Пояснительная записка к рабочей программе ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)» для 5 классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный год.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Кузнецова Наталия Николаевна

Пояснительная записка  составлена к рабочей программе ФГОС изучения учебного предмета "История (История Древнего мира)" для 5 классов по учебнику  авторского коллектива в составе:  Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Включает в себя: цели изучения предмета, общую характеристику предмета, структуру и последовательность изучения материала, планируемые результаты, содержание курса, планируемые результаты изучения предмета в 5 классе, описание учебно - методического обеспечения образовательной деятельности, УМК, материально - техническое обеспечение образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internetpoyasn.zap_.ist_.5_kl._2016_-2017.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка к  рабочей программе  ФГОС учебного предмета «История (История Древнего мира)»   для 5  классов (базовый уровень) на 2016–2017 учебный  год.

Рабочая программа учебного предмета «История (История Древнего мира)» составлена  в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);
  •  Примерной    программы по истории для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011;                                
  • Концепции  духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России – Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.- М.: Просвещение, 2009;
  • Авторских программ Всеобщая история. Рабочая программа. История Древнего мира. 5 класс: учебник /Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.  5 класс. – Волгоград.: Учитель, 2016;
  • Учебного плана МОУ ……………. на 2016 – 2017.

 Цели изучения учебного предмета «История»

Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации,  способности к самоопределению и самореализации;
  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды  как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых на уровне социальной адаптации об обществе, основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах общественной деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

2. Общая характеристика учебного предмета «История»

        Учебный предмет «История»  входит в состав предметной области «Общественно – научные предметы», отвечающей за социализацию личности, формирование гражданских ценностных ориентиров и нравственное воспитание подрастающего поколения.

        Назначение предмета «История» в основной школе состоит в том, чтобы создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей:

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценке  конкретных поступков людей; реализации и защите  прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  •  первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия фальсификации истории.

Учебный предмет «История» формирует  в учащихся умение ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, получать из него необходимую  информацию, использовать базовые операции для ее обработки,  применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Структура и последовательность изучения материала

обусловлена:

  • учетом общих принципов отбора содержания и логики его изложения;
  • возрастными особенностями обучающихся.

                В 5 классе содержание курса  обращено к младшему подростковому возрасту. Дается элементарное научное представление о развитии общества, формировании и развитии искусства и ремесел, положении  основных групп общества древних государств в эпоху Древнего мира; носит частично пропедевтический характер и обеспечивает преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изученному в начальной школе.

 Место учебного предмета «История » в учебном плане МОУ средняя школа  №10

        В соответствии с Примерным учебным планом  основного общего образования  учебный предмет «История» в основной школе изучается с 5 по 9 класс в течение 350 часов при  нагрузке  2 час в неделю. В соответствии с Учебным планом  МОУ средняя школа №10 г.о. Жуковский на 2016 – 2017 г. данная рабочая программа  по предмету для 5 класса рассчитана на обучение в течение  70 часов (35 учебных недель).

  Планируемые результаты освоения содержания учебного предмета «История»  в 5 классе:

Личностные результаты должны проявиться  в способности:

  • быть готовым к выполнению норм и требований реальной жизни школьного коллектива, прав и обязанностей ученика;
  • осознавать социально – нравственный опыт предшествующих поколений;

Метапредметные результаты должны проявиться  в способности:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • давать определения изученным в курсе понятиям;
  • формулировать собственное мнение и позицию,  следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своего характера, соотносить с мнением других людей, в том числе, для корректировки собственного поведения в окружающей среде.

Предметные результаты должны проявиться  в способности:

  • подкреплять изученные положения конкретными примерами;
  • приобретать  навыки общей ориентации в исторических событиях и процессах;
  • определять последовательность, взаимосвязь и результаты исторических событий.

