Развитие сельского хозяйства в годы правления Н.С.Хрущёва.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Тема урока «Развитие сельского хозяйства в СССР в годы правления Н.С. Хрущёва.

 

Образовательная цель: познакомиться с достижениями и просчётами в развитии сельского хозяйства в 1953-1964 г. г.

Развивающая цель: уметь анализировать экономическую политику в данный период развития государства, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретённые знания на практике, умение работать с документами.

Воспитательная цель: вызвать интерес к прошлому нашего государства, гордость за  достижения данного периода в нашей стране.

Тип урока: лабораторно-практический.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, документальный материал.

 

Основные понятия: экстенсивное и интенсивное хозяйство, целина, реабилитация, машинно-тракторные станции (МТС), «кукурузная эпопея».

 

 

План урока.

1.Экономический курс Г. Маленкова.

2. Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущёва:

   а) лозунг «Догоним и перегоним Америку»;

   б) освоение целины

   в) отношение государства к подсобному хозяйству

   г) «кукурузная эпопея»;

3. Итоги реформ в экономике.

 

 

 

 

 

Опрос.

1.Подобрать к датам события:

Март-июнь 1953

Лето 1953-февраль 1955

Февраль 1956

Октябрь 1957

Декабрь 1958

2.Кто был автором программы экономического развития страны после войны?

   Каковы были проекты программы?

   (смягчение в управлении экономикой, существование частных хозяйств крестьян и      кустарей, децентрализация управления, ликвидировать колхозы)

 

3. Какая точка зрения победила?

   Сталинская  (модель децентрализации в планировании и управлении экономикой)

4.Задание «Лови ошибку». Работа в 3 группах.

   Учащимся предлагается текст, описывающий развитие страны в предыдущий период времени с 1945-1953 г. г. Необходимо найти в нём ошибки и неточности.

Группа 1. РАЗВИТИЕ СССР В 1945-1953 г. г.

Война принесла нашей стране огромные людские и материальные проблемы. Были разрушены города и поселки, уничтожены либо выведены из строя заводы и фабрики, не функционировала железная дорога. Посевные площади значительно сократились.

Война унесла почти 27 млн. человеческих жизней, и это самый ее трагический урок. Сокращение рабочей силы, отсутствие полноценного питания и жилья вели к снижению уровня производительности труда по сравнению с довоенным периодом.

К восстановлению хозяйства страна приступила сразу после окончания войны. Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1951 г. г.) было восстановлено либо вновь построено свыше 6000 промышленных предприятий. Ослабленное сельское хозяйство страны восстанавливалось путем структурной перестройки колхозов.

Группа 2. РАЗВИТИЕ СССР В 1945-1953 г. г.

В 1952 году вышла в свет работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней он отстаивал идеи преимущественного развития сельского хозяйства, ускорения полного огосударствления собственности в сельском хозяйстве и промышленности, выступал против любых попыток оживления рыночных отношений.

 

Выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря самоотверженности и труду миллионов советских людей. А возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал улучшение ряда показателей в послевоенный период.

Война дала демократический импульс, пробудила осознание необходимости ослабления партийно - идеологического пресса. Война изменила общественно - политическую атмосферу в стране, проломив «железный занавес». Участники европейского похода Красной Армии воочию увидели тот мир, о котором они знали раньше исключительно из пропагандистских материалов, разоблачавших его пороки. Мир стал открытым. «Железный занавес» прекратил сове существование. Общество вступило в стадию более демократичного развития.

Группа 3. РАЗВИТИЕ СССР В 1945-1953 г. г.

Снизилось и количество репрессий. Система ГУЛАГ в послевоенные годы утратила свое значение. Национальная политика также отличалась демократичностью.

Духовная сфера также избавилась от пороков закрытости и косности. В конце 40-х годов даже появилось новое понятие - «космополитизм», которое использовалось для характеристики демократического, общемирового, «широкого» сознания и образа мыслей.

Международное положение в этот период характеризуется делением мира на сферы влияния СССР и США, а также  событиями так называемой «Холодной войны». «Холодной войной» называют режим ведения военных действий с применением новейших научных технологий.

Вопрос. 5.Как шла борьба за власть после смерти Сталина?

        Назвать 3 этапа борьбы и их итог.

 

Вывод: после окончания войны начинаются экономические дискуссии в руководстве СССР. Побеждает сталинская точка зрения. После смерти Сталина начинается борьба за власть и побеждает Н.С. Хрущёв.

