История села Рахинки.
статья (история, 10 класс) по теме

Материал раскрывает историю развития и современный этап жизни села Рахинка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rakhinkikraevedenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

В 1747 году началась государственная разработка соли на озере Эльтон, которая положила начало заселению Заволжья.

Для перевозки соли к Волге правительство учредило особые гужевые тракты, переселило с Украины чумаков – солеваров. Так возникли поселения: Николаевка, Царев, Красный Яр на Медведице, Рахинка.

Существует своего рода легенда-быль о возникновении Рахинки, которой очень дорожат ее жители.

Была у татарского князя дочь Рахиля (Рохильда). Она очень жестоко обращалась со своими крепостными, избивала и всячески над ними издевалась. У нее была псарня, за которой ухаживали женщины. Однажды сдохли две собаки, и помещица обвинила одну из женщин в их гибели. Рахиль принялась ее избивать и толкнула в котел с кипятком. Больше терпеть издевательства над собой крестьяне не могли. Ночью, они украли часть господских подвод и скота и бежали в поисках лучшей доли. Их было двадцать семей, - переселенцев с Украины. Переплыв на плотах Волгу, они обосновались на левом берегу. Благо земли здесь были богатые.

Да, места эти были особенные! Сначала шло займище, потом переходило в лес. Вековые, узловатые дубы, тутовник, клены, ясени, акации, вязы – лес поражал своей красотой. Он был очень густым, большим. Вот, как раз под боком у леса и находилась Рахинка.

Дома ставились вокруг лиманчика, в центре которого находились сады. Улиц как таковых в Рахинке не было, назвать их так можно лишь условно, да и сами улицы носили порой самые причудливые названия, как, например: «Учкурня». Дома строились на возвышенностях, в разброс, чтобы не затопило в весеннее половодье.

Недалеко, севернее, находилось другое, очень маленькое, село Калиновка. Вокруг было множество озер и ериков: Сыдерево озеро, Круглое, Банное, Безымянное и ерик Подстепной.

Вскоре поселяне нашли маленький хутор, где жили русские. Постепенно они стали переселяться в Рахинку.

С течением времени село все продолжало расти и развиваться. На него стали обращать внимание купцы. Купцы посада Дубовка организовали преправу через Волгу. В Рахинке они стали торговать, а также построили лавки, магазин. Переправу через Волгу арендовал дубовский купец второй гильдии Виктор Бенуэр.

В конце XIX века село Рахинка было уже достаточно большим и известным в Заволжье, оно являлось центром Рахинской волости. Местные органы власти вели строгий учет всего, что входило в их компетенцию.

Интересно, что на территории Рахинской волости находилось 6 пунктов оспопрививателей. В них детей прививали от оспы. (1846 г.)

Рахинским обществом отчислено и положено без возврата на мирские нужды в 1887 г. по одному рублю с каждой ревизской души на общую сумму 1788 руб. капиталы складывались из получаемого дохода от оборотных статей рыболовных квот, а также других мелких доходных источников.

В Рахинское волостное правление поступали и проходили все официальные бланки и расходно-приходные книги для сел, входящих в ее состав. А само Рахинское правление отчитывалось за них перед Царевским уездным начальством.

Кроме того, в селе проводились многочисленные ярмарки. Это был настоящий праздник для народа. Причем ярмарки устраивались особым распоряжением уездного начальства. Чтобы не терпеть убыток, сроки проведения ярмарок согласовывались с другими. На ярмарках был самый разнообразный товар: ткани, скот, одежда, мыло, фарфор, железные изделия. Порой здесь собиралось до 15 000 человек. Это притом, что в Рахинке  в то время проживало 6776 человек.

Село имело одну особенность. В Рахинке была не одна, а две главные площади. Одна – Центральная и Русская – другая. Село разделялось на две части «хохлацкую» и русскую. В каждой части были собственные церкви. На Центральной площади «хохлы» основали церковь Введения. Строили ее братья Николай и Василий Туковы в течение 20 лет. Это была большая кирпичная церковь. Освящена она была в великий праздник Введение Пресвятой Богородицы. На этой же площади было волостное правление с пожарной командой. Рядом с ним стоял памятник Александру III. Другую церковь, во имя Михаила Архангела, выстроили на русской части.

В 1846 г. в Рахинке проживало 2450 жителей, в 1887 г. – 6776 человек, а в 1899 – 6617.

К началу XX века Рахинка не была уже такой богатой. Гражданская война способствовала лишь ее разорению.