Планируемые результаты освоения содержания учебного предмета «История»  выпускниками основной школы

  Личностные результаты должны проявиться  в способности:

• испытывать потребность в  активном и созидательном участии в будущем в общественной и государственной жизни;

• быть заинтересованным не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• иметь систему ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 Метапредметные результаты должны проявиться  в способности: 

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•  объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• анализировать исторические ситуации, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям;

• владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности,  на уроках и в социальной практике на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к событиям различных исторических эпох, формулирование своей точки зрения.

 

Предметные результаты должны реализоваться в том, что выпускник научится: 

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события исторических эпох, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в соответствующие периоды, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в различные эпохи, местах крупнейших событий и др.;

• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в конкретные исторические периоды; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры;

• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории в конкретные исторические периоды.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в различные исторические эпохи;

• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;

• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в конкретный исторический период.

    Содержание курса учебного предмета «История (История Древнего мира) 5 класс»

Раздел I.  Жизнь первобытных людей –  6  час.

      Глава 1. Первобытные собиратели и охотники - 3час.

Введение. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей.  Возникновение искусства и религиозных верований

Глава 2-3. Первобытные земледельцы и скотоводы. Счет лет в истории  - 3 ч.

Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.

Раздел II.   Древний Восток – 21  час.

Глава 4.   Древний Египет  - 8 час.

Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.

                            Глава 5.   Западная Азия в древности  - 8 час.

Древнее  Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «Царя царей».  

                                 Глава 6 . Индия и Китай  в древности  - 5 час.

Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец  Конфуций. Первый властелин единого Китая.

Раздел III.  Древняя Греция – 20  час.

                               Глава 7.    Древнейшая  Греция  - 4 час.

Греки и  критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея».  Религия древних греков.

          Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием  - 8 час.

Земледельцы Аттики  теряют   землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие  персидских войск на Элладу.

Глава 9. Возвышение Афин в V(5-м) веке до н.э. и расцвет демократии - 4  час.

В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и  гимнасиях. В  афинском театре. Афинская демократия при  Перикле.

          Глава 10.    Македонские завоевания в IV(4-м) веке до н.э. - 4  час.

Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.

Раздел IV.  Древний Рим – 19ч.

Глава 11.    Рим: от его возникновения до установления господства над Италией - 3 час.

Древнейший  Рим. Завоевание  Римом Италии. Устройство Римской республики.

Глава 12.    Рим - сильнейшая держава  Средиземноморья- 3 час.

Вторая  война Рима с Карфагеном. Установление  господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака.

Глава 13.    Гражданские войны в Риме – 4 час.

Земельный закон братьев Гракхов. Единовластие Цезаря. Установление империи.

Глава 14.    Римская империя в первые века нашей  эры – 6 час.

Соседи Римской империи. Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет империи  во II (2-м) веке н.э. Вечный город и его жители

 Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи – 3 ч.

Римская империя при Константине. Взятие  Рима  варварами.

Итоговое повторение и обобщение 2 часа          Резерв учебного времени 2 часа

Планируемые результаты освоения программы по Истории

(Истории Древнего мира) в 5 классе

Жизнь первобытных людей –  6  час.

Обучаемый научится:

  • работать с новым учебником;
  • работать с новыми  учебными пособиями;
  •  определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.).

Обучаемый получит возможность научиться:

  • анализировать схемы и проблемные задания;
  • оценивать предложенный учебный материал;
  • работать в группах.

Древний Восток – 21  час.

Обучаемый научится:

  • ориентироваться в основных понятиях раздела;

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов,         материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории.

Обучаемый получит возможность научиться:

     • давать характеристику общественного строя древних государств;

    • сопоставлять свидетельства различных исторических источников,         выявляя в них общее и различия;

  • формулировать собственную позицию, дискутировать на предложенные темы:
  • строить свое действие с учетом действий партнера.

Древняя Греция – 20  час.

Обучаемый научится:

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности.

Обучаемый получит возможность научиться:

  • использовать различные источники информации для развития самообразования;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде.

Древний Рим – 19ч.

