Конспекты уроков по истории Тувы
план-конспект урока по истории (9 класс)

Конспекты уроков по истории Тувы в 9 классе, разработка Оюн К.С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Вступление ТНР в состав СССР.

Цели урока:

- Охарактеризовать историческое значение вхождения Тувы в состав СССР, объяснить причины добровольного вхождения ТНР в состав СССР.

- Обучать навыкам работы с документами, учить объяснять смысл понятий, учить сопоставлять различные источники, формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей;

- Воспитывать любовь к прошлому своей Родины, историческую память. Формировать национальное самосознание на примере жизни и деятельности исторических деятелей, исторических событий.

Основные даты: 16-17 августа 1944 г.

                               11 октября 1944 г.

Основные термины: декларация, президиум

Оборудование: компьютер, проектор.

Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Переход к новой теме
  4. Закрепление изученного материала
  5. Обобщение темы
  6. Итог урока
  7. Домашнее задание

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д/з.

Фронтальный опрос:

Слайд № 2

- Расскажите об участии тувинского народа в Великой Отечественной войне. (в годы ВОв советского народа против немецко-фашистских захватчиков тувинский народ с честью выполнил свой высокий интернациональный долг перед советским народом. Он всемерно содействовал укреплению Красной Армии и ее тыла, внес посильный вклад в разгром общего врага).

- Оказывали ли тувинские араты помощь фронту? В какой форме? (патриотическое движение тувинских аратов в оказании помощи фронту вылилось во многие формы. Образование фонда обороны СССР, сбор теплой одежды, денег на постройку самолетов, танков, выращивание скота для колхозов освобожденных районов и областей, сбор лекарственных трав для госпиталей, помощь детским садам и домам – чего только не предлагали от чистого сердца тувинский народ в те грозные военные годы).

  1. Вступление ТНР в состав СССР.

1. Добровольное вхождение ТНР в состав СССР.

2. Постановление Президиума Верховного Совета СССР.

3. Историческое значение вхождения Тувы в состав СССР.

А сейчас ребята переходим к изучению новой темы: Вступление ТНР в состав СССР. Откройте учебник на стр. 153, § 70.

При изучении данной темы мы должны понять историческое значение вхождения Тувы в состав СССР, объяснить причины добровольного вхождения ТНР в состав СССР.

        

Вопрос на актуализацию:

- До 1944 года Тува была ли в составе СССР? (нет, она находилась под протекторатом Российской империи с 1914 г.)

- Когда и где была образована ТНР?

В апреле 1941 г. Политбюро ТНРП обратилось к ЦК ВКП(б) и Президиуму Верховного Совета СССР с просьбой принять Туву в состав Союза ССР. Однако через два месяца началась война, и рассмотрение вопроса было отложено. В начале августа 1944 г. был получен ответ Советского правительства. В нем говорилось о готовности рассмотреть вопрос, если тувинский народ, ТНРП и Правительство ТНР сделают официальное заявление.

16 августа 1944 г. открылась Чрезвычайная 7 сессия Малого Хурала трудящихся ТНР. Кроме депутатов на сессии присутствовало более 100 представителей трудящихся из кожуунов и Кызыла, делегация СССР и МНР, прибывшие на празднование 23-й годовщины тувинской национально-освободительной революции:

Слайд № 4

Обратите внимание на картину В.Ф.Демина «Народный Хурал – обсуждение Декларации». 1946 г.

(Один из многих, широкой волной прошедших по всей Туве митингов, на котором трудящиеся республики живо обсуждают декларацию о вхождении ТНР в состав СССР. Молодая мать с ребенком, старик, задумчиво курящий трубку, вернувшийся с войны солдат с орденами, арат, внимательно прислушивающийся к словам чтеца).

Слайд № 5

Запись в тетради:

Декларация (от лат. Declaratio — заявление, извещение), официальное провозглашение государством, партией, международными, межгосударственными организациями основных принципов (например, декларация прав); объявление, заявление частного лица или организации.

По поручению ЦК ТРНП и Правительства с докладом выступил член Президиума Малого Хурала ТНР С.К.Тока. В докладе говорилось о многовековой исторической связи тувинцев с народами России, об укреплении нерушимой дружбы между ТНР и СССР, о бескорыстной всесторонней помощи СССР и ТНР. Участники сессии единодушно высказались за вхождение Тувы в состав СССР, считая, что это полностью соответствует интересам и чаяниям тувинского народа.

