Главные вкладки

    Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"
    план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

    Федотова Ольга Николаевна

    Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит полный конспект занятия, с указанием целей., задачей урока, списком литературы,  списком оборудования, содержит проверочный тест.  Данный урок базируется на проблемной технологии, с ипользованием ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspek_uroka_po_istorii.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок истории по теме: " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй» с использованием программы Презентация Microsoft  PowerPoint".

                Автор- учитель истории и обществознания Новоуренской средней общеобразовательной школы Ульяновского района Ульяновской области Федотова Ольга Николаевна.

    Цели урока:

    • Обучающая: проанализировать общее состояние экономики России во второй половине XVIII в.

    Задачи:

    • Выявить основные тенденции в развитии экономики.
    • Выяснить   какие новых явлений возникли в экономическом развитии страны.
    • Раскрыть причины и факты проявления кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

    • Воспитывающая: экономическое воспитание учащихся

    • Привитие уважения к трудовым свершениям российского народа.

    • Формирование интереса к вопросам экономического характера.

    • Подвести учащихся к пониманию сложности решения экономических проблем.

    • Развивающая: продолжить формирование навыков исследовательской работы учащихся.

    Задачи:

    • Развитие аналитического мышления.
    •  Развитие умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст учебника, карта, схема).
    • Развитие любознательности, познавательной активности.

    Предполагаемые результаты.

    • Ученики должны иметь представление об общих чертах развития сельского хозяйства, промышленности, торговли и финансов Российского общества второй половины XVIII в.
    • Уметь доказывать кризисное состояние крепостнической системы.
    • Знать о причинах создания и значении деятельности Вольного экономического общества.
    • Объяснять в чём проявлялось противоречивость экономических процессов.

    Используемые методы обучения: на уроке применяются методы, соответствующие технологии проблемного обучения (эвристическая беседа, проблемное изложение материала, исследовательские приёмы), а также методы ИКТ.

    Тип урока- урок изучения нового материала.

    Историческое время.

    Историческое пространство.

    Исторические процессы.

    Исторические

    Персоналии.

    1. Вторая половина XVIII в.

    1. центральные районы страны.

    2. Урал.

    3. Северо-запад России.

    4.Новороссия.

    1. Кризис крепостнической системы.

    2.Развитие товарно-денежных отношений.

    3.Специализация районов по выпуску промышленной и сельскохозяйственной продукции.

    4. Развитие мануфактурного производства.

    5.Формирование рынка наёмного труда.

    1. Екатерина Вторая.
    2. Орлов.
    3. Воронцов.
    4. Ползунов.

    Основные понятия:

    1. «капиталистые крестьяне», феодально-крепостническая система, мануфактура, ассигнации.

     Оборудование.

     Карта «Россия в 1760-1800 гг.»

       Используемая литература.

    1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России: конец XVI в.- XVIII в.- М.:Просвещение, 2008.
    2. Дидактические материалы по истории России XVI в.- XVIII в к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI в.- XVIII в.- М,»Экзамен», 2008.
    3. История России. Эпоха Просвещения. Учебное пособие для 7-8 классов. -М.: Аванта, 2000.
    4. К.А.Соловьёв, Б.Н.Серов. Поурочные разработки по истории России конец XVI- XVIII в.7 класс. М.: «Вако», 2009.

    № этапа.

    Этапы урока

    Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся.

    Вид контроля.

    1.

          2.

    3.

    4 этап.

    5 этап.

    Организация начала занятия

    Дидактическая задача- Подготовка учащихся к работе на занятии.

    Подготовка к основному этапу урока.

    Дидактическая задача- обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация раннее усвоенного материала.

    Основной этап урока.

    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знании, способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

    Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путём их воспроизведения.

    Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

    Информация о Д\З.

    Инструктаж по его выполнению.

     Слайд №1.

    Вторая половина XVIII века - это время решительных преобразований, время продвижения России вперёд.

