Методическая разработка раздела программы
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Ногтева Галина Николаевна

Методическая разработка раздела программы по всеобщей истории 5 класс "Древняя Греция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Древняя Греция 5 класс126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

г.Павлова Нижегородской обл.

Методическая разработка

раздела учебной программы

учителя истории МБОУ СОШ №1

Ногтевой Галины Николаевны

Аттестационная работа

на 1 категорию

г.Павлово

2014

1.Пояснительная записка.

     Место и роль исторического знания в образовании  обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в различных обществах с давних времен до наших дней.

     Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить  на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и  мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учащимися основополагающих ценностей и исторического опыта  своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает её значение.

     Существенным вкладом данного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия и человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем…

      Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (21 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса и разработан на основе:

- Образовательного стандарта среднего (полного) образовательного стандарта по истории (базовый уровень);

- Авторской программы: История Древнего мира. 5 класс (68 часов).

 А.А.  Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свентицкая., опубликованной в сборнике программ: Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 класс. М., «Просвещение», 2007.

2.Цели и задачи раздела программы.

Цели:

- знакомство с ключевыми моментами истории Древней Греции;

- понимание влияния природы и географического положения Балканского полуострова на развитие хозяйственной деятельности, особенности политического устройства  и колонизаторской политики Древней Греции;

- понимание значения древнегреческой культуры как  основополагающей для развития европейской цивилизации;

- установление связей отдельных явлений жизни современного общества с традициями  Древней Греции.

Задачи:

1.Познавательные (учащийся должны знать и уметь):

• определять место исторических событий во времени;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древней Греции;

• раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства Древней Греции (с использованием понятий «демократия», «полис», «закон», «метрополия», «колония» и др.);

  • характеризовать положение основных групп населения в Древней Греции (аристократы, крестьяне, ремесленники, рабы);
  • использовать мифы как источник информации о занятиях и мировоззрении людей;

• объяснять, в чём заключаются художественные достоинства памятников культуры Древней Греции: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

2.Развивающие (способы деятельности и мыслительные операции):

• использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни древних греков, памятники культуры Древней Греции; рассказывать о событиях истории Древней Греции;

 сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Древней Греции в мировой истории;

• видеть проявления влияния античного искусства в современном мире;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

3.Воспитательные (ценностные ориентации и смыслы):

  • воспитывать интерес к историческому прошлому и культурному наследию народов мира;
  • прививать любовь к прекрасному, уважительное и бережное отношение к историческим реликвиям и произведениям искусства;
  • воспитывать чувство ответственности и самостоятельности;
  • воспитывать терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала  учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

     При разработке данного раздела образовательной программы  учитывались  психологические особенности учащихся 5 класса, а именно:

переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

     При работе с учащимися 5-х классов учителю необходимо помнить, что форма организации учебной деятельности и учебного сотрудничества по сравнению с начальной школой сменилась с классно-учебной на лекционно-лабораторную, лабораторно-семинарскую, исследовательскую. Учащиеся должны вначале приспособиться к новым условиям и формам работы, период адаптации требует времени, внимания, терпения и понимания, прежде всего, со стороны учителя.
      Содержание учебных предметов основной школы выстраивается системно, что, в свою очередь, предусматривает сформированность у школьников хорошо развитого теоретического мышления. У пятиклассников же оно лишь формируется, они привыкли работать с единичными понятиями и терминами. Поэтому, чтобы не перегружать пятиклассников, научные термины и понятия необходимо вводить постепенно, учить детей выделять их, характеризовать, использовать в разных ситуациях во время уроков по разным предметам. Причем не только на репродуктивном уровне (запомни, повтори), а и на основе уже сформированных представлений и опыта практической деятельности.
     Высокие требования к самостоятельности и ответственности подростков без учета их возрастных особенностей могут представлять угрозу для эмоционального благополучия ребенка.
    Взрослые ожидают от пятиклассников способности понимать других людей, сосуществовать с ними на принципах равноправия и толерантности, а у них эти свойства лишь начинают формироваться, и их развитие требует терпения, осторожности, диалогового обучения, создание ситуаций, в которых подростки учатся учитывать разные точки зрения.
Исходя из данных особенностей обучающихся 5 класса при отборе содержания образования раздела «Древняя Греция» следует применить следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип толерантности;
  • принцип научности;

Важно так же использовать в работе с учащимися 5 класса следующие подходы:
• создать атмосферу доброжелательности, искренности; строить отношения со школьниками с учетом их индивидуальности, готовности к учебной деятельности;
• рядом с индивидуальными формами развивать групповые формы проведения занятий, качественно изменяя степень ответственности каждого за общий результат;
• развивать рефлексивные умения учеников смотреть на себя «со стороны», формировать привычки самоконтроля и самооценки;

  • работать над развитием речи учащихся, так как она является основой умственной деятельности;
  • обучение истории должно быть для школьника источником положительных эмоций, которое поможет найти свое место среди ровесников, поддержит уверенность в себе, в своих силах. Важно, чтобы эти положительные эмоции учащиеся связывали с процессом обучения.

В соответствие с этими особенностями должна строиться работа учителя.

4.Ожидаемые результаты освоения  раздела программы.

В итоге изучения раздела «Древняя Греция» учащиеся 5 класса:

- приобретают и систематизируют новые знания о Древней Греции, как об одной из древнейших цивилизаций Европы;

- усваивают исторические понятия;

- умеют соотносить год с веком, а век с тысячелетием, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- рассказывают о военных сражениях, используя схему сражения;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

- получают навыки работы в парах, творческой работы;

- составляют речевое высказывание на заданную тему по имеющемуся плану;

- отличают памятники культуры древних греков от памятников культуры других цивилизаций.