        Состоявшаяся 17 августа 1944 г. Чрезвычайная VII сессия Малого Хурала трудящихся ТНР единогласно приняла Декларацию «О вхождении ТНР в состав Союза Советских Социалистических Республик».

Слайд № 6

В ней говорилось: «Весь 23-летний путь свободного революционного развития прошел тувинский народ в братском содружестве с великим советским народом. Могучее Советское государство … обеспечило расцвет материальных и духовных сил больших и малых в единой социалистической семье.

Жить и трудиться в этой семье – заветное желание тувинского народа. У него нет другого пути, кроме пути Советского Союза… Выполняя непреклонную волю и горячее желание тувинского народа, Чрезвычайная 7 сессия Малого Хурала ТНР постановляет:

Просить Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик принять ТНР в состав Союза Советских Социалистических Республик на правах автономной области Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».

Слайд № 7

Запись в тетради:

16-17 августа 1944 г. – VII Чрезвычайная сессия Малого Хурала ТНР приняла Декларацию с обращением в Верховный Совет СССР о вхождении Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза.

Для вручения Декларации Президиума Верховного совета СССР в Москву была направлена делегация в составе С.К.Тока, А.М.Чимба и О.Ч.Лопсанчапа.

Слайд № 8

Запись в тетради:

ПРЕЗИДИУМ (от лат. praesidium, букв. - защита; перен. - председательство), группа лиц, избранная для коллегиального ведения собрания, совещания; руководящий орган некоторых политических, общественных и других организаций.

11 октября 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета, которое вел М.И.Калинин, С.К.Тока зачитал декларацию о желании войти в состав СССР.

Слайд №  9

Документ. Из воспоминаний Героя Социалистического труда О.Ч.Лопсанчапа:

«Мы вошли в просторный кабинет, там по обеим сторонам длинного стола даргалары – члены Президиума Верховного совета СССР. Я сразу же узнал Всесоюзного старосту Михаила Ивановича Калинина с его остренькой, словно у старого тувинца, седой бородкой и добрым крестьянским лицом. Он, а за ним и другие члены Президиума поднялись, пошли нам навстречу и, крепко пожимая руки, тепло здоровались с представителями маленькой республики за Саянами.

        - Сюда, сюда, занимайте. Пожалуйста, места, - как радушный хозяин приглашал нас Калинин.

        Рядом с нами сидел Семен Михайлович Буденный, прославленный герой двух великих войн. Поглядел я на него – на груди горят ордена, как небесные звезды, а усы похожи, на распластанные крылья парящего орла. Еще в Президиуме были товарищи Куусинен, Шкирятов, Горкин…

        Михаил Иванович Калинин, открывая заседание Президиума Великого Совета СССР, сообщил:

        - К нам в Советский Союз прибыла Делегация братского народа, - и он, кратко рассказав о том, зачем мы приехали, заключил, - давайте предоставим слово ее руководителю, Генеральному секретарю ЦК ТНРП товарищу Тока.

        Наш руководитель поднялся, взяв в руки Декларацию VII Малого Хурала тувинской Народной Республики, откашлялся, прочищая горло, и стал читать. Слова его звучали торжественно и вдохновенно, голос лился свободно. Внимательно, молча слушали его члены Президиума, не пропустили ни одного слова из послания тувинского народа своим братьям – народам СССР.

        Наш дарга закончил читать и, по тувинскому обычаю, на втянутых руках торжественно поднес Декларацию М.И.Калинину. Все встали. Принимая нашу Декларацию, Михаил Иванович, словно отец родного сына обнял и поцеловал представителя тувинского народа.

        Ни вопросов, ни вступлений не было.

        Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин удовлетворенно погладил свои седые волосы и совсем серебряную бороду и по-отечески заговорил:

- К нам поступила Декларация Малого Хурала Тувинской Народной Республики с просьбой удовлетворить мечту Тувинского народа. А мечта эта – жить, трудиться и бороться в единой многонациональной братской семье советских народов. Принимая Декларацию Малого Хурала, вношу предложение удовлетворить просьбу тувинского народа и принять Тувинскую Народную Республику в состав Советского Союза на правах автономной области в составе РСФСР.