Хотя в Рахинке было две школы, ее население было малограмотным. Большинство попросту не могло себе это позволить. Взрослые нанимались в батраки, в богатые дома, в прислугу, дети шли в няньки. А богатых в Рахинке было не так уж и много, поэтому шли работать, где придется, терпя порой издевательства и унижения за каких-то 7 – 8 копеек в день или же просто за «харчи». Известно, что бедность эта доходила до такой степени, что семья передавала ложку с тарелкой друг другу, чтобы поесть. Как складывалась история Рахинки дальше, об этом  рассказала Заставная Варвара Алексеевна, 1911 года рождения.

 - У родителей нас было шестеро: пятеро сестер и брат. Я среди них самая старшая. Жили мы на краю села, так что зимой бывало слышно, как волки под окнами воют. Даже, случалось, они собак, привязанных на цепи, съедали или к себе утаскивали. А выйдешь со двора, так тут совсем близко озеро: туда мы ходили за водой.

Жила я с отцом и матерью, горя не знала. Жили мы хорошо. Отец корзины вязал, продавал рыбу летом. Приходили люди, покупали по мере возможностей, сколько кто сможет. Мать продавала семечки. Мы в ярах сажали подсолнечник, где сейчас балки. Зайдешь в него, он глубокий, даже ветра нет. Летом мы там шалаши устраивали, там ухаживали за ним, там и жили. Я в школу ходила. Читать и писать кое-как умела. Бабушка и дедушка, мамины родители, жили в степи, на горе. Фамилия их была Гончаровы. Был у них свой сад, верблюд, корова. И вот раз приехали к ним «верхи» и спросили у дедушки: «Где твои сыновья?» На, что он ответил: «В армии». Тогда схватили его, связали и стали пытать. Как уехали они, бабушка к нам приехала. У нас дедушка в мученьях и скончался.

Однажды, в воскресенье, мы все были в церкви, опять приехали «верхи» и стали стрелять, но никого не убило. Все бегут, прячутся, кто куда, а я стою как истукан, с места сдвинуться не могу. Так меня бабушка за собой тянет. Тогда даже батюшка поп прятался. Мне тогда было лет 6-7. (Поэтому можно заключить, что была гражданская война). Я помню очень хорошо, как у нас ярмарка была. А у нас как праздник, так все за семечками едут. Тройка бежит, а колокольчики как звенят, так звенят! Девушки поют, парни на гармошках играют, пляшут. У нас татары квартиру снимали, кухню. Они скот продавали, лошадей. Как вечер наступит, они усядутся на какие-то коврики прямо на полу, да поют по-своему, а мы в окошко глядим во все глаза за ними.

Когда я ходила в школу, я всегда проходила мимо высокого кирпичного дома. Там жили богатые Пручановы. Сын его заведовал огородом, садом и маслобойкой.

Но в 1934 году мои родители умерли. Назначили меня в колхозе звеньевой, а мне тогда было лет 15-16. Было у меня человек 70 и все такого же возраста, как и я. Сажали мы лук, морковь, картофель. Как соберем урожай, председатель приедет и ахнет: так много!  Я же потом стала работать дояркой в 5-й бригаде. Забрала вместе с собой сестер. Мне дали комнатку. Домой забегу, молока им парного принесу, а они на печке лежат, ждут меня. И обратно на работу. А голодно было. Зимней порой, бывало, долбили лунки в озере, рыбы туда набивалось очень много. Это и ели. Только это и спасало. В войну я продолжала работать. У нас в лесу находился аэродром, все его строили, а камни разрушенной церкви. Церковь была настолько большой и высокой, что ее было видно в Ленинске. В ней до войны хранили зерно. При бомбежке она была бы своего рода ориентиром, вот ее и пришлось взорвать. Школьники разгребали кучи. Вокруг Рахинки было три аэродрома: в районе 5-й бригады, в лесу и на юго-востоке. Везешь, бывало, молоко в Соляное, а вокруг самолеты летают, взрывают, бомбы грохают, а лошадь боится! Лошадь рвется так, что губы у неё трясутся. Мы под воз спрячемся и лежим. Самолет летит, а за ним, другой. Непонятно, где наш, где чужой. Тут один задымился и другой за ним. Падать они начали на нашем берегу, а упали на правом, в Дубовке.

