Расцвет демократии в Афинах
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Трунилова Елена Валерьевна

Урок изучения нового материала по разделу "Древняя Греция", урок "Расцвет демократиии в Афинах", по программе ФГОС  учебник  Ф.А.Михайловский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_afiny.rar1.14 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  1. ФИО:  Трунилова Елена Валерьевна
  1. Место работы: МАОУ «СОШ № 20» п.Красноярский, Кваркенский район, Оренбургской области
  1. Должность: учитель.
  1. Предмет: история.
  1. Класс – 5.
  1. Тема и номер урока в теме. Урок по разделу: Древняя Греция. Глава «Могущество и упадок Афин»

Тема: Расцвет демократии в Афинах.  

  1. Базовый учебник «История древнего мира», 5 класс, Ф.А.Михайловский, «Русское слово», 2012 г.

     8.Цель  урока: Подвести учащихся пониманию причин и значению проведения реформ Солона организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по теме «Зарождение демократии в Афинах», рассказать о расцвете демократии в  правление Перикла

   9. Задачи:

 - обучающие: Обеспечить усвоение понятий: “демократия”, “реформа”, повторить  причины и значение проведения реформ Солона;

 - развивающие: Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику  событиям и их участникам, способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, быстроты и гибкости  мышления, умения анализировать и обобщать, формулировать несложные выводы;

 - воспитательные:   обеспечить условия для воспитания познавательной активности, интереса к предмету.

 10. Тип урока - учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

 11.Формы работы учащихся – групповая, фронтальная, индивидуальная, практическая, ролевая игра

12.Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, проектор, экран, карта «Древняя Греция

13.Структура и ход  урока.

«Расцвет демократии в Афинах»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

Создание эмоционального настроя на усвоение новых знаний.

Здравствуйте ребята. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас  постарается отличиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу на уроке.

1

Положительное отношение к предмету,

Доброжелательное отношение к учителю, одноклассникам

Регулятивные

2.

Этап проверки домашнего задания.

Организует беседу, работу с картой

1. Ребята, давайте вспомним, где находится Древняя Греция?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию? Покажите на карте.

Слайд № 2

3. Кто был руководителем Афинского государства? Слайд №3

4.А какое событие произошло в 489 г.до н.э.? Слайд № 4

5.Что произошло в 479 г. до н.э.?

Слайд № 5

6. Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных?

7.Кто управлял государством?

8. Что было с теми людьми,

Которые  не могли заплатить арендную плату?

       

Отвечают на вопросы учителя, работают с картой

Рассказ учащегося о Фемистокле.

Рассказ о Фермопильском сражении.

Саламинское сражение

(да, существовало)

(госуд-ом управляли олигархи, т.е. самые богатые и знатные люди.)

(богатые могли увести в кабалу)

5

Знание исторически фактов,  чтение исторической карты

Познавательные:

Владение учебной информацией.

3.

Актуализация  и постановка проблемы.

1.Мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что положение демоса было бедственным. Давайте вспомним, какие требования выдвигал демос в 7 в. до н. э. и чего добивался.

Вопросы:

Что означают слова: «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?

Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?

Кому в Греции принадлежали лучшие земли и власть?

Как называлось остальное свободное население?

Кем были по своим занятиям люди, составлявшие демос?

 В трагедии поэта Эсхила "Персы" хор, отвечая на вопрос: "Кто же над афинянами господин?", поёт: "Не рабы они у смертных, неподвластны никому!"

– Чем гордились афиняне?

2.Кто расскажет наизусть отрывок из «персов»?

3.Создав у учащихся представление о составе населения, учитель формулирует проблемный вопрос. «Определите, чем был недоволен афинский демос и каковы его требования?» Слайд № 6-7

4.Далее учитель помогает учащимся

сформулировать тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством

Чтение отрывка наизусть.

Формулируют гипотезы

Определяют тему урока.

 Формулируют цель работы на уроке.

4

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Регулятивные: расширение опыта творческой деятельности учащихся.

Познавательные:

анализ информации,  

выделение и формулирование познавательной цели,

формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Организует работу в группах.

Сейчас каждая группа  работает с учебником стр.167-168.

 Работа проводится в течение 6 минут (ключевые слова): Слайд № 8

Народное собрание

Тайное голосование

Остраконы

Остракизм

Судебная комиссия

Стратеги

Контролирует деятельность учащихся, оказывает помощь, выписывает ключевые слова.

Чем занималось Народное собрание в Афинах? Заполнение таблицы. Слайд № 9

Работа в группах

 

  1. Запись в тетрадь, зачитывание

Заполняют таблицу.

7

Освоение ролей в группе

Формирование коммуникативной компетенции

Уважать мнение других, развитие доброжелательности, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Коммуникативные: работа в группе, согласованность действий;

Познавательные:

извлекать информацию из текста.

Регулятивные: анализировать информацию,

выделять существенные факты.

Кто может сказать, кем был Перикл? Слайд № 10

Дополнительный рассказ учителя о Перикле.

Обсуждение в группах,

Предлагают свои ответы.

Коммуникативные: внимательно слушать друг друга;

суметь выражать свои мысли в соответствии

 с задачами

и условиями коммуникации работа в группе, согласованность действий.

Учитель: в 478 г.  до н.э. для завершения войны с персами возник союз греческих полисов. Руководящая роль принадлежала  Афинам.

Задание учащимся.

Прочитайте текст пункта 4 №30, сделать вывод , в чем заключалась мощь афинской морской державы?

Слайд №11

 

Работа с учебником.

7

Освоение ролей в группе

Формирование коммуникативной компетенции

Работа с текстом, работа с исторически источником

Познавательные: поиск и отбор информации в тексте, структурирование информации, представление информации

5.

Физкультминутка.

Организовывает физкультминутку.

Выполняют упражнения.

3

6

Усвоение новых знаний и способов действий

Консультирует учащихся по терминам и понятиям «реформы», «граждане», «свободные афиняне», «народное собрание», «демократия» «метеки» Слайд № 12

работа с понятиями «реформы», «граждане», «свободные афиняне», «метеки» «народное собрание»

«демократия»

9

Работа с историческими терминами

Познавательные: поиск и отбор информации в тексте, структурирование информации, представление информации.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию

7

Закрепление новых знаний.

Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах?

Какие функции выполняло Народное собрание?

Отвечают на вопросы.

(проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

введение оплаты должностным лицам;

создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам )

(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)

5

Познавательные: владение информацией, сравнение

Рефлексия:

– Что нового узнали на уроке?

– Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

– Какие задания были трудными? Лёгкими? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Ответы учащихся.

2

Регулятивные: самооценка

8.

Информация о домашнем задании.

Инструктаж по домашнему заданию. Слайд № 13

Выставление оценок.

 Параграф 30,готовят сообщения о жизни и деятельности Перикла

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"

Разработка  содержит презентацию и конспект урока...

Зарождение демократии в Афинах

урок истории в 5 классе...

Зарождение демократии в Афинах

Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....

открытый урок в 5 классе на тему: "Расцвет демократии в Афинах"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Основная современная образовательная технология - технология критического мышления. Технологическая карта содержит все этапы данной технологии...

"Своя игра" к главе 9 "Возвышение Афин а V веке до н.э. и расцвет демократии" урок истории в 5 классе

quot;Своя игра" - повторительно - обобщающий урок истории в 5 классе по теме "Возвышение Афин в V веке до нашей эры" глава 9.Игра включает в себя пять категорий: 1. В гаванях Афинского...

Расцвет декократии в Афинах

Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать об античной демократии во время правления Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документ...