Рабочая учебная программа курса «История Древнего Мира» для обучающихся 5 классов
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Рабочая учебная программа "История Древнего мира" для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass2013-14.docx106.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОГЛАСОВАНО

Руководитель Меж  МО

                   ________/Черных Т.Н./

Протокол №    от «    »                 2013 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР  ______________ / Андреева Н.В./

от «___»_________________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _____________  /Чуб М.В./

Приказ № ___ от «___»___________2013 г.

«Средняя общеобразовательная школа №3 п. Чернянка Белгородской области»

Рабочая учебная программа  

курса  «История Древнего Мира»

для обучающихся 5 классов

учителя истории Горбань О.В.

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая рабочая программа  разработана  на  основе  Федерального  компонента  государственного  стандарта  основного  общего  образования  по  истории  в  соответствии  с  обязательным  минимумом  содержания  образовательных  программ  и  отвечает  определённым  в  стандарте  требованиям  к  уровню  подготовки  учащихся, авторской программы  «История Древнего мира» (авторы  А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой  2007 г.), которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М. «Просвещение» 2007 г.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Изучение истории Древнего мира в 5 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

Цели курса:

Формировать историческое мышление:

- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

- чем отличается Древний мир от мира современного.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;

- раскрыть на конкретном примере , что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

В связи с учебно-тематическим планом, предусматривающим продолжительность учебного года в 5 классе 35 недель (2 часа в неделю). Изучение курса истории в 5 классе рассчитано на 70 часов. Авторская программа А.А.Вигасина « История Древнего мира» предусматривает планирование учебного материала на 68 часов. В связи с введение в курс 5 класса пропедевтического модуля «Введение в историю», рассчитанного на 10 учебных часов, в  рабочую   программу  внесены изменения. На изучение темы «Первобытные охотники и собиратели» в авторской программе предположено  3 часа. В моей рабочей программе на изучение данной темы отведено 2 часа, однако это не влияет на качество усвоения данного материала. Учебные часы, отведенные на повторение и закрепление материала в конце каждого раздела в авторской программе, были сокращены однако это не  влияет на общее изучение курса истории Древнего мира.

Распределение  учебного времени в рамках   курса  соответствует федеральному компоненту,  предполагается не менее 50 часов на изучение Древнего мира.

Структура программы учебного предмета

№ п/п

Содержание раздела

Количество часов в рабочей программе

1

Пропедевтический модуль: Что изучает история

10

2

История древнего мира:

60

1

Жизнь первобытных людей

4

2

Древний Восток

18

3

Древняя Греция

20

4

Древний Рим

17

3

Итоговое повторение и обобщение

1

Всего

70 ч.

Используемый учебно-методический комплекс, учебники включены в федеральный и региональный перечень рекомендованных учебников и учебных пособий.

УМК:

Программа:

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. - М.: Просвещение - 2007 г.

Учебники:

1. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 112 с.

2. Вигасин А.А, Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учеб. 5 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. – 287 с.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе.

В результате изучения истории в 5 классе  обучающийся должен знать :

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира века и выдающихся деятелей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • определять последовательность и длительность важнейших событий  истории Древнего мира;
  • читать историческую карту, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Календарно-тематический план

История Древнего мира

           Количество часов:70

№ уро-

ка

Название раздела, темы урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Примечание

 Пропедевтический  модуль:

Что изучает история.

10

1

Введение. Ход времени и способы его измерения. Исторические события.

1

Работать со справочным аппаратом книги.

2

Историческая память. Источники знаний о прошлом. Причинные связи между событиями.

1

Усвоить понятие «исторический источник».

3

Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями.

1

Уметь определять век по дате; работать с лентой времени.

4

Историческая карта.

1

Работать с исторической картой

5

Происхождение имен и фамилий. Генеалогия

1

Составлять устный рассказ.

6

Географические названия - свидетели прошлого.

1

Представлять хронологическую цепочку всемирной истории.

7

Геральдика.

1

Работать с исторической картой.

8

Гербы, флаги, гимны государств.

1

Знать  отличительные особенности символики

9

История России – часть всеобщей истории. Россия – многонациональное государство.

1

Понимать, что история Росси – часть всеобщей истории.

10

Российская государственная символика.

1

Знать символику России.

История Древнего мира - 60 ч.

Раздел I.      Жизнь первобытных людей – 4 ч.

