Разработка урока по истории России в 11 классе "Падение монархии в России"
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме

Безбородых Ольга Владимировна

Разработка содержит конспект урока и слайдовую презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padenie_monarkhii_v_rossii_11_kl.rar867.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: История

Тема урока: Падение монархии в России: причины, отречение от престола, значение.

Класс: 11

        

ФИО: Безбородых Ольга Владимировна

Место работы: МОУ СОШ №3

Должность: учитель истории и обществознания.

Дата разработки:  май 2013 год

г. Алексеевка

2013

Тема урока: Падение монархии в России: причины, отречение от престола, значение.

Цель урока:          Узнать о причинах падения монархии в России и о значении этого события.

Задачи:

 1. Выяснить какие события привели к падению монархии в России, и какое значение это событие имело.

          2. Развивать умение самостоятельной работы с учебным материалом (умения самостоятельно работать с текстом, выделять главное).  Развивать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать свою точку зрения, моделировать ситуацию.

          3. Воспитывать интерес к истории России.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся на уроке: Фронтальная, индивидуальная,  работа в паре, работа в группе. Работа с текстом, заполнение таблицы, продуктивные методы.

Описание необходимого технического оборудования для проведения урока: компьютер, проектор, экран, учебная доска.

Структура и ход проведения урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся, объявление новой темы.
  3. Изучение нового материала

1.Кризис власти и причины вызвавшие его.

2. Февральская революция.

2.1 Создание Советов.

2.2 Состав и программа Временного правительства.

3. Ликвидация монархии.

4. Сущность и особенности Февральской революции.

  1. Первичное закрепление материала
  2. Подведение итогов урока, объяснение д/з.

Словарь урока: Монархия – форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства - монарху, получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.

Основные даты урока: февраль 1917 г.,- февральская революция,

1917 г., 2 марта – отречение Николая II от престола, падение монархии в России,

1917 г., июнь – I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов

Часть урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

1-2 мин.

Приветствие, перекличка

Приветствие, подготовка к уроку

Актуализация знаний.

Объявление новой темы.

Изучение новой темы.

Закрепление изученного.

Вывод. Рефлексия.

Объяснение д/з.

Фронтальный опрос. Слайд 1

Формулировка темы на основе ответов на вопросы фронтального опроса. Слайд 2

Знакомство с планом урока. Слайд 3

Выяснение причин кризиса власти и событий вызвавших его.

  1. Кратко сформулируйте признаки кризиса, назревшего в стране зимой 1916/17 г., и определите его характер (социально-экономический, социально-политический, внешнеполитический, морально-этический и т.д.). Свое мнение аргументируйте.
  2. Какие меры, по вашему мнению, требовалось предпринять правительству для преодоления кризиса? Проанализируйте предложенную сами программу и подумайте, какие слои общества и общественно политические объединения могли поддержать ее в феврале 1917 года.

Дискуссия по вопросам:

  1. Проанализируйте предложения и действия для выхода из кризиса различных социально-политических сил.
  2. Какие из них способны были стабилизировать ситуацию, а какие наоборот, еще больше расшатывали «государственный корабль»?

Работа в группах.

-Февральская революция.

-Создание Советов.

-Состав и программа Временного правительства.

-Ликвидация монархии.

-Сущность и особенности Февральской революции.

Сообщение участниками групп информации по тем пунктам плана,  над которыми они работали.

Тест. Приложение 1

Значение падения самодержавия

  1.  От Николая II отвернулись все его соратники: чиновники, родственники, иностранные правители, которые ранее гарантировали ему свою поддержку, говорит о том, что революция была логическим итогом социально-экономического кризиса.
  2. Как показала история, правление большевиков тоже не принесло положительных результатов, однако, смена государственного правления была необходима обществу.
  3. 1917 год стал началом нового этапа в жизни государства и народа.

В ходе рефлексии учащимся предлагается темы для рассуждения. 1) Если бы монархия в 1917 году не была свергнута.

2) Возможно ли было бы сохранение монархии до сегодняшнего времени?

Изучить § 9, разобрать вопросы и задания после параграфа устно.

Выставление оценок.

           

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему. Записывают в тетрадь.

Знакомятся с планом и ставят перед собой цель урока.

Самостоятельная работа с пунктом 1 §9 с59-60

Устно отвечают на вопросы.

Участвуют в дискуссии. Высказывают свои версии, точки зрения, подтверждают их аргументами.

Делятся на5 групп.

Каждая работает с учебником над своим пунктом плана.

Представители группы рассказывают, остальные тезисно записывают.

Выполняют задания теста.

Делают вывод самостоятельно.

Выбирают одну тему и приводят аргументы в доказательство своей точки зрения.

Записывают д/з


Приложение 1

Тест.

1. Время правления императора Николая II

А) 1896-1918 гг.

Б) 1894-1917 гг.

В) 1896-1918 гг.

Г) 1868-1917 гг.

2. В программе какой из политических партий содержалось положение о «диктатуре пролетариата»?

А) социал-демократов

Б) эсеров

В) кадетов

Г) октябристов

3. А.И. Гучков был одним из лидеров партии

А) кадетов

Б) эсеров

В) черносотенцев

Г) октябристов

4. Партия социалистов-революционеров была создана в

А) 1896 г.

Б) 1898 г.

В) 1902 г.

Г) 1905 г.

Руководителем партии кадетов был

А) А. Гучков

Б) П Милюков

В) В. Ленин

Г) В. Чернов                            Ответы: Б,А,Г,Г,Б

Карточка основного понятия.

Предмет: История

Тема: Падение монархии в России: причины, отречение от престола, значение 

Понятие: монархия

Разработчик: Безбородых О.В. учитель истории и обществознания МОУ СОШ с УИОП№3

Дата разработки: май 2013

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое культура монархия?

Монархия – форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства - монарху, получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.

2

Как получается (из чего состоит, достигается, функционирует) монархия?

Достигается в результате исторически сложившихся обстоятельств и условий, когда  у власти находится правитель, получивший свою власть по наследству и передающий ее таким же образом.

3

Какие преимущества в жизни получит человек, понимая (хорошо зная) монархию?

Расширенный кругозор, умение ориентироваться в теме о формах государства. Знание некоторых аспектов политологии.

4

Какие преимущества в жизни получит ученик, понимая (хорошо зная) монархию?

Сможет справиться с заданиями ГИА/ЕГЭ, которые будут связаны с этим понятием. Сможет сравнивать монархию с другими формами государства, выявлять ее особенности, положительные и отрицательные черты.

5

Какие вероятные проблемы (негативные последствия) могут наступить, если человек не знает (не имеет представления, слабо знает) монархию?

Не будет достаточно квалифицированным, если его профессиональная деятельность как-то связана с этим понятием. Не будет компетентным в данном вопросе.

6

Какие вероятные проблемы (негативные последствия) могут наступить, если ученик не знает (не имеет представления, слабо знает) монархию?

Не даст правильный ответ на уроке, чем снизит свою оценку. Не даст правильный ответ на вопросы ГИА/ЕГЭ, в которых встретится данное понятие, как следствие получит меньший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока по истории России в 9 классе Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века

Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников ...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Разработка урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России».

Предлагаю вам конспект урока по истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Создание тайных обществ в России». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных ...

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».

План – разработка урока  по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.  Тема: «Гражданская война в России»....

Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....