Рабочая программа по истории древнего мира. 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Рабочая программа разработана лично мною

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района  Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шемалаковская основная общеобразовательная школа  Яльчикского  района Чувашской Республики»

Рассмотрена

методическим  советом школы

Протокол  № _____от _______________

Утверждена

приказом по школе от ________________________№_________

___________________/Г В Дементьева/

Рабочая программа

по учебному предмету  «История»

Класс  5

Базовый уровень

Срок реализации: 2013-2014 учебный год

Составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса Вигасина А. А., Годер,  Г. И., Свенцицкой И. С. История древнего мира,  М., Просвещение, 2007

                                                      Учитель Анисимова М. В.

1. Пояснительная записка

      Данная рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса Вигасина А. А., Годер,  Г. И., Свенцицкой И. С. История древнего мира,  М., Просвещение, 2007

          В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса формировать историческое мышление,  дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

 Цели:

  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Европы и судьбах населяющих её народов;
  • формирование знаний об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной и зарубежной истории;
  • обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике;
  • содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся.

Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям , к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах  всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

     Данная программа обеспечивает изучение курса истории Древнего мира  учащимися  5  класса.

     Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Изучение  учебного предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю и составляет 68 часов в год.

    В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;
  • урок взаимообучения;
  • урок творчества;

Формы контроля

  • Исторические диктанты
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Практические работы
  • Индивидуальный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Взаимоконтроль
  • Творческие домашние задания

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

      Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

УМК по истории Древнего мира  является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа.

  • Вигасин  А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.  История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2011
  • Арасланова О. В. Поурочные разработки по истории древнего мира  к учебнику Вигасина  А. А. и  Годера  Г. И.  
  • Г. И. Годер  Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс, в 2-х выпусках

 Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории.

В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 68 часов, по 2 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса «История древнего мира»

Введение в историю (1ч)

        История — наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Исторический счет времени («лента времени»). Географическое и историческое пространство.

        Цивилизация и  ее составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации — культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.

РАЗДЕЛ I

Первобытный мир (7 ч)

Тема 1

Первобытные собиратели и охотники  (3 ч)

Происхождение человека. Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные его отличия от животных. Воссоздание биологической эволюции человека по останкам древних людей. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.

Природа и человек в первобытном мире. Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Появление «человека разумного». Присваивающее хозяйство человека древнего каменного века: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю. Стоянки древних людей. Расселение человека по планете.

Религия и искусство в первобытном мире. Зарождение искусства. Наскальная живопись. Первобытные мифы. Появление религиозных представлений.

Тема 2

Первобытные земледельцы и скотоводы  (3 ч)

Новый каменный век и «неолитическая революция». Совершенствование орудий труда в новом каменном веке. Переход к производящему хозяйству — возникновение скотоводства и земледелия. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя. Развитие религиозных представлений. Разложение родового строя у племен оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников.

Возникновение цивилизаций. Развитие ремесла. Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Войны между общинами и племенами, роль вождей. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Город и городская культура — новая ступень развития общества. Появление письменности. Первые очаги цивилизаций на планете (Африка, Европа, Азия, Америка).

Повторительно-обобщающий урок (1 ч). Человеческое общество от первобытности к цивилизации.

РАЗДЕЛ II    Древний Восток (21 ч)

Тема 1  

 Древний Египет (8 ч)

Природа и занятия людей в Древнем Египте. Образование Древнеегипетского государства. Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в Древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Предпосылки и

причины образования Древнеегипетского государства. Северное и Южное царства. Объединение Египта в конце ГУ тыс. до н. э. Общественное устройство Древнего Египта.

Фараон и его ближайшее окружение. Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.

Жизнь простых людей в Древнем Египте. Труд земледельцев — основа существования древнеегипетской цивилизации. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.

Военные походы фараонов. Войско фараонов. Завоевания Тутмоса III и Рамзеса II. Могущество Древнеегипетского государства. Рабская судьба пленных.

Религия и искусство Древнего Египта. Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь и подготовка к «жизни вечной». Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.

Школа, литература и наука в Древнем Египте.

Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература. Жрецы — хранители научных знаний.

