Исторический портрет
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме

Добродеева Наталья Евгеньевна

Материал позволяет учителю создать на уроке такую ситуацию, в которой дети могут увидеть роль значимых исторических личностей, неразрывно связанных с  Россией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskiy_portret_7_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №1» г.Петрозаводска                       Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна

Тема урока «Исторический портрет»

«Сколько прелести есть в человеческих лицах.

Все смотрел бы на них и смотрел бы без конца …».

Евг. Винокуров

I. Цели и задачи урока

- включая эмоциональную сферу ребенка, вызвать личную заинтересованность ученика в изучении курса истории Отечества;

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, способствовать повышению уровня коммуникативной культуры;

- преследуя цель воспитания гражданина, показать людей, судьбы которых неразрывно связаны с Россией;

- путем организации групповой работы создавать ситуацию, когда ребенок находится в активной позиции на уроке;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с документами;

В уроке используются элементы КТД (работа в группах), элементы мастерской и технологии критического мышления.


II. План урока

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Этап деления

на группы.

1) Предлагает учащимся разделиться на группы и выбрать спикеров (спикер – человек, который отвечает за организацию работы в группе).

2) Предлагает выбрать номер группы (от одного до пяти).

1) Рассаживаются в группы, выбирают спикеров.

2) Спикеры участвуют в жеребьевке, выбирая номер группы.

Этап

работы с «портретной галереей».

1) Предлагает учащимся посмотреть на «портретную галерею».

2) Предлагает спикерам выбрать один из портретов.

3) Предлагает каждой группе объяснить, почему именно этот портрет она выбрала.

1) Знакомятся с «портретной галереей».

2) Спикеры выбирают один из портретов.

3) Работают в группах и затем объясняют, почему группа выбрала именно этот портрет.

Этап

работы с «невыбран-ным портретом».

1) Предлагает учащимся обосновать, почему они не выбрали портрет, оставшийся на доске.

2) Набрасывает на доске:

  • Личностные качества;
  • Особенности правления.

3) Ставит перед учащимися вопрос: «Есть ли взаимосвязь между личностью государя и особенностями его правления

4) Записывает этот вопрос в качестве гипотезы на доску (гипотеза – умозаключение, которое требует доказательств). 

1) Обосновывают, почему они не выбрали портрет, оставшийся на доске.

2) Участвуют в обсуждении.

3) Отвечают на вопрос учителя.

 

Этап

работы

с портретом     Петра I.

1) Предлагает доказать предложенную гипотезу на примере Петра I: «Давайте попробуем это доказать!».

2) Предлагает обсудить личностные качества Петра I, записать их на листочках, затем озвучить.

3) Предлагает учащимся поработать с документами (см. Приложения) и задает вопрос: «Можем ли мы что-то добавить к имеющейся уже характеристике».

4) Подчеркивает многогранность и противоречивость Петра I, задает вопрос учащимся: «Каким образом личные качества Петра могли повлиять на его царствования?».

5) Раздает материалы с описанием преобразований Петра (см. Приложения) и задает вопрос учащимся: «Что мы можем еще сказать (добавить)?».  

1-2) Участвуют в обсуждении. Всю необходимую информацию фиксируют на листочках, затем озвучивают.

3) Работают в группах с документами и отвечают на поставленный вопрос.

4) Участвуют в обсуждении.

5) Работают в группах с материалами и отвечают на поставленный вопрос.

Этап завершения работы.

*Завершает урок вопросом: «Как мы можем оценить деятельность Петра I?».

*На вопрос, что Петр Великий сделал для России, лучше всего ответить словами Феофана Прокоповича, произнесенными в день похорон Петра (см. Приложения).

*Как мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока «Есть ли взаимосвязь между личностью государя и особенностями его правления?»

*Сегодня доказать предложенную гипотезу о том, что личные качества государя находят свое отражение в его правлении  на 100% мы не можем. Для того, чтобы окончательно утвердиться в правильности данной гипотезы, нам предстоят серьезные глубокие исследования.

Предполагаемый вывод, который делают учащиеся:  

1) Личность правителя оказывает значительное влияние на его деятельность.

Оборудование урока:

  1. Портреты правителей России разных эпох.
  2. Тексты документов (для работы в группах).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Петр I и Карелия

(Краткая историческая справка)

События эпохи Петра I (Петр Алексеевич Романов, годы жизни 1672-1725) непосредственно коснулись Карелии и во многом определили ее дальнейшую историю. В первую очередь интерес Петра I к Карелии связан с Северной русско-шведской войной 1700-1725 г.г., целью которой был выход России на балтийские берега.

На первом этапе войны территория Карелии использовалась в качестве плацдарма для боевых действий. Отметим военную операцию 1702 г. по захвату крепости Нотебург, располагавшейся в истоке реки Невы из Ладожского озера. В ходе этой операции Петр I с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля с Белого моря на Онежское озеро, а оттуда - через реку Свирь на Ладогу ("Осударева дорога").

Это был первый визит Петра I в Карелию. Он позволил государю лично оценить возможности края и использовать их в дальнейших планах. В 1702 г. по приказу царя была основана судостроительная верфь в устье реки Сясь, впадающей в Ладогу у южных границ Олонецкого уезда. Осенью того же года царь принял решение, что главная верфь будет не на Сяси, а на берегу другой впадающей в Ладожское озеро реки - Свири. В 1703 г. здесь была заложена Олонецкая Лодейнопольская верфь.

Эти предприятия обеспечили первую кораблестроительную программу Балтийского флота. С июля 1703 г. Петр I полтора месяца работал на Свирской верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота "Штандарт", который самолично привел в октябре в Санкт-Петербург.

Для обеспечения верфей железными припасами и корабельным вооружением на территории Карелии были основаны Петровские Олонецкие заводы, среди которых главным стал Петровский пушечно-литейный завод (заложен в августе 1703 г. в устье реки Лососинки). В их число входили также Повенецкий и Алексеевский пушечно-литейные и Кончезерский медеплавильный и железоделательный заводы.

Общее руководство строительством верфей и заводов в Карелии по поручению царя осуществлял губернатор Ингерманландии Александр Данилович Меншиков.

В 1714 г. в районе Кончезера на Равдоболоте были открыты минеральные железистые ("марциальные") воды. В 1718 г. Петр I приказал построить близ источника вод курорт. Постройками курорта были - три деревянных дворца (снесены из-за ветхости в 1780-х г.г.), дома для персонала и пациентов, церковь во имя апостола Петра, построенная по плану царя в 1720-1721 г.г. Петр I вместе со своей женой Екатериной четырежды побывал на курорте - в 1719, 1720, 1722, 1724 г.г. На пути в "Марциальные воды" Петр I останавливался в слободе при Петровском заводе, где для него был построен двухэтажный дворец (1719 г.). Рядом с этим зданием был также возведен дворец для князя А.Д. Меншикова. Вероятно по указу Петра I в Петровской слободе была построена "новоманерная" Петропавловская церковь с высоким шпилем (между 1707-1711 г.г., сгорела в 1924 г.).

Бывая в Петровской слободе, царь посещал завод, знакомясь с состоянием дел, собственноручно ковал железо в кузнечных мастерских.

В 1710-х г.г. центр судостроения для Балтийского флота перемещается на Адмиралтейство в С-Петербурге. В 1720-х г.г. центром железоделательной промышленности становится Урал, куда и было отправлено основное оборудование и переведены мастера Петровского завода. В связи с сокращением объема работ в 1725 г. закрыты приладожские верфи, а в 1734 г. прекратил производство Петровский   завод.

Значение деятельности Петра I для Карелии было отмечено правительством Екатерины II, которое в 1777 г. присвоило Петровской слободе статус города и имя Петрозаводска. В                         1784 г. Петрозаводск получил права губернского города и стал центром Олонецкого наместничества (в дальнейшем - Олонецкой губернии).

30 мая 1872 г. в день двухсотлетия со дня рождения Петра I на Круглой площади города было заложено основание памятника царю-реформатору. 29 июня 1873 г. памятник был открыт. Памятник представлял собой статую Петра I , отлитую из бронзы в С-Петербурге по модели И.Н.Шредера (ныне расположена на городской набережной в районе                         речного вокзала). Круглая площадь вскоре была переименована в Петровскую (сейчас - площадь Ленина).

В настоящее время с именем Петра I связаны: музей истории первого российского курорта "Марциальные воды" с церковью апостола Петра с иконостасом XVIII в. - филиал Карельского государственного краеведческого музея (далее - КГКМ), объект отечественного и зарубежного туризма. В фондах музея хранятся два стула, стол, канделябры, приписываемые работе Петра I (сделаны во время его лечения на курорте).

Выставка "Небывалое бывает" с восковой "персоной" царя. Создана усилиями музея-заповедника "Кижи" и Беломорско-Онежского пароходства при поддержке КГКМ (ряд экспонатов) в 1997 г. Располагается в здании речного вокзала.

На трассе "Осударевой дороги" в течение ряда лет ведет поисковую работу экспедиция под руководством М.Ю.Данкова. На месте Петровской слободы два сезона ведутся                             археологические работы студентов ПетрГУ под руководством А.М.Спиридонова (на территории городского парка). Находки передаются в КГКМ в фондах Карельского музея изобразительных искусств имеется небольшая коллекция гравюр петровского                             времени, живопись и графика по теме, в том числе портретные изображения Петра I.