И мы сегодня должны рассмотреть сельскохозяйственную политику Н.С. Хрущёва. А для этого необходимо рассмотреть экономические дискуссии, которые разгорелись с новой силой после смерти  Сталина. Страна нуждалась в разработке новой экономической стратегии.

 

 

 

 

 

 

Экономический курс Маленкова Г.

Вопрос. Какие экономические новации предложил Г. Маленков летом 1953 г.?

 

 

 

 

Вывод: 1. Упор на развитие лёгкой и пищевой промышленности, а также с\х.

              2. Повышение урожайности.

              3.Усиление личной заинтересованности колхозников.

              4.Снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного

                 хозяйства колхозников.

              5.списать долги по с\х налогу.

Вопрос. Это какой тип хозяйства? (интенсивный)

 

Итоги развития с\х при Маленкове.

1953-1958-прирост с\х продукции составил 34% по сравнению с предыдущей пятилеткой.

Таких темпов развития село не знало со времён нэпа.

Улучшилось благосостояние крестьян.

Впервые введены пенсии колхозникам.

Стали выдавать паспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лозунг «Догоним и перегоним Америку».

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

Но с отстранением Маленкова вся инициатива по реформированию страны перешла к Н.С. Хрущёву.

 

 

Сравнить 2 точки зрения Маленкова и Хрущёва.

Учебник, п.1,№ 40, стр.277-278.

 

 

Задание по учебнику стр.278. Каковы пути развития с\х предложил Хрущёв?

1.повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию

2. быстрое расширение посевных площадей

Вопрос. Какой тип хозяйства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целина.

 

 

                                         

Вопрос. Стр. 278.

Когда и как началось освоение целины?

1954-началось освоение целины в Казахстане и Западной Сибири. Было направлено свыше 30 тыс. коммунистов и более 120 тыс. специалистов с\х. За первые 5 лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн га целинных земель.

 

Изучите документ и ответьте на вопросы к документу. Из воспоминаний целинника.

Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих

стратегии, которые        впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны.

Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально – технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход в то время был невозможен.

 

Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?
Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?
В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?
Согласны ли вы с мнением целинника о том, что “иной подход был бы в то время невозможен”? Почему? 

 

Задание. Стр. 278-279

Как  изменилось отношение государства к личному подсобному хозяйству крестьян в конце 50-х г. г.

Почему реорганизованы МТС?

Каков результат? Продовольственная проблема в СССР.

 

Кукурузная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос. Что сказано о кукурузной политике в учебнике на стр. 279.

               Чем она закончилась? Кризис с\х. Семилетний план по с\х был провален.

 

Итог. Ухудшение с\х производства.

Массовые  закупки зерна за границей, ставшие позже постоянными.

 

 

Задание. Проанализировать данные диаграммы: темпы роста с\х производства в 1951-1965г.г.

 

1951-1955г.г.                     1956-1960г.г.            1961-1965г.г.

     20,5%                                      30%                           11%

 

Закрепление материала. Заполнить таблицу «Содержание и результаты   

                                           реформ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог. Ухудшение с\х производства. Ухудшение снабжения населения продуктами питания. Начало импорта зерна из-за границы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказать своё мнение.

 

 

 

«Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому не грех поучиться всем нам…»       М. Ромм (кинорежиссер)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

Д\з. № 40, проанализировать развитие промышленности и социальной политики. Положительные достижения и просчёты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География сельского хозяйства. Урок с применением технологии развития критического мышления.

Конспект урока географии в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письма Тема урока:География сельского хозяйства Класс: 10Используемые технолог...

ТЕМА внеклассного мероприятия: «Особенности развития сельского хозяйства на Кубани.»

Цель мероприятия:  ознакомить учащихся с особенностями сельского хозяйства на Кубани и перспективами его развития, воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края. З...

Урок по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе

Разработка урока по теме "Сельское хозяйство и рекреационное хозяйство Краснодарского края" в 9 классе, учебник Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой, издательство "Мнемозина". Раздел "Регионы России", тема "С...

Значение перерабатывающей промышленности в развитии сельского хозяйства

Пищевая перерабатывающая промышленность входит в третье звено АПК, является одной из стратегических отраслей экономики. Уровень развития данной отрасли определяет жизнеобеспеченность населения и...

Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....

Конспект интегрированного урока - конференции «Генномодифицированные организмы в условиях развития современного мирового сельского хозяйства».

Конференция, как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории учеников, которые объединены одной целью — решение определенной теоретической ил...