Главные вкладки

    игра "Казачьему роду нет переводу"
    классный час по краеведению (6 класс) на тему

    Стеликова Галина Валериевна

    классный час «Казачьему роду нет переводу» разработан для учащихся младших классов основной школы (5 – 7 классы). Обучающиеся этого возраста хотят быть активными участниками мероприятий, а не пассивными слушателями. Поэтому учитель применяет активные формы обучения, такие как работа в малых группах, игровые методы. Учитель использует различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: игровое проектирование, исследовательская задача, моделирование ситуаций. Ученики развивают способности решать проблемы на основе собственного, социального опыта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kopiya_stsenariy_kazacheiu_rodu_net_perevodu.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд 1.

    Сценарий классного часа

    «Казачьему роду нет переводу»

    Слайд 2 - 3. Звучит песня о Кубани: «Ты, Кубань, ты наша Родина»

    Вводное слово учителя: Бывают края, что недвижны веками,

                                                Зарывшись во мглу и мох.

                                                Но есть и такие, где каждый камень

                                                Гудит голосами эпох!

    Кубань по праву можно назвать горной дорогой истории, обетованным краем и великим перекрёстком, где сходились пути многих племён и народов.

    Это отложило отпечатки на современный период истории нашего края. Зная прошлое, мы создаём свою сопричастность с историей.

    Краеведение неотъемлемая часть общей культуры человека. Чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства», чтобы сохранить добрые обычаи, весёлые праздники, чтобы лучше использовать природу, чтобы и через 300лет пели птицы, цвели цветы, текли реки, чтобы с бабушками петь старинные песни – нужно знать свой край.

    Вы будете изучать наш край по географии и истории, литературе, биологии. И будете узнавать всё больше и больше…

    А сегодня я приглашаю вас в путешествие!

    1 ученик: Горных рек перекаты,

                      Пламя алых закатов,

                      Серебро полей

                      На Кубани моей

    2 ученик: Заиграли зарницы,

                      В небе синие птицы,

                      Караван журавлей

                      Над Кубанью моей

    3 ученик: Море спелого хлеба,

                      Бирюзового неба,

                      Шум степных кораблей

                      На Кубани моей

    4 ученик: Эту песню свою

                      Об отчизне пою,

                      О раздолье полей,

                      О Кубани моей.

    Помощник ведущего:

    Когда казаки высадились на территории нашего края, их встретила бескрайная степь, да высокие горы. Ни каких тебе дорог, жилищ, городов.

    Вот этим казакам и предстояло поставить крепости, распахать поля – освоить этот край. И для того чтобы справиться с этой задачей они должны были обладать недюжинной силой, смекалкой, иметь знания о природе. А как у вас с этим?!

    Слово «курень» имеет несколько значений. Одно из них – единица войска. Так вот здесь мы видим 4 куреня, которые и будут осваивать наш край. Курень жил самостоятельно, независимо от условий. Сами лечились, питались, ткали, шили, веселились.

    И так в путь.

    Слайд 4. Звучит песня: «Ой, да вспомним, братцы, мы кубанцы»

    Слайд 5. I. Конкурс «Кухня казака»

    Учитель: Перед дорогой надо как следует подкрепиться.

    Условие: за 3 минуты составить меню из растений, которые широко представлены на Кубани. В растениях можно использовать листья, стебли, корни, семена, ягоды, цветы.

    Капитаны команд выбирают карточки.

    4 карточки:

    1

    2

    3

    4

    крапива

    одуванчик

    каштан

    папоротник

    ревень

    тополь

    рогоз  

    цикорий

    Предполагаемые ответы:

    1

    2

    3

    4

    суп (борщ),

    биточки,

    салат

    салат,

    компот

    жарить или варить, мука (лепёшки),

    суп

    стебли варить,

    корни жарить, головки мариновать

    стебли отварить, как овощи,

    варенье

    мука (лепёшки)

    стебли молоть, варить, корни (очистить от кожуры, натереть, и есть или варить, можно получить сахар), жёлтая цветочная пыльца – пропирать хлеб и пропарить!                          

    кофе

    Слайд 6. II. Конкурс  «Зелёная аптека».

    Учитель: После боя (или такого обеда) нам понадобиться  «Зелёная аптека».

    Условие: Отгадать какое лекарственное растение показано на  открытке. Нужно назвать, как оно применяется (от чего) и как готовить. Что-нибудь об этом растении рассказать. Капитаны команд выбирают карточки.

    Предполагаемые ответы:

    1

    2

    3

    4

    Ромашка

    Шалфей

    Мята перечная

    Чабрец

    Противовоспалительное,

    спазмолитическое,

    противоаллергическое,

    потогонное

    Полоскание полости рта, наружно при ранах, ожогах, обморожении

    спазмолитическое,

    желчегонное,

    при тошноте

    Болеутоляющее, отхаркивающее,

    Наружно при кожных заболеваниях

    Слайд 7. III. Конкурс «Кубанские праздники».

    Учитель: А теперь проверим, знаете ли вы кубанские праздники, которые очень любили в старину, да и сейчас справляют. Команда должна отгадать о каком празднике идёт речь в тексте.

