План-конспект урока по истории "Принятие христианства на Руси (9 класс)
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Белянкин Александр Сергеевич

Организуя поисковую деятельность школьников я должен научить ребят самомтоятельно строить проблемные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории на тему "Принятие христианства на Руси"

(9 класс)

Форма урока: урок на опережение знаний

Цели и задачи урока:

  1. Постановка и осмысление проблемы (здесь дети  учатся находить противоречия и формулировать проблему).
  2. Генерирование вариантов решения проблемы.
  3. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений (здесь развивается позитивное мышление и коммуникативные способности).
  4. Отбор наиболее аргументированных идей (развитие практически-концептуальных способностей).
  5. Критика отобранных идей (формирование и развитие критического мышления и аналитических  способностей).
  6. Отбор решений наиболее устойчивых к критике (умение дискутировать).
  7. Подведение итогов и рефлексия учащихся (формирование рефлексивной культуры).

ХОД УРОКА

Относительно целей и задач строится ход урока. На первом этапе ребята учатся формулировать проблему и находить противоречия по теме «Принятие христианства на Руси».

Дальше идет обсуждение идей, используя сослагательные наклонения.

После идет вступительное слово учителя. Во вступительном слове учитель напоминает школьникам, что в 1988г. отмечалось 1000-летие крещения Руси. Однако эта дата условна. Почему?
Ответить на этот вопрос, поможет знакомство с источниками, в которых рассказывается о принятии Русью христианства. Ученикам предлагается по ходу урока составить план-конспект «Крещение Руси».
Существует предание о путешествии на Русь в I в. по Р.Х. апостола Андрея Первозванного, одного из учеников Иисуса Христа. Летописец так описал это событие в «Повести временных лет»: «Андрей… прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим ученикам: «Видите ли, горы сии? На горах сиих воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей». Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев».
Действительно, именно Киев стал городом первых русских храмов, колыбелью христианства на Руси. Но произошло это не сразу.
Учитель предлагает школьникам вспомнить, что им известно о язычестве древних
 славян. Обобщая ответы, учитель переходит к рассказу о крещении Руси. Ученики фиксируют в этом рассказе факты в плане-конспекте.
В IX в. Византийская империя стала культурным важнейшим центром и очагом христианской веры. В 862 г. византийский император Михаил по просьбе моравского князя Ростислава отправил к славянам с проповеднической миссией ученых монахов – братьев Кирилла и Мефодия, которые «могли бы рассказать о книжных словах и о смысле их». Хорошо знавшие славянские наречия Кирилл и Мефодий составили азбуку (впоследствии названной кириллицей и ставшую основой русского алфавита), перевели на славянский язык богослужебные книги. Ко времени крещения Руси христианство уже было распространено среди южнославянских народов.
Первые эпизоды крещения русских князей относится к концу VIII – началу IX вв. 
В 860 г. киевские князья Аскольд и Дир совершили набег на Византию, появившись, «как молния, ниспосланная с неба», у Константинополя флот из 200 ладей. Но попытка захватить этот легендарный город не удалась: по свидетельствам греческих источников, поднявшаяся вследствие заступничества Богородицы буря разметала русский флот. Оставшиеся в живых руссы сняли осаду. Одним из условий перемирия и заключенного позже на его основе договора любви и мира стало крещение руссов. Есть предположение, что крещение Аскольда, Дира и их дружины совершили сами Кирилл и Мефодий. Возвратившись, домой христианином, Аскольд построил в Киеве церковь Ильи Пророка.
При киевских князьях Олеге и Игоре все более развиваются политические и торговые отношения Киевской Руси с Византией. Византийцы знакомили послов князя Олега с христианской религией, показывали им храмы и священные реликвии. А в 944 г., при князе Игоре, Русь подписала мирный договор с империей. Этот договор должен был утверждаться обеими религиозными общинами города Киева: Русь крещеная (христиане) приводила к присяге в церкви Ильи Пророка, а Русь некрещеная (язычники) клялись на оружии перед идолом Перуна.
Супруга Игоря – Ольга, с 945 г. управлявшая государством от имени малолетнего сына Святослава, не могла не считаться с тем, что христианство уже принято многими европейскими народами. В 955 г. (по другим источникам в 957 г.) Ольга прибыла с миссией в Константинополь, где приняла крещение. Ее крестил патриарх Феофилакт, а крестным отцом стал император Константин.
Княгине Ольге хотелось видеть христианином своего сына Святослава. Тот же больше заботится о воинской славе, хотя, по словам летописца, если кто собирался креститься, то князь не запрещал, а только насмехался. Святослав, проведший большую часть жизни в походах, погиб в 972 г. вдали от родной земли, оставшись язычником.
Старший сын Святослава, Ярополк, стал княжить в Киеве, был женат на христианке и, возможно сам принял крещение. Второму сыну, Олегу, досталась Древлянская земля. Младшего сына Святослава, Владимира, в раннем детстве воспитывала его бабушка – христианка, которая и заронила в душу мальчика семена православной веры. Восьмилетний Владимир был отправлен Святославом в Новгород под присмотр дяди Добрыни Любечанина, язычника. В 980 г. Владимир завладел киевским престолом, а Ярополк по воле брата был убит. Отличаясь государственной мудростью и личной храбростью, Владимир вел жизнь порочную, был человеком мстительным и жестоким. Став киевским князем, Владимир приказал на холме рядом со своими теремами поставить деревянных кумиров – изображения главных 6 богов славян, а том числе Перуна с серебряной головой и золотыми усами.
В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: 
«Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов. 
Тем не менее, именно при Владимире христианство стало государственной религией. Когда и как в душе Владимира произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. Однако можно предположить, что Владимир задумывался над содеянным в своей бурной жизни, полной убийств, клятвопреступлений и разврата. Духовное опустошение, непреодолимое с помощью языческих обрядов, раскаяние привели Владимира к мысли от принятия христианства.
События, если верить летописцу, разворачивались следующим образом. В Византии началось восстание против императора Василия II, и положение его оказалось очень тяжелым. Василий обратился к киевскому князю Владимиру за помощью. Владимир согласился, но с условием, что женится на сестре императора Анне. Византийский монах был вынужден принять это условие, но выдвинул свое: Владимир должен был креститься, ведь Анна – христианка. Владимир помог Василию сохранить трон, но император не торопился выполнять свое обещание.
Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда, посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.
Учитель предлагает школьникам познакомиться с отрывками из «Повести временных лет».  После чего предлагается разноуровневые задания-тренинги.

