Ценность уроков истории
статья по истории по теме

Коленченко Елена Миргасимовна

В методической статье на конкретных примерах  из педагогической практики показана роль уроков истории в формировании исторического сознания и патриотизма школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolenchenko_tsennost_urokov_istorii.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность уроков истории в  становлении исторического сознания и формировании патриотизма современных школьников.

                                                                                      Е.М. Коленченко.

   Сегодня Россия решает важнейшие задачи модернизации, иинновационного развития. Образование – важнейший ресурс развития страны. Обществу нужны  новые специалисты - компетентные личности, способные находить ответы на  новые реалии  современного мира, на вызовы нашего времени,  патриоты своей Родины, способные любить, беречь и приумножать богатства и авторитет России. Стандарты 2 поколения – реакция на новые реалии: глобализация, инновационность, мобильность, образование всю жизнь. ФГОС – это общественный договор, где учитываются интересы и заказ семьи, общества, государства. Основа ФГОСа – деятельностный подход в образовании. главная цель – образование, компетентность, развитие, воспитание.

      Историческое образование – важнейший ресурс образовательной и воспитательной системы, который помогает формированию мировоззрения, базовых национальных ценностей, патриотизма, гражданственности, способности к историческому мышлению, воспитанию историей, развитию гражданской, познавательной, технологической и коммуникативной компетенций, раскрывает связь прошлого с современностью. Свои функции можно и нужно реализовать, развивая исследовательские навыки и воспитание патриотизма, уважения к истории России на конкретной исторической почве. В тоже время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность проблемами, желанием  и умением их преодолеть, разрешить. 

     Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. По сути история нашего Отечества – это военная история, в которой значительное место занимает наша Российская армия. Уроки, которые помогает определить и усвоить авторский учебный курс «История Российской армии», призваны помочь школьникам исследовать, пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.  Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность проблемами Отечества, поиск  причин и возможных путей решений.

     В образовании и воспитании старших школьников важно особое внимание уделять проблемам политических и социально-культурных кризисов в истории Отечества. Огромный потенциал несет в себе краеведение, которое позволяет обучать и воспитывать гражданина на примерах из жизни родителей, горожан, на ключевых, проблемных событиях из истории нашего региона.

    2012 год – важный этап в решении задач патриотического воспитания, так как это год истории, юбилейных дат  нижегородских ополчений 1612г. и 1812г.

      В этом отношении Смутное время конца XVI –н.XVII вв, когда фактически разрушилась российская государственность, страну разъедал сепаратизм, в наши дела вмешались поляки и шведы, освобождение Москвы, воссоздание российского государства содействовало  цивилизационному возрождению России, предоставляет нам многочисленные проблемы и уроки.  Важнейшими из них являются  уроки выхода из Смуты, который произошел благодаря усилиям всего народа России, всех его слоев, всех национальностей и конфессий. Понять, как  Россия смогла преодолеть Смуту - это очень важно и поучительно. Сплочение, рост национального самосознания россиян, проявления патриотизма каждым гражданином нашей страны в Отечественной войне 1812г. – важнейший урок событий начала 19в.

     Важно уяснить  значимость  эпохальных,  ключевых  в истории событий 1612-1613гг.  и 1812г. для  будущего  России,  подчеркнуть существенный  вклад Нижнего Новгорода в организации патриотического движения,   народных ополчений,  выделить уроки, формировать патриотизм, гражданские навыки,  потребность в нравственном самосовершенствовании и подвести учащихся к пониманию, что любой   государственный праздник – это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее.  

    Это возможно через организацию творческой, проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитие универсальных и исследовательских навыков и умений, написание эссе, творческих работ как на уроках, элективах, так и во внеурочное время, участие в конкурсах,  викторинах, олимпиадах.

    Исследовательская деятельность выполняет важные функции на всех ступенях и  в разных видах образования:

в основной школе – развитие дидактического и

методического обеспечения учебной деятельности средствами

реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования;

в старшей школе – развития исследовательской

компетенции и предпрофессиональных навыков как основы

профиля старшей школы;

 в дополнительном образовании – создания условий для

развития способностей и склонностей обучающихся в

соответствии с их специфическими потребностями в условиях

гибких образовательных программ и индивидуального

сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых

детей;

 в профессиональном образовании – повышения

культуры профессиональной проектной деятельности путем

развития аналитических и прогностических способностей

обучающихся средствами исследования;

 в системе повышения квалификации и переподготовки

кадров – развития навыков творческого проектирования

педагогической деятельности.