Тема 4

Западная Азия в древности (8  ч)

Государства древнего Междуречья. Местоположение, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего Междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия жрецов. Клинопись. «Сказание о Гильгамеше» — древний эпос Междуречья. Древнее Вавилонское царство. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Священный характер царской власти в Вавилонии. Город Вавилон — «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.

Финикия. Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.

Древнееврейские государства. Еврейские племена скотоводов-кочевников во II тыс. до н. э. и завоевание  ими Палестины. Мифы и предания древних евреев. Религия. Распад древнееврейского государства. Израильское и  Иудейское царства.

Ассирийская держава. Положение Ассирии до конца II тыс. до н. э. Перемены в хозяйстве и в военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Отношение ассирийцев к побежденным народам. Столица Ассирии — Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанапала.

Нововавилонское царство и Персидская держава. Образование Нововавилонского царства. Расцвет города Вавилона. Строительство Вавилонской башни и библейские сказания о ней. Хозяйство и население древнего Ирана, Персидский царь Кир и легенда о его происхождении. Восстание персов против мидийского царя. Персидские завоевания. Персидская держава при  Дарий I — «царство стран». Религия древнего Ирана, Авеста.

Тема 5

Индия и Китай в древности (4 ч)

Древняя Индия. Природные условия. Население и его основные занятия. Особенности хозяйства индийской сельской общины. Загадка древнейших городов-государств долины Инда. Вторжение на Индостан племен ариев. Индийские «Веды». «Махабхарата» и «Рамаяна». Представления о богах и переселении душ.

Государство и общество в Древней Индии. Древнейшие государства в Индии. Роль религии в жизни древнеиндийского общества. Варны. Учение Будды. Буддизм. Особенности государства в Индии. Держава Ашоки. Культура Древней Индии.

Природа и занятия населения Древнего Китая. Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости — Конфуций . Китайская религия и мифология.

Государство в Древнем Китае. Единое китайское государство (династии Цинь и Хань). Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Китай и окружающие его народы и государства. Представления китайцев об их стране и ее месте в мире. Сыма Цянь об истории Древнего Китая. Достижения хозяйства. Великая китайская стена. Культура Древнего Китая.

Повторительно-обобщающий урок (1 ч). Культурное наследие древних цивилизаций. Их роль в мировой истории.

РАЗДЕЛ III

III  Древняя Греция (21 ч)

Тема 1

  Древняя Греция (5 ч)

Природа и население Древней Греции. Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.

Крит и Микены. Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Использование достижений критской культуры. «Златообильные Микены». Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен. Наступление «темных веков».

Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и ее причины. Вторжение северных греческих племен — дорийцев. Упадок и гибель Микенского царства. Отражение исторических событий в народных легендах и преданиях. Миф о суде Париса и похищении Елены Прекрасной. Боги и герои в поэме Гомера. «Открытие» Г. Шлиманом Трои.

Поэма Гомера «Одиссея». Одиссей и его спутники. Долгий путь домой. Приключения Одиссея. Возвращение на родную Итаку.

Тема 7

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 ч)

Древнегреческие города-государства. Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Система ценностей древнегреческого полиса.

Древние Афины. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины — главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.

Зарождение демократии. Демос и аристократия. Законы Дракона. Законодательство Солона: отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Борьба с тиранами в Афинах. Основные черты афинской демократии.

Древняя Спарта. Природа и хозяйство Лаконики. Законодательство Ликурга. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.

Греческая колонизация. Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье и Причерноморье. Взаимоотношения греческих колоний и варварских племен (на примере скифов).

Греко-персидские войны. Причины греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Мильтиад. Марафонская битва и ее значение.

Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса. Подготовка эллинов к новой войне. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье и Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.

Тема 8

Возвышение Афин в 5 в. до н. э. и расцвет демократии  (6 ч)

Возвышение Афин и расцвет демократии. Возвышение Афин. Афинский союз — инструмент поддержания господства Афин в эллинском мире. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой (Пелопоннесская война). Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.

Афины в V в. до н. э. Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Расцвет искусства, ремесла и торговли. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.

Афинские школы. Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры и гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.