С.М.Соловьев о детстве Петра I

«Трех лет остался Петр по смерти отца и с восшествием на престол старшего брата подвергся удалению, гонению вместе с матерью и ее родственниками. Спокойная, правильная обстановка во время младенчества способствует правильности развития, не ускоряет его в ребенке; напротив, печальная доля в младенчестве, гонения, бури способствуют раннему развитию в детях способных. Перед глазами постоянно печальная мать, толкующая с ближними людьми о своей выгоде, ссылке братьев, благодетеля Матвеева; ребенок пламенный, восприимчивый, питается, раздражается семейной враждой; то, что другие дети узнают только из нянькиных сказок, как злые родственники гонят невинных детей, как последние или гибнут, или торжествуют, то маленький Петр испытывает в действительности …  Страшные кровавые сцены перед глазами, мучительная смерть родных, отчаяние матери, власть похищается, переходит в руки гонителей.

Будучи одиннадцатилетним ребенком, Петр поражал своею необыкновенной красотою и живостию. Современники находили, что лицом был в материнскую родню, и особенно был похож на дядю Федора Кирилловича Нарышкина. Красота и живость остались, но преждевременное развитие, страшные потрясения, неумеренность в трудах и потехах потрясли крепкую натуру Петра и оставили следы на прекрасном лице его: голова тряслась и на лице являлись конвульсивные движения. Быстрый и пронзительный взгляд его производил неприятное впечатление на людей непривычных».

С.М.Соловьев о Петре I и Карле XII

«Карл родился в 1862 году, следовательно, был ровно десятью годами моложе нашего Петра. Сильная натура рано начала себя чувствовать в ребенке; и с самого же начала сила обнаруживалась односторонне; в удали, безрассудном искании опасностей уже высказывался исключительно герой-завоеватель, тогда как в русском Петре с малолетства была видна гениальная многосторонность, гениальная чуткость ко всему, виден был преобразователь, а не солдат, не завоеватель».

Петр I в путешествии по Европе: «… В Берлине Петр остановился и занимался там артиллерией и получил аттестат…  

Петр часто выходил из коляски, обращая внимание на земледелие, срисовывал незнакомые орудия, расспрашивал и записывал.

…  Приехав в Амстердам, нарядился он со своей свитою в матросское платье и отправился в Саардам на ботике; не доезжая, увидел он в лодке рыбака, некогда бывшего корабельным плотником в Воронеже; Петр назвал его по имени и объявил, что намерен остановиться в его доме. Петр вышел на берег с веревкою в руках и не обратил на себя внимание. На другой день оделся он в рабочее платье, в красную байковую куртку и холстинные шаравары и смешался с прочими работниками. Рыбак по приказанию Петра никому не объявил о его настоящем имени. Петр знал уже по-голландски, так что никто не замечал или не хотел дать вид, будто бы его замечает. Петр упражнялся с утра до ночи в строении корабельном.

…  Иногда ходил закупать припасы на обед, и в отсутствии хозяйки сам готовил кушание. Он сделал себе кровать из своих рук и записался в цех плотником под именем Петра Михайлова. Корабельные мастера звали его Piter Bas, и сие название, напоминавшее ему деятельную, веселую и странную его молодость, сохранил он на всю жизнь.

Петр жил в Саардаме полтора месяца; после переехал он в Амстердам и, наняв близ Адмиралтейства домик, жил в нем под именем корабельного мастера. Тут заложил он собственными руками 60-пушечный корабль и ежедневно ходил на работу с топором за поясом…»                    (А.С.Пушкин  «История Петра I»)

Мероприятия Петра I

1. Создание регулярной армии путем рекрутских наборов

2. Создание военно-морского флота

3. Быстрый рост мануфактур

4. Развитие внутренней и внешней торговли

5. Строительство каналов

6. Реформы в области управления: создание Сената и коллегий вместо приказов, разделение страны на губернии

7. Церковная реформа

8. Новшество в быту

9. Строительство Петербурга и Петрозаводска

«Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимою, любимая и будет; сделал врагам страшную, страшная и будет; сделал на весь мир славную, славная и быти не перестанет».

(Феофан Прокопович,

 известный публицист того времени)

ЛЮДИ

С.Преображенскому

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы  - как история планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты;

Да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных…

А что мы знали, в сущности, о  них?

Что знаем мы про братьев и друзей?

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать…

Е.Евтушенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Александр Македонский: исторический портрет"

обобщающий урок по теме позволяет дать простор детскому творчеству, развить историческое мышление 5-классников. к уроку прилагается тематическая презентация....

История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.

Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на х...

Урок "Исторический портрет Ивана Грозного"

Тема: Исторический портрет Ивана ГрозногоЦель: проанализировать деятельность  и личность Ивана Грозного с точки зрения нравственностизадачи: систематизировать знания об эпохе, способствовать разв...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов

Настоящий курс  по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...

исторические портреты

Портреты исторических и государственных деятелей....

Пётр Первый. Исторический портрет

Материал к урокам истории...

ЕГЭ История С6. Исторические портреты

Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания С6. Исторические портреты...