Программа элективного курса: «История философии» КЛАСС: 10
элективный курс по истории (10 класс) по теме

Горошенкина Наталья Геннадьевна

Программа элективного курса:

 

          «История философии»

  КЛАСС:            10

Учитель истории и обществознания высшей категории, почетного работника образования, победителя ПНПО-2008                                                                    МБОУ «СОШ № 27, города Перми»                               

(Рецензент Ильин М.С. научный сотрудник Центра устной истории и визуальной антропологии г.Перми)

Апробирован 2011-2013 г.г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                Согласовано                   Утверждаю

на заседании ШМО                    Учебная часть                Директор МОУ «СОШ №27»    

28 августа 2013 года                    ___________                  ______________/С.Г.Казанцева/

№1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»

г.Перми

Программа элективного курса:

         «История философии»

  КЛАСС:                 10

 

УЧИТЕЛЬ:         Горошенкина Н.Г.

(Рецензент Ильин М.С. научный сотрудник

Центра устной истории и визуальной антропологии г.Перми)

   

2013-1014 учебный год

Пояснительная записка.

Программа базируется на учебнике и рекомендациях Виктора Андреевича Канке, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии Обнинского института атомной энергетики. Программа позволяет с соответствии с образовательным стандартом, вариативно подходить к преподаванию философии в среднем общеобразовательном учебном заведении и не упрощая материал доступно донести его до учащихся. Учебник рекомендованы Министерством образования Российской Федерации для средних специальных учебных заведений.  Рецензентами выступили:

 1.Жог В.И. доктор философских наук, профессор Московского педагогического государственного университета;  

2.Бороздинов А.А. кандидат педагогических наук доцент Обнинского художественного колледжа.

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в новейшей истории, особенно при информатизации современного общества, становится особенно актуальным процесс формирования мировоззрения прорастающего поколения. Философия - учение универсальное, воспитывающее высокую культуру мышления и чувств, формирующее научное, моральное, эстетическое и просто житейское суждение о быстро меняющемся мире.

Каждый из нас, по-своему, философ. Поэтому сравнить свое представление о мире с мнением других – это всегда интересно, а научиться грамотно спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, значит дать навык взрослого, бесконфликтного мышления. Научить его уважать мнение другого человека (плюрализм).

Курс рассчитан на 10 класс средней школы.

Цель курса:

-вызвать интерес к одной из самых сложных гуманитарных дисциплин;

-создать представление о философии как о мировоззренческом предмете;

-доступное, понятное изложение материала;

-сохранение научного уровня излагаемого материала;

-подготовить учащихся к восприятию этого сложного предмета в высших учебных заведениях;

- подготовить всех желающих к участию в олимпиаде по философии.

Учащиеся должны овладеть базовыми знаниями по курсу истории философии, понимать и уметь применять философские термины и определения, уметь аналитически оценивать факты, мнения и философские теории, а также уметь работать с философскими текстами.

Итоговая работа подразумевает обучение технике компиляции: высказать свое мнение по поводу научной работы любого философа на выбор.

Формы и приемы работы:

– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;

– лекции с последующим опросом;

– лекции с обсуждением документов;

– беседы;

– семинары;

– практические занятия;

– конференции;

– заседания круглых столов;

– «мозговой штурм»;

– анализ альтернативных ситуаций;

– работа в группах, парах, индивидуально;

– выполнение работ по заданному алгоритму;

– творческие работы;

– защита проектов.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

– видеть проблему;

– сформулировать проблему;

– выдвинуть гипотезу;

– составить план решения проблемы, задачи;

– делать обобщения и выводы;

– систематизировать материал;

– составить план по теме;

– делать прогноз;

– анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

– оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

– использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

Формы контроля:

  1. Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
  2. Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, исторических и терминологических диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).
  3. Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать с контурными картами, текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами…
  4. Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.
  5. Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.
  6. Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов (рефлексия).

Количество часов в год: 35часов, в неделю 1 час.

Учебник:. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Логос, 2002-2012 год.

Дополнительная литература:

1.Философский словарь под редакцией Фролова И.Т., Москва. Издательство политической литературы. 1980 год.

2.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. М.Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002 год.