11

Первобытные охотники и собиратели.

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

1

Пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных людей.

Называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку.        

12

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

1

Пересказывать текст учебника; сравнивать верования древнейших и современных людей.

13

Первобытные земледельцы и скотоводы.

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

1

Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия.

14

Появление неравенства и знати. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

1

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Раздел   II.           Древний Восток  -   18  ч.

Тема 1.   Древний Египет.

7

15

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

1

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.

16

Быт  земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.        

1

Использовать исторические источники знаний; формулировать выводы

17

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов.

1

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

18

Завоевательные походы фараонов

Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы.

1

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

19

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

1

Пересказывать текст учебника; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян

20

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

1

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.

21

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

1

Анализировать исторический источник; пересказывать текст учебника.

Тема 2. Западная Азия в древности.

7

22

Двуречье в древности.

Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

1

Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ

23

Древневавилонское царство.Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик»

1

Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи.

24

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Средиземного моря. Древнейший алфавит. 

1

Уметь читать историческую карту; анализировать исторический источник.

25

Древние евреи. Понятие «единобожие». Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях.        

1

Пересказывать текст учебника; находить сходства и отличия религий.

26

Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

1

Уметь читать историческую карту.

27

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.  Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.        

1

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.

28

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

1

Уметь читать историческую карту; оперировать датами.

Тема 3. Индия и Китай в древности.

4

29

Местоположение и природа древней Индии.

Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме.

1

Анализировать исторический источник.

30

Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы

1

Давать самостоятельную оценку явлениям.

31

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость -в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги

1

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.        

32

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас

1

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы.

Раздел   III.  Древняя Греция  - 20 ч.

     

1. Древняя Греция.

5

33

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

1

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.        

34

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

1

Характеризовать события и их участников на основе текста учебника

35

Поэма Гомера «Илиада»

1

Пересказывать текст; анализировать источник.

36

Поэма Гомера «Одиссея»

Пересказывать текст; анализировать источник.

37

Религиозные верования древних греков.

Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

1

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

38

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

1

Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям.

39

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

1

Анализировать исторический источник.

40

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта —• военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

1

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.        

41

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

1

Уметь читать карту; пересказывать текст учебника.

42

 Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

1

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

43

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

1

Уметь читать историческую карту

44

Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

1

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

5

45

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

1

Анализировать исторический источник; делать выводы.

46

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения.

1

Раскрывать содержание иллюстрации

47

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

1

Пересказывать текст учебника.

48

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

1

Пересказывать текст учебника.

49

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

1

Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы.

Тема 4. 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

50

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

1

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

51

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

1

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

52

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

1

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.        

Раздел   IV.  Древний Рим  -  17 ч.      

Тема. 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3

53

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

1

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

54

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

1

Уметь читать историческую карту; оперировать датами

55

Уравнение в. правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион»

1

Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия.

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

3

56

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

1

Уметь читать историческую карту; оперировать датами.        

57

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

1

Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание иллюстрации

58

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

1

Раскрывать содержание иллюстрации

Тема 3. Гражданские войны в Риме.

4

59

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

1

Давать самостоятельную оценку явлениям

60

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших

1

Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации.

61

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления:подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».

1

Пересказывать текст учебника; делать выводы

62

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна,, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

1

Давать самостоятельную оценку явлениям

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры.

5

63

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

1

Уметь читать историческую карту

64

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона

1

Давать самостоятельную оценку явлениям

65

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проневеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

1

Пересказывать текст учебника; делать выводы.

66

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

1

Сравнивать исторические явления; делать выводы

67

Рим – столица империи.

Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».. Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

1

Пересказывать текст учебника; делать выводы

Тема 5. Падение Западной Римской империи.

2

68

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

1

Сравнивать исторические явления; делать выводы.

69

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

1

Уметь читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы

70

Итоговое обобщение и повторение: Особенности цивилизации Греции и Рима, вклад народов древности в мировую культуру

1

Сравнивать исторические явления; делать выводы.



содержание программы по истории Древнего мира.

Что изучает история (не менее 10 ч)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. 

История Древнего мира (60 ч)

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (5ч.)

Тема 1. Первобытные охотники и собиратели.( 3 ч)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.(2 ч)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Появление неравенства и знати. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Раздел II. Древний Восток ( 18 ч.)

