казачьему роду нема переводу
творческая работа учащихся по истории (7 класс) на тему

 

Аннотация.

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко- культурному наследию Кубани. В настоящее время значительно возрос интерес молодого поколения Кубани к истории традиционной культуры края, истории традиций кубанского казачества, неотъемлемой частью которых являются комплексы бытового костюма, ремесла, промыслы.

Главной целью исследования является выявление основных черт материальной культуры и уклада жизни кубанских казаков. Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи:

- исследовать исторические предпосылки заселения Кубани нашими предками;

- определить место и роль развитие ремесел и промыслов кубанских казаков в общей системе историко- культурного наследия Краснодарского края;

- исследовать приоритетные функции жилища казаков.

История освоения и заселения земель Северного Кавказа продолжалась вплоть до XIXвека. С 1861 года Кубанское казачье войско становится новым территориальным образованием, связанным общими экономическими отношениями, военной службой.

В работе использованы источники, анализ которых позволил обобщить и систематизировать сведения о материальной культуре казачества. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы как для дальнейшего теоретического анализа истории культуры Краснодарского края в целом, так и кубанского казачества в частности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachemu_rodu_nema_perevodu.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

                                                                                                                                         Стр.

Введение……………………………………………………………………………………2

  1. История основания и заселения Кубани предками……………………………3-6
  2. Поселения и жилища……………………………………………………………7-9
  3. Развитие ремесел и промыслов, декоративно- прикладного искусства………………………………………………………………………………10-12
  1. Гончарное дело.
  2. Ткачество.
  3. Деревообрабатывающее ремесло.
  4. Кузнечное ремесло.
  5. Лозоплетение.
  6. Кубанская кухня.

Заключение……………………………………………………………………………….13

Эпиграф:

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли такой,

Где листья по- особому на вербе

Склонялись над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать.

Где ко всему в прекрасном этом мире

По- детски чисто тянется душа.

        Любимый уголок земли, о котором написал Вадим Неподоба, называется малой Родиной. Много на Кубани есть сел- больших и малых, степных и предгорных. И для каждого жителя их -это малая Родина. Знания о ней нам помогают получать уроки кубановедения, встречи и воспоминания жителей, краеведческие музеи.

        В исследовательской работе я постаралась рассказать о традиционной материальной культуре, о том, как жили и трудились в старину казаки кубанской земли. Декоративно- прикладные изделия, экспонаты и экспозиции музеев помогли мне наглядно узнать об исторически сложившемся быте казаков, их ремеслах и промыслах, раскрыть тайну земляков- умельцев, которые мастерски изготавливали предметы домашней утвари, орудия труда, украшения. Я невольно перенеслась в события XIX века и окунулась в уклад жизни жителей Кубани того времени, представила себя в роли казаков- умельцев: гончаров, кузнецов, плотников и поэтому расскажу в своей работе об их удивительных изобретениях.

  1. Черноморское казачье войско было сформировано в ходе русско- турецкой войны в 1787 г. Из остатков разгромленных перед этим правительственных войск Запорожской Сечи. Уже через год новое войско насчитывало 12 тыс. человек. Первоначально войско было расселено в долине Днестра, административным центром было с. Слободзея (Приднестровье). На отведенной территории земли для расселения было недостаточно.

        Поэтому казаки посылают в Петербург делегацию во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Делегация попросила Екатерину II даровать им вновь присоединенные к России земли. Черноморцы достигли успеха. 30 июня 1792 г. особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры, подтверждено право на собственные казачьи регалии ( булаву, перначи) и войсковую печать. Казакам приписывалось охранять кубанские рубежи России.

        Получив указ, казаки сразу же начали переселение на пожалованные земли. 16 августа из Очаковского лимана к берегам Тамани двинулась эскадра , включавшая в себя казачью флотилию из 50 канонерских лодок и одной яхты под командованием Саввы Белого, бригантину «Благовещенье» и 11 транспортных судов. Отряд высадился в Тамани 25 августа 1792 г., всего 3247 человек. Этот день можно считать началом фактического занятия пожалованной земли.

        Вслед за морскими переселенцами 2 пехотных полка под командованием полковника Константина Кордовского перешли через Крым «сухим путем» и став при Старом Темрюке учредили наблюдательный пункт, устроили курени на зиму. Кордовский привел с собой 600 человек, несколько орудий, волов, лошадей. 2 сентября в путь двинулся основной отряд казаков под командой Кошевого атамана З.А. Чепеги.

