Открытый урок "Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Как возникли олимпийские игры и как они проходили в древности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiyskie_igry_v_drevnosti_-_otkr._urok_v_5_kl.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по истории в 5 классе

с использованием компьютерных технологий

«Олимпийские игры в древности»

               

                 

Подготовила учитель  истории филиала МБОУ

СОШ №1 г. Чаплыгина Липецкой обл. в с. Братовка

Сонюшкина Н.В.

декабрь 20

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с символикой, историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
2. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов – государств  Греции;
3. Развивать у учащихся умение работать с текстом учебника, анализировать исторические факты, иллюстрации,  делать самостоятельные выводы и высказывать свою точку зрения;
4. Воспитание патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни на примере жизнедеятельности древних греков.

Оборудование урока и использованная литература:

  1. Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2009, п. 32;
  2. Энциклопедия "История. Древний мир". Издательство "Олма-Пресс", 2010г.
  3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 2009 г., с.147-148;
  4. Петрова О.Д. Исторический утренник на тему "Путешествие на олимпийские игры" - см. в кн. "Формы внеклассной работы по истории" Москва, 2011 г., с.224-239;
  5. Мультимедийный проектор.
  6. "Миф", "Пять незабываемых дней", "Олимпия", «Олимпийская символика» - презентации, CD-R;
  7. Карта "Древняя Греция".
  8. Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями).

                                                           
    Ход урока

I. Организационный момент
а) эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке

II. Проверка знаний учащихся по вопросам:

1. Причины переселения греков в другие страны.

2. В каких местах греки основывали колонии. Проверка задания в рабочей тетради

3. Отношения греков со скифами.

4. Работа с картой, историческим лото, новыми словами. Игра «Рыбки»

Учитель

Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…
И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…(слайд 9)
Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов. 
Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.

Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?
А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры. 
Сегодня только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности.
Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром.
Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Олимпийские игры в древности.

План урока:
1.Подготовка к Олимпийским играм 
2.Ход Олимпийских игр
3.Значение Олимпийских игр
(тема, план с помощью компьютера показывается на экране)слайд 2,3

Учитель
Ребята, подумайте, что мы должны, выяснить, изучая тему «Олимпийские игры в древности».
Правильно, ребята. Мы должны выяснить: 
1. Когда и где состоялись первые Олимпийские игры?
2. Как проходили игры?
3. Каковы цели и значение Олимпийских игр?

Учитель
-Вот над этими вопросами мы и будем работать. В этом цель нашего урока.

III. Изучение нового материала
1. Работа с понятийным аппаратом.

Учитель
- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов.
(Слова с помощью компьютера показаны на интерактивной доске), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их.
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.
2. Учитель
Любимым зрелищем всех греков были Олимпийские игры. В год проведения Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги морские и сухопутные становились безопасными и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии, где проходили эти спортивные состязания. Вот перед вами карта Древней Греции, где в южной части
Греции и расположена Олимпия.
(учитель показывает на карте Олимпию ) (слайд 1)

Учитель
О возникновении Олимпийских игр нам известно лишь из мифов и легенд. Давайте познакомимся с ними. (слайд 5)
Ученики знакомятся с версиями об основателях Олимпийских игр.
Первые Олимпийские игры состоялись, кто знает в каком году?

Ученик
В 776 г. до н.э.
Учитель

 А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции. (слайд 16 )

Приложение
Ученик
Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.


Учитель

В конце XIX в. французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи Олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования", будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр?
(Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами). (слайд 8-11)
А почему эти пять колец разного цвета?
А потому, что они символизируют пять континентов:
чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, зелёный – Австралия, синий – Европа. 
А вы хотели бы стать участниками олимпийских игр?
Только ли в спорте можно показать свои способности?
Ученик
В знаниях тоже

Слова учителя:

. Попробуйте, опираясь на свои знания, ответить на вопросы:

В каком городе и когда будут в России зимние Олимпийские игры?

Ученик

В 2014 году 7 февраля в Сочи состоятся зимние Олимпийские игры.

Далее учитель рассказывает об эстафете Олимпийского огня в г. Липецк и перходит к новой теме урока

Олимпийские игры проводятся в честь верховного бога Зевса через каждые 4 года в конце июня - в начале июля.

 На время празднеств устанавливается священный мир!

