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Новый взгляд на права человека.

Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер. Биотехнологии. Автоматизированное производство. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Страны Азии и Африки в системе биполярного мира.

6

Раздел 14. 

СССР в 1945-1991 гг.

Содержание учебного материала

Восстановление хозяйства. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. СССР в локальных конфликтах.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС. «Оттепель». Реформы 1950-60 гг.

Социалистический лагерь.  «Неосталинизм». Диссидентское и правозащитное движение. Реформа А.Н. Косыгина..Ю.В. Андропов.

Международная «разрядка». Улучшение отношений с Западом. Война в Афганистане.

Реформы М.С. Горбачева. Кризис социализма. Советская культура. Окончание «холодной войны». Распад социалистического лагеря.  Распад СССР.

28

Практическое занятие: Основные события Великой Отечественной войны

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить сообщения по темам: «Все для фронта, все для победы!», «Культура народов СССР в XX веке», «Пакт Молотова-Рибентропа: причины его заключения и последствия», «Советско-финляндская война».

Нипасать мини-сочинение по теме: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии», «Бдокада Ленинграда», «Битва под Москвой 1941-1942 гг.», «Сталинградское сражение 1942-1943 гг.», «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.», «Освобождение Советской армией Восточной Европы», «Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции».

16

Раздел 15. 

Россия и мир на рубеже ХХ-XXI вв.

Содержание учебного материала

Становление новой российской государственно-правовой системы. Политический кризис 1993 г. Конституция РФ.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг.

Рыночные реформы. Российская экономика в мировой экономической системе.

Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Технологии будущего. Новая мировая иерархия и международный терроризм. Страны третьего мира.Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

15

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить сообщение по теме: «Перестройка» в СССР»

Нипасать мини-сочинения по темам: «Солдат войны не выбирает» (о событиях афганской и чеченской войн), «Я пойду на выборы»,

Составить сложный план  вопроса «Глобальные проблемы современности».

8

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

 176

 

3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования   к   минимальному   материально-техническому обеспечению

       Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-гуманитарных  дисциплин.

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

 

Технические средства обучения: 

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

 

3.2.   Информационное обеспечение обучения

 

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

1.  Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. - М., 2006.

2.  Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. - М., 2006.

3.  Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. - М., 2004.

4.  История. 11 класс. Тематический контроль. - М., 2004.

5.  Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10-11 кл. - М., 2006.

 

Дополнительные источники:

 

6.  Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. - М., 2005.

7.  Дроз Ж. История Германии. - М., 2005.

8.  Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб.пособие. - М., 2006.

9.  Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX-XVI вв. Плакаты. - М., 2007.

10.  Ивашко М.И. Отечественная история. XX в. Учебное пособие в схемах. - М., 2006.

11.  Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. - М., 2006.

12.  Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. - М., 2006.

13.  Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. - М., 2006.

14.  Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 г.). - М., 2005.

15.  Метивье Ю. Франция в XVI-XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. - М., 2005.

16.   Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ в.). - М., 2005.

17.  Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. - М., 2007.

18.  Шоню П. Цивилизация классической Европы. - Екатеринбург, 2005.

 

3.3.  Используемые образовательные технологии

В целях реализации компетентностного подхода программой УД предусматривается использование образовательных технологий: личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения,  технология самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии.

 

3.4. Самостоятельная работа обучающегося

Выполнение обучающимися самостоятельной работы осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению самостоятельных работ. Виды заданий для внеаудитор­ной самостоятельной работы и их содержание имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику специаль­ности, индивидуальные особенности обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий, самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных   заданий, подготовки эссе, мультимедийных презентаций.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

 

понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

составить сложного плана

систематизировать знания об истории человечества

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ исторической информации

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

составить сложного плана

рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

Знания:

 

признаки и особенности первобытной эпохи. Происхождение и эволюция жизни и человека. Предпосылки возникновения цивилизаций

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения Древних цивилизаций Европы, Азии, Америки

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения Средневековой цивилизации

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации нового времени

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации новейшего времени

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

Лист регистрации изменений

 

№ изменения

№ листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

введения изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ud_istoriya_povara.doc172 КБ
Microsoft Office document icon ud_istoriya_povara.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Специальность: 260807.01 Повар,  кондитер

Продавец, контролёр-кассир

2013 г.

