Методическая разработка раздела Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. образовательной программы курса "История России" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

В данной методической разработке реализовывалась цель сориентировать обучающихся в содержании современных общественно-политических воззрений на ключевые события Великой Отечественной войны. Для этого решались задачи по формированию системных представлений об основных содержательных линиях современной историографии Великой Отечественной войны, умения видеть позиции современных политических сил. При обучении метериалу данного раздела использовался личностно-ориентированный подход. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

«Настоящее, которое помнит прошлое, достойно будущего»

В настоящее время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором поступательного развития, а образование - одним из гарантов прогресса и национальной безопасности. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история.

Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими  чертами:

  • приоритетностью изучения отечественной истории;
  • изучением истории в контексте мирового развития;
  • преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы общего  полного  образования;
  • углублением содержания исторических  курсов;
  • повышением воспитательной  роли исторического  образования.

Объектом предмета истории является все многообразие  событий,  явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших  место в жизни  человечества.

История формирует личность школьника, готовит его к жизни в меняющемся мире с учетом  предшествующего опыта, воспитывает  патриота своего  Отечества.

Изучение истории является условием трансляции ценностей и традиций  общества, выступает  своеобразным «мостом» в  воспроизводстве  коллективной  памяти. Оживить эту память  можно  только через  конкретные  примеры  мужества, героизма, стойкости, самопожертвования  наших  соотечественников.  

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г.. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России. 6-9 класс».

Нормативно-правовую основу рабочей программы по истории составляют:

         1) Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

         2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

         3) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

         4) Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;          

5) Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения на 2013-2014 учебный год;

6) Годовой календарный график муниципального общеобразовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.      

Для реализации обучения используется УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Учебник рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и входит в Федеральный перечень Министерства образования Российской Федерации.  

Историческая наука – это логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные факты, что позволяет объективно  воссоздать развитие  общества в пространстве и времени.

История - это  наука в значительной  степени  конъюнктурная  и  не свободная  от  идеологии. Не зависимо от эпохи  она  используется  господствующими  политическими силами  для обоснования  и достижения  своих  интересов и отражает  официальную  точку  зрения.

Предмет «Истории России» изучает развитие российского общества с древнейших  времен до  наших  дней.

При изучении исторического процесса применяют различные  методы (подходы):

  • формационный;
  • модернизированный формационный;
  • цивилизационный;
  • религиозный;
  • классовый;
  • личностный;
  • всемирно-исторический;
  • локально-исторический;
  • комбинированный и др..

Современная историческая наука исходит из того, что в истории действуют как объективные, так и субъективные  факторы, причем роль последних  очень  велика.

Главным положением авторского курса является формирование у обучающихся  целостного представления  истории Великой  Отечественной  войны, ее основных  этапов, важнейших  событий и выдающихся  деятелей этого периода истории.

Современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные  требования: школа должна  давать не только прочные знания, вооружать необходимыми в жизни  умениями и навыками, но и воспитывать человека, гражданина, патриота.

Каждый учитель постоянно совершенствует урок, находит нестандартные  решения  стандартных  задач.

Сочетание текстовой информации и языка карты, художественных  изображений, условно-схематических знаков позволяет достичь воздействия на разные коммуникативные  каналы  каждого  конкретного ученика  с  его   личностными  особенностями  и  всего класса. Педагогически очень привлекательные  и  почти  неисчерпаемые   возможности  открываются  для  учителя  по  поиску  дополнительного  материала по  любой  теме  урока  в сети Интернет.

Таким образом, в ходе  работы  по программе формируются аналитические навыки и развивается способность к обобщению. Каждый  урок предполагает активную  самостоятельную работу обучающихся.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА

Основная образовательная цель данного раздела  состоит в том, чтобы сориентировать обучающихся в  содержании современных общественно-политических  воззрений на ключевые события  Великой  Отечественной  войны и активизировать познавательную, творческую  деятельность обучающихся по изучению данного раздела.