Тема 1. Древний Египет (7 ч. )

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Быт  земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Завоевательные походы фараоновВойско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Повторение (1 ч.)

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздании (суд Осириса и клятва умершего)

Тема 2.Западная Азия в древности. (7 ч.)

Двуречье в древности.Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство.Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик»

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Понятие «единобожие». Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях.        

Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.  Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.        

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч.)

Местоположение и природа древней Индии.Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

        Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость -в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас

Раздел III. Древняя Греция ( 20 ч. )

Тема 1. Древняя Греция (5 ч.)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования древних греков.

Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые ведено обозначение буквами гласных звуков).

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта —• военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3.Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии ( 5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э.- 3 ч.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1 ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии

Раздел IV. Древний Рим – 17 ч.

Тема 1. Рим : от его возникновения до установления господства над Италией. (3 ч.)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в. правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион»

Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. (3ч.)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 3.Гражданские войны в Риме.(4 ч.)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления:подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна,, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. – 5 ч.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проневеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

        Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим – столица империи.

Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».. Архитектурные памятникиРима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Тема 5. Падение Западной Римской империи (2ч.)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (2 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

В процессе изучения Истории Древнего мира в 5 классе

предусмотрены различные формы текущего и итогового контроля :    

                     

  • устный опрос;
  • тестирование;
  • решение кроссвордов;
  • написание мини сочинений;
  • работа с исторической картой;
  • графические работы (рисунки,  схемы);

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

Учебники:

- Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

- Вигасин А.А. История древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразоват.учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.- М.:Просвещение, 2010 г.

Дополнительная литература

- Майков А.Н. введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009 г.

- Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.

- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

Л.Л.Кочергина. История Древнего мира 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой/. Волгоград: Учитель, 2009.

А.Н.Майков. История . Введение в историю: 5 класс: методическое пособие/ А.Н.Майков. – М.: Вентана-Граф, 2008

Карты

Завоевания Александра Македонского

Древний Восток. Египет. Междуречье.

Завоевание Римской Республики.II-I вв. до н.э. Восстание Спартака.

Римская Империя в I-II в н.э.

Греция в IV в до н.э.

Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства.

Греко – персидские войны (500-478 гг. до н.э._

Крито-микенская Греция.

Решите кроссворд «Сумей прочитать».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.

2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.        3.Одно из первых занятий человека.

4. Первый металл, который освоил человек.

5. Первое орудие для возделывания земли.

6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад.

7. Домашнее животное.

8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге.

9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека.

10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род, 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг.

                  7. Собака. 8 Глина. 9. Рубило. 10. Племя

Решите кроссворд

 По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой ЛО. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). К. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва.

                  7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

Разгадай чайнворд:

1. Материал для письма.

2. Вырезанная из камня фигура льва  с головой человека.

3. Злой бог суховей.

4. Один из египетских фараонов.

5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора  

     художественные изображения.

6. Подневольный человек.

7. Сплав меди и олова.

8. Ученый, который изучает звездное небо.

9. Столица Египта.

10. Египетская гробница.

11. Греческий историк, который описал историю Египта.

12. Стенобитный снаряд.

13. Сборы в пользу государства.

2

1

13

3

12

4

11

9

10

8

7

5

6

Ответы:    1.Папирус. 2.Сфинкс. 3.Сет. 4.Тутмос. 5.Скульптор. 6.Раб.

7. Бронза. 8.Астроном. 9.Мемфис. 10.Саркофаг. 11. Геродот. 12.Таран. 13.Налоги.

Отгадай кроссворд.

Тема: «Жизнь в Римской империи»

2

3

4

1

5

6

7

10

8

9

1. Центральная площадь города Рима.

2. Столица Италии.

3. Место, где проходили гладиаторские бои.

4. Место, где был основан Рим.

5. Архитектурное строение, которое воздвигалось в честь победы императора.

6. Город, попавший под извержение вулкана Везувий.

7. Древняя баня в Риме.

8. Название римского войска.

9. Как назывался глава Римской империи?

10. Руководитель восстания рабов в 74 г. до н. э.

Ответы: 1. Форум. 2. Рим. 3. Цирк. 4. Капитолий. 5. Арка. 6. Помпеи. 7. Терма. 8. Легион. 9. Император. 10. Спартак.

        Вариант I.

