Открытый урок на тему:"Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Данный урок я провела на районном методическом объединении.Тема:"Олимпийские игры в древности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по истории:
«Олимпийские игры в древности»
Класс: 5 «Д»
Возраст учащихся: 11 лет
Провела учитель истории: Губашева А.А.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.
3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;
Цели для ученика:
Предметные: умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты.
Метапредметные: готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение, способность решать творческие и проблемные задачи.
Личностные
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
8. Представлять информацию в разных формах (текст).
Коммуникативные
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
Учебное оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.
Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, здоровьесберегающая технология.
Тип урока: изучение нового материала «Открытие новых знаний».
Форма урока: урок-игра
Новые понятия: Олимпийские игры, стадия, атлеты, лавровый венок, пятиборье.
Форма контроля: работа с проектом и проблемным вопросом.
План урока:
- Миф об основании Олимпийских игр.
- Олимпия-место проведения игр.
- Виды спорта.
- Олимпийские чемпионы.
- Церемония награждения.
Ход урока:
- Организационный момент.
(Слайд №1)
Ученик: «В 5-Д классе состоится необычное состязание!
Ристалище тех, кто историю любит!
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему — вот награда!
Вас ждет ОЛИМПИАДА!!!»
Учитель:Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными. Ребята, а вы хотите быть здоровыми? Хотите заниматься спортом? Может быть кто-то из вас уже занимается спортом? Вам нравится?
Ответы учащихся.
Учитель: Хорошо. Попрошу моего помощника вынести черный ящик.
Я вчерный ящик положила некий предмет, который непосредственно касается сегодняшней нашей темы. В конце урока вы попробуете отгадать, что же в нем лежит.
- Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами. Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное событие произошло в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались?
Выслушиваются предположения учеников, формулируется тема занятия. Слайд №2.
Учитель: Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
В тетради записываются число и тема урока.
Учитель: Записали? А у нас гости! Давайте встретим его и послушаем с какой новостью он к нам пришел.
Выходит глашатай: Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие! В течение пяти дней будут идти олимпийские игры!
Учитель:Спасибо. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в Древнюю Грецию и посетим Олимпийские игры. Ребята, давайте поставим цели урока.
Ответы учащихся.
Учитель: А что еще вы бы хотели узнать на уроке?
Ответы учащихся.
Учитель: Хорошо. Смотрим все на наш план урока (слайд № 3)
Учитель: формулируем проблемный вопрос.
Ответы учащихся.
Учитель: Проблемный вопрос на экране и попробуем ответить на него в конце урока. (слайд № 4)
Учитель: Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?
Работа с картой.
Ответы учащихся.(Этот город располагался в Южной Греции в Элиде, в северо-западной части полуострова Пелопоннес).
Учитель: Как вы думаете, почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?
Ответы учащихся. ( Удобное местоположение, легко добраться).
Учитель:Существуют много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Ангелине было дано задание узнать об этом.
Ответ учащейся.По одной из версии. Царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, -преступником.
Учитель: в Олимпиаде участвовали все греческие полисы. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. Игры были честными. Существует еще одна легенда почему именно Олимпия стала местом проведения игр. (слайд № 5).
Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 г.до н.э. (Запись в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
Вопрос учащимся:
Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?
Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Учитель:
На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
Учитель: слайд №6. Здесь показан небольшой фрагмент входа на стадион в Олимпии.
Слово предоставим судье Олимпийских игр.
Выступает судья:Я,судья,клятвенно обещаю, что буду выносить свои решения честно и неподкупно.
Учитель: представьте, что все вы атлеты на играх, давайте вместе дадим клятву (слайд №7). 1. Бороться честно. 2. Соблюдать правила. 3. Не позволять себя подкупать.
Учитель: ребята, а вы знаете, когда зародилась традиция зажигать олимпийский огонь?
Ответы учащихся.
Учитель: в первый день состязаний несколько групп атлетов стояли с факелами на старте с зажженным факелом. Нужно было пробежать 800-1000 м, чтобы пламя не угасло. Одержавшие победу и зажигали пламя у алтаря Бога.
Задание:слайд № 8. Посмотрите и скажите какие виды состязаний существовали у древних греков? Включить музыку сиртаки. Учащиеся думают и отвечают.
стр. 165-166,прочитать основные состязания.
Учитель: слайд № 9. Пять незабываемых дней. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.
1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь.
2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину.
3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?
В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.
4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.
Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.
Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.
Учитель: слайд № 10. Задание ответить на вопрос: как вы можете прокомментировать этот факт?
Ответы учащихся.
5-й день Олимпиады. (слайд № 11).
В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю».
Учитель: ребята, игры в самом разгаре, но вот атлета кто-то хочет подкупить?
Работа с документом стр.165. Ответить на вопрос.
Учитель: наступает самый волнительный момент. Церемония награждения. Хотите познакомиться с чемпионами олимпийских игр?
Выходит Аполлон и награждает двух чемпионов лавровым венком: давайте познакомимся с чемпионами.
Ученики:я-Милон. Афинянин. Победитель олимпийских игр. Победил в честном кулачном бою
Я-Феоген,спартанец. Чемпион Олимпийских игр. Победил в гонке на колесницах.
Учитель: Уважаемые чемпионы, к вам спешит современный корреспондент и хочет взять у вас интервью. Ученица выходит и спрашивает
Корреспондент: почему на Олимпийских играх я не видела присутствие женщин?
Чемпион отвечает: стр.165
Учитель: а сейчас победители поедут домой.
Схема в тетрадь. Стр.167 победителям устанавливали статуи, бесплатные обеды, билеты в театр, освобождение от налогов.
Учитель: Переходим к обсуждению проблемного вопроса.
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
IV. Закрепление изученного материала. (слайд № 12). Решить задачу.
Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?
(можно использовать белые и черные карточки)
1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .
2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
9. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.
4) Как называли участника состязаний? (атлет)
6) Время года, когда проходили Олимпийские Игры? (лето)
7) Сколько дней проходили Олимпийские Игры? (5 дней)
Слайд №12. Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.
Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.
Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20?4=5).
Выставление оценок за урок.
Ребята! Вы хорошо усвоили материал. А я хочу оценить вашу работу на уроке.
VI. Домашнее задание: слайд № 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-56255-1357493448.jpg)
Урок по теме "Олимпийский игры в древности"
Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция) ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606657-1426140338.png)
Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности"
Урок по теме "Олимпийские игры в древности и современности" Цели урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. Рассказать учащим...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-910758-1490801754.jpg)
Урок на тему "Олимпийские игры в древности"
Цель урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-1167417-1569436527.jpg)
Открытый урок 5 класс "Олимпийские игры в древности"
Методическая разработка открытого урока предназначена для учащихся 5 класса , обучающихся по программе Федерального государственного образовательного станларта....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1109424-1550213903.jpg)
Методическая разработка урока по теме: «Олимпийские игры в древности» Урок истории в 5 классе.
урок открытия новых знаний...