ОДОБРЕНО

Цикловой методической комиссией

социально-гуманитарных дисциплин

Председатель ЦМК Н.А. Грамотеева

__________

«__»___________ 2013 г.

        УТВЕРЖДЕНО

        Зам директора по УР

               Л.Н. Раздымахо

        ___________________

        «__»_______    2013 г.

РАЗРАБОТЧИКИ:

Панкратова Г.В., преподаватель

РЕЦЕНЗЕНТ:

, преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского»                                                      

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                 4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                      7

  1. условия реализации программы учебной

дисциплины                                                                                                                             12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения у

учебной дисциплины                                                                                                        14

  1. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ                                                                    15                             


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 260807.01 Повар,  кондитер, Продавец, контролёр-кассир

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели и задачи УД:

Цель УД – формирование информационной, коммуникативной, познавательной компетенций, необходимых для  понимания студентами целостной картины мира и сопричастности к развитию человечества в целом; анализа исторического пути страны в его своеобразии на основе историко-цивилизационного подхода.

Задачи УД:

1. Формирование у студентов знаний о целостности всемирно-исторического процесса о месте и роли России в нём. Содействие формированию исторического мышления, способности определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, а так же практических умений и опыта поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

2. Содействие освоению общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. Создание условий для привития интереса к профессии, исполнительности, чувства ответственности за порученное дело.

        Структура УД:

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества.

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.

Раздел 3. Цивилизации Запада, Востока и России в Средние века.

Раздел 4. Истоки и особенности индустриальной цивилизации: стран Европы, Азии и России в XVI-XVIII вв.

Раздел 5. Мир и Россия в ХIХ - начале XX в.

Раздел 6. Мир и Россия в середине ХХ-XXI в.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  

- понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- систематизировать знания об истории человечества,

- формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ исторической информации;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- признаки и особенности первобытной эпохи. Происхождение и эволюция жизни и человека. Предпосылки возникновения цивилизаций;

- признаки, особенности её развития и основные достижения Древних цивилизаций Европы, Азии, Америки;

- признаки, особенности её развития и основные достижения Средневековой цивилизации;

- признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации нового времени;

- признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации новейшего времени.

В целях реализации компетентностного и  системно-деятельностного подходов программой УД предусматривается использование образовательных технологий: личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения, технология самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения.

Дифференцированный зачёт

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 176 часов,

в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 117 часов,

в том числе: практических занятий – 10 часов;

                     самостоятельной работы обучающегося –59 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.  Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 59

в том числе:

подготовка сообщений, эссе

15

«историческое исследование» стихотворения

3

составить сложного плана

2

подготовка мультимедийных презентаций

13

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  

        

     Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

 самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

История: понятие, источники знаний, периодизация, общественная роль и функции. Факторы исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.

2

Раздел 1.

Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала

Теории происхождения жизни и человека. Антропогенез. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Культура первобытного человека.

Неолитическая революция. Возникновение земледелия и скотоводства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление собственности. Разложение родового строя. Рабы и рабство. Разделение труда. Протоцивилизации.

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Кухня восточных славян»

2

Раздел 2.  Цивилизации Древнего мира

Содержание учебного материала

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений, культура. Частная и общественная жизнь.

Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.

4

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Культура питания народов Древнего мира»

2

Раздел 3.

 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Содержание учебного материала

Хронологические и географические рамки истории средневекового мира. Великое переселение народов.

Асинхронность развития. Традиционность как главная черта восточных цивилизаций. Особенности государственного и общественного строя. Государства Европы VIII-XІ вв. Политическая раздробленность. Христианизация германских народов. Возникновение ислама. Аграрный характер средневековой цивилизации. Средневековый город. Церковь и светская власть Социальные конфликты. Крестовые походы. Культура.

8

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Крестовые походы»

2

Раздел 4.  

История России с древнейших времен до конца XVII в.

