Открытый урок на тему:"Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс)

   Данный урок я провела на районном методическом объединении.Тема:"Олимпийские игры в древности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_olimp.igry_.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по истории:  

«Олимпийские игры в древности»

Класс: 5 «Д»

Возраст учащихся: 11 лет

Провела учитель истории: Губашева А.А.

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Цели для ученика:

Предметные: умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты.

Метапредметные: готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение, способность решать творческие и проблемные задачи.

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, здоровьесберегающая технология.

Тип урока: изучение нового материала «Открытие новых знаний».

Форма урока: урок-игра

Новые понятия: Олимпийские игры, стадия, атлеты, лавровый венок, пятиборье.

Форма контроля: работа с проектом и проблемным вопросом.

План урока:

  1. Миф об основании Олимпийских игр.
  2. Олимпия-место проведения игр.
  3. Виды спорта.
  4. Олимпийские чемпионы.
  5. Церемония награждения.

                                             Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Слайд №1)

Ученик:  «В 5-Д классе состоится необычное состязание!

Ристалище тех, кто историю любит!

Главным оружием знание будет.

Победа сильнейшему — вот награда!

Вас ждет ОЛИМПИАДА!!!»

Учитель:Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными   и активными. Ребята, а вы хотите быть здоровыми? Хотите заниматься спортом? Может быть кто-то из вас уже занимается спортом? Вам нравится?

Ответы учащихся.

Учитель: Хорошо. Попрошу моего помощника вынести черный ящик.

Я вчерный ящик положила некий предмет, который  непосредственно касается сегодняшней нашей темы. В конце урока вы попробуете отгадать, что же в нем лежит.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами. Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие произошло в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались?

Выслушиваются предположения учеников, формулируется тема занятия. Слайд №2.

Учитель: Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

В тетради записываются число и тема урока.

Учитель: Записали? А у нас гости! Давайте встретим его и послушаем с какой новостью он к нам пришел.

Выходит глашатай: Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие! В течение пяти дней  будут идти олимпийские игры!

Учитель:Спасибо. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в Древнюю Грецию и посетим Олимпийские игры. Ребята, давайте поставим цели урока.

Ответы учащихся.

Учитель: А что еще вы бы хотели узнать на уроке?

Ответы учащихся.

Учитель: Хорошо. Смотрим все на наш план урока (слайд № 3)

Учитель: формулируем проблемный вопрос.

Ответы учащихся.

Учитель: Проблемный вопрос на экране и попробуем ответить на него в конце урока. (слайд № 4)

Учитель: Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

Работа с картой.

Ответы учащихся.(Этот город располагался в Южной Греции в Элиде, в северо-западной части полуострова Пелопоннес).

Учитель: Как вы думаете, почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

Ответы учащихся. ( Удобное местоположение, легко добраться).

Учитель:Существуют много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Ангелине было дано задание узнать об этом.

Ответ учащейся.По одной из версии. Царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, -преступником.

Учитель: в Олимпиаде участвовали все греческие полисы. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. Игры были честными. Существует еще одна легенда почему именно Олимпия стала местом проведения игр. (слайд № 5).

Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 г.до н.э. (Запись в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: 

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

 

Учитель: 

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.

Учитель: слайд №6. Здесь показан небольшой фрагмент входа на стадион в Олимпии.

Слово предоставим судье Олимпийских игр.

Выступает судья:Я,судья,клятвенно обещаю, что буду выносить свои решения честно и неподкупно.

Учитель: представьте, что все вы атлеты на играх, давайте вместе дадим клятву (слайд №7). 1. Бороться честно. 2. Соблюдать правила. 3. Не позволять себя подкупать.

Учитель: ребята, а вы знаете, когда зародилась традиция зажигать олимпийский огонь?

Ответы учащихся.

Учитель: в первый день состязаний несколько групп атлетов стояли с факелами на старте с зажженным факелом. Нужно было пробежать 800-1000 м, чтобы пламя не угасло. Одержавшие победу и зажигали пламя у алтаря Бога.

Задание:слайд № 8. Посмотрите и скажите какие виды состязаний существовали у древних греков? Включить музыку сиртаки. Учащиеся думают и отвечают.

стр. 165-166,прочитать основные состязания.

Учитель: слайд № 9. Пять незабываемых дней. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

 

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный  бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы  получали серьезные увечья.

Учитель: слайд № 10. Задание ответить на вопрос: как вы можете прокомментировать этот факт?

Ответы учащихся.

5-й день Олимпиады. (слайд № 11).

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю».

Учитель: ребята, игры в самом разгаре, но вот атлета кто-то хочет подкупить?

Работа с документом стр.165. Ответить на вопрос.

Учитель: наступает самый волнительный момент. Церемония награждения. Хотите познакомиться с чемпионами олимпийских игр?

Выходит Аполлон и награждает двух чемпионов лавровым венком: давайте познакомимся с чемпионами.

Ученики:я-Милон. Афинянин. Победитель олимпийских игр. Победил в честном кулачном бою

Я-Феоген,спартанец. Чемпион Олимпийских игр. Победил в гонке на колесницах.

Учитель: Уважаемые чемпионы, к вам спешит современный корреспондент и хочет взять у вас интервью. Ученица выходит и спрашивает

Корреспондент: почему на Олимпийских играх я не видела присутствие женщин?

Чемпион отвечает: стр.165

Учитель: а сейчас победители поедут домой.

Схема в тетрадь. Стр.167 победителям устанавливали статуи, бесплатные обеды, билеты в театр, освобождение от налогов.

Учитель: Переходим к обсуждению проблемного вопроса.

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление изученного материала. (слайд № 12). Решить задачу.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

 (можно использовать белые  и черные  карточки)

1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .

2. Первые Олимпийские игры были в  750-м году  до нашей эры.

3. С наступлением  зимы, у подножия горы Олимп начинались  Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. Пятиборье  - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

4) Как называли участника состязаний? (атлет)

6) Время года, когда проходили Олимпийские Игры? (лето)

7) Сколько дней проходили Олимпийские Игры? (5 дней)

Слайд №12. Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.

Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20?4=5).

Выставление оценок за урок. 

Ребята! Вы хорошо усвоили материал. А я хочу оценить вашу работу на уроке.

VI. Домашнее задание: слайд № 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности"

Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности" Цели урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. Рассказать учащим...

Урок на тему "Олимпийские игры в древности"

Цель урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции....

Открытый урок 5 класс "Олимпийские игры в древности"

Методическая разработка открытого урока предназначена для учащихся 5 класса , обучающихся по программе Федерального государственного образовательного станларта....