Урок "Знамя и флаг" (5 класс)
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Орищенко Наталья Ивановна

Материалы к уроку, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znamya_i_flag_-_5_kl.rar1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Орищенко Наталья Ивановна, учитель истории МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицка»

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15»                         2013-2014 учебный год

Предмет: история

Класс: 5

Автор УМК: Майков А.Н. Введение в историю. – М.: Вентана-Граф, 2008, - 128 с.

Тема: Знамя и флаг сопровождают историю.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: 1. Познакомить с традициями, связанными с флагами и знаменем.

            2. развивать умение работать с текстом учебника, логическое мышление.

            3. Воспитывать уважение к государственной символике.

Основные понятия: знамя, флаг, Знамя Победы.

Основные вопросы урока: 1. Из истории знамени.  

                                                 2. Флаг – отличительный знак.

                                                 3. Из истории российских флагов.

                                  4. Государственный флаг РФ.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

- Сегодня мы продолжим изучать другие свидетельства прошлого, отличительные знаки.

II. Проверка домашнего задания.

  1. § 9,  п.1 – Отличительный знак (герб, геральдика, герольды, части герба)
  2. § 9,  п.2 – Герб как государственный символ (где их можно увидеть – самолет, корабль, монеты, на границах; можно ли определить природные особенности, занятия населения?)
  3. Нарисовать герб своей семьи – выставка рисунков ребят.
  4. Сообщение о гербе РФ – по желанию.
  5. Игра «Мозговая атака»:
  • История – это …
  • Хранилище старинных документов -     ______________
  • Хранилище вещественных документов - _____________
  • Последовательность исторических событий - ______________
  • Наука, изучающая прошлое по сохранившимся вещественным памятникам - ______
  • Три главных вопроса историка - ___________________
  • Три элемента имени человека - ________________
  • Хранилище книг - _____________
  • Все, что произошло, было сделано - _____________
  • Имя нашей родины - ___________
  • Герольды - …
  • Геральдика - …
  • Герб - …
  • Генеалогия –
  • Археология - …
  • Легенда карты - …
  • Историческая карта - …
  • Виды источников - …
  • Этнография - …
  • Что такое дата?
  • Как ведется счет лет до н.э.? н.э.?

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя: В руках историков вещественные источники могут «заговорить» и многое поведать (слайд «Знамена и флаги»)
  2. О чем мы будем сегодня говорить? Записываем тему урока «Знамя и флаг сопровождают историю». Проблемный вопрос урока: Определите различие между флагом и знаменем.
  3. Слово учителя: Историческая справка. Знамена появились в глубокой древности. Из библии мы узнаем, что во времена Моисея – древнего пророка – каждая часть еврейского народа имела свое знамя. Знамя имели и индусы, и  китайцы. Была знамя и мусульманских народов. Аравитяне знамя пророка считали святыней. Его охраняло особое войско. На полотне помещалось изображение полумесяца. И до сих пор отличительным знаком мусульманских народов является полумесяц.
  4. Задание. Прочитать текст, рассказывающий о значении знамени в армии – с. 98, 4 красная строка «Знамена служили …»

Беседа:

  • Для чего служило знамя в армии?
  • Как вы понимаете слова: знамя – символ победы, знамя – символ поражения?
  • Почему во время сражения воины делают все, чтобы знамя не досталось врагу?

Во время беседы заполняется схема:

Знамя в армии

 

         Отличительный знак        Символ победы или поражения        Символ воинской чести

                                               

Физкультминутка

  1. Честь и Родина – два слова тесно связанные между собой. Записать в тетради:    

                                  знамя – символ Родины

                                  знамя – душа армии

                                  знамя – эмблема чести, защиты родины

                                 

  1. Задание: с. 99 – 100. Определите составные части знамени (древко, полотнище, лента, шнур, кисть, навершие, знаменные гвозди). Рисование в тетради.

  1. Слово учителя: Знамена изготавливали к особо торжественным случаям: коронация королей, празднование победы над врагом, для нового полка… используют в дни великих событий (инаугурация президента), погребения людей, составивших славу Отечества. Знамена можно увидеть в музеях. Прежде чем оказаться там, знамена были свидетелями героических событий прошлого.

  1. Чтение дополнительной литературы. С. 101 – зеленый текст «Восьми знамённая армия Китая».

Беседа: - Как называлась династия в Китае в XVII в.?

                     - Назовите две формы полотнища (4-х угольник, 5-и угольник). Почему 4 и 4?

                   - Какие цвета были у знамени каждой армии? (желтое, красное, синее, белое)

                   - Как стали называть армию Китая?

  1. Задание: Прочитайте текст в учебнике, рассказывающий о флаге (с.102-103)
  2. Слово учителя: Маленький флаг можно увидеть и у дежурного ж/д переезда, а моряки с помощью цветных флажков могут даже передать сообщение. Флаг может предупреждать об опасностях. Для людей, живших в XIX веке, желтый флаг, установленный перед въездом в город или селение, предупреждал: в этом месте эпидемия, въезд запрещен.
  3. Флаг России – (с.106). Запись в тетрадь. Государственный флаг России – символ независимости нашей родины и единства народов, ее населяющих.
  4. Слово учителя: Петр I в 1699 г. подписал чертеж русского флага, установил три полосы (сверху вниз): белую, синюю, красную. После смерти Петра I установленные им цвета стали вытесняться черным, желтым, белым цветами. Эти цвета стали считаться императорскими (указ Александра II от 11.06.1858 г.). После революции 1917 г. новый флаг стал красный (с 08.04.1918 г., более 70 лет) – часть нашей истории. В начале 90-х годов изменились порядки в нашей стране. Специальная комиссия предложила восстановить исторический флаг нашей родины – триколор. 22.08.1991 – день Российского флага.  

IV. Подведение итога урока:

  1. Определите что общего у знамени и флага? (полотнище материала, прикрепленное к древку)
  2. Определите различия:

 

Знамя

Флаг

Знамя неповторимо (1 экземпляр)

Большое количество

Их шили из дорогой материи

Используют простые материалы

Используют в особых случаях

Развиваются на машинах, используются на демонстрациях, ими украшают улицы

  1. Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
  1. А вы знаете, что сегодня на уроке я...
  2. Больше всего мне понравилось...
  3. Самым интересным сегодня на уроке было...
  4. Сегодня я понял...
  5. Сегодня я научился...
  6. Сегодня я задумался...
  7. Сегодняшний урок показал мне…

V. Домашнее задание:

  1. § 10 прочитать, вопросы – с.106
  2. Нарисовать флаг детской организации нашей школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа для 5 класса школы VIII вида по теме "Герб, флаг, гимн, Конституция"

Данный классный час решает задачу формирования представлений о происхождении и назначении государственных символов и Конституции....

Конспект урока "История Американского флага"-9 класс

Конспект урока в 9 классе автор Кауфман "История американского флага"...

Сценарий классного часа для учащихся 6-11 классов «Овеянные славою флаг наш и герб»

Данный классный час был разработан мною с целью обогащения знаний учащихся о государственной символике Российской Федерации, формирования к ней уважительного отношения, воспитания патриотических и гра...

Открытый урок в 5"А" классе 09.01.17 по теме "Американский флаг"

Открытый урок в 5"А" классе  09.01.17 по теме "Американский флаг"...

Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Гимнов накануне Международного женского дня.

Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается сценарий   торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва,  исполнения Гимнов наканун...

Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №

Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва,  исполнения Государств...