 Все военные действия немедленно прекращаются!

 На нарушителей этого условия налагается штраф!

 Для всех племен и народов, принимающих участие в играх, страна, где находится святилище Зевса, священна и неприкосновенна!

 В играх участвуют только мужчины!

 Женщинам запрещено быть на Олимпийских играх под страхом смерти!

 К играм надо готовиться в родном городе целый год, а прибыть в Олимпию за 1 месяц, чтобы продолжить подготовку здесь.

 Всякий, кто обидит путника, направляющегося на Олимпийские игры, подвергается проклятию!

Слова учителя (сопровождаются показом слайдов

Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все собираются у храма Зевса, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. Вот жертвенный котел, у которого происходит это действие. Поспешим и мы занять места. Вот судьи клянутся судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы. На второй день начинаются состязания в пятиборье. В простом беге участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика. Его именем называется вся олимпиада. Сегодня блестящую победу одержал Фаил, он опередил даже зайца. Слава ему! Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на землю мертвым. Есть еще бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.(Слайды18-21)

После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевают на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это очень жестокий вид спорта. Панкратион - соединение борьбы и кулачного боя.

На третий день проходят соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках поднимаются на особую насыпь, в руках у них гири. Они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. Друг за другом выстраиваются дискоболы. Они берут в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его в воздухе, наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено. В момент броска тело атлета распрямляется, и диск со свистом рассекает воздух. А копье метают не просто как можно дальше, а в определенную цель.

Наступил четвертый день игр. Он посвящен состязаниям на ипподроме. (слайды26-27) Самым старинным и излюбленным видом был бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требует большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание, видят, как на повороте одна из колесниц вырывается вперед. Наездник умело правит лошадьми. Другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Участвовали в гонках на колесницах только богатые греки, но при этом владелец упряжки мог сам не управлять ею, а нанять возничего.

Состязания окончены. Наступил пятый день - день награждения победителей. (Слайд29) Это происходит у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к алтарю 12 богов. Здесь они совершают благодарственные приношения, а потом отправятся на пир, устроенный в их честь. Каждый победитель может воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трех побед. Возвращение на Родину сопровождается величайшим торжеством: олимпионик в пурпурной одежде со свитой друзей въезжает на четверке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту заказывали оду в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город.

Древние греки уделяли огромное значение гимнастике, спорту. Последуем примеру древних греков - у нас физкультминутка. 
Встали. Проговариваем слова и выполняем движения.
Физкультминутка

Мальчики и девочки,- вы на моём уроке.

Скорей поставьте руки в боки,

 А теперь на плечи руки , чтоб не водилось скуки.

И качайтесь в такт прибоя-

Ты со мною, я с тобою,

Ты со мною, я с тобою.

Присели, привстали,

 Присели, привстали, сели за парту

Прогнулись  и конечно улыбнулись.

Итак, проверим, как внимательно вы слушали и смотрели.

Давайте померяемся силами в викторине знаний. (слайд 31-38 )

1. Какая страна является родиной Олимпийских игр?

2. От какого слова произошло название «Стадион»?

3. Чему равен один «стадий»?

4. Что означает пять переплетённых собой колец?

5. Что такое хартия?

6. Чем награждают Олимпийских чемпионов в наши дни?

7. В каком году были основаны первые Олимпийские игры?

8. Как назывались победители Олимпийских игр?

9. Через какой прмежуток времени проводятся Олимпийские игры?

Крупнейший греческий историк Геродот, прозванный «отцом истории» написал историю греко-персидских войн. Он решил познакомить с этим сочинением греков, прочитав вслух некоторые главы. Куда он решил отправиться, чтобы выполнить это решение?

Учащиеся

Геродот отправился на Олимпийские игры в Олимпию, куда съехались сотни участников игр и тысячи зрителей, поскольку в Олимпии во время игр наряду с атлетами выступали музыканты, поэты, писатели. ( Слайд 30  )

Каково значение Олимпийских игр для самих греков? Откройте с. 154, последний абзац, прочтите высказывание древнего писателя об отношении греков к Олимпийским играм и ответьте на вопрос.
Учащиеся
Судя по высказыванию, грекам приходилось часто воевать, поэтому они стремились воспитать своих юношей мужественными защитниками родины, поэтому они и уделяли огромное значение спортивным занятиям. Кроме того Олимпийские игры способствовали установлению мира и сближению населения городов – государств.
Учитель
Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам (слайд )
Учащиеся
запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешали участвовать?
Ученик
В пяти, потому что запрещены военные действия во время Олимпийских игр
 IV Закрепление
Учитель
Скажите, а чем современные Олимпийские игры отличаются от Олимпийских игр Древней Греции. Кто назовёт хотя бы несколько отличий?