    Это эпоха связана с наиболее удачливым реформатором в истории России- Екатериной Второй.

    Мы уже знаем, что начатые её преобразования укрепили государственный аппарат, законодательно оформили права и обязанности разных сословий, значительно повысили военную мощь империи, обеспечили широкое культурное развитие России.

    Теперь нам предстоит задача - выяснить экономическое состояние страны во второй половине XVIII века. Для этого мы должны ответить на ряд вопросов, связанных с выяснением экономической ситуации. Как вы думаете, какие вопросы мы должны осветить. На уроке будет пройден в форме презентации. Ваша задача активно включиться в совместную работу по поиску ответа на поставленную задачу. Вам предстоит поработать с исторической картой, с текстом учебника, составить кроссворд и логическую цепочку, решить тест, заполнить опорный конспект урока. Желая нам общего успеха!

     Слайд № 2.

    По плану нашего урока нам предстоит выяснить вопрос- как развивалось сельское хозяйство России во второй половине XVIII века.

    Вам предлагается познакомиться с мини-презентацией по данному вопросу.

    Слайд №3.

    Чтобы ответить на вопрос, как развивалось

    промышленность во второй половине  XVIII века, вам предстоит познакомиться с

    Текстом учебника на стр. 185.  и картой на стр. 186

    Подведём итоги развития промышленности. Слайд № 4

    Быстрыми темпами развивалась торговля. Ответим на вопросы кроссворда и вспомним экономические определения и явления.

    Слайды №5 -6-7

    Финансовые вопросы во все времена остаются одними их самых сложных вопросов экономической политики государства. Предлагаю вам составить совместно логическую цепочку, доказывающую трудности финансового обеспечения страны.

    Слайд № 8

    Вашему вниманию предлагается сообщение о деятельности Вольного Экономического общества.

    Слайд №9.

    Подводя итоги экономического развития нам необходимо ответить на вопрос- какие прогрессивные и регрессивные

    черты можно наблюдать в развитии экономики России во второй половине XVIII

    века.

    Слайд №10

    Осталось выяснить тенденции в развитии экономики России, какие перед ней вставали глобальные проблемы.

    Слайд. №11

    В КАЧЕСТВЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА.

    Домашнее задание.

    Написать небольшую докладную записку Её Величеству императрице Екатерине Второй от лица министра экономики о возможных путях преодоления возникших затруднений в экономической сфере.

    Учащиеся занимаются вопросами целеполагания, определяя какие вопросы следует разобрать, чтобы выяснить общую экономическую характеристику России времён Екатерины Великой.

     Презентация подготовлена одним из учеников по материалам учебника и с использованием Интернет-ресурсов.

    Учащиеся по ходу презентации включаются в беседу, отвечают на вопросы, также заранее подготовленные докладчиком.

    Ученик.

    Развитие сельского хозяйства во второй половине XVIII века развивалось довольно успешно.

     Скажите, на ваш счет, что является показателем успеха в развитии сельского хозяйства?

    (Рост урожайности зерна, появление новых сортов культурных растений, увеличение пахотных площадей, появление новых пород скота)

     Действительно, все эти явления наблюдались в сельском хозяйстве России.

    Как вы думаете, с чем это были связаны эти успехи?

     Оказывается, это не было связано ни с орудиями труда, как видим они остались на прежнем уровне, ни с новыми формами труда,

    наёмный труд в сельском хозяйстве применялся крайне редко.

    Успехи в развитии сельского хозяйства были связаны с освоением новых территорий, после завоеваний в Северном Причерноморье стала осваиваться плодороднейшие земли, названные Новороссией, а близость моря позволила наладить торговлю хлебом за границу, что является важнейшим показателем результативности развития с\х

    Кроме Новороссии, осваивались новые земли в Прибалтике,

    На Урале и в Сибири. Коренные жители Урала и Сибири, раннее вели кочевое скотоводство, стали переходить к земледелию. Появились новые породы скота.

