Формирование адекватной самооценки учащихся по средствам различных видов рефлексии.
материал по истории по теме

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_refleksiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование адекватной самооценки учащихся по средствам различных видов рефлексии.

Автор: Лищук О.С.

учитель истории

МБОУ СОШ №49с УИОП

Общеизвестно, что становление самооценки происходит, в основном, школьном возрасте.

Мы предполагаем, что самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности, но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые - учитель, родители. Вот почему именно их оценка так важна в становлении самооценки школьника.

САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

  1. ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА— неадекватное недооценивание себя субъектом.
  2. ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА— неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
  3. АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА— реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.

Ребенок  школьного возраста должен научиться осознавать самого себя как субъекта учебно-воспитательного процесса, давать адекватную разностороннюю самооценку. Иначе неадекватное представление о себе является нередко источником неуспешности, выбора ложных путей.

В формирование самооценки  школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий в формировании самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина).

           Наш опыт работы показал, что для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, должны стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.
           Становление самооценки школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты.  У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей - поддержание престижа, послушание  и т.д 
         Таким образом, учебная деятельность является одним из важнейших и ведущих факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки  школьника, поэтому учитель должен знать психологические особенности  школьников с учетом индивидуальных особенностей самооценки в учебном процессе.  (что и требует сейчас ФГОС)

Одним из наиболее эффективных способов формирования адекватной самооценки личности является рефлексия своей деятельности. Рефлексируя, человек осознает свои действия, может вполне критично оценить правильность принятия того или иного решения, скорректировать и перестроить свою деятельность.

Рефлексия – часть урока, которой, к сожалению, учитель часто пренебрегает. Это, скорее всего, происходит из-за стремления использовать время урока на  более «полезные», с точки зрения учителя, вещи. Вспоминают о рефлексии и стараются сделать ее яркой и интересной, когда приходит время проводить открытые мероприятия. Это хорошая возможность «красиво» закончить урок и оставить о себе хорошее впечатление.

Рефлексия - способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь её результат и способ, который привёл к такому результату, как способность к анализу собственных  средств познания.

  • Цель  рефлексии - выявление эмоционально-чувственного состояния обучающихся.  Осознание, внутреннее переживание, сопереживание обучающихся. 
  • Классификация  рефлексии:

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. Рефлексия деятельности

3. Рефлексия содержания учебного материала

Таким образом, рефлексия – это, прежде всего, способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки. Рефлексия позволяет, при необходимости, перестроить свои действия и поступки на новый лад.

Конечно, сложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, но с развитием компьютерных технологий эта задача упростилась. Во многих школах почти в каждом кабинете сейчас установлен проектор и экран. Или, по крайней мере, с их установкой нет проблем.

В этой работе представлены авторские разработки, созданные в  объектно-ориентированной среде Delphi: программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока.

Описание:

  1.  «Процентная развертка.exe» эта программа выводит на экран результаты голосования детей в виде «смайликов» на красно-желто-зеленом фоне. Для голосования предлагается вопрос с вариантами ответа «понравилось», «безразлично», «не понравилось»
  2. Файл «Vote.exe» запускает программу, в которой в виде гистограммы отражаются результаты голосования по любому предложенному вопросу. «Голос» участника добавляется путем однократного нажатия на соответствующую кнопку, либо, если результат уже известен, или высказалось несколько человек, количество голосов вводится в соответствующее текстовое окошко, появляющееся при нажатии правой кнопки мыши на столбце гистограммы.

Данные программы могут быть использованы в рефлексивной части урока или при обсуждении какого-либо вопроса, на который можно ответить «понравилось», «безразлично» или «не понравилось».

Достоинства:

  1. быстрота (учитель задает вопрос, дети голосуют, учитель вводит данные в программу, нажимает кнопку – результат готов к обсуждению);
  2.  наглядность (количество смайликов с соответствующим настроением равно количеству учеников в классе, цвет фона разделяет категории проголосовавших, можно так же сделать акцент на процентном соотношении результатов);
  3.  эмоциональность (современным детям близка тема «смайликов», «светофорные» цвета также подчеркивают эмоциональную окраску ответов).

Конечно, эти программы в чем-то дублируют программы голосования при помощи пультов, идущих комплектом к интерактивным доскам, но во-первых, интерактивных досок еще не так много в наших школах.

Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что  ФГОС второго поколения ориентируют современное образование на формирование личности способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблемы. Формирование всех этих качеств опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка. Обобщая понятия о рефлексии рассмотренных выше авторов, мы рассматриваем рефлексию учебной деятельности с одной стороны, как способность к осознанию выполняемой деятельности (совокупности компонентов) и с другой стороны, как средство регуляции этой деятельности (системы действий и операций, приводящих к успешному результату).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 : Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д.Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с..
  2. Давыдов, В.В. Учебная деятельность : состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 5-14.
  3. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. – С. 24-28.
  4. Кашлев С. С.  "Технология интерактивного обучения" Минск: ТетраСистемс, 2011. - 223 с.
  5. Липкина, А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – М., 1975.
  6. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак ; Акад. пед. наук СССР. - М. : Просвещение, 1968. - 142 с Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с.
  7. Э. де Боно «Шесть шляп мышления»
  8.  http://www.e-reading-lib.org/bookreader.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании адекватной самооценки старших подростков

Высветить проблемы формирования подростковой самооценки; обсудить с родителями способы поддержания самооценки подростков....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Являясь масштабным личностным образованием, самооценка имеет кардинальное значение как фактор воспитания, в связи с чем, особую значимость приобретают вопросы ее целенаправленного формирования....

Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»

Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»Целевая аудитория: мальчики и девочки подросткового возраста (13 – 14 лет).Це...

Сообщение на тему: «Формирование адекватной самооценки обучающихся пятых классов на уроках математики»

Регулятивные УУД предполагают умение учащихся адекватно воспроизводить самооценку и сравнивать её с оценкой учителя....