Наука и образование в России во второй половине XVIII века
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ребёнка и организуя его самостоятельную работу с документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauka_i_obrazovanie_v_rossii_vtor._pol._xviii_v.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №1» г. Петрозаводска Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна
Тема урока
«Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»
Оборудование:
- Карта России: обозначены границы и сделана надпись «Екатерина II (1762–1796 гг.).
- 12 больших портретов, фотографий и рисунков; 5 коллажей с этими же изображениями в уменьшенном варианте.
- Цветные листы и полоски бумаги для работы в группах.
Цели и задачи урока:
1) включая эмоциональную сферу ребенка, вызвать личную заинтересованность ученика в изучении курса истории Отечества;
2) создавать на уроке атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
3) формировать у школьников способности к рефлексии;
4) способствовать формированию у школьников умение самостоятельной работы с документами, вносить в деятельность учащихся элементы исторического исследования;
5) путем организации групповой работы создавать ситуацию, когда ребенок находится в активной позиции на уроке;
6) с целью воспитания патриота, показать достижения лучших представителей науки и образования России во второй половине XVIII века.
В уроке используются: элементы КТД (работа в группах), элементы педагогических мастерских (использование индуктора, рефлексия, учитель выступает в роли консультанта на уроке и т.п.), элементы эвристического обучения и технологии критического мышления.
План урока
Этапы | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Стадия деления на группы | 1) Предлагает учащимся разделиться на группы и выбрать спикеров. | 1) Рассаживаются в группы, выбирают спикеров. |
Стадия «Вызов» (работа с коллажем из портретов) | 1) Обращает внимание учащихся на карту и на портрет Екатерины II (на доске). 2) Раздает в группы листы бумаги. Предлагает обсудить в группах вопрос: «Какие события, явления мы связываем с именем Екатерины II?» и оформить ответы на листочках. 3) Предлагает группам озвучить свои варианты. Выражает просьбу: «Не повторяться!». Заслушивает учащихся. Вывешивает на карту листки с вариантами ответов. Предлагает ребятам выделить то, что относится к области внешней политики. 4) Задает вопрос: «О какой сфере жизни второй половины XVIII века мы не говорили?». Подводит к выводу: «О культуре, образовании, науке». Формулирует тему урока: «Наука и образование в России во второй половине XVIII века». Записывает на доску. 5) Обращает внимание учащихся на коллаж (на доске). Выдает в группы копии данного коллажа в уменьшенном варианте. Предлагает поработать с этими материалами. (Задание: «Запишите числовой ряд портретов и фотографий, которые на ваш взгляд, можно отнести к периоду правления Екатерины II). 6) Предлагает каждой группе вывесить результаты работы на доску. Высказывает просьбу проанализировать результаты и ответить на вопросы: «Почему выбрали тот или иной портрет? Кто бы из вас хотел доказать правильность того или иного выбора?» 7) Меняет вопрос: «Какие портреты и фотографии 100% (бесспорно, без сомнения) не относятся к указанному периоду (1762–1796 гг.)? Докажите, почему». С помощью детей находит портреты – «ошибки» и убирает их с доски. В коллаже оставляет только портреты, относящиеся к данной эпохе (предположительно). | 1) Слушают учителя и изучают материалы, оформленные на доске. 2) Участвуют в обсуждении. Записывают варианты ответов на листочках. 3) Озвучивают свои варианты ответов. Выделяют то, что относится к области внешней политики и озвучивают. 4) Отвечают на вопрос учителя. Предлагают свои варианты. Записывают в тетради тему урока. 5) Обсуждают в группах задание. Записывают свои варианты на полосках цветной бумаги. 6) Вывешивают результаты работы на доску. Анализируют эти результаты. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении, защищая ту или иную точку зрения. 7) Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении. |
Стадия «Осмысление» (работа с документами) | 1) Высказывает мысль, указывая на портреты и фотографии, оставленные на доске: «Итак, мы предположили, что именно эти портреты можно отнести к периоду 1762–1796 гг. Но это только гипотеза (положение, требующее доказательств). История требует доказательств!» Раздает документы в группы. Предлагает учащимся поработать в группах с документами и провести небольшое историческое исследование: * Портрет – рисунок: «Доказать, что этот человек жил в России во второй половине XVIII века и что его деятельность была значима для страны» * Фотография здания: «Какое учреждение образования (науки) располагалось в данном здании? Доказать значимость этого учреждения для своего времени. Какую роль оно сыграло в истории России?» (задания заносятся на доску). 2) Предлагает группам озвучить результаты работы, предложив систему доказательств. Вывешивает портреты и фотографии на карту в случае предоставления системы доказательств той или иной группой. Задает уточняющие вопросы. Предлагает группам задать вопросы друг другу. | 1) Записывают в тетради определение «гипотеза». Получают документы, работают в группах с документами. Готовят систему доказательств. 2) Предоставляют результаты работы в группе. Отвечают на вопросы других групп и учителя. |
Стадия «Рефлексия» (индивидуальная работа) | 1) Обращает внимание детей на доску: «Внимательно всмотритесь в карту, в лицо этой женщины (Екатерина II), в годы ее жизни. Конечно, деятельность Екатерины II нельзя оценить однозначно. Правление ее имело целый ряд как положительных, так и отрицательных сторон. Но недаром в историю России эта правительница вошла под именем «Екатерина Великая». Императрица была чрезвычайно образованным человеком, вела переписку с великими французскими просветителями Вольтером и Дидро. Екатерина поддерживала науку и образование в России. В письме к Потемкину в 1790 г. императрица писала: «Вся жизнь моя была употреблена на поддержание блеска России …». В.А.Жуковский считал правление Екатерины «эпохой русской славы». А.С.Пушкин писал: «Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России». 2) Задает учащимся вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?» Предлагает продолжить начало фразы: «В эпоху Екатерины II образование и наука …» (индивидуальная работа). 3) Предлагает озвучить то, что получилось. Слушает детей. | 1) Слушают учителя. 2) Проводят рефлексию, выполняя индивидуальное задание. 3) Озвучивают варианты ответов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...
Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»
Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века" 7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII века, о новы...
Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"
Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...
Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»
Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе....
Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....
«Образование в России во второй половине XVIII века»
Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века»...
«Образование в России во второй половине XVIII века»
Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века».Предмет: история...