        Отряд состоял из 3 конных и 2 пеших пятисотенных полков, обозов семейного казачества, войскового штаба и войскового правительства- всего 2075 человек. Путь отряда проходил по почтовым трактам, осенняя распутица мешала быстрому передвижению. Последняя стоянка была в районе Батайска, затем через Азов по Копыльскому шляху и 23 октября прибыл к Ейскому Укреплению. Здесь отряд встречал Ейский комендант секунд- майор Андрей Николаевич Война. Ему подчинялся гарнизон Карантинного редута на противоположном берегу р. Ея в ее нижнем течении и гарнизоны на косах Ейской, Долгой, Камышеватской. Отряд, не останавливаясь, прошел мимо Ейского Укрепления, спустился на дорогу, ведущую к Черному броду, вытянулся по гати. В XVIII в. Переправа через р. Ея называлась Черным бродом, т.к. с давних времен татары угоняли в рабство людей и если до Еи у людей была надежда, что их отобьют донские казаки, то после переправы, за которой начинались земли кочевых народов, эти надежды исчезали. Отсюда и название- Черный брод, т.е. печальный, горестный. Перейдя пеший мост, остановились в Карантинном редуте. Казаки оставались здесь 23 дня, затем отправились зимовать на Ейскую косу.

Оставшаяся часть казаков под командованием войскового судьи А. Головатого в 20 колонн прибудет на Тамань к июню 1793 г. они шли по маршруту З. Чепеги через Запорожье на Черкасск. Кроме семейных казаков, в Черноморию двинулась масса одиночек- «сиромы», бездомные и бесхозяйственные казаки. Всего из-за Буга на Кубань разными способами переселилось до 17 тыс. казаков и 8 тыс. женщин. Места поселения определялись чисто военными соображениями. Переселение на Кубань шло по двум направлениям- через Тамань и р. Ею. Поэтому первые поселения появляются именно здесь. Тамань была главной резиденцией войскового судьи Головатого, а Чепега находился в Ханском городке, который покинул в мае 1793 г. 23 мая был издан приказ о постановке кордонов вниз по р. Кубань- это дата начала создания Черноморской кордонной линии.

        12 августа 1793 г. началось размежевание войсковой земли, которое происходило под руководством Кошевого атамана З. Чепеги и войскового судьи А. Головатого у устья р. Ея. 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило воздвигнуть войсковой город Екатеринодар.

        Вся территория войска была разделена на 5 округов:

  1. Екатерининский- для местностей тяготеющих к войсковому граду;
  2. Фанагорийский в Тамани;
  3. Бейсугский в районе Бейсуга и Челбас до Ачуева;
  4. Ейский по р. Еи с прилегающими местами;
  5. Григорьевский со стороны Кавказского наместничества.

        В сформированных военно- административных единицах учреждались окружные правления из полковников, есаулов, хорунжих и писарей. Каждое правление имело отличительную печать с изображением присущим данной местности. Окружные правления во всем были подотчетны перед войсковым правительством во главе с кошевым атаманом. Главную обязанность правлений составляло наблюдение за исправностью вооружения и готовностью казаков к военным действиям. Следующим важным шагом было упорядочение заселения. 15 февраля 1794 г. собирается сбор казаков от всех курений. Каждый атаман вытащил жребий с указанием места поселения каждого куреня на постоянное жительство. Через месяц была составлена ведомость, где какому куреню предстояло поселиться. В октябре утвержден план разбивки куренных селений.

        Переселившееся войско было столь малочисленно, что не могло выполнять свои военные функции. Тем более, что несло службу не только на кордонах, а было отправлено для военных действий в Польшу, Персию. На службе состояло 4 тыс. казаков. Поэтому остро встал вопрос о переселении на территорию Черноморского войска новых поселенцев. В первой половине XIX в. Правительством было организовано 3 массовых переселения крестьян- казаков из Малороссии.

  1. 1809-1811 гг.- 41534 человека ( 22206 мужчин и 19328 женщин)
  2. 1821-1825 гг.- 48328 человек ( 24679 из Полтавской губ.,   23703 из Черниговской губ.)
  3. 1848-1849 гг.- 11949 человек ( в Ейском округе поселилось 6472).

        Переселенцы привели с собой лошадей, волов, гужевой скот. Но многие семьи пришли пешком, движимое имущество многих было слишком скромным, чтобы улучшить экономическое состояние Черномории. В 3-е переселение пополнены жителями 14 станиц Таманского и Ейского округов. Были основаны две станицы: Должанская и Камышатовская. Тогда же был основан ряд станиц донскими казаками: Усть0 Лабинская, Кавказская, Григориполисская, Темнолесская, Воровсколесская. Переселено 3 тыс. семей из 6 Донских полков. В 1802-1804 гг. на Кубань переселяются казаки бывшего Екатеринославского казачьего войска, которые образовали станицы: Тифлисскую, Казанскую, Темижбекскую, Ладожскую, Воронежскую.