Может быть, я не совсем точно воспроизвел его слова, но смысл их передаю верно. А Михаил Иванович, сказав все это, совсем просто спросил членов Президиума:

- Ну, как?

Раздались громкие аплодисменты – это члены Президиума выражали одобрение предложению Всесоюзного старосты. Они смотрели на делегатов тувинского народа такими теплыми, радостными улыбками, так искренне поздравляли нас с этим историческим событием!

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР товарищ Горкин и тут же зачитал Указ Президиума Верховного Совета. И снова раздались громкие аплодисменты. В эту минуту памятного дня 11 октября 1944 г. наша Тува стала неотделимой частью Страны Советов, а мы, араты –тувинцы – гражданами Советского Союза! Разве смогу я когда-нибудь забыть эти счастливейшие минуты моей жизни!»

(«Дружба, братство, счастье». Кызыл, 1974, с. 39-42)

Слайд №  10

Президиум Верховного Совета СССР, обсудив просьбу трудящихся Тувы, 11 октября 1944 г. издал Указ «О принятии ТНР в состав Союза Советских Социалистических Республик», который гласил: «Президиум верховного Совета СССР, рассмотрев просьбу Малого Хурала трудящихся ТНР в состав Союза Советских Социалистических Республик, ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Удовлетворить просьбу Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики и принять Тувинскую Народную Республику в состав Союза Советских Социалистических Республик.
  2. Просить Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принять Тувинскую Народную Республику в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на правах автономной области.
  3. Провести в соответствии со статье 35 Конституции (Основного закона) СССР выборы депутатов в Верховный Совет союза Советских Социалистических Республик от Тувинской автономной области в апреле 1945 г.
  4. Поручить Совету Народных Комиссаров провести необходимые организационные мероприятия, связанные с вхождением Тувинской Народной Республики в состав СССР, а также утвердить мероприятия по хозяйственному и культурному строительству в Тувинской автономной области и отпустить на эти цели необходимые средства».

Слайд № 11

11 октября 1944 г. – вхождение ТНР в состав СССР

В свою очередь Президиум Верховного Совета РСФСР принял в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР Указ о принятии ТНР В состав Российской Федерации на правах автономной области с непосредственным подчинением республиканским органам.

Слайд № 12

4. Закрепление изученного материала

  • Объясните причины добровольного вхождения ТНР в состав СССР? (документы)

      -  В чем историческое значение вхождения Тувы в состав СССР?

5. Обобщение темы

Любое историческое событие не остается без внимания. На  вступление Тувы в состав СССР обратили внимание не только политические деятели, но и деятели искусства и культуры.

Слайд № 13

Знаете ли Вы, ребята, кто автор обелиска «Центр Азии». Я уверена, вы часто ходите в «Центр Азии».

Краткая информация: так вот ребята

  • Василий Демин - автор проекта, который стал одним из национальных символов Тувы, - обелиска "Центр Азии". Памятник символизирует географический центр континента Азии, установлен на берегу Енисея, в том месте, где к набережной подходит улица Комсомольская. В нынешнем виде - квадратное основание, на котором расположен глобус, пронизан трегранной стелой - памятник был сооружен в 1964 году к 20-й годовщине добровольного вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР.

Слайд № 14-15

Кроме того, вступлении ТНР в состав СССР посвящены строки  

  • Степан Агбанович Сарыг-оол «Я – гражданин Советского союза»

Пусть слышат все, и недруг наш и друг –

Тувинца песнь, свободную, как сокол.

Идем мы, глядя  гордостью вокруг,

Впервые вскинув голову высоко.

Во тьме мы жили, словно взаперти.

Но сброшен гнет – постыдная обуза,

И горд любой из нас произнести:

«Я - гражданин Советского Союза!»

Теперь мы стали частью той страны,

Той солнечной, незыблемой державы,

Которой вражьи козни не страшны,

Где всем дано на труд и счастье право.

Закон Советский нас теперь хранит,

Закон, где слово каждое священно.

Тверды в своем единстве, как гранит,

За Партией идем мы неизменно.

Мы с ней дойдем до сказочных высот,

Где солнце незакатное сияет!..

И нет певца счастливее, чем тот,

Кто этот путь огромный воспевает!

1944 г.

Слайд № 16

6. Подведение итогов.

Вхождение Тувы в состав Советского Союза явилось закономерным итогом многовекового процесса сближения русского и тувинского народов, которое началось ещё в первые десятилетия 17 в. Это событие сыграло судьбоносную роль в истории тувинского народа: начался качественно новый этап в истории тувинцев, открылись широкие возможности для ускоренного развития экономики и культуры Тувы, осуществилась заветная мечта тувинского народа стать равноправным членом великой семьи советского народа.

Синквейн к словам «Россия» и «Тува».                                 Слайд № 17

Необходимо написать 5 строчек:

например:

1 строчка – само слово - Школа

2 строчка – 2 прилагательных к этому слову – Средняя, Общеобразовательная

3 строчка – 3 глагола – Обучает, Развивает, Воспитывает

4 строчка – предложение к этому слову – Школа - начало всех начал

5 строчка – синоним данного слова – Второй дом

7.  Домашнее задание.

  • Прочитать § 70, стр.153.

  • Сравнить положение тувинского народа до и после вхождения в состав СССР?

До 1944 г.

После 1944 г.

  • Опережающее задание.

Создать презентацию: Органы власти в Туве.



Предварительный просмотр:

Тема: Начало производства железных орудий (§ 5-8)

        Цели урока:         - рассказать учащимся о начале производства железных орудий;

- рассказывать об условиях, образе жизни, религиозных верованиях, занятиях местных жителей в разные периоды истории Тувы, используя текст, иллюстрацию учебника, фрагменты документов, дополнительную научную литературу;

-давать описание исторических памятников Тувы разных эпох на основе иллюстративного материала, дополнительной литературы, непосредственного наблюдения: орудий        труда, жилища, предметов быта,         монастырей (хурэ), архитектурных и технических сооружений, произведений культуры;

        Основные понятия: Ранний железный век (скифское время), уюкская культура, курганы, Аржаан I и II, скифосибирский звериный стиль.

        Важнейшие даты:  VIII – II в до н.э.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания.

Проверить рисунок на с.7.

II. Изучение нового материала.

План урока:

1. Начало производства железных орудий.

2. Хозяйство.

3. Общественный строй.

4. Искусство.

        Объяснение учителя. 

        1.  К концу бронзового века, примерно с VIII в. до II в. до н. э., существовал ранний железный век. Этот период в исторической литературе условно называется также скифским временем.

        Записи в тетради: VIII - II в. до н. э. - ранний железный век (скифское время).

        Археологическая культура этого времени получила название уюкской культуры (названо по р. Уюк, где расположены грандиозные курганы этого времени, в том числе курганы Аржан I и II).

        Этот период в истории племен Тувы ознаменовался такими крупными достижениями социально-экономического порядка, как переход от оседлых пастушеско-земледельческих форм хозяйства к новой, более прогрессивной форме — кочевому скотоводству, которое с тех пор становится основным занятием населения указанного региона на протяжении двух с половиной тысяч лет. Рост скотоводства и ирригационного земледелия, металлургии бронзы в этом регионе, а также дальнейшее развитие производительных сил в связи с освоением и началом применения железа ускорили социально-экономическое развитие населения региона.

        Изучение антропологических материалов показывает, что в это время на территории Тувы в основном жили люди смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт.

        2. В рассматриваемый период местные племена перешли к кочевому скотоводству, которое с тех пор становится основным занятием населения Тувы на протяжении двух с половиной тысяч лет вплоть до начала социалистической реконструкции хозяйства и перехода на оседлость. Переход к кочевому скотоводству требовал сезонных перекочевок. Судя по костным останкам животных, найденных в погребениях, в Туве тогда разводились все основные виды домашних животных: овцы, козы, крупный рогатый скот, лошади и, по-видимому, верблюды. Скот круглый год содержался на подножном корму. Природно-климатические условия Тувы того времени были примерно такие же, что и теперь.

        Довольно высокое развитие в тот период получили горное дело и металлургия. Как известно, добывать медь из руды тувинские аборигены начали в эпоху бронзы, но наиболее значительного развития горное дело достигло лишь в ранний железный век. Выработки в древних рудниках Тувы, в зависимости от залежей добываемой руды, закладывались в виде карьеров, штолен и шахт. Они разрабатывались огневым способом, который увеличивал производительность труда древних землекопов, вооруженных простыми орудиями из камня, кости и дерева. Выплавка меди производилась, как и раньше, в горнах - медеплавильнях, представлявших собой горшкообразную яму с круглым дном, обмазанную по стенкам глиной. Горн наполнялся древесным углем и рудой. Во время плавки в горн подавался воздух через глиняные сопла посредством кузнечного меха.