ТЕМА: «Рим: от его возникновения

до установления господства над Италией»

        Выберите правильный ответ.

1. Когда в Риме запретили долговое рабство?

а) в эпоху республики;

б) в эпоху царей;

в) в эпоху императора.

2. Кто такие патриции?

а) потомки древнейших жителей Рима;

б) потомки племени этрусков;

в) потомки греческих колонистов Италии.

3. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

а) Рем;                б) Ромул;                 в) Нумитор.

4. Кто служил в римских легионах в республиканскую эпоху?

а) рабы;

б) бедняки;

в) земледельцы.

5. Должностные лица, избиравшиеся в республиканском Риме каждый год:

а) сенаторы;

б) консулы;

в) императоры.

6. Какое племя жило на берегу реки Тибр, где был основан Рим?

а) галлы;                б) этруски;                         в) латины.

7. Высший орган власти в республиканском Риме?

а) сенат;

б) народные трибуны;

в) царь.

8. Римский сенатор, заканчивавший каждую свою речь в сенате словами: «Карфаген должен быть разрушен»:

а) Катон;                

б) Сципион;                 

в) Гракх.

Вариант II.

ТЕМА: «Рим: от его возникновения

до установления господства над Италией»

        Выберите правильный ответ.

1. Как назывались завоеванные Римом области?

а) «наше море»;

б) провинции;

в) царство варваров.

2. Царство, ставшее следующей жертвой Рима после Карфагена?

а) Македония;

б) Египет;

в)Парфия.

3. Кто производил набор в войска в республиканском Риме?

а) цари;

б) народные трибуны;

в) консулы.

4. Что такое триумф?

а) строительство триумфальной арки;

б) торжественный въезд в Рим полководца-победителя;

в) торжественное богослужение в Риме.

5. Жрицы богини огня и домашнего очага:

а) авгуры;                б) весталки;                в) гаруспики.

6. Административный орган управления в Древнем Риме:

а) сенат;                б) форум;                в) пантеон.

7. Народные трибуны имели право произносить в сенате слово «вето». Что оно означало?

а) «приветствую»;

б) «разрешаю»;

в) «запрещаю».

8. Войсковое соединение римской армии:

а) фаланга;

б) легион;

в) преторий.

Карточка

к теме: Восстание Спартака

Установите последовательность событий:

1. Поход на Сицилию.

2. Прорыв римских укреплений на перешейке.

3. Образование лагеря у г.Везувий.

4. Поход на север Италии.

5. Разгром Крассом отрядов Спартака.

6. Раскрытие заговора гладиаторов.

Ответ:

                Вариант I.

Итоговый тест к разделу «Древний Рим»

        Выберите правильный ответ.

1. Мать Ромула и Рема согласно древнеримской легенде:

а) волчица;              б) Веста;                  в) Рея Сильвия.

2. Кого римляне называли варварами?

а) племена, не знающие латинского или греческого языка;

б) жестоких императоров;

в) всех, кто проживал вне города Рима.

3. Рабы, получившие в пользование участки земли:

а) колоны;                б) «рабы с хижинами»;                в) христиане.

4. Что произошло в 509 г. до н. э.?

а) В Риме установилась республика;

б) был основан Рим;

в) в Риме установилась империя.

5. Римский император, при котором началась травля христиан:

а) Константин;        б) Нерон;                в) Октавиан Август.

6. Какое зрелище римляне предпочитали всем остальным?

а) театральное представление;

б) спортивное состязание;

в) гладиаторские бои.

7.  Кого римляне называли лучшим из императоров (правил в98-117гг. н.э.)?

а) Цезаря;                 б) Траяна;                 в) Константина.

8. Как переводится с латинского языка слово «республика»?

а) власть народа;

б) общее дело;

в) власть знати.

9. Кто спас Рим во время нашествия галлов в 390 г. до н. э.?

а) Муций Сцевола;        б) гуси;                в) волчица.

10. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

а) демократия;                б) диктатура;                в) республика.

        Вариант II.

Итоговый тест к разделу «Древний Рим»

Выберите правильный ответ.

1. Автор одного из Евангелий - рассказов о жизни и учении Иисуса Христа:

а) Иуда;                б) Иоанн;                в) апостол Павел.

2. Главный источник рабства в Риме:

а) завоевания;        б) торговля;        в) долговая кабала.

3. Кто получал в республиканском Риме почетное прозвище «император»?