Общегреческие праздники. Олимпийские игры.  Зарождение и значение Олимпийских игр, их   общегреческий   характер.   Подготовка   атлетов, к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей. Легенды о знаменитых атлетах древности.

Религия Древней Греции. Боги — покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура — объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.

Искусство Древней Греции. Представления древних греков о красоте. Скульптура. Канон классических статуй и образ идеального гражданина. Творения Мирона и Поликлета. Расцвет древнегреческой архитектуры в классический период. Система ордеров. Фидий и его творения. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.

Возникновение древнегреческого театра. Праздники в честь Диониса. Отец трагедии — Эсхил. Творцы комедий и трагедий (Аристофан, Софокл, Еврипид). Устройство театров и актеры. Значение театров в общественной жизни полисов.

Научные знания у древних греков. Древнегреческая философия и наука. «Любители мудрости» — Сократ, Платон и Аристотель, их жизненный путь и учения о человеке, природе, обществе.

Древнегреческие историки. Геродот — «отец истории», его  произведения.

Тема 9

Македонские завоевания в 4 в. до н. э.   (3 ч)

Возвышение Македонии. Подчинение Эллады. Македонское царство в IV в. до н. э. — природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.

Создание и распад державы Александра Македонского. Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского.

Эллинистическая культура. Развитие изобразительного искусства в эпоху эллинизма. Расцвет науки и достижения техники. Знаменитые чудеса эллинистического  мира  (Фаросский  маяк,  Александрийская библиотека и Музеум, Пергамский алтарь).

Повторительно-обобщающий урок (1 ч).

 Особенности развития древнегреческой цивилизации. Наследие древнегреческой цивилизации вокруг нас.

РАЗДЕЛ IV

Тема 1

 Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Природа и население древней Италии. Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Этруски и Рим. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме, представления о «римском народе». Верования и обычаи древних римлян.

Свержение царской власти и установление республики в Риме. Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и ее влияние на систему управления.

Завоевание Римом Италии. Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царем Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.

Тема 11

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Пунические войны. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я Пуническая война. Образование первых римских провинций (Корсика, Сардиния и Северная Италия). 2-я Пуническая война. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский. Новые римские владения и принцип управления ими.

Завоевание  Римом  Восточного  Средиземноморья. Взаимоотношения с эллинистическими государствами. Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всем Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).

Жизнь и быт римлян в период расцвета Римской республики. Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура. Римская вилла.

Тема 12

Гражданские войны в Риме (4 ч)

Гражданские войны и восстания рабов в Римской республике. Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в Римской республике. Гай Марий и Луций Сулла. Восстание Спартака — причины, ход и значение его для римской истории.

Падение республики в Риме. Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Октавиан Август — первый римский император.

Тема  13

Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

Власть римских императоров. Установление внутреннего мира при Октавиане Августе. Взаимоотношения Августа с сенатской аристократией и римским плебсом. Градостроительная и законодательная деятельность Августа. Покровительство культуре. Управление империей. Роль чиновников и армии в укреплении государственной власти. Римские историки о первых императорах.

Военное дело у римлян. Комплектование армии. Вооружение. Организация римского легиона. Римский военный лагерь. Военная дисциплина: наказание и награды. Военные машины римлян. Военное искусство римских полководцев.

Превращение Рима в мировую державу. Взаимоотношения Римской империи с ее соседями. Захват новых владений и оборона старых. Распространение римского гражданства и романизация жителей провинций. Рим и германцы. Император Траян — «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам. Пограничные римские укрепления.

Культура Римской империи. Рим («вечный город») — столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Портретная скульптура, фрески и мозаика. Древнеримская литература. Окончательное слияние греческих и римских традиций.

Возникновение и распространение христианства Римской империи. Особенности восточных провинций Римской империи. Иудея под римским владычеством. Евангелие о земной жизни Иисуса Христа, вкладывание книг Нового завета. Деятельность апостола Павла. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи.

Тема  14

Падение Западной Римской империи (2 ч)

Кризис хозяйства и управления в Римской империи в III в. н. э. Борьба за власть во времена «солдатских Императоров». Упадок хозяйства. Постепенная замена рабского труда колонатом. Усиление натиска варварских народов и восточных соседей на границы Империи.

