Тест 20. Культура и образование в России во второй половине XVIII в.
тест по истории (10 класс) на тему
Тест 20. Культура и образование в России во второй половине XVIII в.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест 20. Культура и образование в России во второй половине XVIII в.
1. Закон сохранения материи и движения первым сформулировал:
1) Д. И. Бернулли;
2) К. Э. Циолковский;
3) М. В. Ломоносов;
4) Э. X. Ленц;
5) В. И. Вернадский.
2. Смальтой в XVIII в. называли:
1) жидкий воск;
2) отходы дегтярного производства;
3) специальный состав для размягчения кожи перед выделкой;
4) непрозрачное стекло;
5) канифоль.
3. Великолепные мозаичные панно с применением смальты в XVIII в. изготовлял:
1) Ф. И. Шубин;
2) М. В. Ломоносов;
3) И. П. Кулибин;
4) Д. Г. Левицкий;
5) И. П. Аргунов с братьями.
4. Атмосферу на планете Венера открыл:
1) М. В. Ломоносов;
2) Д. И. Бернулли;
3) К. Э. Циолковский;
4) И. П. Кулибин;
5) В. И. Вернадский.
5. Русское стихосложение в XVIII в. реформировал:
1) Н. М. Карамзин;
2) Г. Р. Державин;
3) М. В. Ломоносов;
4) А. С. Пушкин;
5) И. А. Крылов.
6. «Петром Великим русской литературы» называл:
1) В. Г. Белинский — А. С. Пушкина;
2) В. Г. Белинский — М. В. Ломоносова;
3) В. И. Ленин — Л. Н. Толстого;
4) Н. А. Добролюбов — Г. Р. Державина;
5) А. П. Чехов — Ф. М. Достоевского.
7. Уверенность в том, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», высказывал еще в XVIII в.:
1) Н. И. Новиков;
2) Петр Великий;
3) И. И. Шувалов;
4) М. В. Ломоносов;
5) И. А. Крылов.
8. В XVIII в. дворяне предпочитали воспитывать и обучать своих детей:
1) в пансионах;
2) приглашая домашних учителей;
3) за границей;
4) верно 1 и 2;
5) верно 1, 2, 3.
9. Для развития школьного образования, согласно уставу 1786 г., предусматривалось:
1) открытие 4-классных училищ в губернских и 2-классных — в уездных городах;
2) создание учебных книг и подготовка преподавателей для новой сети училищ;
3) создание сети училищ для девочек;
4) верно все указанное;
5) верно 1 и 2.
10. Преподавателей для школ во второй половине XVIII в. готовила учительская семинария в городе:
1) Москве;
2) Казани;
3) Петербурге;
4) Киеве;
5) Воронеже.
11. В Институт благородных Девиц при Смольном университете принимали
1) только дворянок;
2) в специальный класс девочек из недворянских сословий;
3) девочек из семей высшего духовенства-
4) верно все указанное;
5) верно 1 и 2.
12. Просвещению народов России в XVIII в. способствовали:
1) опубликованные грамматики чувашского и удмуртского языков;
2) опубликованные азбуки грузинского и татарского языков;
3) открытые новые учебные заведения православной и мусульманской церквами;
4) верно все указанное;
5) верно 1 и 2.
13. Большим событием культурной жизни России стало открытие первого русского университета в ... году:
1) 1755;
2) 1756;
3) 1757;
4) 1758;
5) 1750.
14. Инициатором создания Московского университета был (была):
1) императрица Елизавета Петровна;
2) княгиня Е. Р. Воронцова-Дашкова;
3) граф И. И. Шувалов;
4) М. В. Ломоносов;
5) М. Ф. Казаков.
15. При Московском университете открыли две гимназии, куда принимали:
1) дворян;
2) юношей из некрепостных сословий;
3) всех желающих и успешно сдавших экзамены;
4) верно все указанное;
5) верно лишь 1 и 2.
16. Первоначально Московский университет имел факультеты:
1) юридический, философский, медицинский;
2) богословский, медицинский, юридический;
3) юридический и математический;
4) юридический, богословский, химический;
5) исторический, юридический, медицинский.
17. Характерным отличием первого российского университета от зарубежных было:
1) отсутствие богословского факультета;
2) наличие богословского факультета;
3) наличие медицинского факультета;
4) отсутствие филологического факультета;
5) отсутствие исторического факультета.