Обучаемый научится:

  • раскрывать смысл основных  понятий раздела;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

    • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней  истории.

Обучаемый получит возможность научиться:

  •    использовать различные источники информации и технологии, включая ИК, для создания авторского продукта на основе личного алгоритма деятельности;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

  • применять различные виды смыслового чтения.

Повторение  и обобщение (2ч.)

Резерв ( 2 ч.)

Промежуточная аттестация проводится в форме  самостоятельных, проверочных работ (разноуровневые задания КИМ), защиты творческих работ.  Итоговая аттестация – в форме проверочной работы (разноуровневые задания КИМ), защиты творческих работ.

Описание учебно-методического обеспечения образовательной             деятельности

Для изучения курса «История» в 5 классе  в МОУ СШ № 10 выбран УМК ФГОС. История Древнего мира. 5 класс: учебник/ Вигасин А. А., Гордер Г. И., Свенцицкая И. С. -   М.: Просвещение, 2015.

Главная особенность данного учебно-методического комплекта (УМК) по истории состоит в том, что он обеспечивают преемственность курса «Окружающий мир» в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализует принципы  деятельностного подхода, что полностью соответствует  целям указанного образовательного учреждения  и образовательным запросам обучающихся.

Учебно-методический  комплект изучения истории в  5 АБВГ классах

на 2016 – 2017 учебный год (базовый уровень  обучения).  

Для выполнения всех видов обучающих работ по истории в 5 классе в УМК имеются  учебник, учебные пособия:

ФГОС. История Древнего мира. 5 класс: учебник / Вигасин А. А., Гордер Г. И., Свенцицкая И. С. -   М.: Просвещение, 2015.

ФГОС. Чернова М.Н. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь // История Древнего мира. 5 класс: учебник / Вигасин А. А., Гордер Г. И., Свенцицкая И. С. -   М.: Просвещение, 2015.

Контролирующие материалы:  

  •  ФГОС. КИМ. История Древнего мира. 5 класс – М.: ВАКО, 2016
  • ФГОС. Тесты по Истории Древнего мира. 5 класс // История Древнего мира. 5 класс: учебник / Вигасин А. А., Гордер Г. И., Свенцицкая И. С.- М.: Экзамен, 2015.

Методическая  литература:

  • ФГОС. Поурочное планирование. История Древнего мира. 5 класс: учебник / Вигасин А. А., Гордер Г. И., Свенцицкая И. С. – Волгоград: Учитель, 2013 (2016).
  • Лекции курсов ПВК 2011 «Методологические основы изучения истории и социальных дисциплин» - Б.Н. Найденко

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Компоненты оснащения

Оборудование и оснащение

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Сканер

Экран проекционный

Интернет - ресурсы

1.Архив презентаций PowerPoint.-Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 2.Архив учебных программ и презентаций.- Режим доступа:  http://www.aanciet.ru 

3. Презентации по истории.- Режим доступа: http://мирпрезентаций.рф URL:http://www.uchportal.ru/ioad/54-1-0-4548,

http:// www/rusedu.ru/detail_2490.html         

Учебно – методические материалы

УМК по предмету

Исторические карты

Оборудование

Рабочее место учителя (стол, стул),

рабочее место обучающихся (столы, стулья), шкафы, тумбы  для хранения предметной, методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс базовый курс

Программа включает в себя вводный 10-часовой курс, содержит УМК и краткую характеристику курса....

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» 8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В.

Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура»   8-9 класс базовый уровень, разработана МО учителей МХК  Нестеровой Е.С., Фоминой Л.В....

Рабочая учебная программа по истории Древнего мира. 5 класс (базовый уровень).

ФГОС. Рабочая учебная программа по истории Древнего мира. 5 класс (базовый уровень)....

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 7 класса инклюзивное обучение на 2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «физическая культура» для учащихся 7 класса МКОУ «Александровская СОШ» разработана на основе примерной программы  Федерального компонента ...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана   в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...