Поздняя Римская империя. Реформы Диоклетиана и Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан. Христианская церковь и императорская власть в поздней Римской империи.

Падение Западной Римской империи. Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную в конце IV в. н. э. Натиск германских племен на Западную Римскую империю. Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи.

Повторительно-обобщающий урок (1 ч).

 Этапы развития римской цивилизации и ее роль в истории Европы и Западной Азии. Наследие римской цивилизации и современность.

Итоговое повторение (1 ч)

Становление человеческой цивилизации в древнем мире. Различные варианты цивилизаций на Древнем Востоке и в античном Средиземноморье. Наследие древних культур и современность.

Основные понятия курса

История, общество, семья, народ, государство, исторические   источники   и   памятники,   археология, культура, цивилизация, эволюция, орудия труда, среда обитания, присваивающее хозяйство, каменный век, религия, искусство, мифы, скотоводство, земледелие, родоплеменной строй, ремесло, торговый обмен,   оседлые   земледельцы,   скотоводы-кочевники, соседская община, знать, вожди, город, оросительная система, государственная власть, вельможи, фараон, внешняя политика, жрецы, храмы, обряды, иероглифическая письменность, эпос, законы, алфавит, единобожие, буддизм, варны, полис, граждане, политика, аристократия, демос, тирания, демократия, театр, философия, наука, эллинизм, республика, диктатура, империя, колонат, христианство, Вселенские соборы.

3. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать: 

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира ; выдающихся деятелей  всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;         
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература

  • Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2005.
  • Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках внеклассных мероприятий. 5 кл./ Метод. пособ. с электр. прилож. – М.: Глобус, 2009.
  • Г. И. Годер  Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс, в 2-х выпусках

2) Экранно-звуковые пособия

  • История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Портал информационной поддержки ЕГЕ

      http://ege.edu.ru

  • Газета «Первое сентября»

      http://ps.1september.ru

  • Древняя Греция: история, искусство, мифология

       http://www.ellada.spb.ru

  • История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса

      http://www.ancienthistory.spb.ru

  • История Древнего Рима

      http://www.ancientrome.ru

5) Настенные исторические карты

    (некоторые карты взаимозаменяемы)

1. Древние государства мира.

2. Рост территории государств  в  древности.

3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э.— III в. н. э.).

 5. Древняя Греция (до середины V в. до н. э.).

6. Древняя Греция (V в. до н. э.).

7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

 8. Древняя Италия.

 9. Рост Римского государства в период республики и империи.

10. Рост Римского государства в 111 в. до н. э. — II  в. н.                                                                                      э.

 11. Римская республика III—I вв. до н. э.

12. Римская империя I III вв. н. э.

13. Римская империя IV—У вв. Падение Западной Римской империи.

7) Картины, аппликации, альбомы

Картины по истории Древнего мира. Под ред. Л. В. Антоновой.

Коровкин Ф. П., Никифоров Д. //. Альбом по истории культуры Древнего мира.

Годер Г. И. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира.

Годер Г. И. Аппликации по истории Древнего мира.

6. Тематическое планирование (68 ч.)

урока

Название темы урока

Историческое время

Оборудование

Персоналии

Термины

Дата проведения

план

факт.

1

Ведение в историю

карта мира

История, древний мир, всеобщая история, архив, археология, исторический источник

Сентябрь

1 неделя

Раздел 1Первобытный мир.

2

Древнейшие люди.

Свыше 2 млн. лет назад

§ 1, карта мира, атласы по истории древнего мира

Человеческое стадо, собирательство, охота, рыболовство, ручное рубило, человекообразные обезьяны, палка-копалка, дубина

Сентябрь

1 неделя

3

Родовые общины охотников и собирателей.

40 тыс. лет назад,-появился «человек разумный,

§ 2, карта мира, атласы

Чедовек разумный,  родовая община, сородич, гарпун, остроконечник, копье, пещера,

Сентябрь

2 неделя

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

§ 3, карта мира, атласы

Археолог Саутуола

Религия, сверхъестественные силы, душа,

Сентябрь

2 неделя

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

10 тыс. лет назад-возникновение земледелия и скотоводства

§ 4, карта мира, атласы

Мотыга, зернотерка, керамика, старейшина

Сентябрь

3 неделя

6

Появление неравенства и знати.

