Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Добродеева Наталья Евгеньевна

Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по истории России_825.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Гимназия №11»

Василеостровского района СПб                 Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна

Тема урока

«Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»

класс – 8, предмет  - история, кол-во часов – 1

Цели урока: учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретённые знания и умения при объяснении роли науки и образования России (вторая половина  XVIII в.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный

- определять потребности в освоении учебной темы;

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России;

- осознавать успешность своей деятельности;

- проявлять отношение к основным моральным нормам.

Метапредметный

Познавательные умения

- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;

- извлекать информацию в соответствии с целью;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;

- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).

Коммуникативные умения 

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работая индивидуально, в паре и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

- внимательно слушать и слышать партнёра;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные умения

- планировать свою деятельность;

- выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

- овладевать способностью к рефлексии;

- контролировать выполнение результата.

Предметный

- определять роль русской науки и образования в развитии общества, а также аспекты усиления западноевропейского влияния на данные сферы;

- оценивать значение деятельности выдающихся представителей науки и образования России второй половины XVIII в.;

- научиться применять основные термины по теме;

- научиться делать анализ деятельности личности деятеля науки и образования.

Ресурсы:

1) Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. – М.: «Русское слово», 2017.

2) Карта России: обозначены границы и сделана надпись «Екатерина II (1762–1796 гг.).

3) 12 больших портретов, фотографий и рисунков; 5 коллажей с этими же изображениями в уменьшенном варианте.

4) Цветные листы и полоски бумаги для работы в группах.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Формы работы школьников: индивидуальная, групповая, фронтальная.

В уроке используются: элементы КТД (работа в группах), элементы педагогических мастерских (использование индуктора, рефлексия, учитель выступает в роли консультанта на уроке и т.п.), элементы эвристического обучения и технологии критического мышления.

Ключевые понятия: гипотеза, историческая личность, исторический портрет.

План урока

Этапы

Действия преподавателя

Действия учащихся

Стадия деления

на группы

1) Предлагает учащимся разделиться на группы и выбрать спикеров.

1) Рассаживаются в группы, выбирают спикеров.

Стадия «Вызов» (работа

с коллажем

из портретов)

1) Обращает внимание учащихся на карту и на портрет Екатерины II (на доске).

2) Раздает в группы листы бумаги. Предлагает обсудить в группах вопрос: «Какие события, явления мы связываем с  именем Екатерины II?» и оформить ответы на листочках.

3) Предлагает группам озвучить свои варианты. Выражает просьбу: «Не повторяться!».

Заслушивает учащихся. Вывешивает на карту листки с вариантами ответов.

Предлагает ребятам выделить  то, что относится к области внешней политики.

4) Задаёт вопрос: «О какой сфере жизни второй половины XVIII века мы не говорили?».

Подводит к выводу: «О культуре, образовании, науке».

Формулирует тему урока: «Наука и образование в России во второй половине XVIII века».

Записывает на доску.

5) Обращает внимание учащихся на коллаж (на доске). Выдаёт в группы копии данного коллажа в уменьшенном  варианте. Предлагает поработать с этими материалами. (Задание: «Запишите числовой ряд портретов и фотографий, которые на ваш взгляд, можно отнести к периоду правления Екатерины II).

6) Предлагает каждой группе вывесить результаты работы на доску. Высказывает просьбу проанализировать результаты и ответить на вопросы: «Почему выбрали тот или иной портрет?  Кто бы из вас хотел доказать правильность того или иного выбора?»

7) Меняет вопрос: «Какие портреты и фотографии 100% (бесспорно, без сомнения) не относятся к указанному периоду (1762–1796 гг.)? Докажите, почему».

С помощью детей находит портреты – «ошибки» и убирает их с доски.

В коллаже оставляет только портреты, относящиеся к данной эпохе (предположительно).

1) Слушают учителя и изучают материалы, оформленные на доске.

2) Участвуют в обсуждении. Записывают варианты ответов на листочках.

3) Озвучивают свои варианты ответов.

Выделяют то, что относится к области внешней политики и озвучивают.