18. Преподавание в Московском университете велось на языках:
1) латинском;
2) русском;
3) частично на латинском, частично на русском;
4) первоначально на латинском, затем на русском;
5) латинском, русском и немецком.
19. В Московском университете издавалась первая общественная газета:
1) «Куранты»;
2) «Московские ведомости»;
3) «Московский листок»;
4) «Всякая всячина»;
5) «Российские вести».
20. Издательская деятельность Московского университета активизировалась в 1779 г. с приходом:
1) Н. И. Новикова;
2) М. В. Ломоносова;
3) М. М. Хераскова;
4) Н. М. Карамзина;
5) Е. Р. Воронцовой-Дашковой.
21. В разных слоях общества в XVIII в. возрастал интерес к чтению, и к концу века в России насчитывалось книжных магазинов и лавок-
1)до10;
2) до сотни;
3) до тысячи;
4) до 10 тысяч;
5) бесчисленное множество.
22. Сын солдата И. И. Ползунов жил и работал на заводах:
1) Урала;
2) Урала и Алтая;
3) Алтая и Тулы;
4) Тулы и Воронежа;
5) Воронежа и Алтая.
23. Паровую машину И. И: Ползунов создал в году:
1) 1766;
2) 1767;
3) 1768;
4) 1769;
5) 1770.
24. Известный изобретатель И. П. Кулибин начинал свою работу в:
1) Воронеже;
2) Нижнем Новгороде;
3) Казани;
4) Москве;
5) Петербурге.
25. Более 30 лет И. П. Кулибин заведовал механическими мастерскими:
1) на Пушечном дворе;
2) в имении графов Шереметевых;
3) в Академии наук;
4) на железоделательном заводе в Туле;
5) в Адмиралтействе.
26. Первые суда, двигавшиеся по рекам против течения, создал:
1) И. И. Ползунов;
2) И. П. Кулибин;
3) М. В. Ломоносов;
4) И. И. Лепехин;
5) С. И. Дежнев.
27. «Кулибинским фонарем» называли:
1) семафорный телеграф;
2) керосиновую лампу типа «летучая мышь»;
3) фонарик, работавший за счет механических усилий руки (по типу динамо-машины);
4) зеркальный прожектор;
5) телескоп.
28. Среди многочисленных изобретений И. П. Кули-бина есть:
1) семафорный телеграф;
2) самобеглые коляски;
3) паровоз и железная дорога длиной в два километра;
4) верно все указанное;
5) верно 1 и 2.
29. Среди смелых, но нереализованных проектов И. П. Кулибина был:
1) воздухолет;
2) одноарочный мост через Неву;
3) токарно-фрезерный станок;
4) лифт;
5) все указанные.
30. Какова судьба парового двигателя И. П. Ползу-нова:
1) он остался нереализованным проектом;
2) он был построен, но остался в нерабочем состоянии из-за смерти создателя;
3) двигатель работал около двух месяцев, а потом из-за неисправности руководство завода от него отказалось;
4) при испытаниях он взорвался;
5) он был выведен сознательно из строя недоброжелателями изобретателя в угоду заводскому начальству.
31. Во второй половине XVIII в. возросла в культурном развитии России роль литературы. Примечательным явлением стали комедии «Бригадир» и «Недоросль», написанные:
1) М. В. Ломоносовым;
2) Д. И. Фонвизиным;
3) Н. И. Новиковым;
4) Г. Р. Державиным;
5) И. А. Крыловым.
32. На всю Россию были знамениты сатирические журналы, издававшиеся Н. И. Новиковым:
1) «Трутень»;
2) «Трутень» и «Живописец»;
3) «Живописец» и «Всякая всячина»;
4) «Всякая всячина» и «Поденщина»;
5) «Поденщина» и «Адская почта».
33. Выразительный эпиграф: «Они (т. е. крестьяне) работают, а вы (т. е. помещики) их труд яди-те» — был предпослан журналу:
1) « Почта духов »;
2) «Живописец»;
3) «Трутень»;
4) «Всякая всячина»;
5) «Адская почта».
34. Русские пословицы в XVIII в. собирал (собирала):
1) Екатерина II;
2) Н. И. Новиков;
3) Г. К. Зотов;
4) М. Д. Чулков;
5) Е. Р. Дашкова.
