"СССР в 1953-1964 гг."( Итоговый урок)
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Акользина Римма Дамировна

Методическая разработка урока для 11 класса.  Урок состоит из трёх основных частей: проверки изученного в виде тестирования,  групповой работы и подведения итогов. Групповая работа основана на технологии "Шесть шляп мышления". Применяются такие приёмы, как: синквейн,кластер, составление таблицы и пр. Учащиеся заранее готовят материал к уроку: проводят анкетирование, опрос, повторяют изученный материал. Представляется, что данная разработка подойдёт тем ребятам, которые действительно проявляют интерес к изучению истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_11_klasse.rar2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. СССР в 1953-1964 гг. Итоговый урок.

Разработчик урока: учитель истории ГБОУ СОШ № 457 г. Москвы Акользина Римма Дамировна

Класс: 11

Форма проведения: нетрадиционная форма урока с использованием компьютерных технологий, технологии «Шесть шляп мышления», приёмов : составление кластера, синквейна, диаграммы и пр.

Тип урока: повторительно-обобщающий, итоговый урок.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»

Задачи урока:

  1. Образовательная: закрепить, систематизировать и обобщить знания об изученном периоде.
  2. Развивающая – закрепить навыки и умения:
  • работать в группах;
  • работать с историческим документом;
  • собирать, анализировать и обобщать информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • применять новейшие приёмы работы на уроке;
  • развивать коммуникативные способности;
  •  выражать свои взгляды на проблему
  1. Воспитательная:
  • формировать гражданско-общественную позицию по данному периоду;
  • воспитывать уважение к истории своей Родины.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Примеры результатов деятельности учащихся

Время

Примечания

I. Организацион-ный момент

Учитель приветствует учащихся и ставит перед ними цель на урок: «Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»

1'

На доске отзывы современников о Н.С.Хрущёве
(см. приложение № 1)

Учитель включает презентацию, слайд № 1

II. Актуализация опорных знаний по пройденной теме. Контрольное тестирование

Учитель раздаёт учащимся тесты по вариантам (см. приложение № 2)

Учащиеся выполняют тестовые задания (ключ к тесту см. приложение № 3)

10'

III. Применение знаний, умений и навыков. Групповая работа

24'

  1. Организация групповой деятельности учащихся

Учитель: « Прошу класс разбиться на 6 групп и надеть шляпы того цвета, которые предложат вам члены экспертной комиссии»

Учащиеся заранее знают о форме проведения урока, поэтому дисциплинированно выполняют поручение. (лучше, если шляпы будут у всех учеников, их можно сделать из бумаги. Как вариант, можно использовать шляпы в виде эмблем)

Группы формируются примерно по 3-4 человека.

Ещё три ученика, наиболее хорошо усвоившие тему, входят в состав экспертной комиссии, которая будет вместе с Учителем анализировать работу групп и подводить итоги в виде устных и письменных оценок

«Прошу внимание на экран. Каждой группе предлагается выполнить задание»

Один из членов экспертной комиссии: «На задание отводится 12 минут. На выступление групп –
12 минут, по 2 минуты на представление итогов вашей работы.»

Другой член экспертной комиссии: «Через три минуты на экране появятся критерии оценивания выступления групп».

Третий член экспертной комиссии: «Вы должны были провести социальный опрос среди населения. Капитаны, сдайте, пожалуйста, результаты капитану «Красной шляпы»

Слайд № 2

  1.  Работа в группах

После того, как участники групп прочитали и осознали свои задания, учитель включает слайд № 3

Члены экспертной комиссии контролируют процесс работы в группах, отвечают на вопросы, требующие уточнения

Слайд № 3

  1. Выступление «Шляп»

«Красная шляпа»:

Также учащиеся представляют отзывы людей, родившихся в 50-60-е гг. и 70-90-е гг. XX в. в виде диаграмм.

«Черная шляпа»:  «По итогам правления Хрущёва мы выделили следующие проблемы…Например, в документе ….сказано, что…, на самом деле …».

Учащиеся используют фрагменты следующих  документов:

1. Стенографический отчет XX съезда КПСС 14-25 февраля 1956 года;

2. Стенографический отчет внеочередного XXI съезда Коммунистической Партии Советского Союза 27 января — 5 февраля 1959 года;

3. Стенографический отчет XXII съезда Коммунистической Партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года.

(см. приложение № 4)

«Желтая шляпа»:

«Белая шляпа»:

«Зеленая шляпа»

Когда? Где?

Сфера деятельности

События

Итоги

1962 г. Куба, СССР, США

Внешняя политика

Карибский кризис подвёл СССР и США вплотную к грани ядерной войны

Конфликт был урегулирован, однако внешняя политика Хрущева была охарактеризова-на как авантюристичес-кая

Учитель включает слайд № 4

«Синяя шляпа»: «Эпоха Хрущёва была весьма противоречивой. Выступления «Шляп» это доказали. Очевидно, что наравне с положительными моментами, такими, как…обнаружилось и много проблем, в частности…Об этом говорили такие известные люди, как….Например…

IV. Составление синквейна

Учитель предлагает подвести итог в виде составления синквейна.

Затем учитель предлагает сверить полученный результат с примером, составленным членами экспертной комиссии.

Учащиеся предлагают свои варианты. Члены экспертной комиссии записывают результаты на доске.

5'

Слайд № 5

Слайд № 6

V. Подведение итогов. Выставление оценок

Члены экспертной комиссии вместе с Учителем подводят итоги выступления групп, одновременно комментируя и выставляя оценки в таблицу, используя слайд № 3

5'

ТСО: доска, компьютер, проектор, экран.

Содержательные элементы урока:

  1. Знание дат, наиболее значимых событий и процессов;
  2. Знание исторических терминов и понятий;
  3. Знание исторических факторов – мест, обстоятельств, участников событий;
  4. Понимание причинно-следственных связей;
  5. Соотнесение единичных фактов и общих явлений;
  6. Установление последовательности исторических событий;
  7. Сравнение исторических событий и явлений;
  8. Анализ исторической ситуации и исторических оценок;
  9. Указание существенных признаков событий и явлений, систематизация исторического материала;
  10. Умение работать с историческим источником: устанавливать его принадлежность , находить необходимую информацию ,выделять ключевые слова и пр.

На уроке имеются все необходимые виды заданий: на хронологию, систематизацию фактов, анализ исторической ситуации, анализ исторических версий и оценок.

Умения и навыки особенно необходимые на ЕГЭ:

  1. Поиск информации в различных исторических источниках, умение анализировать эту информацию;
  2. Умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
  3. Умение выявлять существенные черты исторических процессов, событий и явлений;
  4. Навык формирования собственной позиции  по отдельным ситуациям и проблемам;
  5. Навык представления результатов исследовательской деятельности в различных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка итогового урока истории по теме СССР в 1953-1964 гг.

Содержит задания типа ЕГЭ для самостоятельной работы...

Итоговый урок по теме: "СССР в 1953-1964 г.г.

Итоговый урок по истории в 9 классе...

Методическая разработка итогового урока по истории 11 класс "СССР в 1953-1964 гг."

Обобщить знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.: ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности; экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.; политика мирного сосуществования.особенности ра...

Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить следующие умения и навыки: знание  дат, фактов, понятий, причин и следствий событий,  умение извлекать информацию из источника, анализировать исто...

Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)

Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Итоговый урок в 11 классе по теме «СССР в 1953-1964 гг.».

Итоговый урок. Практическая работа....