         По положению о Черноморском казачьем войске уже в 1842 г. Черномория состояла из 3-х округов: Ейского, Таманского, Екатеринодарского. К 1860 г. население Черномории насчитывало 172317 человек ( 49,1% составляли женщины).

  1. Тип традиционного сельского жилища кубанских казаков- это комплекс признаков, характерных для жилых построек данного субэтноса. Воинская повинность отражалась на бытовом укладе жизни и на характере жилища. Первые оседлые обитатели Черноморья, казаки екатерининского века, не находя приюта на поверхности обнаженной пустыни, зарывались в землянки- и эти мрачные, сырые убежища делались могилами для многих тысяч новосельцев.

        Основным типом казачьего жилища Кубани была так называемая круглая хата, т.е. многокомнатная. Она была, конечно, не круглой, а квадратной по форме, обычно пятистенной. По внешнему виду, как и по набору строительного материала, она мало чем отличалась от украинской хаты: это были вытянутые в плане турлучные или глинобитные, побеленные снаружи, дома с четырехскатными или камышовыми крышами. Крыши по коньку украшались гребнем, а по ребрам- ступенчатыми гребешками. Преобладал украинско- белорусский тип расположения печи и переднего угла. Строили хаты из известного на территории Кубани сырцового кирпича ( самана), а также глины, камыша, соломы, хвороста. Дерево обмазывали глиной. Во многих степных станицах : Голубинская, Кореновская, Родниковская, Старотитаровская были так называемые литые и вальковые глинобитные хаты.

        Быстро развивавшееся благосостояние кубанских казаков во второй половине XIX в. Вызвало значительную эволюцию внутреннего плана хаты, приблизив жилище к типу городских домов. Появились и получили широкое распространение кирпичные постройки и рубленные дома. Однако самым распространенным строительным материалом по- прежнему был саман, а в местах с солончаковой почвой саманные постройки уступали место турлучным.

        Турлучные хаты строили на деревянной основе с переплетом из камыша, который с внешней и внутренней стороны густо обмазывали глиной. Новые пристенки при старой хате показывали, что шапка хозяина только недавно украсилась урядничьим галуном. Если в хате порядок о довольство, то на дымовую трубу будет надет деревянный островерхий колпак с петушком вместо кисточки, поворачивающийся на ветру.

        После сооружения остова турлучной хаты и ее крыши приступали к обмазке стен. Для этого использовали глинистую землю и навоз. Смесь конского навоза с соломой служила еще и терморегулятором, к тому же отпугивала пауков. Пол большей частью был земляной, лишь зажиточные казаки позволяли себе дощатый. Потолок сооружали из камыша, положенного на слижи и обмазанного глиной. При хороших погодных условиях на постройку турлучной хаты требовалось 10-15 дней.

        Для постройки саманной хаты, средней по величине, требовалось до 4- тысяч саманного кирпича. При его изготовлении использовали глинистую землю, полову, мелкую яровую солому и навоз. Саманная хата строилась на фундаменте. Стены не требовали густой обмазки, поэтому ограничивались двумя приемами: сначала густую глину с навозом накладывали руками, а потом более жидкую, смешанную с коровьим навозом, наносили на стенку с помощью щетки. После просыхания стены белили известью.

        Внешних украшений хата не имела. Единственным красочным пятном кубанской хаты были и остаются ставни и наличники окон, окрашенные обычно синей или зеленой краской, нередко с резными украшениями. Но эта резьба была заимствована из города.

        Печку выкладывали из кирпича, используя часто саманный и земляной фундамент. Жаркий климат Кубани обусловил приготовление пищи летом во дворе, в специальной печи из самана, иногда глинобитной. Дымоход здесь делали в задней части печки, в хате же он размещался «в камине», над устьем.

        С помощью городских рабочих «достаточные» казаки возводили кирпичные дома. Стены с наружной стороны уже не белили, а на металлическую крышку вдоль гребня пристраивали затейливые оловянные украшения, как правило, в виде ажурного заборчика с «вазами» по краям.

        Влияние города и мещанской среды ощутимо сказалось в 20-е гг. XX в. на эволюции плана и турлучной и саманной, и кирпичной кубанской хаты и на ее внутренней обстановке. Часто городской становилась и мебель. Только в бедных хатах сохранились старая мебель типа лавок, прикрепленных вдоль стен. В большинстве жилищ лавки заменяли деревянными диванами и стульями. Прежде тяжелый стол, находившийся в красном углу, где висели иконы, уступил место легкому крашеному столу городского типа. Стены украшали покупными рушниками, фотографиями в рамках, картинками, открытками с видами. Из мебели старого обихода долго сохранялась расписная скрыня ( сундук).