§ 5,  карта мира, атласы

мотыга, плуг, неравенство, классы, государство

Сентябрь

3 неделя

7

Счет лет в истории.

Сентябрь

4 неделя

Раздел 2.  Древний Восток.

Тема 4. Древний Египет.

8

Государство на берегах Нила.

3 тыс. лет до н. э. объединение Египта

§ 6. карта «Древние государства мира»

Сентябрь

4 неделя

9.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

§ 7, карта «Древние государства мира»

Налог, шадуф,

Октябрь

5 неделя

10

Жизнь египетского вельможи.

§ 8, карта «Древние государства мира»

Вельможа,

Октябрь

5 неделя

11

Военные походы фараонов.

§ 9. карта «Древние государства мира»

Тутмос 111, Синухет

Октябрь

6 неделя

12

Религия древних египтян.

§ 10, карта «Древние государства мира»

Храм, миф, Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Маат, Осирис,Сет и др. мумия, саркофаг

Октябрь

6 неделя

13

Искусство Древнего Египта.

§ 11, карта «Древние государства мира», ИКТ, Презентация «Семь чудес света»

фараон Хеопс

Пирамиды-первое из чудес света,

Октябрь

7 неделя

14

Письменность и знания древних египтян.

§ 12, карта «Древние государства мира»

иероглиф, папирус

Октябрь

7 неделя

15

Контрольно - обобщающий урок.

Октябрь

8 неделя

Тема 5. Передняя Азия в древности.

16

Древнее  Двуречье.

5 тыс, лет назад- государства в Двуречье

§ 13, карта «Древние государства мира»

Гильгамеш, Утнапишти

Двуречье, Тигр, Евфрат,Шамаш, Эа, Иштар, клинопись,

Октябрь

8 неделя

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1792-1750-правил Хаммурапи

§ 14, карта «Древние государства мира»

Хаммурапи

законы Хаммурапи, принцип талиона

Ноябрь  

9 неделя

18

Финикийские мореплаватели.

§ 15, карта «Древние государства мира»

Финикия, колония, финикийский алфавит,

Ноябрь  

9 неделя

19

Библейские сказания.

§ 16, карта «Древние государства мира»

Яхве, Иосиф, Моисей,

еврейские племена, Ветхий Завет, Библия, заповеди. скрижали, Палестина,

Ноябрь  

10 неделя

20

Царство Давида и Соломона.

§ 17, карта «Древние государства мира»

Солон, Соломон,

филистимляне, Давид, Далила, Самсон,

Ноябрь  

10 неделя

21

Ассирийская держава.

10 век до н. э. –начало освоения железа, 612 г. До н. э.-падение Ниневии

§ 18, карта «Древние государства мира»

Ашшурбанапал,

Ассирия, Ассирийская держава,

Ноябрь  

11 неделя

22

Персидская держава царя царей.

538 г.до н. э. -завоевание Вавилона, 525 г. до н. э. –завоевание Египта

§ 19, карта «Древние государства мира»

Кир, Валтасар, Дарий 1, Геродот

Персия, Лидия, Мидия,

Ноябрь  

11неделя

23

Урок обобщения

Ноябрь  

12 неделя

Тема 6.     Индия и Китай в древности.

24

Природа и люди Древней Индии.

§ 20, карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности

Ашока,

Инд, Ганг, Гималаи, джунгли,

Ноябрь  

12 неделя

25

Индийские касты.

§ 21, карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности

Будда, буддизм

касты, брахманы, «неприкасаемые», индийские цифры, шахматы,

Декабрь

13 неделя

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

§ 22, карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности

Конфуций, конфуцианство,

Китай, Янцзы, Хуанхэ, шелк, компас, бумага

Декабрь

13 неделя

27

Первый властелин единого Китая.

§ 23, карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности

Цинь Шихуан

Великая китайская стена, чай

Декабрь

14 неделя

28

Контрольно- обобщающий урок.

карта «Древний Восток. Индия и Китай в древности»

Декабрь

14 неделя

Раздел 3.   Древняя Греция.

