"Законы Хаммурапи"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Цели урока:
Образовательная:
- сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве; показать особенности законов их социальную направленность; усвоить понятие «закон»; формировать умение работать с историческими источниками; умение анализировать и обобщать данные, находить причинно-следственные связи; делать выводы.
Развивающая:
-формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах; умение применять знания в новой учебной ситуации; отрабатывать навыки самостоятельной работы; развивать творческие способности.
Воспитательная:
- формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям; давать нравственную оценку принципов построения законов Хаммурапи; воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций; способствовать повышению интереса к истории; способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.
План урока:
I. Организационное начало. Актуализация знаний.
1.Знакомство учащихся с темой и целями урока
2. Личность в истории-Хаммурапи.
3. Как нашли законы царя Хаммурапи.
II. Работа над понятием «закон».
III Практическая работа
III.1 Постановка проблемы для работы с документами
III.2 Самостоятельная работа учащихся с текстом законов в группах.
1 группа. Справедливость законов.
2 группа. Борьба с преступниками.
3 группа. Защита «слабых от сильных»
4 группа. Забота о благоденствии страны
III.3 Обсуждение проблемных вопросов
II.4 Физкультурная пауза (Игра «Хлопай-топай»)
III.5 Самостоятельная работа учащихся с текстом законов в группах.
Решение судебных задач.
III.6 Обсуждение проблемных вопросов. Выводы.
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
V. Информация о домашнем задании.
Основные понятия и термины: закон
Оборудование урока: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карточки с текстом законов, рабочие карты, презентация к уроку , ноутбук (компьютер), проектор, интерактивная доска.
Форма урока: практическая работа с источниками с элементами критического мышления.
Ход урока.
I. Организационное начало. Актуализация знаний.
Ребята, вы уже познакомились с Вавилонским царством Древнего Двуречья. Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию -от Персидского залива до Ассирии включительно. Как его звали? (слайд 2).
Город Вавилон стал столицей империи. Каким был Вавилон можно только предполагать на основе раскопок.(слайд 3)
Попробуем представить как он мог выглядеть (слайд4)
Войдем внутрь через эти ворота богини Иштар. ( слайд5)
На главной площади города мы видим двухметровый столб из черного базальта (слайд 6) Его нашли в 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона.
I.1.Знакомство учащихся с темой и целями урока
В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо.(слайд7).
Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Именно благодаря этому первому своду записанных законов прославился царь Хаммурапи.(слайд8)
«В чем должны были убеждать вавилонян изображения на столбе бога Шамаша и царя Хаммурапи?»
Этот первый записанный свод законов является одним из главных письменных источников, из которого ученые почерпнули много сведений о жизни Древнего Двуречья.
Сегодня мы с вами, ребята, попытаемся извлечь из этого письменного источника как можно больше знаний. Изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне.
Записывают тему урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (слайд9)
II. Работа над понятием «закон».
Ребята, а кто из вас может объяснить, что такое закон?
-это правила, по которым живут люди
-их устанавливает государство
-они обязательны для всех жителей государства
-государство принуждает человека их выполнять
-может наказать за неисполнение этих правил
Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:
Закон – правило, обязательное для выполнения всеми гражданами государства. Запишите это определение в тетрадь. (слайд 10)
III.1 Постановка проблемы для работы с документами
Эти правила регулируют отношения людей в обществе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила.
От того какие законы в государстве зависит жизнь его граждан. Давайте разберемся какими были законы Хаммурапи. В введении на базальтовом столбе написано: « …меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого,…Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения…» (слайд 11).
Работая с документами, мы попробуем разобраться, так ли это.
III.2.Самостоятельная работа учащихся с документами (слайд 12)
Ребята, возьмите карточки красного цвета, прочтите законы и ответьте на вопросы.
1 группа. Справедливость законов.
1)Считаете ли вы законы справедливыми?
2)Защищают они всех одинаково?
3)Что вам не нравится в этих законах?
2 группа. Борьба с преступниками.
1)Как вы считаете, как влияют эти законы на преступность
А) уменьшают ее Б) увеличивают ее В) никак не влияют
2) Что вам не нравится в этих законах?
3 группа. Защита «слабых от сильных»
1)Как вы считаете, защищают ли эти законы жителей Вавилона?
2) Законы для всех одинаковы?
3) Что вам не нравится в этих законах?
4 группа Защита вдов и сирот.
1Вам нравятся эти законы?
2)Способствуют ли этому законы?
III.3 Обсуждение проблемных вопросов
Предположительные выводы
1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.
2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести. Конечно они уменьшают преступность, но из-за очень жестоких наказаний.
3 группа –В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения. Но к рабам относились как к вещи или скотине.
Забота о благоденствии страны
1)Что нужно для того, чтобы государство было богатым (благоденствовало)на ваш взгляд?
А) чтобы жители могли платить налоги
Б)чтобы все добросовестно трудились
В)чтобы не было преступности
Г)чтобы была сильная армия
Д)чтобы было много рабов
Ж) чтобы поля были давали зерно, а сады фрукты
2)Способствуют ли этому законы?
Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?
Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей. (слайд 13)
Учитель:А может отменить эти законы? Что бы произошло в государстве?
Учащиеся: В государстве был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.
Учитель: Как вы думаете, государство стало бы от этого более сильным или слабым?