        При раскопках рудников этого времени был найден ряд орудий, применявшихся древними рудокопами в процессе горных работ: каменные молоты, кайлы, мотыги, кирки, рудотерки, колотушки, песты из скатанных галек, ножи из маральих рогов, ребер крупных животных, деревянные лопаты и др. Рудокопы применяли также и металлические орудия.

        Большим достижением племен Тувы в то время является и то, что они впервые освоили новый металл — железо, последний и важнейший из всех видов сырья, игравших революционную роль в истории человеческого общества.

        В этот период железо еще не могло вытеснить бронзу, из которой по-прежнему изготовлялись все основные орудия труда и предметы вооружения. Бронзолитейное дело литейщиков-мастеров находилось на достаточно высоком уровне развития. Об этом можно судить по великолепным бронзовым изделиям, обнаруженным в погребениях этого времени. Это очень красиво отлитые кинжалы, ножи, чеканы, наконечники для стрел, зеркала, удила, котлы, различные украшения и другие предметы домашнего обихода.

        Известную роль в хозяйственной жизни племен Тувы продолжали играть охота и собирательство; изготовляли сосуды не только из глины, но и из дерева, бересты и кожи, занимались также прядением и ткачеством, о чем свидетельствуют находки в курганах глиняных пряслиц, остатки одежды из шерстяных тканей.

        3. Общественный строй племен Тувы в этот период, исходя из анализа археологических материалов, находился на грани разложения первобытнообщинных отношений. С переходом к кочевому скотоводству у населения Тувы в то время не только стали складываться новые формы хозяйства, но и произошли серьезные изменения в социальных отношениях. С увеличением стад скота, развитием металлургии и земледелия и утверждением отцовского права наследования богатства начинают скапливаться в руках отдельных аристократических семей.

        Наряду с рядовыми погребениями с бедным инвентарем появляются богатые погребения, принадлежавшие племенным вождям и главам патриархальных семейств. Об этом свидетельствуют грандиозные земляные и каменные курганы с пышным погребальным инвентарем, содержавшим многие драгоценные вещи, в том числе золотые украшения. Например, исследованный в 1971 - 1974 гг. М. X. Маннай- оолом и М. П. Грязновым курган Аржан (VIII - III вв. до н. э.) на территории совхоза “Уюк” Пий-Хемского района имел высоту около 4 м, диаметр 120 м. В нем были найдены погребения: вождя племенных союзов Тувы того времени, его жены и приближенных, всего - 17 человек, а также скелеты более 160 коней. Ни в одном из курганов этого времени не встречалось такого большого числа людей и коней, погребенных с племенным вождем. В этом уникальном кургане были обнаружены очень ценные находки: бронзовый кинжал, многочисленные удила и другие предметы конского снаряжения, различные украшения из бронзы, золота, драгоценного камня, рога, остатки одежды из соболиных шкур и многоцветных шерстяных тканей.

        4. Племена Тувы в то время создали яркую и самобытную материальную культуру, великолепную бронзовую металлургию, высокоразвитое прикладное искусство. О том, что в рассматриваемое время население Тувы имело культуру, достигшую сравнительно высокого уровня развития, свидетельствуют своеобразные многочисленные предметы и прекрасные образцы изобразительно-орнаментального искусства, найденные в погребениях. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства, отвечающие нормам художественного вкуса и требованиям религиозных воззрений своих создателей.

        Своеобразное и самобытное искусство племен, населявших Туву в ту пору, рассматривается не только на основе оригинального местного творчества, но также и тесного взаимодействия с искусством других соседних и дальних племен и народов. Оно, кроме типичных местных особенностей, сочетает в себе элементы так называемого “скифосибирского звериного стиля”, который, как известно, имел самое широкое распространение в изобразительном творчестве многочисленных и различных в этнокультурном отношении племен евразийских степей в VIII - III вв. до н. э.

        Материалы из курганов рассматриваемого времени, в частности из кургана Аржан, свидетельствуют о том, что местные племена внесли существенный вклад в создание оригинального яркого скифо-сибирского искусства, обогатившего историю человечества изумительными произведениями.

        Большой художественный интерес представляют предметы декоративно-прикладного искусства, мастерски отлитые из бронзы и других цветных металлов или вырезанные из рога и кости, камня и дерева.