а) сенаторы;        б) полководцы;        в) народные трибуны.

4. Германские племена, захватившие Рим в 410 г. н. э.:

а)даки;                  б) венеды;              в) готы.

5. Сенатор, друг Цезаря, возглавивший против него заговор:

а) Антоний;        б)Октавиан;         в) Брут.

6.  Река, переходя которую, Цезарь сказал знаменитые слова «Жребий брошен»!

а) Тибр;                б) Рейн;                  в) Рубикон.

7. Кто в республиканском Риме имел право накладывать вето (запрет) на решение сената?

а) консулы;

б) императоры;

в) народные трибуны.

8. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

а) в 509 г. до н. э.;

б) в 74-71 гг. дон. э.;

в) в 313 г. н. э.

9. Последний император Западной Римской империи:

а) Константин;        б) Ромул;                в) Юстиниан.

10. Кто такие колоны?

а) рабы;                б) воины;                в) земледельцы.

Итоговый тест по теме «Древняя Греция»  Вариант I.

        Выберите правильный ответ.

1. Три брата бога поделили между собой власть над миром. Кто из них господствовал на небе?

а) Зевс;                    б) Аид;                    в) Посейдон.

2. Кто очистил за один день конюшни царя Авгия?

а)Тесей;                  б) Одиссей;             в) Геракл.

3. Кому в Древней Греции запрещалось заниматься торговлей и ремеслами?

а) спартанцам;        б) македонянам;        в) афинянам.

4. Кто прислал афинскому царю Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел?

а) афиняне;              б) скифы;                 в) спартанцы.

5. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского:

а) Сократ;                б) Анаксогор;                в) Аристотель.

6. Когда проводились театральные представления?

а) во время Олимпийских игр;

б) в Великой Дионисии - дни весенних игр;

в) каждый день.

7. Кто, по представлениям древних греков, научил людей строить дома, плавать по морям, писать и считать?

а) Зевс;                    б) Геракл;                в) Прометей.

8.  Герой Троянской войны, которому удалось вернуться на родину:

а) Одиссей;              б) Патрокл;              в) Ахиллес.

9. Главное занятие мальчиков в Спарте:

а) гимнастика;        б) философия;         в) математика.

10.  Персидский царь, предпринявший в 450 г. до н. э. второй поход против Греции:

а) Дарий I;               б) Ксеркс;                в) Дарий III.

11. Где находилась крупнейшая библиотека Средиземноморья, насчитывавшая до 700 тыс. папирусных свитков?

а) в Афинах;                 б)вПергаме;         в) в Александрии Египетской.

12. Сколько букв было в древнегреческом алфавите?

а) 12 букв;               б) 24 буквы;             в) 33 буквы.

Итоговый тест по теме «Древняя Греция» Вариант II.

Выберите правильный ответ.

1. Где жили греческие боги?                                            -

а) в Олимпии;

б) на острове Крит;

в) на горе Олимп.

2. Кому троянский царевич Парис отдал яблоко как «прекраснейшей из богинь?»

а) Афине;               б) Афродите;          в) Гере.

3. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны и колонии?

а) хлеб;                б) рабов;                   в) изделия ремесла.

4.  Последнее сражение, в котором Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство:

а) при Гавгамелах;

б) при Херонее;

в) при Платеях.

5. Александрийский ученый, автор первого учебника по геометрии:

а) Евклид;                б) Аристотель;                в) Птолемей.

6. Треугольное прстранство храма между двумя скатами крыши и карнизом:

а) колонна;             б) портик;              в) фронтон.

7. Девять сестер-богинь, покровительниц поэзии, искусства и науки:

а) нимфы;               б) сирены;              в) музы.

8. Как звали легендарного царя Крита?

а) Минос;                б) Минотавр;         в)Тесей.

9. Сколько стоил раб-слуга в Афинах в V в. до н. э.?

а) 1 драхму;            б) 50 драхм;            в) 250 драхм.

10. Где произошло морское сражение, в котором афиняне разбили персидский флот?

а) у Марафона;        б) у Саламина;        в) у Фермопильского ущелья.

11. Греческий драматург, автор трагедии «Персы»:

а) Геродот;             б) Эсхил;                в) Сократ.

12. Кому посвящен знаменитый храм Парфенон?

а) Афине;               б) Посейдону;         в) Зевсу.