Наука и образование в России во второй половине XVIII века
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Добродеева Наталья Евгеньевна

Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ребёнка и организуя его самостоятельную работу с документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauka_i_obrazovanie_v_rossii_vtor._pol._xviii_v.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №1» г. Петрозаводска                Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна

Тема урока

«Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»

Оборудование:

  1. Карта России: обозначены границы и сделана надпись «Екатерина II                   (1762–1796 гг.).
  2. 12 больших портретов, фотографий и рисунков; 5 коллажей с этими же изображениями в уменьшенном варианте.
  3. Цветные листы и полоски бумаги для работы в группах.

Цели и задачи урока:

1) включая эмоциональную сферу ребенка, вызвать личную заинтересованность ученика в изучении курса истории Отечества;

2) создавать на уроке атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

3) формировать у школьников способности к рефлексии;

4) способствовать формированию у школьников умение самостоятельной работы с документами, вносить в деятельность учащихся элементы исторического исследования;

5) путем организации групповой работы создавать ситуацию, когда ребенок находится в активной позиции на уроке;

6) с целью воспитания патриота, показать достижения лучших представителей науки и образования России во второй половине XVIII века.

В уроке используются: элементы КТД (работа в группах), элементы педагогических мастерских (использование индуктора, рефлексия, учитель выступает в роли консультанта на уроке и т.п.), элементы эвристического обучения и технологии критического мышления.

План урока

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Стадия деления на группы

1) Предлагает учащимся разделиться на группы и выбрать спикеров.

1) Рассаживаются в группы, выбирают спикеров.

Стадия «Вызов» (работа

с коллажем

из портретов)

1) Обращает внимание учащихся на карту и на портрет Екатерины II      (на доске).

2) Раздает в группы листы бумаги. Предлагает обсудить в группах вопрос: «Какие события, явления мы связываем с  именем  Екатерины II?» и оформить ответы на листочках.

3) Предлагает группам озвучить свои варианты. Выражает просьбу: «Не повторяться!».

Заслушивает учащихся. Вывешивает на карту листки с вариантами ответов.

Предлагает ребятам выделить  то, что относится к области внешней политики.

4) Задает вопрос: «О какой сфере жизни второй половины XVIII века мы не говорили?».

Подводит к выводу: «О культуре, образовании, науке».

Формулирует тему урока: «Наука и образование в России во второй половине XVIII века».

Записывает на доску.

5) Обращает внимание учащихся на коллаж (на доске). Выдает в группы копии данного коллажа в уменьшенном  варианте. Предлагает поработать с этими материалами. (Задание: «Запишите числовой ряд портретов и фотографий, которые на ваш взгляд, можно отнести к периоду правления Екатерины II).

6) Предлагает каждой группе вывесить результаты работы на доску. Высказывает просьбу проанализировать результаты и ответить на вопросы: «Почему выбрали тот или иной портрет?

Кто бы из вас хотел доказать правильность того или иного выбора?»

7) Меняет вопрос: «Какие портреты и фотографии 100% (бесспорно, без сомнения) не относятся к указанному периоду (1762–1796 гг.)?

Докажите, почему».

С помощью детей находит портреты – «ошибки» и убирает их с доски.

В коллаже оставляет только портреты, относящиеся к данной эпохе (предположительно).

1) Слушают учителя и изучают материалы, оформленные на доске.

2) Участвуют в обсуждении. Записывают варианты ответов на листочках.

3) Озвучивают свои варианты ответов.

Выделяют то, что относится к области внешней политики и озвучивают.

4) Отвечают на вопрос учителя. Предлагают свои варианты. Записывают в тетради тему урока.

5) Обсуждают в группах задание. Записывают свои варианты на полосках цветной бумаги.

6) Вывешивают результаты работы на доску. Анализируют эти результаты.

Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении, защищая ту или иную точку зрения.

7) Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении.

Стадия «Осмысление» (работа с документами)

1) Высказывает мысль, указывая на портреты и фотографии, оставленные на доске: «Итак, мы предположили, что именно эти портреты можно отнести к периоду 1762–1796 гг.

Но это только гипотеза (положение, требующее доказательств).

История требует доказательств!»

Раздает документы в группы. Предлагает учащимся поработать в группах с документами и провести небольшое историческое исследование:

* Портрет – рисунок: «Доказать, что этот человек жил в России во второй половине XVIII века и что его деятельность была значима для страны»

* Фотография здания:  «Какое учреждение образования (науки) располагалось в данном здании? Доказать значимость этого учреждения для своего времени. Какую роль оно сыграло в истории России?» (задания заносятся на доску).

2) Предлагает группам озвучить результаты работы, предложив систему доказательств.

Вывешивает портреты и фотографии на карту в случае предоставления системы доказательств той или иной группой.

Задает уточняющие вопросы. Предлагает группам задать вопросы друг другу.

1) Записывают в тетради определение «гипотеза». Получают документы, работают в группах с документами.

Готовят систему доказательств.

2) Предоставляют результаты работы в группе. Отвечают на вопросы других групп и учителя.

Стадия «Рефлексия» (индивидуальная работа)

1) Обращает внимание детей на доску: «Внимательно всмотритесь в карту, в лицо этой женщины (Екатерина II), в годы ее жизни.

Конечно, деятельность Екатерины II нельзя оценить однозначно. Правление ее имело целый ряд как положительных, так и отрицательных сторон. Но недаром в историю России эта правительница вошла под именем «Екатерина Великая». Императрица была чрезвычайно образованным человеком, вела переписку с великими французскими просветителями Вольтером и Дидро. Екатерина поддерживала науку и образование в России.

В письме к Потемкину в 1790 г. императрица писала: «Вся жизнь моя была употреблена на поддержание блеска России …».

В.А.Жуковский считал правление Екатерины «эпохой русской славы».

А.С.Пушкин писал: «Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России».

2) Задает учащимся вопрос:

«А что вы думаете по этому поводу?»

Предлагает продолжить начало фразы: «В эпоху Екатерины II образование и наука …» (индивидуальная работа).

3) Предлагает озвучить то, что получилось. Слушает детей.

1) Слушают учителя.

2) Проводят рефлексию, выполняя индивидуальное задание.

3) Озвучивают варианты ответов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...

Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"

Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...

Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе....

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....

«Образование в России во второй половине XVIII века»

Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века»...

«Образование в России во второй половине XVIII века»

Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века».Предмет: история...