        Основным объектом изобразительного искусства в этот период был мир животных, характерный для искусства племен евразийских степей той эпохи.

        Племена, жившие в то время в Туве, имели заметное сходство в оружии, конском снаряжении и образцах искусства со скифами Причерноморья и племенами Казахстана, Саяно-Алтая и Монголии. В орнаменте преобладали звериные мотивы, т. е. “звериный стиль”.

        Такие общие черты в материальной культуре и искусстве племен евразийских степей сложились в результате прочно установившихся торговых и этнических связей.

Сходство материальной культуры и прикладного искусства племен Тувы с племенами указанных территорий было также обусловлено известной общностью их социально-исторического развития и географической близостью.

        Таким образом, племена Тувы в то время активно участвовали в общем процессе развития культур других племен, то заимствуя от них новые достижения, то передавая им спои, т. е. развивались в тесном взаимодействии с культурами окружающих племен.

        III. Закрепление изученного материала.

1. Когда освоили племена Тувы железо? Расскажите о роли железа в истории человеческого общества.

        

        IV. Итоги урока: Таким образом, уровень развития хозяйственной деятельности и жизни племен Тувы в то время был гораздо выше, чем в предшествующий период. Территория Тувы была более густо заселена, а население ее достигло сравнительно высокого уровня развития как в социально-экономической, так и в культурной жизни. Все это вызвано изменениями, происходившими в хозяйстве и культуре местных племен в связи с их переходом от эпохи бронзы к железному веку. В рассматриваемый период местные племена перешли к кочевому скотоводству. Общественный строй племен Тувы в этот период находился на грани разложения первобытнообщинных отношений. Племена Тувы в то время активно участвовали в общем процессе развития культур других племен, то заимствуя от них новые достижения, то передавая им свои, т. е. развивались в тесном взаимодействии с культурами окружающих племен.

        5. Домашнее задание: прочитать § 5-8, конспект § 8, рис. на с. 15.



Предварительный просмотр:

Тема: Социально-экономическое развитие Тувы в начале ХХ века

Цели урока:         - рассказать учащимся об особенности развития Тувы в начале ХХ века;

- ознакомить с обстоятельствами, участниками, результатами важнейших событий истории Тувы.

Основные понятия: Революция, Протекторат.

Важнейшие даты: 1905-1907 гг. – первая российская революция; 1911-1912 гг. – синьхайская революция в Китае, национально-освободительное движение в Монголии и в Туве, 1914 г.; 4 апреля – Протекторат России над Тувой.; 1917 г. – февральская и октябрьская революции в России;

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Проверить ответы на вопросы 1-2, на с. 84.

2. Изучение нового материала.

План урока:

1. Особенности развития Тувы

2. Создание Урянхайского краевого совета

Объяснение учителя. 

1. В социально-экономическом отношении Тува была отсталой колониальной страной. Тувинский народ на протяжении многих веков испытывал неимоверный гнет феодально-колониальной эксплуатации, социального и национального бесправия и жил в тяжелых условиях.

        Для дореволюционной Тувы был характерен низкий уровень производительных сил, развитию которых препятствовали господствовавшие в стране патриархально-феодальные отношения и колониальное угнетение Тувинского народа со стороны монгольских, маньчжуро-китайских феодалов, а также русского торгово-промышленного капитала.

        Основным занятием местного населения было кочевое скотоводство, орошаемое земледелие и охота.

        Земледелие у тувинцев было слабо развито, хотя имело очень древнюю традицию. Обрабатываемые земельные участки были поливными. Зерновые культуры — в основном просо и ячмень — были разных сортов местного происхождения.

        Феодалам и богачам, составляющим абсолютное меньшинство населения, принадлежала почти половина поголовья скота.

        До 1912 г. вся территория Тувы с ее обширными пастбищами, лесами, озерами и реками считалась собственностью богдо-хана, который передавал отдельные ее части в полное распоряжение монгольских и тувинских феодалов. Трудовое аратское население находилось в личной зависимости от феодалов и было закреплено за определенными хошунами и сумонами. Потребностями кочевого хозяйства и быта обусловливались и виды домашнего производства.