Содержание учебного материала

Исторические корни и прародина восточных славян. Хозяйство и социальное неравенство.

Киевская Русь. Раздробленность. Нашествие иноземцев. Этапы развития Российского государства. Смута.

 32

Практическое занятие: Феодальная раздробленность Руси

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить сообщения по темам: «Нравы и обычай древних славян», «Религиозные представления восточных славян», «Крещение Руси», «Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий»

Осущестить «историческое исследование» стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (Задание:«Что можно узнать из данного стихотворения о характере и деятельности князя Олега?»).

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Нашествие  крестоносцев на Русь в XIII веке»

8

Раздел 5.    

Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.

Содержание учебного материала

Хронологические рамки периода. Великин географическин открытия. Открытия и изобретения.Модернизация. Революции.

 10

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Культура питания народовЕвропы в эпоху нового времени»

2

Раздел 6.

Россия в XVIII в.

Содержание учебного материала

Модернизация в России. Социально-экономическое развитие. Первые Романовы. Раскол церкви. Д Эпоха Петра I. ворцовын перевороты. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.Крепостное право. Культура.

20

Практическое занятие: Реформы Петра Великого.

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщения по темам «Культурные преобразования в Петровскую эпоху», «М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки»

Составить сложный план вопроса «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Дворцовые перевороты в России ХVIII в.»

8

Раздел 7.  Становление индустриальной цивилизации

Содержание учебного материала

Европейские революции. Реформы. Идеологические и правовые основы государственности. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Идейно-политические течения. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Партии. Социальный состав индустриального общества. Эмансипация. Культура. 

 6

Раздел 8.  Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Содержание учебного материала

Реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада. Колониальное соперничество и колониальные империи. «Освоение» Африки. «Восточный вопрос». Самоизоляция Японии. 

3

Раздел 9.  

Россия в XIX в.

Содержание учебного материала

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.Социальная структура. Реформы Александра I. Декабристы. Кризис самодержавия. Отечественная война 1812 г. Кавказская война. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Александр II. Отмена крепостного права. Либеральные реформы. Финансовые преобразования. Завершение промышленного переворота. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Александр III. Первые марксисты. Народы России.

22

Практическое занятие: Восстание декабристов.

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщения по темам: «Взгляды на пути развития страны в первой половине XIX в. (западники и славянофилы)», «Культура России XIX века».

Осуществить «историческое исследование» стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».   (Задание: составить характеристику Бородинского сражения.)

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «Александр II: человек и государственный деятель», «Крымская война и её значение для России».

8

Раздел 10.  

От Новой истории к Новейшей

Содержание учебного материала

Система международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Возвышение Германии и США. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Передел мира. Первая мировая война. Тройственный союз и Антанта. Энергетическая революция.  Профсоюзное движение. Индустрия и среда обитания. Социальный и демографический состав российского общества. Становление российского парламентаризма.. Местное самоуправление. Революция 1905-1907 гг. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Версальская система. Кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. От февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Первые шаги советской власти. Конституция 1918 г. Основы советской власти. «Военный коммунизм». Гражданская война.Брестский мир. 

6

Раздел 11.  

Между мировыми войнами

Содержание учебного материала

Кризис Запада. Ускоренная модернизация. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Стабилизация 1925-1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия. Тоталитаризм.

Антиколониальная борьба. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа.

Нэп. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Общественно-политическое и государственное развитие СССР в 20-30-е годы. Дискуссии о путях социалистической модернизации общества. И.В. Сталин. Культ личности. Репрессии. Индустриализация. Коллективизация. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы. «Культурная революция».

6

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «НЭП»

3

Раздел 12.  

Вторая мировая война

Содержание учебного материала

«Странная война».

Блицкриг вермахта. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Миропорядок Ялты и Потсдама.

Общество в годы войны. Тыл. Партизанское движение.  Основные этапы военных действий.. Героизм в годы войны. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

6

Раздел 13.  

Мир во второй половине XX в.

Содержание учебного материала

США и СССР. Гонка вооружений. Военные блоки.  Распад колониальной системы. «Холодная война».

Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Новый взгляд на права человека.

Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер. Биотехнологии. Автоматизированное производство. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. 

6

Раздел 14.  

СССР в 1945-1991 гг.

Содержание учебного материала

Восстановление хозяйства. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. СССР в локальных конфликтах.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС. «Оттепель». Реформы 1950-60 гг.

Социалистический лагерь.  «Неосталинизм». Диссидентское и правозащитное движение. Реформа А.Н. Косыгина..Ю.В. Андропов.

Международная «разрядка». Улучшение отношений с Западом. Война в Афганистане.

Реформы М.С. Горбачева. Кризис социализма. Советская культура. Окончание «холодной войны». Распад социалистического лагеря.  Распад СССР.

28

Практическое занятие: Основные события Великой Отечественной войны

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщения по темам: «Все для фронта, все для победы!», «Культура народов СССР в XX веке», «Пакт Молотова-Рибентропа: причины его заключения и последствия», «Советско-финляндская война».

Нипасать мини-сочинение по теме: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии», «Бдокада Ленинграда», «Битва под Москвой 1941-1942 гг.», «Сталинградское сражение 1942-1943 гг.», «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.», «Освобождение Советской армией Восточной Европы», «Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции».

16

Раздел 15.  

Россия и мир на рубеже ХХ-XXI вв.

Содержание учебного материала

Становление новой российской государственно-правовой системы. Политический кризис 1993 г. Конституция РФ.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг.

Рыночные реформы. Российская экономика в мировой экономической системе.

Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Технологии будущего. Новая мировая иерархия и международный терроризм. Страны третьего мира.Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

15

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщение по теме: «Перестройка» в СССР»

Нипасать мини-сочинения по темам: «Солдат войны не выбирает» (о событиях афганской и чеченской войн), «Я пойду на выборы»,

Составить сложный план  вопроса «Глобальные проблемы современности».

8

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

 176


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования   к   минимальному   материально-техническому обеспечению

       Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-гуманитарных  дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:  

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2.   Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. - М., 2006.
  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. - М., 2006.
  3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. - М., 2004.
  4. История. 11 класс. Тематический контроль. - М., 2004.
  5. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10-11 кл. - М., 2006.

Дополнительные источники:

  1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. - М., 2005.
  2. Дроз Ж. История Германии. - М., 2005.
  3. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб.пособие. - М., 2006.
  4. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX-XVI вв. Плакаты. - М., 2007.
  5. Ивашко М.И. Отечественная история. XX в. Учебное пособие в схемах. - М., 2006.
  6. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. - М., 2006.
  7. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. - М., 2006.
  8. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. - М., 2006.
  9. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 г.). - М., 2005.
  10. Метивье Ю. Франция в XVI-XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. - М., 2005.
  11. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ в.). - М., 2005.
  12. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. - М., 2007.
  13. Шоню П. Цивилизация классической Европы. - Екатеринбург, 2005.

3.3.  Используемые образовательные технологии

В целях реализации компетентностного подхода программой УД предусматривается использование образовательных технологий: личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения,  технология самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии.

3.4. Самостоятельная работа обучающегося

Выполнение обучающимися самостоятельной работы осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению самостоятельных работ. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы и их содержание имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику специальности, индивидуальные особенности обучающихся.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий, самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных   заданий, подготовки эссе, мультимедийных презентаций.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

составить сложного плана

систематизировать знания об истории человечества

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ исторической информации

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

составить сложного плана

рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

Знания:

признаки и особенности первобытной эпохи. Происхождение и эволюция жизни и человека. Предпосылки возникновения цивилизаций

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения Древних цивилизаций Европы, Азии, Америки

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения Средневековой цивилизации

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации нового времени

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации новейшего времени

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

 


Лист регистрации изменений

№ изменения

№ листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

введения изменения



Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

Бюджетное образовательное учреждение Омской области

среднего профессионального образования

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Специальность: 260807.01 Повар,  кондитер

Продавец, контролёр-кассир

2013 г.