Для реализации поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

  • показать события Великой  Отечественной  войны через военно-стратегические, организационно-хозяйственные, внешнеполитические и морально-психологические аспекты;
  • обратиться к человеческой личности через  тему «Человек на войне»;
  • проанализировать важнейшие факторы  изучения  Великой Победы через обращения  школьников  к истории своей  семьи;
  • создавать соответствующий эмоциональный фон и мотивировать учащихся к изучению темы;
  • использовать сведения  о Великой  Отечественной  войне для пробуждения  лучших человеческих качеств через показ массового и индивидуального героизма советских  людей, освещение их самоотверженности стойкости, самопожертвования;
  • дать  системные  представления об основных  содержательных линиях современной историографии Великой  Отечественной  Войны;
  • выработать  навыки источниковедческого анализа и синтеза;
  • сформировать способность отличать достоверное обоснованное описание прошлого  отложного сфальсифицированного;
  • сформировать умение видеть за теми или  иными точками  зрения позиции современных политических  сил.

3. АКТУАЛЬНОСТЬ  РАЗРАБОТАННОГО  РАЗДЕЛА

Изучение истории Великой Отечественной войны является одной из актуальных задач гуманитарной подготовки обучающихся. Задача воспитания подрастающего поколения на патриотических традициях народа становится важнее, потому что в наше сложное время делаются попытки переписать  историю, в том числе и  Великой Отечественной войны, в пользу  отдельных  политических течений. Без фундаментальных  знаний истории своей страны, особенно ее сложных и противоречивых периодов, без учета и анализа  этого  опыта, нельзя  успешно   строить гражданское  общество.

Актуальность определяется важностью изучения исторических событий, персоналий, без понимания изучаемой  эпохи, а также имеет  практическое  значение - подготовку к  успешной  итоговой  аттестации и единому государственному экзамену.

4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Основная  особенность подросткового возраста – начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, обучающиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На данном этапе происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои  идеи, давать определения понятиям. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими важности и необходимости учения.

Такие различия существуют:  

1) в отношению к учению - от очень ответственного до довольно равнодушного;

2) в общем развитии - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;  

3) в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы – от отличного ее усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам;

4) в способах усвоения учебного материала – от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы  в сочетании с привычкой заучивать дословно;

5) в умениях преодолевать трудности в учебной работе – от значительного упорства до привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно и не хочется;

6) в интересах – от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий  до почти полного отсутствия того и другого.

Содержание понятия «учение» расширяется в подростковом периоде, так как приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. Однако отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных учащихся. У значительной части ребят имеется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к предмету и соответствующим отраслям науки.  В классе есть также группа способных ребят, у которых   склонность к интеллектуальной деятельности, вдумчивость, умение долго и сосредоточенно работать, увлеченность познавательно – продуктивной деятельностью проявляются не при усвоении содержания предмета, а в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.

Для определенной группы учащихся приобретение знаний становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему и, когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно – творческого характера, ведет к самообразованию и самосовершенствованию.

Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений. В самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие цели, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Совершенно необходимо создавать и развивать у ребят установку на размышление при  работе с любым материалом, при выполнении учебно - практических заданий любого рода.

Следовательно, мотивация к обучению у ребят различная.

Отсюда можно выделить 3 группы обучающихся:

I. У ребят данной группы достаточно высокий уровень абстрактно – логического  мышления, хорошо развиты такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение,  широкий кругозор. У них более развита техника монологической речи, любят рассуждать, умеют устанавливать причинно – следственные связи, обобщать и делать выводы, что позволяет полно, разносторонне и целостно  усваивать новый материал.

