Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Кулькова Ирина Васильевна

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новых явлениея в развитии сельского хозяйства и промышленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekonomicheskoe_razvitie_rossii.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3 «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: компьютерная презентация, учебник, карта  «Российская империя во 2-ой половине XVIII века»,  рабочая тетрадь

Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII века, о новых явлениях в развитии сельского хозяйства и промышленности.

Задачи:

1.Объяснить и доказать учащимся,  что  в Росси начал развиваться процесс  разложения феодально - крепостнической системы, определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века, выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы.

2.Развивать умения учащихся работать со статистическими данными, картой, историческими документами, развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы.

3. На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.

Внутрипредметные связи: натуральное хозяйство, мануфактура, крепостное право

Межпредметные связи: география (географические объекты –  Северное Причерноморье, Поволжье, Урал, Сибирь, Прибалтика)

Понятия: феодально – крепостническая система, отходники, Вольное экономическое общество, ассигнации, капитал, капиталистые крестьяне.

Проведение  урока

Проверка домашнего задания проходит в виде тестирования. Мотивацией к уроку служат вопросы учителя и составление кластера о том, какие ассоциации  связаны у учащихся со словом экономика. Учитель предлагает вспомнить о состоянии экономики  России при Петре I, в эпоху дворцовых переворотов. Учащиеся делают вывод о том, что Россия переживала тяжелые времена (истощение казны, разорение крестьян, содержание войска и приказных людей тяжелым бременем лежало на народе). На данном этапе урока можно провести игру «аукцион знаний». Учащиеся должны вспомнить понятия, относящиеся к экономике начала XVIII века. Например,  меркантилизм, приписные крестьяне, протекционизм и др. Учителю необходимо организовать работу с понятием феодально – крепостническая система, т.к. слабым ученикам  не до конца понятен смысл этого длинного названия. Учитель поясняет, что во 2–й половине  XVIII века в России началось разложение крепостнической системы: то есть, наряду со старыми порядками (феодальными) появляются новые порядки (капиталистические). В сильном классе необходимо предложить учащимся заполнить таблицу, работая с учебником на стр.184-186.

Феодальные

Капиталистические

В слабом классе организовать комментированное  чтение этих же страниц. Учащиеся могут самостоятельно ознакомиться с вопросом «Вольное экономическое общество» на стр. 186 учебника и ответить на вопросы: Для чего нужно было создавать вольное экономическое общество? В чём вы видите главное значение деятельности Вольного экономического общества? Изучение отраслей экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля, финансы) изучается в группах. Каждая группа, а их четыре получает задание в конверте. Учащиеся должны провести критический анализ данного им текста, извлечь необходимую информацию.  Для того, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель может поставить проблемный вопрос: что могла Россия вывозить на продажу, какие продукты, товары, а, что могла ввозить. То есть,  что Россия экспортировала, и какой импорт ввозился  в страну. После прослушивания всех групп, учащиеся заполняют таблицу:

Что ввозили в Россию  (импорт)

Что вывозили из России  (экспорт)

Для того, чтобы рассмотреть итоги экономического развития России во второй половине XVIII века, учитель предлагает группам составить мини-эссе по теме «Характерные черты экономики России второй половины XVIII века». Успехи и противоречия (8—10 предложений).

Домашнее задание

Задание 1. Задания 4,5 в тетради на печатной основе (3 балла)

Задание 2. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (4 балла)

Задание 3. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны развития промышленности России в XVIII веке.(5 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука и образование в России во второй половине XVIII века

Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"

Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Вторая половина 18 века ярко показывает, что крепостное право тормазит развитие России....

Внутренняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект занятия по теме: "Внутренняя политика России во второй половине XVIII века"....

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....