Ученик
1. Сегодня участниками Олимпийских игр являются и женщины.
2. Много других видов состязаний, например в зимних Олимпийских играх такие виды соревнований, которых не было в Греции – это фигурное катание, хоккей, лыжные гонки и др.
3.Олимпийские игры проводятся по очереди в разных государствах.

Учитель
А что общее?
1. Общее – это то, что они происходят 1 раз в 4 года.
2. Каждый спортсмен также упорно занимается и старается вести здоровый образ жизни.
3. Победителей также награждают, только сегодня не венки из ветвей оливы, а медали.
4. Многие виды состязаний такие же, как и в Древней Греции.

Выполнение задания. Игра «Логическая цепочка» (установить последовательность событий)
1. Тренировка атлетов
2. Пятиборье
3. Прекращение войны
4. Клятва судей честно судить
5. Награждение победителей
6. Гонка на колесницах
7. Атлеты приносили жертву богам
8. Жители города встречают своего победителя

V. Итог урока
Подводим итог урока.
О чём мы узнали сегодня на уроке, изучая тему «Олимпийские игры в древности».
Посмотрите на план нашего урока. (слайд 2)
Мы узнали, когда и где состоялись первые игры, рассмотрели ход игр, познакомились с Олимпийской символикой.  Мы, знаем, какие виды состязаний были у греков и какое значение имело всё это для них. Провели викторину знаний, узнали чем чем современные Олимпийские игры отличаются от Олимпийских игр Древней Греции. Назвали  несколько отличий.
Ребята! Сегодня вы были участниками умственной викторины.  А так как спортсмены Греции за свою победу получали  венки из оливы, то и у нас победитель получает свой венок и вы все оценки за урок.

Запишите домашнее задание (слайд 41) и дайте, пожалуйста, дневники.  Спасибо за урок.


Выполнение задания. Игра «Логическая цепочка» (установить последовательность событий)
1. Тренировка атлетов
2. Пятиборье
3. Прекращение войны
4. Клятва судей честно судить
5. Награждение победителей
6. Гонка на колесницах
7. Атлеты приносили жертву богам
8. Жители города встречают своего победителя

Выполнение задания. Игра «Логическая цепочка» (установить последовательность событий)
1. Тренировка атлетов
2. Пятиборье
3. Прекращение войны
4. Клятва судей честно судить
5. Награждение победителей
6. Гонка на колесницах
7. Атлеты приносили жертву богам
8. Жители города встречают своего победителя

Выполнение задания. Игра «Логическая цепочка» (установить последовательность событий)
1. Тренировка атлетов
2. Пятиборье
3. Прекращение войны
4. Клятва судей честно судить
5. Награждение победителей
6. Гонка на колесницах
7. Атлеты приносили жертву богам
8. Жители города встречают своего победителя

Выполнение задания. Игра «Логическая цепочка» (установить последовательность событий)
1. Тренировка атлетов
2. Пятиборье
3. Прекращение войны
4. Клятва судей честно судить
5. Награждение победителей
6. Гонка на колесницах
7. Атлеты приносили жертву богам
8. Жители города встречают своего победителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"

Цели урока:1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими иг...

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в  древности" и презентация к уроку,  5  класс (ФГОС)...

Презентация к открытому урок "Олимпийские игры в древности"

Виды соревнований, символика соревнований, викторина....

Открытый урок 5 класс "Олимпийские игры в древности"

Методическая разработка открытого урока предназначена для учащихся 5 класса , обучающихся по программе Федерального государственного образовательного станларта....

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Открытый урок по теме «Олимпийские игры в древности»Цели урока: Познакомить с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней ГрецииПродолжить формировать умени...

Открытый урок на тему:"Олимпийские игры в древности"

 Данный урок я провела на районном методическом объединении.Тема:"Олимпийские игры в древности"....