    Стали больше выращивать подсолнечник и картофель. Все перечисленное говорит об успехах в развитии с/х. Что нам требовалось доказать.

    Одна группа ребят отвечает на вопросы по карточке№1

    1. Какие отрасли развивались самыми быстрыми темпами?
    2. Какой район страны стал центром металлургического производства?
    3. Какой город являлся центром текстильной промышленности?
    4. Какая новая отрасль легкой промышленности появилась во второй половине XVIII века?
    5. Сколько мануфактур появилось во второй половине XVIII

    века?

    Вопросы карточки №2.

    Найти и показать на карте «Российская империя в середине XVIII века»:

    1. металлургические предприятия.

    2.предприятия текстильной промышленности.

     3.крупные ярмарки.

    Индивидуальная работа с опорным конспектом.

    Самооценка.

    «5» - за 9-10 правильных ответов.

    «4» - за 8-7 правильных ответов.

    «3» - за 3-6 правильных ответов.

    Решение познавательной задачи, через систему поставленных вопросов.

    Сообщение с элементами презентации делает один из учеников. По ходу его рассказа учащиеся составляют опорный конспект на отдельных листах.

    Одна группа ребят отмечает в опорном конспекте прогрессивные черты, другая регрессивные, обмениваются своими рассуждениями, вносят дополнения в конспекты.

    УЧАСТИЕ В ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЕ. ЗАПИСИ В ОПОРНЫХ КОНСПЕКТАХ.

    Контрольное тестирование.

    Оценивание по предложенной схеме.

    Опорный конспект

    Опорный конспект

    Опорный конспект

    Кроссворд.

    Опорный конспект

    Опорный конспект

    Опорный конспект

    Тест.

    Тест.

    1. Как назывались бумажные деньги, впервые появившиеся при Екатерине Второй?

    А). облигации.

    Б). ассигнации.

    В). векселя.

    1. Кто из перечисленных лиц был организатором Вольного экономического общества?

    А).Орлов.

    Б). Потёмкин[a].

    В). Панин.

    1. Какие предприятия являлись основой промышленного производства во

          второй       половине XVIII века?

        А), ремесленные мастерские

        Б).  фабрики.

        В), мануфактуры.

    4. Какой из перечисленных районов были центром производства товарного хлеба?

         А). Архангельская губерния.

         Б). Среднее Поволжье.

         В). Урал.

    5. Как называется явление в экономической жизни станы, когда отдельные районы стараются производить в большем количестве тот или иной товар?

    А), специализация.

    Б), индивидуализация.

    В), спецификация.

    1. Какая система лежала в основе экономики России во второй половине

              XVIII века?

    А). товарно-денежная система.

    Б). крепостническая система.

    В), смешанная система.

    1. Как назывались крестьяне, которые будучи крепостными, приобретали земли, открывали собственное производство7

    А).капиталистые.

    Б). капиталисты.

    В). монополисты.

    1. Как назывались крестьяне, которые уходили на заработки в города?

      А). рабочие

      Б).  батраки.

      В).отходники.

    1. Кто изобрёл паровую машину в России?

      А).Черепанов.

      Б). Нартов.

      В). Ползунов.

     

    10 В Росси на мануфактурах применялся труд:

    А). наёмных и крепостных рабочих.

    Б). батраков.

    В). крепостных крестьян.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

    Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

    Презентация к уроку истории в 8 классе "Культурное развитие России во второй половине 19 века"

    Презентация содержит описание особенностей культурного развития России во второй половине 19 века...

    Наука и образование в России во второй половине XVIII века

    Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...

    Контрольная работа №4. Россия во второй половине XVIII в. 7 класс

    Данная контрольная работа по истории России рассчитана на два варианта, по з задания в каждом из них, - для учащихся 7 класса....

    Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

    Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...

    Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

    Вторая половина 18 века ярко показывает, что крепостное право тормазит развитие России....

    Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»

    Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе....