Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

                                                                           

Цели урока:

1.Повторить, обобщить и закрепить учебный материал по разделу Древняя Русь.

2.Показать роль личности в истории.

3.Учить детей думать, решать проблемные задачи, учиться анализировать исторический материал, обобщать, делать выводы.

4.Воспитывать у учащихся любовь к Отечеству.

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа с проблемно – познавательными задачами.

1.Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев. Почему?

2.Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень. И тем не менее Ольга признана Православной церквью святой. Почему?

Ведь за содеянное, казалось бы казнить мало, а тут-в святые!

3.Летописец называет княгиню Ольгу «мудрейшей всех человек», отмечая её заботу об устроении земли русской.

Какова ваша оценка княгини Ольги и её правления?

4.Справедлив ли упрёк княгини Ольги сыну Святославу: «Ты ищешь чужих земель и своей пренебрегаешь?

5.Согласны ли вы со следующей оценкой деятельности князя Святослава: «Во всех его действиях мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного в возвышении Руси и упрочении её международного положения. Серия походов Святослава мудро задумана и осуществлена. Свою точку зрения обоснуйте.

6.В 971 заключено перемирие между Русью и Византией. Руссы должны уйти из Византии. Однако Святослав остался на о.Березань и провёл  там голодную зиму 971-972г.,в устье Днепра. Почему?

7.Согласны ли вы с утверждением, что князь Олег собрал русские земли; Ольга благоустроила их и упорядочила систему управления; Святослав силой оружия утверждал авторитет молодого государства?

8. Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк. Летопись говорит о пяти законных жёнах и невероятном количестве наложниц.

Его грехи ещё долго можно перечислять. Но вот, что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное солнышко, а христианской церковью канонизирован. Почему?

9. Можно ли считать, что выбор христианской веры и крещение Руси по греческому образцу были сделаны Владимиром случайно? Свою позицию обоснуйте.

10.Почему историк С.М. Соловьёв считал Ярослава Мудрого продолжателем дела своего отца Владимира?

11.Почему возникла необходимость создания письменного свода законов в период правления Ярослава Мудрого?

12.Попытайтесь дать яркую характеристику Владимиру Мономаху.

С каких сторон надо характеризовать историческую личность?

13.В чём на ваш взгляд, особенности развития галицко-Волынского княжества?

14.Согласны ли вы с оценкой историка Н.И. Костомарова правления и личности Андрея Боголюбского? Свою позицию обоснуйте.

-«Кроме желания лично властвовать над князьями, у него едва ли был какой-нибудь идеал нового порядка….

-Властолюбивый  князь, изгнавший и тех бояр, которые ему повиновались, правил в своей земле самовластно, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел.

15.Какие можно выделить положительные и отрицательные моменты княжения Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского?

3.Заключительное слово учителя о роли личности в истории.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

"Роли личности в истории"

"Роль личности в истории" - это презентация, посвященная психологическому аспекту в истории, подходу к данному вопросу со стороны как учителя, иак и ученика....

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Презентация к уроку "Екатерина II. Роль личности в истории"

Презентация подходит как для 8 класса, так и для повторения в 10....

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...