 Тема 7. Древнейшая Греция.

29

Греки и критяне.

§ 24. карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал

Греция, о. Крит, Микены, Тиринф, Афины,

Декабрь

15 неделя

30

Микены и Троя.

§ 25, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Парис, Агамемнон

Богини Гера, Афина, Афродита, Зевс

Декабрь

15 неделя

31

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

§ 26, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.), ИКТ

Гектор, Ахиллес, Гомер, Приам, Алкиной, Навсикая, Демодок

Посейдон, Полифем, Гефест,

Декабрь

16 неделя

32

Поэмы Гомера «Илиада»  и «Одиссея».

§ 26, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Гектор, Ахиллес, Гомер, Приам, Алкиной, Навсикая, Демодок

Посейдон, Полифем, Гефест

Декабрь

16 неделя

33

Религии древних греков.

§ 28, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Гора Олимп, боги Зевс, Аид, Посейдон, еметра, Аполлон.Гермес,Цербер

Январь

17 неделя

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

§ 29, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Аттика, полис, демос, ареопаг, архонты

Январь

17 неделя

35

Зарождение демократии в Афинах.

594 г. до н. э.- Солон провел реформы

§ 30, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Архонт Солон

граждане, реформы, Народное собрание, демократия

Январь

18 неделя

36

Древняя Спарта.

§ 31, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

спартанцы, Лакония, Мессения, илоты

Январь

18 неделя

37

Основание греческих колоний.

§ 32, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

колония, скифы, Скил

Январь

19 неделя

38

Победа греков над персами в Марафонской битве.

490 г. до н. э. –Марафонская битва

§ 34, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Мильтиад

Марафон, стратег, фаланга,

Январь

19 неделя

39

Нашествие персидских войск в Элладу.

480 г. до н. э.-бой в Фермопильском проливе, Саламинское сражение, 479 г.-битва у Платеи

§ 35, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Фемистокл, Ксеркс,

триера,

Февраль

20 неделя

Тема 9. Возвышение Афин в 5 веке до  н. э.  и  расцвет демократии.

40

В гаванях афинского порта  Пирей.

§ 36, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Пирей, верфи, Совет пятисот,

Февраль

20 неделя

41

В городе богини Афины.

§ 37, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.), ИКТ, Презентация «Семь чудес света»

Фидий,

Керамик, Агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики

Февраль

21 неделя

42

В афинских школах и гимнасиях.

§ 38, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Мирон,»Дискобол»,  Поликлет»кКольеносец»

гимнасий,

Февраль

21 неделя

43

Олимпийские игры в Греции.

776 г. до н. э.-первые Олимпийские игры в Греции.

§ 33, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.) ЦОР.»История Олимпийских игр»

Милон, Полидам, Феаген

атлет, пятиборье, ипподром

Февраль

22 неделя

44

В театре Диониса.

§ 39, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Аристофан, Софокл

комедия, трагедия, театр, три части театра: орхестра, скене, места для зрителей

Февраль

22 неделя

45

Афинская демократия при Перикле.

443 г. до н. э.-Перикл 15 лет избирался первым стратегом

§ 40, карта «Древняя Греция. (до середины 5 в. до н. э.)

Перикл

Февраль

23 неделя

Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н. э.

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

338 г. до н. э.-битва при Херонее

§ 41, карта «Завоевания Александра Македонского»

Филипп, Александр

Македония,

Февраль

23 неделя

47

Поход Александра Македонского на Восток.

334-325 гг. до н. э.-походы Александра Македонского

§ 42, карта «Завоевания Александра Македонского»

Александр Македонский, Парменион,

Демосфен

р. Граник, г Исс, с. Гавгамелы, держава

Март

24 неделя

48

В древней Александрии Египетской.

§ 43, карта «Завоевания Александра Македонского»

ИКТ. Презентация «Александрия Египетская»

Евклид, Эратосфен,

Александрийская библиотека, Фаросский маяк

Март

24 неделя

49

Контрольно- обобщающий урок.

Март

25 неделя

Раздел 3 Древний Рим.

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

50

Древнейший Рим.

753 г. до н. э.-основание Рима

§ 44, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

Ромул и Рем, Тит Ливий, Тарквиний

патриции, плебеи, Народное собрание, Сенат, Веста, весталка

Март

25 неделя

51

Завоевание Римом Италии.

390 г. до н. э. –нашествие галлов на Рим, 509 г. до н. э. –установление республики в Риме

§ 45, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

Юнона, Пирр

народный трибун. Консулы, галлы, республика

Март

26 неделя

52

Устройство Римской республики.

326 г. до н. э. –отмена долгового рабства в Риме

§ 46, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

легион, легионер, туника, тога

Март

26 неделя

                                 Тема 12.

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

218-201 гг. до. Н. э. –вторая война Рима с Карфагеном, 216 г. до. н. э. – битва при Каннах, 202 г. до. н. э. – битва при Заме

§ 47, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

Ганнибал, Сципион

Канны, Зама, р. По

Апрель

27 неделя

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

146 г. до. н. э. –разрушение Коринфа и Карфагена

§ 48, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

триумф, император

Апрель

27 неделя

55

Рабство в Древнем Риме.

§ 49, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

гладиатор, амфитеатр, гладиаторские бои

Апрель

28 неделя

Тема 13. Гражданские  войны в Риме.

56

Земельный закон братьев  Гракхов.

133 г. до. н. э. – земельный закон Тиберия Гракх

§ 50, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

Тиберий и Гай Гракхи

гражданская война, земельный закон

Апрель

28 неделя

57

Восстание Спартака.

74-71 гг. до. н. э. – восстание Спартака

§ 51, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

Спартак, Лукулл, Помпей,

Г. Капуя, Везувий, Галлия

Апрель

29 неделя

58

Единовластие Цезаря.

49 г. до н. э. –захват Цезарем власти в Риме, 15 марта 44 г. до н. э. –гибель Цезаря.

§ 52, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э ), ИКТ.

Гай Юлий Цезарь, Брут

наемная армия,

Апрель

29 неделя

59

Установление империи в Риме.

31 г. до н. э. –бой у мыса Акций

§ 53, карта «Древняя Италия(до середины 111 в. до н. э )

Октавиан Август, Клеопатра,

империя, император, преторианцы

Апрель

30 неделя

Тема 14. Могущество Римской империи.

60

Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

§ 54, карта «Римская империя в 4-5 вв. до н. э. Падение Западной Римской империи»

Апрель

30 неделя

61

В Риме при императоре Нероне.

64 г. н. э. –пожар в Риме

§ 55, карта «Римская империя в 4-5 вв. до н. э. Падение Западной Римской империи»

Нерон, Сенека

Май

31 неделя

62

Первые и христиане и их учения.

1 век н. э. –появление Христианства

§ 56

Иисус Христос

христиане, христианство, евангелие,

Май

31 неделя

63

Расцвет Римской империи во 2 веке н. э.

98-117 гг. – правил Траян

§ 57, , карта «Римская империя в 4-5 вв. до н. э. Падение Западной Римской империи»

Траян

колон, «раб с хижиной», форум Траяна, колонна Траяна

Май

32 неделя

64

« Вечный город» и его жители.

§ 58, ИКТ. Презентация »Древний Рим»

триумфальная арка, Колизей, Пантеон, термы,Помпеи

Май

32 неделя

Тема 5. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе.

65

Римская империя при Константине.

313 г. –разрешение христианам строить церкви, 330 г. – Константинополь стал столицей империи

§ 59, , карта «Римская империя в 4-5 вв. до н. э. Падение Западной Римской империи»

Константин,

Май

33 неделя

66

Взятие Рима  готами.

395 г. – Римская империя разделена на Восточную и Западную, 410 г. – взятие Рима готами, 479 г. – падение Западной Римской империи

§ 60, , карта «Римская империя в 4-5 вв. до н. э. Падение Западной Римской империи»

Стилихон, Гонорий, Варр, Аларих

готы, вандалы

Май

33 неделя

67

Восточная Римская империя при Юстиниане

§ 61, , карта «Римская империя в 4-5 вв. до н. э. Падение Западной Римской империи»

Юстиниан, Феодора

храм Святой Софии

Май

34 неделя

68

Итоговое повторение

Май

34 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...