        В целом же на Кубани хорошо прослеживается эволюция типов жилища от его примитивной формы- балагана до развитых видоизмененных домов, подвергшихся значительному городскому влиянию как в период до коллективизации сельского хозяйства, так и после нее.

Кубанские хаты имеют многопрофильную целесообразность, отличавшуюся высоким качеством и долговечностью построек, эстетическими параметрами, тесной взаимосвязью с окружающим ландшафтом. Былое казачье подворье- неотъемлемая составная часть историко- культурного наследства и взаимодействия русских, украинских и белорусских поселенцев Кубани.

  1. Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно- украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

        Гончарное ремесло на Кубани было распространен в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

        Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома. В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из поселка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

        Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда- бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

        Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари- от овощных картин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели, овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливались из лозы.

        Славяне говорят: «Хорошо сидим да кашу едим». Ведь каша- исконно славянское блюдо. Издревле славяне занимались земледелием, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, рис, просо, гречиху, все это родит наша благодатная кубанская земля. «Только там кашу едят, где зерно растят»- гласит кубанская пословица. Есть много стихов и частушек, прославляющих это кубанское блюдо:

Щедра земля кубанская наша:

Брось зерно, а вырастет каша!

Люди, люди, все сюда

Смело подходите!

В кашеварне здесь у нас

Каши поедите!

Кашеварня- лучший класс!

Заходите, здесь для вас

Ложка всем найдется!

Угостим вас кашею

Со сметаной, медом!

Подходи сюда, Кубань!

Можно всем народом.

Что ж вы, милые толпитесь,

Ко столу поторопитесь!

Чтобы день резвее бегать,

Надо каши здесь отведать!

Кубанская казачья кухня славилась и славится своими блюдами и по сей день сохранила свои традиции и свою самобытность.

       

Я рассказали об историческом прошлом Кубани. Наша Родина имеет древнюю и богатую историю. Она славится своими тружениками, которые умело растят хлеб, воспитывают детей, продолжают добрые традиции, заложенные нашими предками. Мне удалось углубить свои знания о материальной культуре сельских жителей Кубани, о тех казаках, кого мы сегодня называем подлинными радетелями земли. Безгранично щедрым был их вклад в развитие культуры, образования, духовной жизни Кубани.

Мы являемся наследниками нашей прекрасной кубанской земли, ее истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. В этой исследовательской работе я, словно на машине времени, совершила удивительное путешествие в таинственное прошлое и сама побывала в образах наших предков, для того, чтобы узнать свои корни, смогла сделать наш край еще прекраснее.

Использованная литература:

  1. Б.А. Трехбратов, Кубановедение. 8 класс. Раздел 2. Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья XIX века. ОИПЦ «Перспективы образования», 2011.
  2. Ю.М. Бодяев, П.П. Матющенко, В.И. Черный. История Кубанского казачества. Краснодар: Традиция, 2010.
  3. Валерий Ратушняк «История Кубани с древнейших времен до конца XIX века» (Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений) / Краснодар: Образовательный издательско-полиграфический центр «Перспективы образования», 2000 год. – 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Казачьему роду нет переводу!"

Сценарий выступления на конкурсе "Алло! Мы ищем таланты!".Участники - члены школьного танцевального коллектива "Акцент" и вокальной группы "Школа".Программа составлена для кадетов казачьего класса МОУ...

Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"

Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы  Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...

Классный час на тему «Славные казачки» (Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)

Расширить знания  учащихся об истории, традициях, обычаях казаков; показать роль женщин-казачек в истории и культуре казачества....

игра "Казачьему роду нет переводу"

классный час «Казачьему роду нет переводу» разработан для учащихся младших классов основной школы (5 – 7 классы). Обучающиеся этого возраста хотят быть активными участниками мероприятий, а не пассивны...

Казачий праздник "Казачьему роду- нет переводу"

Казачий праздник "Казачьему роду -нет переводу"...

Конспект внеклассного мероприятия по кубановедению "Козацькому роду нема переводу"

Данное мероприятие было проведено в группе студентов казачьей направленности, обучающихся на 1 курсе в форме игры-соревнования на знание традиционной культуры кубанского казачества. Мероприятие также ...

Внеклассное мероприятие по кубановедению на тему «Казачьему роду – нема переводу»

Внеклассное мероприятие посвященное духовной культуре казачества....