ОДОБРЕНО

Цикловой методической комиссией

социально-гуманитарных дисциплин

Председатель ЦМК Н.А. Грамотеева

__________

«__»___________ 2013 г.

        УТВЕРЖДЕНО

        Зам директора по УР

               Л.Н. Раздымахо

        ___________________

        «__»_______    2013 г.

РАЗРАБОТЧИКИ:

Панкратова Г.В., преподаватель

РЕЦЕНЗЕНТ:

, преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского»                                                      

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                 4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                      7

  1. условия реализации программы учебной

дисциплины                                                                                                                             12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения у

учебной дисциплины                                                                                                        14

  1. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ                                                                    15                             


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 260807.01 Повар,  кондитер, Продавец, контролёр-кассир

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели и задачи УД:

Цель УД – формирование информационной, коммуникативной, познавательной компетенций, необходимых для  понимания студентами целостной картины мира и сопричастности к развитию человечества в целом; анализа исторического пути страны в его своеобразии на основе историко-цивилизационного подхода.

Задачи УД:

1. Формирование у студентов знаний о целостности всемирно-исторического процесса о месте и роли России в нём. Содействие формированию исторического мышления, способности определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, а так же практических умений и опыта поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

2. Содействие освоению общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. Создание условий для привития интереса к профессии, исполнительности, чувства ответственности за порученное дело.

        Структура УД:

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества.

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.

Раздел 3. Цивилизации Запада, Востока и России в Средние века.

Раздел 4. Истоки и особенности индустриальной цивилизации: стран Европы, Азии и России в XVI-XVIII вв.

Раздел 5. Мир и Россия в ХIХ - начале XX в.

Раздел 6. Мир и Россия в середине ХХ-XXI в.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  

- понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- систематизировать знания об истории человечества,

- формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ исторической информации;

- рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- признаки и особенности первобытной эпохи. Происхождение и эволюция жизни и человека. Предпосылки возникновения цивилизаций;

- признаки, особенности её развития и основные достижения Древних цивилизаций Европы, Азии, Америки;

- признаки, особенности её развития и основные достижения Средневековой цивилизации;

- признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации нового времени;

- признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации новейшего времени.

В целях реализации компетентностного и  системно-деятельностного подходов программой УД предусматривается использование образовательных технологий: личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения, технология самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения.

Дифференцированный зачёт

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 176 часов,

в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 117 часов,

в том числе: практических занятий – 10 часов;

                     самостоятельной работы обучающегося –59 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.  Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

     практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 59

в том числе:

подготовка сообщений, эссе

15

«историческое исследование» стихотворения

3

составить сложного плана

2

подготовка мультимедийных презентаций

13

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  

        

     Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

 самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

История: понятие, источники знаний, периодизация, общественная роль и функции. Факторы исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.

2

Раздел 1.

Древнейшая стадия истории человечества

Содержание учебного материала

Теории происхождения жизни и человека. Антропогенез. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Культура первобытного человека.

Неолитическая революция. Возникновение земледелия и скотоводства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление собственности. Разложение родового строя. Рабы и рабство. Разделение труда. Протоцивилизации.

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Кухня восточных славян»

2

Раздел 2.  Цивилизации Древнего мира

Содержание учебного материала

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений, культура. Частная и общественная жизнь.

Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.

4

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Культура питания народов Древнего мира»

2

Раздел 3.

 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

Содержание учебного материала

Хронологические и географические рамки истории средневекового мира. Великое переселение народов.

Асинхронность развития. Традиционность как главная черта восточных цивилизаций. Особенности государственного и общественного строя. Государства Европы VIII-XІ вв. Политическая раздробленность. Христианизация германских народов. Возникновение ислама. Аграрный характер средневековой цивилизации. Средневековый город. Церковь и светская власть Социальные конфликты. Крестовые походы. Культура.

8

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Крестовые походы»

2

Раздел 4.  

История России с древнейших времен до конца XVII в.

Содержание учебного материала

Исторические корни и прародина восточных славян. Хозяйство и социальное неравенство.

Киевская Русь. Раздробленность. Нашествие иноземцев. Этапы развития Российского государства. Смута.