Был в селе как бы «лазарет» в домах у бабушки Окси. Фамилию я их не помню. Да и не знали мы тогда фамилий. У всех были прозвища: Шарманы – горшки лепили, Мазанки – на мельнице работали. Матюски, Щербачки, Катричи, Стоуны.

Все жили, кто как может. Коренья выкапывали, траву ели: крапиву, лебеду. Жёлуди измельчали, лепешки из них пекли. Вспоминает Шамардин Алексей Петрович, 1935 года рождения.

  • Тяжело было в войну. Когда началась война, мне было 6 лет. От голода распухали так, что невозможно терпеть. Чтобы прокормить детей, женщины прятали за пазухой зерно, и этим кормили. За это, за какую-то горсточку сажали в тюрьму. Сам председатель колхоза строго следил за порядком.
  • А в войну в доме у нас жили две молоденькие летчицы. Они приносили мне всегда шоколадки. Кто они я не интересовался, мне-то лет  сколько было! Отец мой погиб 12 мая, после окончания войны. Остались мы одни у матери, хотя у всех тогда в семье погиб кто-то на войне.

В дни Великой Отечественной Войны многие рахинцы воевали на разных фронтах, защищая Родину от фашистов. Напоминает об этом памятник в центре села.

Когда началось строительство Сталинградской ГЭС, Рахинка попала в зону затопления. В 1955 году была дана команда о переселении. Никто не возмущался. Крепкие дома перевозили на полозьях, перекатывали на бревнах. В течение 3-х лет продолжалось переселение, в том числе и в соседние села. Рубили лес, но большая его часть осталась под водой. Возникла в то время  необходимость исследовать в зоне затопления захоронения (курганы). Они находились между Рахинкой и Калиновкой. В раскопках принимало участие и местное население, школьники. Однако, как только копающие приближались к природному слою, дальнейшие раскопки проводили археологи. В них находили копья, сосуды, глиняную посуду, мечи, наконечники стрел, женские украшения, бусы. Даже в одном кургане была обнаружена лошадь, что говорит о высоком происхождении её обладателя.

Рахинка построена на новом месте в 1956-57 годах. Строительство шло по плану: прямые и широкие улицы, сады.

В 1961 году был организован совхоз «Пламя революции», получивший название от находившегося тогда в селе колхоза.

В 70-х годах был построен  огромный животноводческий комплекс на 20  тысяч голов крупного рогатого скота, который приносил совхозу большую прибыль; было увеличено строительство жилых домов, асфальтированы и освещены улицы, построен ДК, школа, 2 детских садика, кафе, сеть магазинов,  колбасный и маслобойный цеха, мельница, ВЗС. Село утопало в зелени. Продукция Рахинского комплекса выставлялась в Москве на ВДНХ, занимала призовые места. Существовало около 20 овцеточек. В совхозе работало около 800 человек.

Современная Рахинка находится на равнинной местности, на левом берегу Волгоградского водохранилища в 40 километрах от узловой железнодорожной станции – город Волжский, и в 4-х километрах от автострады Волжский – Энгельс – Самара. От центральной автомобильной трассы Рахинку отделяет красивый тополиный коридор. С двух сторон ее окружают балки, заполненные водой, что придает красоту и неповторимость. На многие километры раскинулась степь. Это царство разнотравья. Особенно красива наша степь весной, когда цветут тюльпаны. Эти царственные цветы занесены в Красную книгу.

На первый взгляд, наше село обыкновенное каких много в Заволжье. В основном одноэтажные дома старой застройки. Есть и благоустроенные типовые дома в центре села – 2 жилых двухэтажных дома. Построена новая больница, есть аптека, узел связи, сберкасса, церковь.

Жители Рахинки с оптимизмом смотрят в будущее. Все большие темпы набирает процесс газификации и телефонизации села, что, несомненно, улучшает условия жизни.

В 2000 году СПК «Пламя революции» преобразован в ЗАО НПО «Европа-Биофарм», имеющее направление: земледелие и скотоводство.

По данным переписи населения 2002 года в Рахинке проживают 2416 человек, 530 пенсионеров. За 2002 год родилось 27 детей, умерло 22 человека, зарегистрировано 8 браков.

Население имеет многонациональный состав: русские, украинцы, казахи, чеченцы, корейцы, немцы, узбеки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села - часть истории района

Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"

Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...

История села - история страны

 Данный проект разработан с целью исследования и возникновения  моей малой Родины, привлечения учащихся к изучению истории родного края. Актуальность темы очевидна. У каждого человека...