II. Другая группа ребят добросовестно и ответственно относится к изучению материала, но, к сожалению, в силу особенностей своего характера, робости, неуверенности в себе, не всегда проявляет себя с активной творческой стороны. Эти обучающиеся нуждаются в психологической поддержке учителя. У них хороший уровень обучаемости, преобладает зрительная память, для них в большем объеме необходима наглядность. Поэтому стараюсь на своих уроках использовать опорные записи на доске, дискуссии и аудиовизуальные методы. У многих ребят память долговременная, хороший уровень как зрительной, так и слуховой памяти. Они могут усваивать информацию в любой форме, к тому же обладают большим объемом кратковременной памяти.

III. Однако есть ученики, у которых значительно снижен объем кратковременной памяти, им необходимо некоторое время, чтобы усвоить новый материал. Они не уверены в себе,  нуждаются в особом подходе, в эмоциональной поддержке. Поэтому на уроках особое внимание стараюсь уделять созданию благоприятного психологического климата, ситуации успеха, взаимоуважения.

В целом, девятиклассники  обладают широким кругозором, они с удовольствием узнают новые факты, интересуются дополнительным материалом по предмету. Многие ребята на уроках активны, заинтересованы, обладают творческим потенциалом.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  РАЗДЕЛА  ПРОГРАММЫ

Ожидаемыми результатами освоения разрабатываемого раздела программы являются:

  • понимание роли советского  народа в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне в целом;
  • понимание  роли  личности в истории;
  • развитие самостоятельности и ответственности.

Метапредметные   результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные):

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную, игровую и др.;
  • овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать  факты, составлять простой план);
  • способность решать познавательные творческие задачи, представить  результаты  своей деятельности  в различной форме (сообщение, презентации, проекты и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социуме;
  • освоение ранее полученных  сведений  об  историческом  пути  народов, стран и человечества, как  необходимые  основы для миропонимания  и познания современного общества;
  • владение базовым  понятийным аппаратам исторического знания;
  • умение правильно употреблять  и объяснять  исторические  термины, понятия, крылатые  выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • умение изучать и систематизировать информацию исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную  ценность;
  • умение давать оценку деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные  суждения с использованием  исторических  терминов  и понятий;
  • составление, описание важнейших  памятников  народов  России и мира;
  • понимание вклада древних  народов в мировую  культуру.

Личностные результаты:

  • понимание  культурного многообразия мира, уважение к культуре  своего и других  народов, толерантность;
  • осознание  своей идентичности, как гражданина страны, члена семьи, этнической  и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у обучающихся  ярких  эмоциональных  образов  исторических  эпох;
  • складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых  событиях  прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение  прав  и свобод  человека.

6. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ ПО  РАЗДЕЛУ  ПРОГРАММЫ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выпускники должны уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их в окружающей действительности, должны быть коммуникабельными, уметь работать сообща, выходить из любых конфликтных ситуаций, работать над развитием культурного уровня.

Поэтому традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили  подготовить учащихся на более высоком уровне.

В наше время особенно актуально личностно - ориентированное обучение. Такое обучение по усвоению обучающимися предметного содержания осуществляется на основе взаимодействия по следующим пяти линиям: ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – ученический коллектив, ученик – учебник и другие средства учебно – методического комплекса, ученик – окружающая среда, учитывая при этом, что субъектом освоения этого опыта изначально является, а не становится ученик. В процессе взаимодействия развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, сочувствие, соревнование, реализуемые в таких формах, как эмоциональный и интеллектуальный контакт, сотрудничество, деловое общение. Причем если три первые линии взаимодействия осуществляются непосредственно в словесной форме, то взаимодействие по линии ученик – окружающая среда, ученик – учебник опосредовано, часто сначала неосознанно, с помощью рефлексии. Технология личностно – ориентированного обучения, как считают ученые – педагог В. В. Сериков и доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории РАО И. С. Якиманская, учитывают две взаимосвязанные составляющие – обучение и учение.

В технологии личностно – ориентированного обучения особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и  вещей.

Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально – личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

 Принципами  личностно – ориентированного обучения являются:

- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию, каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести свой образ.

