« Древняя Русь».
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Привалова Маргарита Алексеевна

« Древняя Русь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _drevnyaya_rus.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  « Древняя Русь».

Цели и задачи урока: 

1. Обобщить  и повторить знания учащихся по теме «Древняя Русь», сформировать целостное представление о Киевской Руси, дать характеристику деятельности первых русских князей.

2. Развивать умения учащихся объяснять понятия, соотносить события и даты.

3. Формировать у учащихся умение мысленно воссоздать образы людей далеких эпох, восстанавливать силой воображения близкие к действительности картины исторических явлений и событий.    

4. Воспитание любви к Родине, уважение к богатому наследию русской культуры и истории, гордость за своих предков, национальное достоинство.

5. Формировать у детей понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи, уважения друг к другу, к окружающему миру.

6. Развивать познавательный интерес к предмету; умение применять полученные знания;

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Форма организации урока: групповая

Метод: игровые технологии с использованием мультимедийных ресурсов

Оборудование: мультимедийное оборудование, творческие работы учащихся, раздаточный материал, грамоты для награждения

Структура урока: 

1. Организационный момент

2. Сообщение целей урока, представление команд

3. Командные конкурсы: «История в лицах», «Кроссворд», «Историческая мозаика», «Лабиринт дат», «Синквейн».                                                                                                      

4. Подведение итогов

Эпиграф:

Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.

М. Калинин

Предварительная подготовка.

Класс делится на четыре команды, домашнее задание – придумать название команде, герб и задание «Одень куклу».

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Представление команд – название,  герб и задание «Одень куклу».

                     

Игра.

Конкурс «История в лицах».

Представлен видеоряд с портретами исторических личностей. Необходимо определить о ком идет речь?

Задание №1.

1. О нем древляне сказали: « Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, пока его не убьют». (Игорь).

2. Автор «Повести временных лет» (Нестор).

3.Он предупреждал своих врагов: «Иду на Вы».

4. Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий).

5. Основатели Киева (Кий, Щек,  Хорив).

6. Основатель династии киевских князей (Рюрик).

7. Сыновья Владимира, причисленные православной церковью к лику святых (Борис и Глеб).

8.Провела первую государственную реформу (Ольга).

                                  Задание №2.

Установите соответствие между именами князей  и их прозваниями, закрепившимися за ними в истории:

  1. Владимир                а) Окаянный
  2. Святополк                б) Вещий
  3. Ярослав                в) Красное Солнышко
  4. Олег                        г) Гордый

                                      д) Тишайший

                                       е) Мудрый

Имя

Прозвание

1

Владимир

2

Святополк

3

Ярослав

4

Олег

                           

Команды выполняют задание, после сдачи своих ответов жюри проверяется

правильность выполнения задания (слайдовая презентация).

                            Конкурс «Кроссворд».

                                     Кроссворд

11

пп

оо

лл

юю

дд

ь ь

е е

22

б б

о о

р р

т т

н н

и и

чч 

ее 

с с

т т

в в

о о

33

ф ф

р р

е е

с с

к к

а а

44

в в

ее 

ч ч

е е

55

в в

о о

т т

ч ч

и и

н н

а а

66

яя 

з з

ы ы

ч ч

е е

сс

т т

в в

о о

77

р р

я я

д д

о о

в в

и и

ч ч

88

б б

оо 

я я

р р

и и

н н

99

З   з

а а

к к

уу 

п п

110

п п

оо 

гг 

о о

с с

тт 

111

в в

е е

рр 

вв 

ь ь

  1. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
  2. Сбор дикого меда
  3. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
  4. Народное собрание
  5. Наследственное земельное держание
  6. Религиозное верование, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов
  7. Человек, который заключил договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях
  8. Старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины
  9. Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу)
  10. Место сбора дани. Было установлено реформой княгини Ольги
  11. Название крестьянской общины

Команды выполняют задание, после сдачи своих ответов жюри проверяется правильность выполнения задания (слайдовая презентация).

Конкурс «Лабиринт дат».

Задание №1

Найдите  значение выражения, составленного из исторических дат:

(Создание «Повести временных лет» + Первый поход Олега на Царьград) - (Основание древнерусского государства - Приход варягов в славянские земли) + Крещение Руси = ?

(1113            + 907           ) – (         882         -  862         ) +  988            = 2988

Задание №2

Восстановите последовательность событий:

      1) Гибель князей Бориса и Глеба

2) Походы Святослава против хазар

3) Начало правления князя Ярослава Мудрого

4) Походы Игоря на Константинополь

4

2

1

3

Команды выполняют задание, после сдачи своих ответов жюри проверяется правильность выполнения задания (слайдовая презентация).

Конкурс «Историческая мозаика».

Команда должна сложить мозаику, право складывания пазлов предоставляется после дачи правильного ответа на вопросы, которые задаются командам. Победителем является команда, собравшая мозаику быстрее.

1. Большая парадная горница, где князь пировал с дружиной (гридница).

2. Изящный остроконечный шлем (шишак).

3. Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами (зипун).

4. Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом (епанча).

5. Домотканая шерстяная юбка, состоящая из 3-4 полотнищ, надевавшаяся поверх длинной рубашки (понева).

6. Узкие и длинные куски ткани, на которые надевали лапти (онучи).

7. Поэтическое сказание о прошлом (былина).

8. Древнейшая летопись, написанная Нестором («Повесть временных лет»).

9. Описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых (житие).

10. Автор «Слово о Законе и Благодати» (Иларион).

11. Мастера по обработке драгоценных металлов и камней (ювелиры).

12. Повседневная жизнь (быт).

13. Обычаи, уклады общественной жизни (нравы).

14. Служители богов, творившие заклинания и предсказывающие будущее (волхвы, кудесники).

15. Торговый путь, проходивший через земли восточных славян («из варяг в греки»).

16. Титул главы русской православной церкви (митрополит).

17. Материал для письма (береста).

18. Запись событий по годам (летопись).

19. Наука, изучающая народное творчество (фольклористика).

20. Небольшие изящные картинки, иллюстрирующие текст (миниатюра).

21. Специально выделанная телячья кожа (пергамен).

22. Искусство постройки различных зданий (зодчество).

23. Ювелирная техника, при которой напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек (зернь).

24. Шкурки каких животных являлись у славян деньгами (куницы).

25. По обычаю руководил воспитанием княжича (дядя, брат матери).

26. Любимая забава богатых людей ( охота соколиная, ястребиная, псовая).

27. Кто развлекал гостей на пирах (скоморохи, гусляры).

28. Жилище князей, бояр (хоромы).

29. Район на окраине города, заселенный ремесленниками (слобода).

30. Военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий (народное ополчение).

Конкурс «Синквейн»

Составить синквейн «Русь».  Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме,  развивает умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах . Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – задание, позволяющее осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Подведение итогов и награждение.

К урока прилагается презентации (во вложении)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс

В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

История России. Проверочная работа по теме "Древняя Русь" (6 класс)

Материал для проверки знаний учащихся после изучения данной темы. Задания разделены на три варианта по три задания в каждом....

Демо-тест к темам: "Древняя Русь"

Демо-тест к темам: "Древняя Русь" составлен по материалам учебника А.А. Данилова, Д.Д, Данилова и др. "Российская история с древнейших времен до начала XVI века" для 6 класса. перед использованием дем...

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь"

Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь" в форме тестовой работы для учащихся 10-х классов...

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Тема урока: Древняя Русь

1.     Работа создана для представления по гуманитарному направлению. 2.     Тема урока: Древняя Русь 3.      Цель занятия: О...