Учебное занятие-тренинг № 1

Игра 1

Кто больше составит вопросов репродуктивного характера по тексту «Повести временных лет»

Игра 2

Отобрать непонятные слова и выражения и сконструировать репродуктивные вопросы так, чтобы они отвечали содержанию заданного учебного материала.

Учебное занятие-тренинг № 2 

Поиск аргументов в поддержку предложенных вопросов.

Обучение конструированию вопросов и заданий творческого характера.

Игра 1

Сконструировать вопрос творческого характера из вопросительных слов и выражений: Почему …? Докажи, что … Какова взаимосвязь …? Каковы причины ….? Каковы следствия …? Что произойдет, если …? Что было бы, если бы …?

Игра 2

Найти опорное предложение, которое несет смысловую нагрузку в заданном тексте.

Отбор наиболее аргументированных идей

Воспроизведем фрагмент этого источника.

ФРАГМЕНТ 1. «Корсунская легенда» (Выбор веры).

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».
И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
Они же сказали: «Где тебе любо».
Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой. 
Тогда Владимир решил принудить Византию к исполнению данных обязательств силой, захватив город Херсонес (Корсунь) в Крыму. Анну срочно отправили в Корсунь. Владимир крестился. «Епископ же Корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились», - повествует летопись. Сочетавшись браком с Анной, Владимир возвратился в Киев со священниками, и иконами. По возвращению он крестил всех  своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре, затем Владимир приступил к крещению жителей Киева.
Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повети временных лет».

ФРАГМЕНТ 2.  (Обстоятельства крещения киевлян).

Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.

Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание.

        Здесь происходит критика отобранных идей.

        Отбор решений, наиболее устойчивых к критике.

        

План-конспект. ЗНАЧЕНИЕ крещения РУСИ.

Крещение Руси явление прогрессивное. Об этом свидетельствуют:

1. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных   отношений с другими государствами.
2. Укрепление государственной власти и порядка в стране.
3. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.
4. Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию  архитектуры, живописи, иконописи.
5.  Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
6.   Укрепление семьи и нравственных основ жизни.
7.   Подъем духовности Руси, появление монастырей.

Завершает урок беседа, в ходе которой обсуждается значение крещения Руси. (Основным вопросом может стать, например, такой: можно ли сделать вывод, что крещение Руси – явление прогрессивное?) Результатом обсуждения становятся записи в планах-конспектах. Учитель предлагает ученикам дополнить записи дома после окончания с текстом параграфа и иными материалами. В итоге в ученических тетрадях появляются записи в виде планов-конспектов «Первые шаги христианства на Руси» и «Значение крещение Руси».

Результатом работы должны быть следующие умения учащихся:

  1. Отбирать основное содержание учебного материала.
  2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.
  3. Отбирать материал для конструирования вопросов.
  4. Конструировать репродуктивные вопросы.
  5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнера).

В результате второго тренинга:

  1. Конструировать проблемные вопросы.
  2. Отвечать на проблемные вопросы.
  3. Оценивать работу партнера.
  4. Корректировать работу партнера.
  5. Рационально распределять время.

Подведение итогов и рефлексия учащихся (формирование рефлексивной культуры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План-конспект открытого урока по англ. яз во 2-м классе "Учимся описывать героя" с использованием системно-деятельностного подхода

Урок составлен в соответствии с требованием ФГОС и построен в русле системно-деятельносного подхода с использованием интерактивной доски...

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...