4) Отвечают на вопрос учителя. Предлагают свои варианты. Записывают в тетради тему урока.

5) Обсуждают в группах задание. Записывают свои варианты на полосках цветной бумаги.

6) Вывешивают результаты работы на доску. Анализируют эти результаты.

Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении, защищая ту или иную точку зрения.

7) Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении.

Стадия «Осмысление» (работа с документами)

1) Высказывает мысль, указывая на портреты и фотографии, оставленные на доске: «Итак, мы предположили, что именно эти портреты можно отнести к периоду 1762–1796 гг.

Но это только гипотеза (положение, требующее доказательств).

История требует доказательств!»

Раздает документы в группы. Предлагает учащимся поработать в группах с документами и провести небольшое историческое исследование:

* Портрет – рисунок: «Доказать, что этот человек жил в России во второй половине XVIII века и что его деятельность была значима для страны»

* Фотография здания:  «Какое учреждение образования (науки) располагалось в данном здании? Доказать значимость этого учреждения для своего времени. Какую роль оно сыграло в истории России?» (задания заносятся на доску).

2) Предлагает группам озвучить результаты работы, предложив систему доказательств.

Вывешивает портреты и фотографии на карту в случае предоставления системы доказательств той или иной группой.

Задает уточняющие вопросы. Предлагает группам задать вопросы друг другу.

1) Записывают в тетради определение «гипотеза». Получают документы, работают в группах с документами.

Готовят систему доказательств.

2) Предоставляют результаты работы в группе. Отвечают на вопросы других групп и учителя.

Стадия «Рефлексия» (индивидуальная работа)

1) Обращает внимание детей на доску: «Внимательно всмотритесь в карту, в лицо этой женщины (Екатерина II), в годы ее жизни. Конечно, деятельность Екатерины II нельзя оценить однозначно. Правление ее имело целый ряд как положительных, так и отрицательных сторон. Но недаром в историю России эта правительница вошла под именем «Екатерина Великая». Императрица была чрезвычайно образованным человеком, вела переписку с великими французскими просветителями Вольтером и Дидро. Екатерина поддерживала науку и образование в России.

В письме к Потемкину в 1790 г. императрица писала: «Вся жизнь моя была употреблена на поддержание блеска России …».

В.А.Жуковский считал правление Екатерины «эпохой русской славы».

А.С.Пушкин писал: «Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России».

2) Задаёт учащимся вопрос:

«А что вы думаете по этому поводу?»

Предлагает продолжить начало фразы: «В эпоху Екатерины II образование и наука …» (индивидуальная работа).

3) Предлагает озвучить то, что получилось. Слушает детей.

1) Слушают учителя.

2) Проводят рефлексию, выполняя индивидуальное задание.

3) Озвучивают варианты ответов.

Этап

самоанализа и самооценки

1) Самоанализ:

1.1. Закончите предложение.

Для меня было полезно изучать тему «Наука и образование в России (втор.пол. XVIII в.)», потому что ____________.

2) Самооценка:

Дополните предложения:

2.1. Я доволен (льна) (очень, не очень, не доволен) своей работой, которую я делал(а) ____________.

2.2. Я бы оценил(а) свою работу по теме «Наука и образование в России (втор.пол. XVIII в.)» на ____________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ____________.

Выполняют задания.

Этап

предъявления домашнего задания и оценивания

§14: Напишите небольшой рассказ на тему «Мои земляки – деятели науки и образования – в истории России второй половины XVIII в.». В рассказе необходимо указать не менее двух исторических деятелей, жизнь которых связана с домашним регионом, и охарактеризовать участие этих деятелей науки и образования в событиях и процессах истории России второй половины XVIII в. – выполнить задание письменно в тетради

Записывают д/з.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука и образование в России во второй половине XVIII века

Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Тест 20. Культура и образование в России во второй половине XVIII в.

Тест 20. Культура и образование в России во второй половине XVIII в....

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"

Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....

«Образование в России во второй половине XVIII века»

Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века»...

«Образование в России во второй половине XVIII века»

Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века».Предмет: история...