Рабочая программа по новой истории. 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку. календарно - тематическое планирование. УМК по курсу и многое другое

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района  Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Шемалаковская основная общеобразовательная школа  Яльчикского  района Чувашской Республики»

Рассмотрена

методическим  советом школы

Протокол  № _____от _______________

Утверждена

приказом по школе от ________________________№_________

     ______________/Г. В. Дементьева/

Рабочая программа

по учебному предмету «История»

Класс  9

Базовый уровень

Срок реализации: 2013-2014  учебный год

Составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса Сороко-Цюпа А. О., Стреловой О. Ю.  «Новейшая история зарубежных стран.  XX – начало XXI вв.»  М., Просвещение, 2007

                                                      Учитель Анисимова М. В.

1. Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса Сороко-Цюпа А. О., Стреловой О. Ю.  «Новейшая история зарубежных стран.  XX – начало XXI вв.»  М., Просвещение, 2007

     Настоящая рабочая  программа обеспечивает изучение курса «Новейшей истории»  в  XX –начале XX1 вв.  для учащихся 9 класса основной школы и рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию.

Цели курса:

  • В результате изучения курса «Новейшей  истории» учащиеся 9  класса должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и. изменениях, произошедших в мире за одно столетие—X1X в.: о понятии Новейшего  времени и его периодизации; о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе Эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революций и о реформах как об альтернативном пути развития общества; о дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; о бурном экономическом развитии в Европе и США» приведшем к зарождению и развитию империализма; о новой социальной структуре общества и его движении к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий; о дальнейшем развитии правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формировании гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; об использовании индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека; об изменениях в повседневной жизни человека.
  • Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам работы с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы.
  • Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
  • Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкретные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими — руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей,

Основная функция курса:

  • формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
  • умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;
  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике в рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
  • уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

     Данная программа обеспечивает изучение курса Новейшей истории   учащимися  9  класса.

     Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Изучение  учебного предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю и составляет 14  часов в год.

    В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- семинары

Формы контроля

  • Исторические диктанты
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Практические работы
  • Защита рефератов
  • Самостоятельная работа
  • Взаимоконтроль
  • Творческие домашние задания
  • Зачет

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

      Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

УМК по Новейшей истории   является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа.

  • Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О.   Новейшая история. 20 – 21 вв. Учебник для 9 класса, Москва, «Просвещение», 2011
  • Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О.   Рабочая тетрадь по новейшей истории 20-начало 21 вв

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории.

В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 14  часов, по 2 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса «Новейшая история 20 – начало 21 вв.» (14 ч.)

Раздел 1 Новейшая история .Первая половина 20 в. (8 ч.)

Тема  1 Страны Европы и США в 1900-1918гг.   Первая мировая война (2  ч)

Начало первой мировой войны. Международные отношения в начале XX в.: путь к мировой войне. Военно-политические блоки и противоречия между ними. Предпосылки и причины первой мировой войны. Кризис на Балканах. Австро-венгерский ультиматум. Начало войны. Планы сторон. Срыв германского плана ведения войны. Основные фронты и ход военных действий в 1914—1915 гг. Россия в 1914— 1915 гг. Значение Восточного фронта. Отношение к войне в воюющих странах. Патриотический подъем и пропаганда.

На переломе войны. Позиционный характер войны. Появление новой военной техники. Война на море и в воздухе. Подводная война. Жизнь людей в воюющих странах. Экономическое и политическое положение в воюющих странах. Политики и военачальники воюющих стран. Причины вступления в войну США и изменение соотношения сил в пользу Антанты. Основные фронты и ход военных действий в 1916—1917 гг.

Последние годы войны. Рост антивоенных настроений. Обострение социальных противоречий. Революционные события и гражданская война в России и их влияние на ход военных действий. Основные фронты и ход военных действий в 1918 г. Экономическое и военное истощение Германии. Поиски Мира. План В. Вильсона. Завершение первой мировой войны. Поражение стран Четверного союза.

Тема 2  Версадьско – Вашингтонская система в действии (5 ч)

Версальская система и начало новой эпохи. Итоги войны. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. «14 пунктов» В. Вильсона. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования.  Версальский

мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Создание Лиги Наций] Распад империй и образование новых государств] в Европе. Начало новой исторической эпохи.

От новых революций к стабилизации в Европе. Война как источник социальной нестабильности. Социально-политические последствия мировой войны,: Усиление радикальных течений в Европе. Революции в Германии, Венгрии. Влияние на революционные процессы Октябрьской революции в России. Возникновение авторитарных режимов в Европе. Проблема германских   репараций,   международная   изоляция СССР. Попытки ограничения вооружений. Вашингтонская конференция. Экономика и общество в эпоху процветания.

Экономический  кризис  в  США.   «Новый  курс». Предпосылки экономического кризиса. Его мировой характер. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Причины кризиса в США. Начало «нового курса». Идеология либерального реформизма. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «нового курса». Американский образ жизни.

Установление тоталитарных и авторитарных диктатур в Европе. Экономический и политический кризис в Германии. Истоки нацизма. Приход к власти в Германии нацистов. А. Гитлер. Идеология нацизма. Внутренняя политика нацистов. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика нацистской Германии. Изменение жизни в Германии при нацистах. Нацисты и духовная жизнь Германии.

Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы (Италия, Испания, Венгрия и др.). Причины их возникновения и массовая база в 20—30-е гг. Тоталитарный способ преодоления кризиса и его противоречия.

Левые силы Европы. Раскол рабочего движения: социал-демократы и коммунисты. Роль Коминтерна. Проявления экономического и политического кризиса во Франции и Испании. Цели и задачи левых в Западной Европе. Создание и мероприятия правительства Народного фронта во Франции. Народный фронт и гражданская война в Испании. Итоги деятельности правительств Народного фронта.

Тема 3.  Вторая мировая война и ее уроки (1 ч)

Начало второй мировой войны. Причины и характер второй мировой войны.  Периодизация второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Ликвидация Польского государства.  Отношение СССР к воюющим странам после начала войны. Военные действия в Европе в 1940 г. Причины быстрого поражения европейских стран. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке в 1940 — первой половине 1941 г. Подготовка Германией нападения на СССР. План «Барбаросса». Заключение Тройственного союза Германией, Италией и Японией.

Новый этап второй мировой войны. Перелом в ходе войны. Нападение Германии на СССР. Развертывание войны на Тихом океане. Нападение Японии на Пёрл-Харбор и вступление в войну США. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг. Коренной перелом в военных действиях на советско-германском фронте и его влияние на успехи союзников на других фронтах второй мировой войны. Крах режима Б. Муссолини. Складывание антигитлеровской коалиции. Роль СССР в борьбе с фашистскими агрессорами. Проблема открытия второго фронта. Значение решений Тегеранской и Ялтинской конференций.

Заключительный этап войны. Нацистский «новый порядок» на захваченных территориях. Движение Сопротивления. Внутренний кризис фашистских режимов. Ход военных действий в 1944 г. Влияние Восточного фронта на ход событий на Западе. Открытие второго фронта в Европе. Берлинская операция советских войск и капитуляция Германии. Решения Потсдамской конференции. Завершение войны на Дальнем Востоке. Ядерная бомбардировка японских городов. Вступление в войну против Японии СССР. Изгнание японских захватчиков из Китая, Кореи и Вьетнама. Капитуляция Японии. Завершение второй мировой войны. Цена победы над фашизмом.

Раздел 11. Новейшая история. Вторая половина 20 вв. (6 ч.)

Тема 4  Мир во второй половине 20 века; основные тенденции развития  (1 ч)

Раскол послевоенного мира на Запад и Восток. Политические итоги войны. Создание ООН. Важнейшие решения союзников в отношении Германии. Незавершенность мирного урегулирования на Дальнем   Востоке.   Наказание   военных   преступников. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Установление в странах Восточной Европы и Азии просоветских режимов. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание военно-политических блоков и усиление «холодной войны». Гонка вооружений. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты. Региональные конфликты и их роль в обострении международных    отношений    (индо-пакистанский, ближневосточный, индокитайский). Деколонизация. Успехи национально-освободительного движения и появление нового фактора в международной политике.   Берлинский  кризис   1961 г.  Карибский кризис 1962 г. и его разрешение. Превращение Китая в важнейший субъект международной политики.

От разрядки к новому противостоянию. Международные отношения в конце 70-х — первой половине 80-х гг. Начало процесса разрядки международной напряженности. Цели и идеологическое обоснование внешней политики сверхдержав.  «Новая восточная

политика» ФРГ. Советско-американские соглашен по ограничению стратегических вооружений и значение. Хельсинкский Заключительный акт. Кризис политики разрядки в конце 70-х гг. Влияние кризиса «реального социализма» на военно-политическое положение Востока. Региональные конфликт Война в Афганистане и снижение авторитета ССС среди стран «третьего мира».

Тема 5 Страны и регионы во второй половине 20 вв.; единство и многообразие (3 ч)

Восстановление Европы. Превращение США в сверхдержаву. Послевоенные изменения в экономике и политике стран Запада. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». «Общество потребления». Социально-политические процессы в странах Запада. Научно-техническая революция и изменения в обществе. Вступление стран Запада в постиндустриальную стадию развития общества. Возрастание экономической и политической роли США после второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера западного мира.

Социально-экономическое развитие стран Запада в 60—80-х гг. Экономический кризис начала 70-х гг. и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику стран Запада. Кризис модели «государства благосостояния». Идеология неолиберализма. Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Основные этапы и проблемы экономической и политической интеграции стран Запада. Формирование единого экономического пространства в Европе.

Западное общество: образ жизни и взгляд на мир. Образ жизни на Западе. Влияние на него экономики и политических процессов. Развитие демократии: достижения и противоречия. Проблема прав человека.  Появление новых социальных слоев и упадок старых. Эволюция «общества потребления», информационная революция и общество. Средства массовой информации, пропаганда и массовая культура. Стереотипы и предрассудки современного западного общества. Запад и остальной мир.

Политические события в США во второй половине XX в. Американский вариант западной цивилизации и его особенности в послевоенный период. Американская демократия: достижения и неудачи. Особенности американской политической системы. «Холодная война» и антикоммунистическая кампания. Проблема гражданских прав небелого населения: конфликты и поиски решения. Политика американских правительств в 60-е гг. Американский вариант «государства благосостояния». Дж. Кеннеди и Л. Б. Джонсон. Массовые движения 60—70-х гг. Политика американских правительств в 80—90-е гг. Особенности американского неоконсерватизма. Р. Рейган. Преодоление кризиса. Окончание «холодной войны» и внутренняя политика США. Активизация социальной политики президента У. Клинтона.

Политические события в Великобритании и Франции во второй половине XX в. Великобритания. Вступление Великобритании в полосу длительного кризиса, крах колониальной империи, установление тесных экономических и политических связей с США. Британский вариант «государства благосостояния». Социально-экономическая политика правительств лейбористов. Неоконсервативная политика правительства М. Тэтчер. Изменения в социальной структуре и экономике Великобритании в 80—90-е гг. Возникновение «нового лейборизма». Правительство Э. Блэра. Пути решения ольстерского конфликта.

Франция. Обострение внутренних социальных конфликтов, неудачные попытки сохранения французской колониальной империи. Кризис политических институтов Четвертой республики (1946— 1958).   Политическая   система   Пятой   республики.

Ш. де Голль. Политика экономической модернизации в 60-е гг. События мая 1968 г. Франция в 80-1 90-е гг. Новая расстановка политических сил. Президентство Ф. Миттерана. Мероприятия правительства] левых. Политика президента Ж. Ширака.

Политические события в Германии и Италии во второй половине XX в. Германия. Раскол Германии и образование двух германских государств. К. Аденауэр и его роль в формировании основ нового государства.* Военная и экономическая интеграция ФРГ в структуре Запада. Германское «экономическое чудо». Coздание западногерманского варианта «государства благосостояния». Л. Эрхард. Внутренняя и внешняя! политика коалиции СДПГ—СвДП. В. Брандт. Западногерманский вариант неоконсервативной политики. Г. Коль. Социально-экономические проблемы объединения Германии. Изменение роли объединенной Германии в Европе и мире.

Италия. Политическая ситуация в Италии после освобождения от фашизма. Социально-экономическое развитие Италии в 50—60-е гг. Идеология и практика «государства благосостояния» в Италии. Проблемы Юга и Севера Италии и социальные конфликты в обществе. Левые силы и государство. Попытки преодоления кризиса государственных институтов и их результаты.

Япония и азиатские «драконы». Положение Японии после капитуляции. Режим американской оккупации и реформы. Возрождение японской экономики. Факторы, обеспечившие быстрый экономический рост. Кризис 70-х гг. и изменения в структуре япон-; ской экономики. Влияние НТР на социально-эконо-j мическое развитие Японии. Сохранение национальной духовной культуры.

Особенности модернизации в странах Юго-Восточной Азии. Формирование особой модели развития] в рамках индустриальной цивилизации. Превращение Сингапура, Гонконга, Тайваня и Южной Кореи в индустриально развитые страны.

Страны Латинской Америки. Латиноамериканский вариант западной индустриальной цивилизации. Изменения в странах Латинской Америки после второй мировой войны: проведение аграрных реформ и импортозамещающей индустриализации, крах диктатур и укрепление демократии. Взаимоотношения стран региона с США. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Строительство социализма на Кубе: достижения и противоречия. Ф. Кастро. Углубление проблем Кубы после распада СССР.

Страны Востока на пути модернизации.  Поиски путей развития освободившихся стран. Политическое ! и экономическое развитие Турции. Турция и НАТО. Турция и ЕЭС. Июльская революция 1952 г. в Египте. Г. А. Насер, А. Садат и X. Мубарак. Экономические успехи современного Египта. Роль Египта в ближневосточном урегулировании. Особенности развития стран Южной и Юго-Восточной Азии. Достижение Индией независимости. Процесс экономической и политической модернизации Индии. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Политическое развитие Индии: утверждение демократии, религиозно-национальные конфликты, сепаратизм.

Социализм в странах Азии и Африки. Китайская Народная Республика. Социально-экономические и политические преобразования в КНР. Идеологи и политика Мао Цзэдуна: «большой скачок», «великая культурная революция» и их последствия дл китайского общества. Политика «четырех модернизаций» в 80—90-х гг. и ее результаты. Превращение Китая в мощную экономическую державу. Дэн Сяопин. Специфика китайского варианта модернизации. Присоединение Гонконга. Внешняя политика страны на современном этапе.

Страны Индокитая и Северная Корея. Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику Северной Кореи и стран Индокитая. Эволюция внутренней политики Вьетнама, проведение рыночных реформ. Режим Северной Кореи. Идеология и политика опоры на собственные силы.

Традиционализм и национализм в странах Азии и Африки. Роль ислама во внутренней и внешней политике стран Ближнего Востока. Экономическое и политическое развитие стран Персидского залива и Аравии: роль нефтедобычи, причины сохранения абсолютных монархий. Иран: от светского правления к исламской республике. Причины неудачи прозападной модернизации. Исламская революция 1979 г. Р. М. Хомейни. Создание исламского общества в Иране. Исламский фундаментализм как способ противостояния цивилизации Запада.

Национализм и трайбализм в политическом развитии стран Тропической и Южной Африки. Проблемы новых независимых государств, политическая и экономическая нестабильность, межгосударственные и этнические конфликты. Проблема взаимоотношений Север — Юг.

Тема 6   XX век и культура  (1 ч)

Восточноевропейские страны после окончания второй мировой войны. Особенности развития стран Восточной Европы: господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах; утверждение принципов «казарменного социализма»; ориентация на СССР; враждебные отношения с Западом. Установление коммунистических режимов в восточноевропейских странах. Методы и средства строительства социализма. Использование советского опыта: достижения и неудачи. Социально-экономическое развитие стран Восточной Европы. Военно-политическая и экономическая интеграция. Влияние СССР на внешнюю и внутреннюю политику этих стран. Югославский вариант социализма. Кризисы в странах Восточной Европы.

Кризис социализма и революции конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на внутриполитическое развитие этих стран. Революции конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Демократические перемены в общественной жизни. Экономическая и социальная политика в странах Восточной Европы после краха социализма. Рыночные реформы и их противоречия. Ослабление политического и экономического влияния СССР и усиление влияния Запада в Восточной Европе. Национальные проблемы в современной Восточной Европе. Межнациональные конфликты в бывшей Югославии. Появление новых национальных государств в Восточной Европе.

Тема 7. Глобализация, тенденции  и проблемы современного мира  изучается совместно с курсом истории России

Международные отношения после окончания «холодной войны». Начало перестройки в СССР и возобновление советско-американского диалога. Вывод советских войск из Афганистана. Нормализация советско-китайских отношений. Политические изменения в Европе после революций в Восточной Европе и распада СССР. Распад Восточного блока и преодоление биполярности мира. Превращение НАТО в единственный военно-политический блок в Европе. Расширение НАТО на восток. Региональные конфликты после окончания «холодной войны» (балканский, ближневосточный).                                

Глобальные проблемы человечества. Развитие единой мировой цивилизации. Процессы мировой экономической и политической интеграции. Роль ООН, международных и региональных организаций в современном мире. Миротворческие усилия междуна-родного сообщества. Роль НАТО в современном мире. Усиление экономической взаимозависимости  стран мира. Экологические, демографические, этнические и политические проблемы современного мира. Россия в современном мире: новый этап модернизации и изменение роли в мировом сообществе.

Культурные процессы во второй половине XX в. Изменения в общественном сознании после второй мировой   войны.   Демократизация   и   гуманизация культуры. Влияние экономики на культуру. Наука и техника как феномен культуры. Образ жизни. Культура быта. Массовая культура. Литература. Реализм, ; театр абсурда, экзистенциализм и т. д. Классическое наследие и новые направления в искусстве. Современное изобразительное искусство.  Реализм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и т. д. Музыкальная культура в конце XX в. Популярная и классическая музыка. Джаз, рок, фолк, поп, рейв, техно и т. д. Роль кино и телевидения в современном обществе. Итальянский неореализм, киноиндустрия Голливуда. Глобальные информационные системы и проблема единого культурного пространства.

Основные понятия курса

Индустриальная    цивилизация,    Запад,    Восток, империализм, традиционализм, модернизация, стабилизация, радикализм, фашизм, социализм, либерализм, национализм, экономический кризис, государственное регулирование, реформизм, тоталитаризм, авторитаризм, нацизм, антисемитизм, корпоративное государство, агрессия, социал-демократия, социальные реформы, духовный кризис, средства массовой информации, пропаганда, массовая культура, общественное сознание, антигитлеровская коалиция, военно-политические блоки, «холодная война», сверхдержавы, деколонизация, разрядка, научно-техническая революция, постиндустриальное общество, «государство благосостояния», «общество потребления», неоконсерватизм, терроризм, интеграция, права человека, рыночные реформы, межнациональные конфликты, сепаратизм, фундаментализм, трайбализм.

3. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Новейшего времени  ; выдающихся деятелей  всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;         
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература

  • Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О.   Новейшая история. 20 – 21 вв. Учебник для 9 класса, Москва, «Просвещение», 2011
  • Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О.   Рабочая тетрадь по новейшей истории 20-начало 21 вв
  • Соловьев К.А. Поурочные разработки. 9 класс. Универсальное издание (к учебнику Сороко-Цюпы) Новейшая история. ХХ - начало XXI века. Москва, ВАКО, 2006
  • Рабочая тетрадь. 9 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений. Новейшая история. Всеобщая история. Сороко-Цюпа О.С. , Москва, Просвещение,  2010

2) Экранно-звуковые пособия

  • ЭРМИТАЖ. Искусство Западной Европы.
  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Портал информационной поддержки ЕГЕ

      http://ege.edu.ru

  • Газета «Первое сентября»

      http://ps.1september.ru

  • Вторая мировая война: каталог ресурсов
  • http://www.1939-1945.net
  • Холодная война: история и персоналии
  • http://www.coldwar.ru

5) Настенные исторические карты

    (некоторые карты взаимозаменяемы)

  • Западная Европа после первой мировой войны Западная Европа. 1924 -1930 гг.
  • Западная Европа после первой мировой войны
  • Политическая карта мира

6. Календарно-тематическое планирование (14 ч.)

 п/п

Изучаемая тема, основное содержание

Количество уроков

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Раздел 1 Новейшая история .Первая половина 20 в. – 8 ч.

Тема  1 Страны Европы и США в 1900-1918гг.

Первая мировая война (2 ч)

1

 Индустриальное общество в начале ХХ века..

1

Изучение нового материала

Урок - лекция

Важнейшие перемены в экономическом развитии стран в начале ХХ века. Основные черты индустриального общества. Концентрация производства и капитала. Усиление роли государства в экономической жизни. Основные направления социальных реформ. Неравномерность экономического развития.

Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале ХХ века. Политические партии и  главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале ХХ в.: внутренние разногласия, эволюция социал – демократии в сторону социал – реформизма. Либералы у власти Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.

Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале ХХ века и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока – Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений.(Локальные конфликты конца XIX – начала ХХ века как предвестники «Великой войны»). Рост националистических настроений в европейском обществе

Знать основные направления развития индустриального общества в начале ХХ века.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать, делать выводы

Знать причины мировых войн начала ХХ века, военные блоки

Промышленно – технологическая революция, концентрация производства и капитала, антимонопольная (антитрестовская) политика, социальный  реформизм, милитаризация, модернизация, единое мировое хозяйство

Консерватизм, либерализм, социализм, марксизм,социал-демократы,  национализм, демократизация

Тройственный союз, Антанта, новый империализм, локальные конфликты

Сравнительный анализ данных

Составить сравнительную таблицу

Сравнительный анализ данных  соотношения сил между Великими державами. Проблемный вопрос: Можно ли было избежать начала Первой мировой войны?

§1, 2, 3

Апрель

28 нед.

2

 Первая мировая война. 1914-1918 гг.

1

Комбинированный

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. (Гавриило Принцип). Цели и планы участников. Характер  войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. (Важнейшие битвы и военные операции 1914-1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны). Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война, как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. (Морально-психологические последствия войны). Нарастание социально-экономических и политических противоречий в  воюющих странах.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять исторические закономерности. Решать проблемные и познавательные задачи. Знать события на карте. Составлять хронологическую таблицу событий Первой мировой войны.

Работа с картами, составление хронологической таблицы событий Первой мировой войны. Тест.  

§5

Апрель 28 нед.

Тема 2  Версадьско – Вашингтонская система в действии (5 ч)

3

 Версальско – вашингтонская система. Последствия войны: революции и распад империй.

1

Комбинированный. Исследовательская деятельность (работа в группах)

Положение Версальского, Сен-Жерменского, Нейского, Трианонского, Вашингтонского договоров. Характеристика Версалько – Вашингтонской системы. ХХ век – новая национальная история. Революции в Германии, Австро-Венгрии, России.

Знать и уметь показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе (20-30-е г. ХХ века). Понимание изучаемых исторических источников. Уметь соотнести события в России с мировыми, знание событий.

Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система. Международные последствия революции в России. Интернационалы (социалистический, коммунистический)

Анализ таблицы, составление таблицы, понятийный

§4 (документы), 5

Апрель 29 нед.

4

 Капиталистический мир в 20 – х годах ХХ века.

1

Лабораторная работа, исследование процессов в разных странах.

Особенности стабилизации. План Дауэса. «Процветание » по – американски. Германия и Англия в стабилизации. Характерные черты внутриполитической жизни Франции в 20-х гг.

Понимать сущность процессов восстановления после Первой мировой войны. Уметь рассказывать о важнейших событиях данного периода (по итогам исследования )

Стачка, британский конгресс тред - юниоров

Работа в группах, фронтальный, тестовый

§ 6

Апрель 29 нед.

5

 Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. США: «новый курс» Ф. Рузвельта

1

Комбинированный урок

Особенности экономического кризиса. Пути выхода: две альтернативы: «Новый курс» США – либерально-демократическая модель. Тоталитарная модель.

Анализировать особенности экономического кризиса. Знать основные понятия.

Ф.Д.Рузвельт, кейнсианство , неолиберализм, Тоталитарные режимы, авторитарные режимы, «Новый курс», великая депрессия, социальный либерализм

Понятийный блок.

§ 7, 8

Апрель 30 нед.

6

Демократические страны Европы в 30-е гг.

1

Лекция

Размеры кризиса. Модели борьбы. (Курс Чемберлена, Блюма). Значение либерально-демократической модели. Особенности французского фашизма.

Участие в дискуссии. Анализ информации.

Вестминстерский статут, Народный фронт, праворадикальные, леворадикальные силы, пацифизм. Либерально-демократическая модель.

§9

Апрель 30 нед.

7

 Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия. Германия. Испания.

2

Комбинированный урок

Методы решения социальных и политических проблем. Политическая нестабильность в Германии, Италии, Испании. Конкретно исторические условия прихода фашистов к власти в Италии. Особенности итальянского фашизма. Условия, способствующие появлению нацизма в Германии. Приход нацистов к власти. А. Гитлер. Внешнеполитический курс. Победа Народного Фронта в Испании и его основные мероприятия. Гражданская война 1936 – 1939 гг. Испанский фашизм.

Знание новых видов общественного движения в Европе. Фашизм. III рейх.

Гитлер, Муссолини, Ф.Франко, фашизм, фюрер, нацизм, тоталитарная диктатура, милитаризм, национал-социализм,  коллективная безопасность, антивоенное движение

Вопросы и задания § 13-14

§10-11

Май

31 нед.

Тема: Международные отношения в 30-х гг. ХХ века. (Изучается совместно с курсом истории России  )

Тема 3.  Вторая мировая война и ее уроки (1 ч)

8

Международные отношения в 30-х гг. ХХ века. Вторая мировая война

2

Комбинированный

Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация. Фронты. (Поражение Франции. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Перл – Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Завершающий период  Второй Мировой войны. Капитуляция Германии и Японии). Антигитлеровская коалиция. Итоги, последствия.

Понимать периодизацию. Анализировать, сравнивать с Первой мировой войной.

«новый порядок», Движение сопротивления, антигитлеровская коалиция, сверхдержава, преступление против человечества, Нюрнбергский процесс, Ялтинско-Потсдамская система. Черчилль, Рузвельт, Сталин.

Работа с картами, составление хронологической таблицы событий Второй мировой войны.

§15, 16

Май

 31 нед.

Раздел 11. Новейшая история. Вторая половина 20 вв. (6  ч.)

Тема 4  Мир во второй половине 20 века; основные тенденции развития  (1 ч)

Уроки: Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». Военно-политические блоки. –изучаются совместно с курсом истории России.

9

Завершение эпохи индустриального  и становление информационного общества.

Кризисы 70-80 х гг.

1

Комбинированный

Работа с учебником и историческими материалами

Характерные черты послевоенного экономического развития стран Запада. Факторы экономического подъема. Роль экономической интеграции. Государственное регулирование и смешанная экономика. Государство благоденствия.

Причины кризисов 1974-75 гг. и 1980-82 г. Роль и место НТР. Признаки эпохи информационного общества. Три этапа социально-экономической политики ведущих капстран (либерально-демократический, социал - реформистский, консервативно-реформистский )  

Уметь критически подходить к программам развития. Использовать материал для сравнения с современностью.

  Знать понятия: «постиндустриальное общество», «глобализация», «три центра мировой экономики»

Формирование смешанной экономики, неокейнсианство, ЕОУС, Европейское экономическое сообщество, ЕАСТ, НАФТА, ГАТТ, экономическая интеграция

Постиндустриальное (Информационное) общество, НТР, экстенсивный тип производства, смешанная экономика, социальное государство, системный кризис западного общества

Тестовый.

§ 18, 19

Май

32 нед.

Тема 5  Страны и регионы во второй половине 20 вв.; единство и многообразие (4 ч)

10

Политическое развитие стран Запада. Гражданское общество.

1

Комбинированный. Работа с учебником, историческими  документами, лекция.

Основные партийно-политические течения в западно – европейских странах после войны.(консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм). Изменение в расстановке сил, появление христианско-демократических партий. Правый экстремизм. Причины развития новых социальных движений в процесс формирования гражданского общества, гражданские инициативы («Врачи без границ», «Гринпис» и др. )     Различные формы антивоенных движений. Рост националистических настроений. Религиозный вопрос в современном мире.  

Уметь отличать и сравнивать политические движения. Знать причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических, умеренного реформизма. Владеть понятиями: «антивоенное движение», движение молодежи, студентов, экологическое, феминистов, этическое, культурное, группы взаимопомощи.

Национализм, движение неприсоединения, пацифизм, антимилитаризм, феминизм, неофашизм, экстремизм

Понятийный опрос.

§20,21

Май

32 нед.

11

Страны Запада и  США  во второй половине 20 – начале 21 вв.

Работа в группах.(проектная деятельность учащихся)

Превращение США в центр мировой политики. Неолиберальная политика Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Р. Рейган, основные направления его внутренней и внешней политики. США в 90-х годах ХХ века.

Великобритания: Лейбористы, консерваторы у власти. Решение экономических, политических, социальных, этнических проблем развития.

Франция: социально-экономическая и политическая история ХХ века. От многопартийности к режиму личной власти (голлизм). Попытка «левого» эксперимента.

Италия: Итальянское «экономическое чудо», идея «третьей фазы», Юг-региональные проблемы Италии,  кризис партийно – политической системы Италии

Усвоение особенностей исторического пути США, ее роль в мировой масштабе. Представить результаты изучения в виде мини-проекта.