35. Русские сказки, загадки изучал и издавал в XVIII в. купец:
1) Афанасий Никитин;
2) М. Д. Чулков;
3) Кирша Данилов;
4) А. Д. Демидов;
5) Г. К. Зотов.
36. Исторические песни, былины, другие народные произведения собрал в XVIII в.:
1) Кирша Данилов;
2) Михаил Чулков;
3) Афанасий Никитин;
4) Александр Радищев;
5) Акинфий Демидов.
37. А. Н. Радищев получил прекрасное образование. Он учился:
1) в Москве;
2) в Петербургском пажеском корпусе;
3) в Лейпцигском университете;
4) верно все указанное;
5) верно 1 и 2.
38. А. Н. Радищев по завершении образования служил:
1) в Сенате;
2) в Коммерц-коллегии;
3) по таможенному ведомству;
4) верно 2 и 3;
5) верно все указанное.
39. На прилавках книжного магазина петербургского купца Г. К. Зотова книга «Путешествие из Петербурга в Москву» появилась в ... году:
1) 1787;
2) 1790;
3) 1791;
4) 1792;
5) 1793.
40. Кто из читателей, прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву», отозвался об авторе как о «бунтовщике хуже Пугачева»:
1) наследник престола Павел;
2) Екатерина II;
3) граф Г. А. Потемкин;
4) князь М. М. Щербатов;
5) княгиня Е. Р. Воронцова-Дашкова.
41. Из сибирской ссылки А. Н. Радищев был возвращен:
1) через три года;
2) после смерти Екатерины II;
3) по амнистии в связи с началом нового, XIX века;
4) после убийства Павла I;
5) на третий год царствования Александра I.
42. Середина и вторая половина XVIII в. ознаменовались широким каменным строительством в городах:
1) Казани;
2) Москве;
3) Петербурге;
4) верно все указанное;
5) верно лишь 2 и 3.
43. Шедевр русской архитектуры XVIII в. — Зимний дворец был построен по проекту архитектора:
1) М. Ф. Казакова;
2) А. Ф. Кокоринова;
3) В. В. Растрелли;
4) И. В. Еготова;
5) В. И. Баженова.
44. По заказам знатных особ (Строгановых и Воронцовых) в XVIII в. были возведены дворцы по проектам:
1) В. И. Баженова;
2) В. В. Растрелли;
3) М. Ф. Казакова;
4) К. И. Росси;
5) А. Д. Захарова.
45. Впечатляющие дворцовые ансамбли в окрестностях Петербурга (Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском Селе) построил архитектор:
1) В. В. Растрелли;
2) А. Н. Воронихин;
3) И. В. Еготов;
4) К. И. Росси;
5) М. Ф. Казаков.
46. Здание Смольного монастыря проектировал зодчий:
1) В. И. Баженов;
2) М. Ф. Казаков;
3) А. Ф. Кокоринов;
4) В. В. Растрелли;
5) И. В. Еготов.
47. Для творческого почерка зодчего В. В. Растрелли характерно:
1) стремление придать зданиям торжественный, величавый вид;
2) богатое декоративное убранство;
3) четкость пропорций;
4) ритмы колонн;
5) все указанное.
48. В. И. Баженов, внесший неоценимый вклад в русскую и мировую архитектуру второй половины XVIII в., родился в семье:
1) художника;
2) священнослужителя;
3) коллежского регистратора;
4) крепостного крестьянина;
5) ювелира.
49. В. И. Баженов получил в России образование в Академии художеств и совершенствовал его за рубежом:
1) во Франции;
2) в Италии;
3) в Голландии;
4) верно 1 и 2;
5) верно все указанное.
50. Главные творения архитектора XVIII в. В. И. Баженова связаны с Москвой. Напротив Кремля на холме и доныне стоит построенное им здание:
1) публичной библиотеки;
2) дома Пашкова;
3) Манежа;
4) дома Юшкова;
5) жилого дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наука и образование в России во второй половине XVIII века
Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...

Сценарий урока по теме «Наука и образование в России во второй половине XVIII в.»
Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 8-м классе....

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"
Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....

«Образование в России во второй половине XVIII века»
Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века»...

«Образование в России во второй половине XVIII века»
Технологическая карта урока истории на тему: «Образование в России во второй половине XVIII века».Предмет: история...