     Управлять творческой и проектно-исследовательской деятельностью можно, используя свои навыки и опыт, постоянно повышая профессиональную компетенцию. Школа нуждается в педагогах, которые являются для школьников образцом творческой деятельности, у которых можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность, быть  педагогом и воспитателем широкого профиля. Слагаемые профессионального руководителя детского исследования: ученый – культурно-профессиональная традиция, учитель – педагогическое мастерство, руководитель – организационные и коммуникативные качества,

     Для участия  обучающихся  в  творческой и проектной  работе нужен мотив. Наша цель: «найти» ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению творческой и исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования. Умные, мыслящие, вдумчивые, интересующиеся,  креативные,  самостоятельные, с высокой общей культурой, обладающие здоровыми амбициями  школьники способны к интересным исследованиям и творческим работам.  Хорошим   мотивом  является дальнейшее развитие  личности,  рост авторитета,  стимулирующая  оценка, публичное выступление,  самоутверждение, победы в конкурсах, олимпиадах, успешная сдача ЕГЭ и  т.д. Исследование  и проект как методы и как самостоятельная технология используются на уроках и во внеклассной работе по истории России и краеведению, на классных часах и при проведении праздников, связанных со знаменательными датами нашего государства.  Особенно ребят интересуют  темы, которые   актуальны, т.е. являются требованием времени, посвящены юбилейным событиям,   связанным с  родным краем,  с историей семьи. 

     Нами  разработаны классный час и викторина «День народного единства», районная интеллектуальная игра «Нижегородский подвиг», мини-конференция - защита проектов «Человек на войне», проект учащихся 7кл. «Детская историческая энциклопедия. Смутное время»,  исследовательские проекты учащихся 10-11классов «Образ Минина и Пожарского в летописях 17в.», занявшие 1 место в областном конкурсе исследовательских работ в 2011г., «Историография Смутного времени»,  «История земства в Нижегородском крае», «Нижегородцы-депутаты Государственной Думы в нач. 20в.», «Роль Нижнего Новгорода в Отечественной войне 1812г.». и др.,  отмеченные благодарственными письмами, сертификатами и опубликованные на сайте российской газеты «1сентября», «Нижегородцы-участники Крымской войны», «Человек на войне. Мой прадед Иван Камешков»  «Человек на войне. Мой дед Кулыгин В.П.», получившие дипломы международного общества «Мемориал» и др.   Большинство работ имеют и практическое значение:  презентации используются на уроках,  классных часах, праздниках,  выступления учащихся с собственными исследованиями на Земском собрании  Володарского района, в библиотеке, при подготовке к конкурсам и олимпиадам.

    Одним из видов творческой деятельности старшеклассников является написание и защита сочинений-эссе исторической направленности, таких как «Пути и альтернативы развития России в эпоху Смуты», «Личность гражданина Минина: споры, дискуссии, версии», «Герои и антигерои Смутного времени»; «Уроки российской истории для мирового сообщества»,  «Роль личности в истории», «Наши земляки - кавалеры ордена Александра Невского», «Моя семья в годы ВОВ» и др.

    Интерес  вызывает  подготовка и проведение  интеллектуальных игр по истории ополчений 1612 и 1812гг.,  Московской битвы, Московские князья в 14-15вв,  Реформаторы  России, Полководцы России и др.) для учеников 6-8 классов, подготовленные старшеклассниками в качестве зачетной работы по истории.  Большое значение для развития исследовательских качеств имеют  урок-дебаты Европейские военные школы 18века: прусская и российская»), урок-суд ( «Суд над Петром1), урок-дискуссия («Декабристы»), урок-круглый стол, когда учащиеся анализируют разные точки зрения на ключевые, зачастую спорные события нашей истории, учатся аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, находить общие решения, извлекать уроки для настоящего, видеть дальнейшие перспективы. Так интерес учеников 10-11 классов к личности П.А.Столыпина привел к организации круглого стола «Почему Столыпин – одинокий реформатор?», «Реформы Российской армии»,  к организации конкурса эссе для младших школьников «Личность в истории».

   Обобщение изученного материала, составление сравнительных таблиц, эссе, работа с историческими источниками, с творческими, проблемными и исследовательскими задачами на элективе по подготовке к ЕГЭ по истории способствуют отработке исследовательских навыков.

     Важным   результатом  такой  деятельности  являются  повышения качества  знаний,  формирование  метапредметных  и предметных умений, любовь и уважение к своему Отечеству,  формирование исторического сознания  подрастающего поколения, активность при проведении патриотических мероприятий, интерес и уважение к истории России, высокие баллы  ЕГЭ по истории  (98баллов) и обществознанию (93 балла), победы на районных,  областных и российских олимпиадах и конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.

Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...

Урок истории 8 класс "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности" (технологическая карта)

Разработка урока истории 8 класс по теме "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности" (технологическая карта урока)В приложениях есть раздаточный материал, памятка работы в группах, през...

Разработка урока истории. Духовные ценности Древнего Востока

Урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Духовные ценности Древнего ВостокаИспользуемая педагогическая технология: технология уров...