Учащиеся: Слабым
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 14)
Но мы с вами так и не ответили на вопрос о справедливости законов Хаммурапи.
Только давайте немного отдохнем, а потом продолжим работу.
Физминутка. Игра «Хлопай-топай»
А теперь я предлагаю вам стать юристами и поработать над судебными задачами.
Судебные задачи учащихся:
1) «служитель храма», обвиняющий бедняка в краже имущества из храма, может произносить следующие слова, обращенные к судье: «О господин, этот несчастный похитил из храма священный сосуд! Совершая свое подлое дело, он не испугался даже гнева богов, он нарушил наши законы! Он вор, накажи его!»;
«Это ты похитил священный сосуд из храма богини Иштар? – грозно вопрошает судья.
«О господин, - еле слышно лепечет несчастный, злые демоны похитили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всём без утайки. Ночью шёл я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моём доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзает голод.
«О смилуйся надо мной. Добрая богиня Иштар» - взмолился я и вошёл в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак.
Я подошёл ближе и увидел дорогой священный сосуд. А в голове мелькнула мысль: у богини их много, а я раздет и умираю с голода! На рыночной площади я отдал драгоценность за мешок сладких фиников. Тут раздался крик: «Вор! Ты заплатишь за святотатство!»
«Человека укравшего имущество храма или царя, должно убить.»
2)О господин, прошу помоги. Три года мой сын находится в долговом рабстве. А зерно, которое я взял у соседа отдать все не могу. Урожай из года в год совсем плохой. Сосед требует, чтобы и жена моя пошла в его дом и работала там как рабыня. Защити мою семью, господин!
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
(§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
3)Некий купец с севера привёз в Вавилон строительный лес. Выгодно продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идёт он по улице и видит: около кабачка стоит молодой раб. «Что ты тут делаешь?» «Мой господин зашёл внутрь выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его в тени пальм». «Ты смышленый и послушный раб. – продолжал купец, но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой большой шрам на твоей спине! Неужели от удара?- купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши: -Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого, хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу. Раб согласился. Купец уводит беглого с собой, оба садятся на корабль, но хозяин раба его увидел. Давайте выясним, какое наказание ждёт купца?
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо
дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба человека, либо
рабыню человека, то он должен быть убит.
Ролевая задача №4 и №5 можно использовать дополнительно, если хватит времени.
Свободный общинник обращается к судье: «О господин! Я виноват. Я не успел укрепить дамбу, которая проходит по моему участку, Евфрат разлился, и дамба не выдержала. Вода хлынула на земли общины и весь урожай погиб. Я проклинаю себя за то, что из-за меня понесли урон мои соседи. Но, господин, заболел мой сын, мой помощник, а дел навалилось так много….Мне нечем заплатить, господин, и зерна у меня нет. Смилуйся, господин!»
1.Какое решение примет судья?
2. Справедливо ли оно на ваш взгляд?
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
Ролевая задача №5
Воин, вернувшийся из плена, обращается к судье:
«О, господин, помоги. Судьба сурово со мной обошлась. В последнем военном походе я попал в плен. У моей семьи не было средств, чтобы выкупить меня. Жене пришлось долго ждать, когда меня выкупит дворец. Она заболела и умерла, а мой маленький сын остался сиротой. Его усыновил добрый человек, я благодарен ему. Но теперь я хочу вернуть своего единственного сына. Я видел его вчера, он бросился ко мне навстречу, узнал. Разреши мне забрать его, господин!»
- Какое решение примет судья?
- Справедливо это решение?
(§ 185) Если человек взял в усыновление малолетнего, находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по иску.
(§ 186) Если человек взял в усыновление малолетнего, а когда он его уже взял, тот узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
Группы работают над судебными задачами.(слайд 14)
Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов.
Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?
Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.
Учитель: Ребята, а в каком веке вы живете?
Учащиеся:В 21 веке
Учитель: А в каком веке жил царь Хаммурапи?
Учащиеся: В 18 веке до нашей эры.
Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения нашего времени, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми, а в рабовладельческом обществе считали иначе. Законы Хаммурапи регулировали отношения людей в государстве, отражали интересы различных слоев населения, так как защищали бедных от обращения их в рабство.(слайд15) Законы Хаммурапи соответствуют нормам рабовладельческого общества. Запись в тетрадь Хаммурапи.
4 этап. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Законы соответствуют времени создания. Для 18 века до нашей эры эти законы были справедливыми. Но за длительное время человечество пришло к пониманию, что все должны быть равны перед законом. Отказались от жестоких наказаний. В нашем государстве отменили смертную казнь.
Рефлексия
Учитель: Ребята, а теперь старший в ваших группах выставит вам оценки за работу. А каждый из вас тоже оценит свою работу. Нарисуйте напротив своей фамилии условный знак, он есть на вашем рабочем листе.
5 этап. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания предлагается учащимся творческие задания: 1.Представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите свою речь.
2. Что бы я изменил в законах Хаммурапи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Законы Хаммурапи"
ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи, который, придавая большое значение законодательной деятельности....
Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
Тип урока: урок овладения новыми знаниями. Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обя...
"Законы Хаммурапи"
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"...
"Законы Хаммурапи"
Ход урока...
"Законы Хаммурапи"
Ролевые задачи для учащихся к уроку "Законы Хаммурапи"...
разработка урока истории в 5 классе "Законы Хаммурапи"
5 класс. Цель: воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни....