Разработка урока по истории в 9 классе по теме "Россия на рубеже XIX-XX вв"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Сотникова Надежда Леонтьевна

Целью данного  урока является показать социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX столетия.

Урок являеся вводным по курсу история России  XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nlsotnikova_9kl_ir_rossiya_na_rubezhe_xix-xxvv.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1(23)                                                                                                                       9  класс.

Тема: Россия на рубеже 19-20 вв.

Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20-го столетия.

Задачи: выявить особенности социально-экономического и политического развития страны;

-развивать умение учащихся характеризовать национальную политику самодержавия, политическое развитие российского общества, выделять причины бедности российского крестьянства;

-формировать навыки работы с картой «Российская империя в начале 20 века»

Оборудование: карта

Понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

План.

1.Содержание курса «История России.20 век.»

2.Российская империя: территория и население.

3.Особенности социально-экономического развития России.

4.Политическое развитие российского общества.

Вступительное слово учителя.        

        В этом учебном году мы изучаем одну из самых сложных страниц русской истории – историю 20 в. И хотя прошло чуть более 100 лет, ловим  себя на мысли, что так мало знаем о своем сравнительно недавнем прошлом.

Ну что мы заем о мире-

О древнем? О средних веках?..

Что дважды два, - не четыре?

Что правда горит на кострах?

        А в сущности, что же мы знаем о дедах?

        Имен не сберечь?

        Беспамятство – сила презлая,

        Об этом сегодня и речь.

Годы плетут свои сети,

Как сыплет безвременья снег!

…А меньше всего на свете         

Мы знаем ХХ век…

XX век является одним из наиболее ярких и трагичных периодов истории России: ускоренное развитие экономики, три революции, переход власти от «верхов» к «низам», разные типы политического устройства, участие в двух мировых войнах, высокие достижения в области культуры и науки. За всеми крутыми поворотами истории стояли конкретные люди со своими жизненными интересами, радостями и потерями, взлетами и падениями. На последующих уроках мы более подробно остановимся на ключевых моментах истории России ХХ века.

Знакомство со структурой и методическим аппаратом учебника.

-  Изучить период истории России ХХ пожет учебник «История Отечества. ХХ век.» Авторами этого учебника являются Загладин Никита Вадимович, Минаков Сергей Тимофеевич, Козленко Сергей Иванович и Петров Юрий Александрович.

- Откройте оглавление учебника и прочитайте названия разделов, которые будем изучать в этом учебном году.

- Подумайте, с какими темами вы уже знакомы из курса всеобщей истории.

1.Территория.

К началу ХХ века по территории(27,2 млн. км2) Россия занимает II место в мире, уступая лишь Великобритании.

Особенности: огромные размеры и сложный национальный состав.

2. Население.

К началу ХХ в. По численности населения (около 130 млн. чел.) Россия занимала III место в мире, уступая лишь Китаю и Британской империи с ее колониями.

Задание: Рассмотрите карту на 1 форзаце учебника. Подумайте, равномерно ли было распределено население на территории России?

 3. Плотность населения.                            

Крайне низкая - 8.3 человека на 1км в квадрате.Распределение по стране было крайне неравномерно 72%населения, проживало на европейской части, на территории Сибири только 5%

4. Общая характеристика населения страны.

В  городах проживало 14% населения, тогда как в Англии- 78%, в Германии-57%. Лишь Москва и Питербург имели более 1 млн . жителей.

Смертность населения  в  России  была самой высокой в Европе.

 Доход на душу населения состовлял 63 рубля в год.

Для сравнения  в Балканских странах – 101 рубль

                             в  Германии               - 184 рубля

                             в  Англии                     - 273 рубля    

                             в  США                          - 346 рублей        

Работа с диаграммой учебника.  Проанализируйте  этнический состав

      Русские-43.4%

      Украинцы-18%

      Белорусы-4%

5   Каков религиозный  состав империи.

Население России  исповедовало  различные  религии. Христианство, ислам,иудаизм,буддизм.

    Главной религией является  православная  религия. В стране более 50 тысяч православных  храмов,их посещали 90 млн . верующих.

 Классовая структура

Прежние классы:                                 Возникающие классы:

Помещики                                                     Буржуазия

(130тыс.)                                                             (1,5 млн.)

крестьяне                                                       Рабочие

(96млн.)                                                               (5млн.)

Крестьяне 77,1%  мещане 10,7%  иногородцы 6,6% привилигированые сословия 5,6%  дворяне 1,5% духовенство 0,5%  почетные граждане 0,3%

Купцы 0.2% войсковые казаки 2,3% прочие 8,8%

    Общая численность населения на 1897г – 125,6 млн. человек

III м. по населению ≈ 130 млн. человек.

Централизованный характер правления: к 1914 г. – 77 губерний и 21 область.

Особенности социально – экономического развития России:

  1. Промышленный переворот;
  2. Экономический переворот;
  3. Национальный доход гос - ва;
  4. Национальный доход на душу населения;
  5. Сохранение помещичьего землевладения;
  6. В 1880 – 1890 – е годы в России были приняты законы, регулировавшие трудовые отношения.

Сообщение учащихся на тему «Николай II – император России»

III. Закрепление.

О каком термине идет речь:

 1. Принуждение коренного населения земель, входящих в состав Российской империи, к использованию русского языка в деловом и повседневном общении, к  переходу православие.

 2. Суммарный стоимость продукции всех отраслей экономики государства, включая сельское хозяйство, за вычетом издержек производства.

3. Важнейший показатель уровня развития государства. Низкий уровень этого показателя свидетельствует о существовании в стране большого количества бедных, малоимущих граждан.

IV. Итог урока.

VII.Задание на дом: &1, подготовить сообщение о С.Ю.Витте, В.К.Плеве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...

Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Разработка урока по истории 8 класс "Парижская коммуна"

Урок по теме "Франко-Прусская война. Парижская коммуна" для учащихся 8 класса соответствует ФГОС второго поколения,  программе под редакцией Юдовской, Баранова...

Разработка урока по истории 10 класс

Тема урока: "Правление Ярослава Мудрого"...

Разработка урока по истории 5 класса "Война с Ганнибалом"

Конспект урока, презентация к уроку, видеофайлы....