- Принцип субъектности.  Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который  реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей  ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными  полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

- Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно - ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

С позиции учения в данной педагогической технологии выделяются следующие компоненты:

1. Цель, ориентирующая обучающегося на различные действия по усвоению содержания курса истории. Обязательным условием целеполагания является закладывание в него субъективного опыта учащегося.

2. Мотивация как совокупность различных побудителей к совершению действия. Для формирования мотивации у школьников учитель моделирует учебную ситуацию. Для учащихся главным является осознание того, для чего необходимо изучать данный материал.

3. Учебная ситуация, создаваемая в различных формах, при создании которой учитель опирается на социальный опыт школьников.

4. Особую группу составляют задачи, связанные с рефлексией, направленной на осознание, осмысление значимости собственных действий, поэтому учитель обращает внимание на их планирование, осознанное применение обучающимися. Различают предметную, процессуальную, личностную рефлексию. Предметная рефлексия направлена на осмысление предметных оснований задачи. Процессуальная мыслительная деятельность -  по поводу решения учебной задачи. Личностная рефлексия – обращение мыслей ученика на себя, свой внутренний мир, психическое состояние, личностные качества. Рефлексивное управление призвано помочь в разработке комплекса мер, обеспечивающих успешное усвоение материала курса.

5. Необходимым компонентом данной технологии является оценка, переходящая в самооценку. В этот процесс включаются как эмоционально волевые, так и рациональные действия, связанные с предпочтением и выбором.

Особое место отводится уроку – главной форме обучения. Урок направлен на развитие личности, воспитание исторической культуры. Применяя новые педагогические технологии на уроках, все более убеждаешься, что процесс обучения истории можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь все более качественных результатов.

Урок – это целостная система, которая определенным образом функционирует и развивается. На каждом этапе работы в соответствии с определенной познавательной задачей содержание учебного материала, методы и способы организации представляют собой единое целое, устанавливаются контактные связи между деятельностью учителя и обучающихся. С решением одной познавательной задачи возникает новая. Решение новой задачи связано с перестройкой системы дидактических средств.

7. СИСТЕМА ЗНАНИЙ  И СИСТЕМА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При личностно – ориентированном обучении ведущее место занимает индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель в том, чтобы учебно – познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие духовной сферы, формирование качеств, связанных с будущей профессией, и качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

        Знание – это личностная трансформированная информация, которую обучающийся усваивает в процессе обучения. И знания являются первым элементом содержания образования.

        Вторым элементом содержания является опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в процессе обучения. Результат этого усвоения зависит от индивидуальности школьника: от особенности мышления, памяти, психофизиологических характеристик и т. д.        

Третий элемент содержания образования – опыт творческой деятельности – изначально ориентирован на каждого ученика, т. к. в процессе учебной творческой деятельности школьники приобретают субъективно новые знания и способы деятельности.

        Четвертый элемент – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру – связан с личностью конкретного человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены те качества личности, которыми должен обладать современный человек. Однако у каждого ученика  формируется своя «версия» этих качеств, которая зависит от социально – психологических особенностей.

        Содержание учебного материала – это тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению обучающимися. Из него формируются взгляды школьников на окружающую их действительность, диалектико - материалистическое понимание ими мира. Через содержание, функционируемое в рациональной системе методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников, осуществляется овладение ими опытом творческой деятельности.

        Методы обучения играют огромную роль в развитии  интеллектуальной сферы ребенка. Целенаправленно формируя приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и т.д.), они одновременно развивают активность мышления, его самостоятельность, глубину, быстроту, системность, критичность, гибкость, совершенствуя и развивая одновременно внимание, память, воображение и фантазию.

        Методы обучения – основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий обучающихся, необходимых для решения учебно – воспитательных задач.

Выделяются несколько групп методов обучения:

  1. Методы  организации  учебно – познавательной деятельности:

а) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад ученика, инструктаж);

б) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрация, видеофильм);

в) методы передачи информации с помощью практической деятельности (работа с книгой, практические упражнения).