        Маньчжуро-китайские колонизаторы проводили политику экономической, политической и культурной изоляции Тувы от внешнего мира. Это губительно отразилось не только на ее социально-экономическом развитии, но и на культурном уровне. Тем не менее тувинцы, несмотря на тяжелые последствия колониального господства, сохранили хозяйственный уклад, самобытную культуру, обычаи и традиции как этнос.

        начавшиеся с XVII в., укреплению и развитию которых содействовало переселение русских крестьян, начавшееся в 80-х годах XIX века.

        Однако царская Россия проводила по отношению к Туве колонизаторскую политику, т. к. она была важным источником сырья для русской промышленности. Выгодное географическое положение Тувы играло важную стратегическую роль.

        Под влиянием русской революции (1905 — 1907 гг.) в 1911 г. в Китае свершилась буржуазная революция, а в 1911 - 1912 гг. в Монголии и Туве развернулось национально-освободительное движение.

        В 1912 г. тувинцы раз и навсегда освободились из-под ига маньчжуро-китайских захватчиков. После свержения полуторавекового господства Цинской династии со всей остротой встал вопрос о дальнейшей политической ориентации Тувы.

        Запись в тетради: 

4 апреля 1914 г. - Тува была принята под протекторат России.

2. 27 февраля 1917 г. в Петрограде произошла буржуазно-демократическая революция. Восставшие рабочие и солдаты свергли царскую монархию. Образовалось двоевластие: Советы рабочих и солдатских депутатов — орган революционно-демократической диктатуры пролетариата крестьянства и Временное буржуазное правительство — орган диктатуры буржуазии.

        Победа вооруженного восстания была поддержана по всей стране, в том числе в Южной Сибири.[Однако царские чиновники в урянхайском крае пытались скрыть от населения правду о революционных событиях в центре. Даже правителям тувинских хошунов они официально сообщили о февральской революции лишь спустя месяц.

        Ставленники свергнутого царского правительства стремились сохранить старые порядки и оставаться на своих местах.

Запись в тетради:

24 марта 1917 года - состоялся съезд русского населения Тувы,

на котором фактически были представлены только бывшие царские чиновники, купцы и кулаки. Работа съезда проходила под знаком поддержки антинародной политики временного правительства — продолжение империалистической войны и угнетение национальных окраин. На съезде был избран Урянхайский временный краевой комитет под председательством эсера А. Ермолаева. Комитет оповестил население о том, что он является высшей гражданской властью в крае. Реакционеры всеми силами старались сохранить старые порядки и принимали всяческие меры, чтобы держать народные массы в повиновении.

        Трудовое аратство не могло сразу разобраться в происходивших в России революционных событиях и развернуть национально-освободительную борьбу. Затяжной характер развития революционных событий среди тувинского населения объясняется политической отсталостью аратов, отдаленностью Тувы от промышленных центров Сибири, активизацией захватнических стремлений со стороны китайских милитаристов и монгольских феодалов.

        Русские рабочие и трудовые крестьяне были первыми распространителями вестей о революционных событиях в России. Они объясняли трудовым аратам суть и значение революционных событий в центре. В результате общения с ними у тувинцев росла революционная активность.

        Запись в тетради:

2 — 4 октября 1917 года - состоялся II съезд русского населения Тувы,

в работе которого принимали участие большевики. Основное внимание съезд уделил вопросу о земельной собственности в крае. В резолюции съезда земля объявляется собственностью государства и не может быть предметом купли и продажи. Это имело большое значение в привлечении трудового народа на сторону революции.

        Таким образом, с февраля по октябрь 1917 г. трудящиеся массы русского и тувинского населения Тувы прошли серьезную школу революционного пробуждения.

        25 октября (7 ноября) в России победила Великая Октябрьская социалистическая революция, утвердившая диктатуру пролетариата и создания Советского социалистического государства. Под влиянием революционных событий в центральных районах России и Сибири среди русского трудового населения Тувы развертывается борьба за передачу всей власти Советам. В ноябре 1917 года рабочие и трудовые крестьяне выдвигают требование о роспуске местных органов бывшего временного правительства: переселенческого управления Урянхайского временного комитета, земской управы, Комитета общественной безопасности, а также о созыве съезда русского населения.

        6 декабря 1917 года - собрался III съезд русского населения Тувы.