Усвоить особенности исторического развития Великобритании. Понимать проблемы «консервативной  революции», «третьего пути» Т. Блэра

Уметь характеризовать особенности развития Франции на разных исторических этапах республик во Франции.

 Маккартизм, неолиберальный курс, неоконсерватизм, рейганомика, разрядка, стагфляция, человеческий ресурс, особый путь развития.

Социальный контракт, тэтчеризм , лейборсты, консерваторы, «политический маятник», демократический социализм, Пятая республика, Ш. де Голль, голлизм, политика «третьей фазы», «красные бригады»

Групповой.

Защита материалов исследования

§22-26

Май

33 нед.

12

Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг..

1

Комбинированный урок, урок – исследование

Основные направления социалистических преобразований в странах Восточной Европы. Кризисы тоталитарного социализма. Революции 1989 – 1990 гг.

«Шоковая терапия» и ее последствия. Изменения в экономической сфере и социальное расслоение населения. Этнические проблемы.

Три периода истории Германии. Раскол Германии и образование ФРГ и ГДР. Политика социально – рыночного хозяйства и политическая жизнь ФРГ в 1949-1990 гг. Строительство «основ социализма» в ГДР. Кризис режима и «бархатная революция»

Знать понятие «восточная Европа». Уметь анализировать виды социализма, установление причинно-следственных связей перемен в историческом развитии Германии ХХ века (вторая половина)  

Мировая социалистическая система, «Шоковая терапия»

«бархатная революция» «Социальное рыночное хозяйство», «большая коалиция», «малая коалиция»

Работа с картой, защита материалов исследования

§ 27

Май

33 нед.

13

Страны Азии и Африки,  Латинская Америка во второй половине ХХ века.

1

Лекция

Пути развития освободившихся стран Азии и Африки. Азиатско-Тихоокеанского, индо-мусульманского, африканского регионов. Варианты выбора.   Мусульманский мир.

Культурно – цивилизационные особенности  латиноамериканского региона. Сущность национал – реформистского курса. Левонационалистические режимы. Поворот к неоконсерватизму. Переход к демократизации в 80-х годах.

Осуществление реформ в Японии. Причины экономического подъема, получившего название японского «экономического чуда». Образование Китайской народной республики. Политика «большого скачка» и «культурная» революция 1966-1976 гг. и их последствия. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия – становление независимого государства. Трудности на пути преобразований и реформ.

Овладение понятием: деколонизация. Знать особенности проблем «мирового юга».

Характеризовать политические режимы, существовавшие в латиноамериканских государствах во второй половине ХХ – ХХI вв. Раскрывать  значение понятий и терминов:

Деколонизация, идеология «третьего пути», религиозный фундаментализм

Латифундия, импортзамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта национал – реформизм, «Большой скачок»,

«Культурная революция»,  Мао Цзэдун.

Тестовый контроль

§28-29

Май

34 нед.

Тема 7   XX век и культура  (1 ч)

14

 Культура второй половины ХХ века.

1

Конкурс презентаций.

Наука и общественная мысль. Реализм и модернизм в литературе. Искусство и кино. Изобразительное искусство.

В информационном плане ознакомиться с постмодернизмом, культурой хай-тека, элитарной и массовой культурой, контркультурой, с нарастанием технократизма и иррационализма в массовом сознании.

Поп – арт, массовая культура, информационная революция, неореализм, постмодернизм. Особенности духовной жизни современного общества, религия и церковь в современном обществе.

§31

Май

34 нед.

Уроки: «Международные отношения в 60-90-х гг.», «Глобализация в конце ХХ века» изучаются совместно с курсом  истории России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по новейшей истории 9 класс

Рабочая программа по всеобщей истории ( новейшая история )   9 класс ...

Рабочая программа по новой истории 8 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, положеия стандарта и требования к знаниям учащихся....

Рабочая программа по новейшей истории 9 класс 2012-2013 уч. год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., Приказа Министра образования и науки «Об утверждении федеральных перечн...

Рабочая программа по новой истории для 8 класса.

Рабочая программа по новой истории для 8 класса к учебнику Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.. Учебник «Новая история 8класс». - М.: «Просвещение», 2009. – 270 с....

Рабочая программа по Новой истории. 7 класс

Рабочие программы по истории в 7 классе....

Рабочая программа по Новой истории. 8 класс.

Рабочие программы по истории в 8 классе....