2. Методы стимулирования и мотивации:

а) эмоциональные (поощрения, порицания, создание ситуации успеха);

б) познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку);

в) волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности);

г) социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).

3. Методы контроля и самоконтроля:

а) устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, взаимоопрос);

б) письменные (контрольная работа, тест и т.д.);

в) самоконтроль и  взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль)

4. Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

а) классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка обучающихся к восприятию нового материала, усвоение ими новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков);

б) определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (работа с книгой);

в) различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, требующие творческого подхода);

г) деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).

Для реализации успешного обучения материалу разрабатываемого раздела программы научно обосновывается выбор методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовленности, учитываются конкретные условия и определенные трудности учебного материала, прогнозируется получение определенных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

8. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 гг.»  

                                                                                           9 класс        

Темы раздела

Основные понятия

Формируемые УУД

Кол-во

часов

Тип урока

1.

Начало Великой Отечественной войны.

начало Великой Отечественной войны.

уметь соотнести событие со всеобщей историей данного периода, знать фактический и хронологический материал первого периода Великой Отечественной войны

1

изучение нового материала

2.

Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома.

антигитлеровская коалиция, оккупационный режим

знать фактический и хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать суждения

1

комбинированный с элементами  лабораторной работы

3.

Советский тыл в Великой Отечественной войне.

перевод экономики на военный лад, эвакуация

владеть фактами великого подвига народа

1

комбинированный

4.

Коренной перелом в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.

коренной перелом в войне, стратегическая инициатива, тотальная война

знать фактический и хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать суждения

1

комбинированный

5.

Завершающий этап Великой Отечественной войны.

демилитаризация, денацификация

владеть фактами великого подвига народа, уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне

1

анализ

6.

Повторительно-обобщающий урок. Вторая мировая война и ее уроки.

знать термины и понятия, даты и исторические личности пройденного материала

1

обобщение и систематизация знаний

Время изучения  раздела: третья четверть 9 класса.

Место раздела: в курсе «История России» 9 класс (34 учебных часа, 1 час в неделю) предусмотрен раздел «Великая  Отечественная  Война 1941-1945 гг.» в объеме 6 учебных часов.

Взаимосвязь с другими разделами: необходимым условием обучения данному разделу является успешное освоение предыдущего раздела «Строительство социализма в СССР в 30 годы» и базой для изучения следующих  разделов: «СССР в 1945-1953 годах», «Советское государство и общество в 1953-1964годах».

Изучение данного раздела направлено на формирование следующих  компетенций:

1. способность обосновывать свою  позицию при помощи исторических  фактов и аргументированных доказательств;

2. умение осуществлять  самостоятельный поиск информации и получать  ее из  различных  источников;

3. способность проводить анализ, обобщать сравнивать проверять факты, отделять  факты  от мнений, подвергать их  критическому осмыслению.

На уроках используются различные формы контроля.

Формы контроля

Виды контроля

Формы контроля

1. Текущий контроль

1. Устный опрос

2. Работа с карточками

3. Письменная проверка

4. Тест

2. Итоговый контроль

1. Практическая работа, лабораторная работа

2. Контрольная работа

3. Тест

4. Экзамен

9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 – 1945 ГГ.» КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ» 9 КЛАСС

        Результаты проводимого с 2010 – 2011 учебного года по 2013 – 2014 учебный год мониторинга усвоения обучающимися материала методической разработки раздела «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» курса «История России» в 9 классе представлены в таблице и графически.