 32

Практическое занятие: Феодальная раздробленность Руси

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить сообщения по темам: «Нравы и обычай древних славян», «Религиозные представления восточных славян», «Крещение Руси», «Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий»

Осущестить «историческое исследование» стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (Задание:«Что можно узнать из данного стихотворения о характере и деятельности князя Олега?»).

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Нашествие  крестоносцев на Русь в XIII веке»

8

Раздел 5.    

Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI-XVIII вв.

Содержание учебного материала

Хронологические рамки периода. Великин географическин открытия. Открытия и изобретения.Модернизация. Революции.

 10

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Культура питания народовЕвропы в эпоху нового времени»

2

Раздел 6.

Россия в XVIII в.

Содержание учебного материала

Модернизация в России. Социально-экономическое развитие. Первые Романовы. Раскол церкви. Д Эпоха Петра I. ворцовын перевороты. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.Крепостное право. Культура.

20

Практическое занятие: Реформы Петра Великого.

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщения по темам «Культурные преобразования в Петровскую эпоху», «М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки»

Составить сложный план вопроса «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».

Подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Дворцовые перевороты в России ХVIII в.»

8

Раздел 7.  Становление индустриальной цивилизации

Содержание учебного материала

Европейские революции. Реформы. Идеологические и правовые основы государственности. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Идейно-политические течения. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Партии. Социальный состав индустриального общества. Эмансипация. Культура. 

 6

Раздел 8.  Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

Содержание учебного материала

Реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада. Колониальное соперничество и колониальные империи. «Освоение» Африки. «Восточный вопрос». Самоизоляция Японии. 

3

Раздел 9.  

Россия в XIX в.

Содержание учебного материала

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.Социальная структура. Реформы Александра I. Декабристы. Кризис самодержавия. Отечественная война 1812 г. Кавказская война. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Александр II. Отмена крепостного права. Либеральные реформы. Финансовые преобразования. Завершение промышленного переворота. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Александр III. Первые марксисты. Народы России.

22

Практическое занятие: Восстание декабристов.

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщения по темам: «Взгляды на пути развития страны в первой половине XIX в. (западники и славянофилы)», «Культура России XIX века».

Осуществить «историческое исследование» стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».   (Задание: составить характеристику Бородинского сражения.)

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «Александр II: человек и государственный деятель», «Крымская война и её значение для России».

8

Раздел 10.  

От Новой истории к Новейшей

Содержание учебного материала

Система международных отношений на рубеже XIX-XX вв. Возвышение Германии и США. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Передел мира. Первая мировая война. Тройственный союз и Антанта. Энергетическая революция.  Профсоюзное движение. Индустрия и среда обитания. Социальный и демографический состав российского общества. Становление российского парламентаризма.. Местное самоуправление. Революция 1905-1907 гг. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Версальская система. Кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. От февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Первые шаги советской власти. Конституция 1918 г. Основы советской власти. «Военный коммунизм». Гражданская война.Брестский мир. 

6

Раздел 11.  

Между мировыми войнами

Содержание учебного материала

Кризис Запада. Ускоренная модернизация. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Стабилизация 1925-1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия. Тоталитаризм.

Антиколониальная борьба. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова-Рибентропа.

Нэп. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Общественно-политическое и государственное развитие СССР в 20-30-е годы. Дискуссии о путях социалистической модернизации общества. И.В. Сталин. Культ личности. Репрессии. Индустриализация. Коллективизация. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы. «Культурная революция».

6

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «НЭП»

3

Раздел 12.  

Вторая мировая война

Содержание учебного материала

«Странная война».

Блицкриг вермахта. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Миропорядок Ялты и Потсдама.

Общество в годы войны. Тыл. Партизанское движение.  Основные этапы военных действий.. Героизм в годы войны. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

6

Раздел 13.  

Мир во второй половине XX в.

Содержание учебного материала

США и СССР. Гонка вооружений. Военные блоки.  Распад колониальной системы. «Холодная война».

Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Новый взгляд на права человека.

Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер. Биотехнологии. Автоматизированное производство. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. 