 Борьбу трудящихся за созыв съезда и установление Советской власти возглавили выходцы из среды трудового крестьянства, служащие переселенческого управления края: топограф Н. Г. Крюков, а также техник М. Я. Крючков, фельдшер М. М. Терентьев. Но установить советскую власть на этом съезде не удалось, так как контрреволюционеры при поддержке казачьей сотни разогнали участников съезда, а некоторых делегатов, в том числе Н. Г. Крюкова, М. Я. Крючкова, М. М. Терентьева, арестовали и выслали за пределы Тувы. Власть в Туве оставалась в руках чиновников низложенного Временного правительства и местных феодалов.

        В конце 1917 года в Туву возвратились демобилизованные русские крестьяне - фронтовики. Они активно включились в борьбу за власть Советов, проводили работу по сплочению революционных масс. С. К. Кочетов в своих воспоминаниях писал: “Солдаты стремились поскорее добраться домой, к своим родным и разделить с ними великую радость — народ взял власть в свои руки. Они несли с собой в далекий край идеи Октября”.

        ...Решающую роль в развертывании революционного движения в Туве, мобилизации и организации трудящихся в борьбе за власть Советов играла деятельность большевистских организаций Красноярска и Минусинска, где Советская власть установилась 29 и 31 октября 1917 года. В с. Усинском рабочие и крестьяне под руководством учителя С. К. Беспалова создали Совет рабочих и крестьянских депутатов.

        Укрепление Советской власти в соседних с Тувой районах Сибири имело большое значение для нарастания революционного движения в Туве.

        16 марта 1918 года в Белоцарске открылся IV съезд русского населения Тувы,

который провозгласил Советскую власть и образовал Урянхайский краевой Совет рабочих и крестьянских депутатов. Н. Г. Крюков, М. М. Терентьев, С. А. Непомнящий и другие избираются в состав Исполнительного комитета. Председателем Исполкома стал С. К. Беспалов, заместителем — М. М. Терентьев, секретарем — рабочий М. А. Бабичев. Были созданы отделы: земельный, продовольственный, хозяйственный, военный и другие.

        Совет принял меры по организации и упорядочению торговли и снабжению населения необходимыми товарами. Велась решительная борьба против саботажа купцов и кулаков, у них отбирались хлеб и товары для обеспечения нужд трудящихся края. Часть национализированного скота была передана наиболее нуждающимся русским и тувинским крестьянам.

        Деятельность как краевого, так и поселкового Советов, опиравшихся на рабочих и деревенскую бедноту, проходила в условиях ожесточенного сопротивления сил контрреволюции.

        В конце апреля 1918 года турано-уюкские кулаки подняли мятеж против Советской власти. Число вооруженных мятежников доходило до 100 человек.

        Совет решил послать в Турано-Уюкский район своих представителей: председателя Исполкома С. К. Беспалова и заведующего земельным отделом Н. Г. Крюкова в сопровождении небольшого отряда красногвардейце. В ходе подавления мятежа контрреволюционеров были убиты руководители краевого Совета, борцы за власть Советов в Туве С. К. Беспалов, Н. Г. Крюков. В настоящее время в Уюке, где похоронены С. К. Беспалов и Н. Г. Крюков, воздвигнут памятник. В Кызыле и других населенных пунктах Тувы их именами названы улицы.

3. Закрепление изученного материала.

  1. Каковы причины возникновения первых Советов в Туве и какие задачи стояли перед ними?
  2.  Расскажите о деятельности Урянхайского краевого и местных Советов.
  3.  Расскажите о Турано-Уюкском мятеже.

4. Итоги урока:

        В 1912 г. тувинцы раз и навсегда освободились из-под ига маньчжуро-китайских захватчиков. После свержения полуторавекового господства Цинской династии со всей остротой встал вопрос о дальнейшей политической ориентации Тувы.

        4 апреля 1914 г. - Тува была принята под протекторат России.

        Первые Советы в Туве провели большую работу, способствуя росту политической активности трудящихся, укреплению братской дружбы и боевого Союза между русским и тувинским населением края. Политические и экономические мероприятия краевого и местных Советов носили интернациональный характер, проводились в интересах и русских, и тувинских трудящихся.

5. Домашнее задание: Конспект § 47-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.

Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам  слишком большие по объему, поэтому не размещены....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Разработка урока по Истории Тувы тема" Скифское время и история Тувы"

конспекты урока,История Тувы во время Скифского времени"...

урок по истории тувы

Урок по истории Тувы. Занимательный интересный...