    1) Зимний вечер. На улицах страницы темно. Детей начинают собирать к их крёстным родителям. Мать поставить в узелок тарелку с кашей, украсив её сухофруктами и карамельками, по краям положит пирожков. Всю «вечерю» увяжет в чистый белый платок.

    Во время праздничного застолья раздаётся стук в окошко. В тусклом вечернем свете можно рассмотреть пять или шесть маленьких фигур.

    «Заходите в хату», приглашает хозяйка. Мальчик 5-7 лет смущённо проталкиваются в дверь.

                         Я маленький холопчик,

                         Влез на столбчик,

                         Христа забавляю

                         А хозяина с хозяйкой

                         С праздником поздравляю!

    Ответ: Это ночь под Рождество 

     2) В домах готовили много вареников с творогом, пекли горы блинов и оладий. Рано утром в хаты холостяков или засидевшихся невест заходили замужние женщины и с нравоучением привязывали молодым « колодки » - сучок, украшенный цветком.                 « Колодка » говорила об обузе для всей общины. Парни должны были откупиться щедрым угощением. Обычай этот, способствовал заключению браков, и к началу полевых работ молодых семей заметно прибавлялось.

    Последний день этого праздника в народе называли Прощеный день. В этот день принято приходить в гости к родителям, родственникам, соседям и просить прощения за все обиды, причиненные в прошлом году.

    Ответ: Масленица

    3) Этот праздник всеобщего богослужения, после которого люди шли на кладбище помянуть умерших родственников. Здесь же обедали и возвращались домой, одаривали нищих, которые считались людьми угодными богу. На каждом краю станицы устраивали качели, на них парни катали девушек. А на центральной площади располагалась круговая карусель « коника » - любимое развлечение ребятишек. Расплачивались за карусели крашеными яйцами. Девушки водили хоровод и пели песни.

    Ответ: Пасха

    4) Готовились к празднику заранее, по полям собирали душистые травы: чабрец, мяту, мобисток, рубили, ветки клёна, ясени. Полы домов устилали травами, а на воротах, у порога ставили зелёные ветки. Считалось. Что зелёная растительность должна предохранить подворье от злых духов. Кроме того, обычай посыпать пол травами имел и рациональный смысл, так в доме выводились вредные насекомые.

    Гулянья проходили в лесу (на природе) до позднего вечера, но с одним условием: на них запрещалось употреблять спиртные напитки. Чаще всего пили «узвар» - компот из сухофруктов.

    Ответ: Троица

    Слайд 8. IV. Конкурс атаманов.

    Учитель: Пришло время проверить наших атаманов на сообразительность

    Условие: придумать как можно больше слов от слова  «Казачество».

    Слайд 9. V. Конкурс инсценированной кубанской песни.

    Учитель: Казаки умели и любили отдыхать. Я предлагаю конкурс инсценированной кубанской песни.

    Курени показывают домашнее задание.

    Примеры песен для инсценировки, которые знакомы учащимся:

    1. « По Дону гуляет »
    2. « Ой, цветёт калина »
    3. « Как хотела меня мать »
    4. « Зелёный дубочек »

    Слайд 10. VI Конкурс «Легенды и сказки».

    Учитель: Раньше не было телевизоров, и казаки развлекали себя сами. На привале, около костра неспешно лилась простая речь, прерываемая взрывами смеха или многозначительным цоканьем. А какие легенды, сказки, байки знаете вы? Можно самим придумать рассказ о жизни казаков.

    Примеры легенд, которые знакомы учащимся:

    1. « Клад Суворова »
    2. « Лаго – Наки »
    3. « Хитрый казак »
    4. « Курень »

    Примеры игр:

    Игры тренируют память, развивают кругозор. Если останется время или между конкурсами можно провести следующие игры:

    1)Я знаю пять названий: - городов  

                                         - рек

                                               - животных

                                               - станиц

                                               - рыб

    2) Кто больше назовёт:   - улиц нашего города

                                              - одежды казаков

                                              - праздников

                                              - домашней утвари

    3) « Раз, два, три…» улицы назови:    

                                       лекарственные растения

                                       птиц

                                       имена атаманов 

    Слайд 11. Заключительное слово учителя

    Знакомство ребят и гостей с оформлением праздника.

    Подведение итогов.

                                         Кубань – мой край

                               

                          Журчит родник по горным склонам

                               Блестит водою ключевой

                               Кубань – река берёт начало,

                               Орошая всё своёй водой.

                               И я над берегом стою.

                               Ветер шумит пронзительно

                               В кубанском я опять краю

                               Где славно всё и удивительно.    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Казачьему роду нет переводу!"

    Сценарий выступления на конкурсе "Алло! Мы ищем таланты!".Участники - члены школьного танцевального коллектива "Акцент" и вокальной группы "Школа".Программа составлена для кадетов казачьего класса МОУ...

    Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"

    Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы  Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...

    казачьему роду нема переводу

    Аннотация.Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко- культурному наследию Кубани. В настоящее время значительно возрос интерес молодого ...

    Классный час на тему «Славные казачки» (Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)

    Расширить знания  учащихся об истории, традициях, обычаях казаков; показать роль женщин-казачек в истории и культуре казачества....

    Казачий праздник "Казачьему роду- нет переводу"

    Казачий праздник "Казачьему роду -нет переводу"...

    Сценарий игры"Казачьему роду нет переводу"

    Материал для игры 5-7 классов...