6

Раздел 14.  

СССР в 1945-1991 гг.

Содержание учебного материала

Восстановление хозяйства. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. СССР в локальных конфликтах.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС. «Оттепель». Реформы 1950-60 гг.

Социалистический лагерь.  «Неосталинизм». Диссидентское и правозащитное движение. Реформа А.Н. Косыгина..Ю.В. Андропов.

Международная «разрядка». Улучшение отношений с Западом. Война в Афганистане.

Реформы М.С. Горбачева. Кризис социализма. Советская культура. Окончание «холодной войны». Распад социалистического лагеря.  Распад СССР.

28

Практическое занятие: Основные события Великой Отечественной войны

2

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщения по темам: «Все для фронта, все для победы!», «Культура народов СССР в XX веке», «Пакт Молотова-Рибентропа: причины его заключения и последствия», «Советско-финляндская война».

Нипасать мини-сочинение по теме: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Подготовить мультимедийные презентации по темам: «Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии», «Бдокада Ленинграда», «Битва под Москвой 1941-1942 гг.», «Сталинградское сражение 1942-1943 гг.», «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.», «Освобождение Советской армией Восточной Европы», «Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции».

16

Раздел 15.  

Россия и мир на рубеже ХХ-XXI вв.

Содержание учебного материала

Становление новой российской государственно-правовой системы. Политический кризис 1993 г. Конституция РФ.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг.

Рыночные реформы. Российская экономика в мировой экономической системе.

Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Технологии будущего. Новая мировая иерархия и международный терроризм. Страны третьего мира.Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

15

Самостоятельная работа обучающегося: 

Подготовить сообщение по теме: «Перестройка» в СССР»

Нипасать мини-сочинения по темам: «Солдат войны не выбирает» (о событиях афганской и чеченской войн), «Я пойду на выборы»,

Составить сложный план  вопроса «Глобальные проблемы современности».

8

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

 176


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования   к   минимальному   материально-техническому обеспечению

       Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-гуманитарных  дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:  

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2.   Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. - М., 2006.
  2. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. - М., 2006.
  3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. - М., 2004.
  4. История. 11 класс. Тематический контроль. - М., 2004.
  5. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10-11 кл. - М., 2006.

Дополнительные источники:

  1. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. - М., 2005.
  2. Дроз Ж. История Германии. - М., 2005.
  3. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб.пособие. - М., 2006.
  4. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX-XVI вв. Плакаты. - М., 2007.
  5. Ивашко М.И. Отечественная история. XX в. Учебное пособие в схемах. - М., 2006.
  6. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. - М., 2006.
  7. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. - М., 2006.
  8. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500-1789. - М., 2006.
  9. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 г.). - М., 2005.
  10. Метивье Ю. Франция в XVI-XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. - М., 2005.
  11. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ в.). - М., 2005.
  12. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. - М., 2007.
  13. Шоню П. Цивилизация классической Европы. - Екатеринбург, 2005.

3.3.  Используемые образовательные технологии

В целях реализации компетентностного подхода программой УД предусматривается использование образовательных технологий: личностно-ориентированная технология, технология проблемного обучения,  технология самостоятельной работы, информационно-коммуникационные технологии.

3.4. Самостоятельная работа обучающегося

Выполнение обучающимися самостоятельной работы осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению самостоятельных работ. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы и их содержание имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику специальности, индивидуальные особенности обучающихся.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий, самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных   заданий, подготовки эссе, мультимедийных презентаций.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

составить сложного плана

систематизировать знания об истории человечества

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ исторической информации

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

составить сложного плана

рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

Знания:

признаки и особенности первобытной эпохи. Происхождение и эволюция жизни и человека. Предпосылки возникновения цивилизаций

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения Древних цивилизаций Европы, Азии, Америки

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения Средневековой цивилизации

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации нового времени

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

признаки, особенности её развития и основные достижения цивилизации новейшего времени

беседа

устный опрос

задания в тестовой форме

защита мультимедийных презентаций

выступление с сообщениями

практическая работа

 


Лист регистрации изменений

№ изменения

№ листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

введения изменения