Результаты мониторинга обученности материалу раздела «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» курса «История России» 9 класс

Учебный год

Кол-во обучающихся

Успеваемость, %

Качество обученности, %

Степень обученности, %

2010 - 2011

50

100

90

80

2012 - 2013

52

100

92

83

2013 - 2014

46

100

96

85

Полученные данные  отражают повышение качества обученности за весь период на 6%, а степени обученности – на на 5% при успеваемости 100%. Это позволяет судить об эффективности используемых в представленной методической разработке раздела методов, форм, приемов и системы организации деятельности обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение истории является условием трансляции ценностей и традиций общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти через конкретные примеры мужества, героизма, стойкости, самопожертвования наших соотечественников.

В представленной методической разработке раздела «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» курса «История России» 9 класс реализовывалась цель сориентировать обучающихся в содержании современных общественно-политических воззрений а ключевые события Великой Отечественной войны.

Для этого решались задачи по формированию системных представлений об основных содержательных линиях современной историографии Великой Отечественной войны, умения видеть за теми или иными точками зрения позиции современных политических сил.

Главным положением данной методической разработки является создание у обучающихся целостной картины истории Великой Отечественной войны, ее основных этапов, важнейших событий и выдающихся деятелей для обращения к человеческой личности через тему «Человек на войне».

При разработке раздела программы учитывалась психолого-педагогическая специфика восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, когда на первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности.

В настоящее время одной из важнейших тенденций российской школы является гуманизация образовательного процесса. Исходя из этого, изучение Великой Отечественной войны – это одна из актуальных задач гуманитарной подготовки обучающихся. Воспитание подрастающего поколения на патриотических традициях народа становится актуальнее потому, что в наше сложное время делаются попытки переписать историю, в том числе и Великой Отечественной войны, в пользу отдельных политических сил. Без фундаментальных знаний истории своей страны, особенно ее сложных и противоречивых периодов, без учета и анализа этого опыта нельзя успешно строить гражданское общество.

При изучении данного раздела программы прогнозируется формирование таких результатов, как развитие самостоятельности и ответственности в оценке событий, явлений, личности; понимание роли советского народа в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне в целом и роли личности в истории.

Обоснованием используемых по разделу образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся является необходимость уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их в окружающей действительности, уметь работать сообща, быть коммуникабельными, выходить из любых конфликтных ситуаций.

Поэтому в качестве наиболее эффективной технологии обучения материалу данного раздела был выбран личностно-ориентированный подход, при котором особое значение придается субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному в конкретных условиях социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания мира людей и вещей, и мотивирует обучающихся к совершению действий, а учебная ситуация создается учителем с опорой на социальный опыт учащихся.

Рефлексивное управление призвано помочь разработке комплекса мер на успешное усвоение материала.

Важнейшим компонентом личностно-ориентированной технологии является оценка, переходящая в самооценку, т.к. в этом случае ведущее место занимает индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.

 Результаты проводимого с 2010 – 2011 учебного года по 2013 – 2014 учебный год мониторинга усвоения обучающимися материала методической разработки раздела «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» курса «История России» в 9 классе отражают повышение качества обученности за весь период на 6%, а степени обученности – на 5% при успеваемости 100%. Это позволяет судить об эффективности используемых в представленной методической разработке раздела методов, форм, приемов обучения и системы организации деятельности обучающихся для ее дальнейшей реализации в учебном процессе.

ИСТОЧНИКИ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г.

3. Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

         4. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004 г.

         5. Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.

6. Годовой календарный график муниципального общеобразовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.  

7. Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.

8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. -  М: Просвещение, 2009.

9. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010.

10. Студеникин М. Современные технологии в преподавании истории. – ВЛАДОС, 2007.

  1.  Современные технологии в преподавании истории

http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=467:norm_doc8&Itemid=303&tmpl=component&print=1

  1.  Технология личностно-ориентированного обучения Якиманской И.С. http://pedagogland.ru/1251.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".

Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...

Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов

Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...

Методическая разработка торжественного мероприятия, посвященного 73-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Торжественное мероприятие, посвященное 73-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проведено 25 апреля 2018 года в актовом зале ГБПОУ ПК им. П.А. Овчинникова. На меропр...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»

На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г...