3. Философия. Курс лекций под редакцией академика Калашникова В.Л. (для вузов). Москва ВЛАДОС. 2001 год.

4. Утопический социализм. Хрестоматия. Москва. Издательство политической литературы. 1982 год.

5. Спиркин А.Г. Философия.(Для вузов). Москва.  «Гардарики». 2002 год.

6. Нарский И. С. Западно-европейская философия XIX века. Для студентов и аспирантов философских факультетов. Москва. «Высшая школа». 1976 год.

7. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. Москва. «Высшая школа». 1988 год.


№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Общее кол-во часов по разделу

По теме

Формы контроля

I раздел

Введение: Что такое философия?

4 часа

1.

Смысл слова «философия».

1 час

1

2.

Философские вопросы и определения.

1 час

1,3

3.

Научность, моральность, функции философии.

1 час

1,2

4.

Обобщающий урок: семинарское занятие.

1 час

3,5

II раздел

Основные этапы философии.

12 часов

1).

Античная натурфилософия

5.

Где возникла философия и почему? Этапы развития.

1 час

1

6.

Многое и единичное. Материальное и духовное.

1 час

1,2

7.

Число в натурфилософии.

1 час

1,3

2).

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля.

8.

Философия Сократа.

1 час

1

9.

Философия Платона.

1 час

1

10.

Философия Аристотеля.

1 час

1

3).

Эллинистическая философия.

11.

Философия новых потрясений. Ученик Сократа Диоген Синопский.

1 час.

1

12.

Эпикур, Зенон.

1 час

1

13.

Пиррон Элидский, Секст Эмпирик.

1 час

1

14.

Неоплатонизм.

1 час

1

15.

 Мистицизм.

1 час

1

III

Средневековая философия.

4 часа

16.

Идеи средневековой философии.

1 час

1,2

17.

Библейские идеи философского значения.

1 час

1,3

18.

Сущность Бога.

1 час

1,3

19.

Доказательства существования Бога. (семинарское занятие)

1 час

1,3,5

IV раздел

Философия нового времени.

7 часов

20.

Антропоцентризм и теоцентризм. Гуманизм.

1 час

1

1).

Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.)

21.

Декарт.

1 час

1

22.

Локк

0,5 часа

1

23.

Галилей и Ньютон.

0,5 часа

1

24.

Мировоззрение нового времени. (Обобщающий семинар)

1 час

1,3,5

2).

Философия от Гегеля до Ницше (XIX век).

25.

Гегель против Канта

1 час

1

26.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, И.В.Сталин, неомарксисты.

1 час

1

27.

Ницше.

1 час

1

V раздел

Философия наших дней.

6 часов

28.

Состояние современной философии. Соловьев В.С., Флоренский П.В., Бердяев Н.А., Лосев А.В.

1 час

1

29.

Феноменология.

Герменевтика.

1 час

1

30.

Аналитическая философия.

1 час

1

31.

Постмодернизм (Деррид, Лиотар)

1 час

1

32.

Философия в России. Соловьев В.С., Бердяев Н. А., Лосев А.Ф. (Семинар)

1 час

1

33.

Восточная философия.

1 час

1

VI раздел

Заключительное семинарское занятие: особенности  развития философии на разных этапах.

2 часа

2,3,5

ИТОГО:

35 часов

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «История физической культуры и Олимпийского движения» (9 класс)

Программа курса «История физической культуры и Олимпийского движения» предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях, избравших углубленное изучение предмета «Физическая культура». ...

Программа элективного курса История и культура Алтая 5 класс

Программа элективного курса: « История и культура Алтая» для 5 класса составление на основе «Примерных учебных программ регионального компонента содержания образования»,  Барнаул: АКИПКРО, 2006. ...

Рабочая программа элективного курса "История в деталях" 10 -11 класс

Рабочая программа  элективного курса предназначена для учащихся ОУ 10 класса в целях углубленного изучения важнейших вопросов истории России, «белых пятен» малоизученных страниц. Основой да...

Программа элективного курса "История Русской Православной Церкви в истории России"

Элективный курс "История Русской Православной Церкви в истории России" может быть использован в предпрофильной подготовке и профильном обучении в средней общеобразовательной школе....

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

программа элективного курса"История района-история страны"

Программа по краеведению для 10-11 классов...

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...