 

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

     Для достижения поставленных целей и задач при изучении раздела «Древняя Греция» используются следующие  педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо;

- интерактивные подходы, а именно: работа в парах, творческие задания, работа с наглядными пособиями и аудиоматериалами, использование вопросов, презентации;

- образовательная рефлексия (дидактическая эвристика), то есть  включение в образовательный процесс непрерывного осознания учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.

       Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  опирается на текст как источник информации и предусматривает использование двух процессов:

1. эффективного чтения, т.е. активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст,           2. рефлексивного письма, т.е. отражения на бумаге активного процесса восприятия информации: учащийся фиксирует не поток информации, а те идеи, которые он, так или иначе, выделил для себя.

Чтение, работа с текстом – одна из привычных форм работы на уроке для учащихся 5-х классов. Это способствует освоению умений, необходимых для изучения предмета как в 5 классе, так и будущем, а именно: найти в тексте необходимую информацию; найти факты для ответа на вопрос; сравнить два текста и дополнить информацию, содержащуюся в одном тексте, информацией из другого текста; выделить в тексте информацию основную и дополнительную; читать текст внимательно с заранее заданной целью.  В результате у учащихся возрастают мыслительные возможности, гибкость мышления и способность переключаться с одного типа мышления на другой; развиваются способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими. Учащиеся точнее передают другим авторскую информацию, учатся корректировать информацию из одного источника с учетом информации из другого источника, учитывать точку зрения собеседника или автора.

      Различные интерактивные приемы, включенные в урок, позволяют сделать его более динамичным, задействовать разные виды памяти, проявить учащимся инициативу и творческие способности. Смена деятельности в процессе урока снижает утомляемость учащихся за счет переключения от одного вида деятельности к другому.

      Образовательная рефлексия позволяет учителю оценить правильность используемых им методик и степень достижения запланированных результатов. Учащийся имеет возможность применить свои знания на практике и показать всем, в том числе и самому себе, свои достижения.

      При организации учебного процесса обеспечивается последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на пройденный материал.

Типы уроков, используемые при изучении данного раздела:

  • урок сообщения новых знаний,
  • комбинированный урок,
  • урок  обобщающего повторения и систематизации знаний,
  • урок-путешествие,
  • урок — виртуальная экскурсия,

Формы работы на уроке:

  • дифференцированное обучение;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах

6. Система знаний и система деятельности.

Система знаний.

1. Общенаучные знания: взаимосвязь природных условий и способов хозяйствования человека.

2. Знания в определенной научной области: география региона, уровень развития науки, техники, культуры, военное искусство, политическое устройство государств региона, торговые связи региона.

3. Фундаментальные знания из конкретной предметной области: события древнегреческой истории, даты, имена участников исторических событий, культурное наследие Древней Греции.

4. Знания профильного характера: Древняя Греция как родина современной науки, культуры, спорта, театра.

Система деятельности.

 1. Познавательная деятельность:  умение ставить проблему, выдвигать гипотезу, анализировать, обобщать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, текстом исторического источника, исторической картой, схемой сражения.

2. Преобразующая деятельность: умение составлять вопросы и отвечать на них, умение ставить задачи и выбирать методы решения этих задач, умение преобразовывать графическую информацию в словесную.

3. Общеучебная деятельность: осмысленное чтение, поиск необходимой информации в тексте, построение речевого высказывания, умение слушать и дополнять ответы одноклассников.

4. Самоорганизующая деятельность:  самооценка (знаю, умею), осознание своего продвижения  и самокотроль.

7. Календарно – тематическое планирование по разделу «Древняя Греция»

        №№ урока п/п

Тема урока

Кол. часов

В том числе:

Плановые сроки прохождения, корректиров.

Лабораторные, практ. работы

Контрольные работы

Древняя Греция

21

1

Глава 7. Древнейшая Греция

27

§ 24. Греки и критяне

1

14.12.13

28

§ 25. Микены и Троя

1

18.12.13

29

§ 26. Поэма Гомера "Илиада"

1

21.12.13

30

§ 27. Поэма Гомера "Одиссея"

1

25.12.13

31

§ 28. Религия древних греков

1

28.12.13

 

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

32

§ 29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

15.01.14

33

§ 30. Зарождение демократии в Афинах

1

18.01.14

34

§ 31. Древняя Спарта

1

22.01.14

35

§ 32. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

25.01.14

36

§ 33. Олимпийские игры в древности

1

29.01.14

37

§ 34. Победа греков над персами в Марафонской битве

1

01.02.14

38

§ 35. Нашествие персидских войск на Элладу

1

05.02.14

Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

39

§ 36. В гаванях афинского порта Пирей

1

08.02.14

40

§ 37. В городе богини Афины

1

12.02.14

41

§ 38. В афинских школах и гимнасиях

1

15.02.14

42

§ 39. В театре Диониса

1

19.02.14

43

§ 40. Афинская демократия при Перикле

1

22.02.14

Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

44

§ 41. Города Эллады подчиняются Македонии

1

26.02.14

45

§ 42. Поход Александра Македонского на Восток

1

01.03.14

46

§ 43. В Александрии Египетской

1

05.03.14

47

 Повторение

1

1

12.03.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми

Методической  разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...

Методическая разработка раздела программы

Русский язык -5 класс .Тема " Лексика"...

методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"

Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...