История села- в истории страны.
статья на тему

Чуева Галина Хабибуловна

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Село Уржум расположено на обоих берегах реки Порозихи ,  в 35 км от районного центра ( г.Алейска). Образовавшись в 1787г., оно пережило и участвовало во всех исторических событиях и переворотах, которые происходили в нашей стране. Село названо в честь первого поселенца Якова Меркуловича Уржумова, прибывшего из Воронежской области в  поисках свободной земли. Бескрайние алтайские степи приглянулись переселенцам. Обосновавшись на берегу Порозихи, Яков Меркулович, написал своим братьям , которые так же переселились со своими семьями, так началась история нашего села.  Постепенно шло заселение разными людьми. Сюда приезжали крестьянские семьи , страдающие от малоземелья в европейской части России, раскольники, казаки.

По данным переписи населения:

1924г. – 158 дворов 1204 человека;

1928г. – 239 дворов 1353 человека;

1938г. – 132 двора 508 человек;

1988г. – 129 дворов 360 человек.

2010г. -28 16  9 7   248 человек

 Иногда наше село называют кержацким, а жителей - кержаками и не напрасно , Большая часть населения была раскольничьей, в народе их называли кержаками, причем православные  старались селиться на правом берегу реки , а староверы на левом. До 1937 г. в селе было 2 храма: православная церковь и кержацкая молельня..

Кержаками называют староверов, людей которые не приняли церковные реформы, проводимые московским Патриархом Никоном в 1653г.

 Староверы (раскольники) не расходились с Православной церковью ни в одном догмате, а лишь в некоторых обрядах. Например

-Крестились не тремя перстами, а двумя;

- Иконы разные, у кержаков они ничем не украшены ;(Приложение 1)

-Крест отличался только тем, что нижняя перекладина наклонена влево.

Кержаки жили по своим неписанным законам, передавая их из поколения в поколение. Кержаки считали, что их вера более крепкая, они вели скрытный образ жизни, стараясь поменьше общаться с православными (мирянами), как они говорят, боялись «замиршиться». Этим они объясняли некоторые свои обычаи и поступки. Кержаки промывали ручки дверей, если за них брались люди не кержацкой веры. Они старались уязвить православных тем, что они молятся двумя перстами. Между собой они называли православных «щепоточниками».  В каждом кержацком доме имелась специальная отдельная кружка(мирская) для православных людей, если же приходилось давать напиться из своей посуды, то её тут же выкидывали. В кержацких семьях возле бочка с водой стоял ковш или кружка и никто не смел лезть своей кружкой.

Был такой случай, вспоминает Чуева Ефимия Ефимовна. В одну кержацкую семью постучался ссыльный, попросил воды напиться, так они не нашли подходящий посуды, сорвали лопух и в лопух налили воды.

Отец Елизаветы Максимовной Дунаевой был православным и работал батраком у кержака Гамаюнова Ермолая Кузьмича. Сели они обедать и его пригласили, а он своё съел и решил подшутить, зачеркнул в своей ложкой у хозяина в тарелке, так они выкинули эту тарелку и сказали: « Лучше бы пес полакал, чем ты» .

Крещение уржумские кержаки принимали в купели молельни, а после того как молельни не стало, то крестились прямо в реке Порозихе.

Если женились кержак и православная, то невестка должна была принять кержацкую веру. Даже когда на территории Уржума в 30-е годы образовалось  колхозы, кержаки жили по старому обычаю, молились только дома, потому что молельня была разрушена, а иконы и церковные книги сожжены. В нашем селе и сейчас еще есть кержацкие семья, которые помнят и соблюдают кержацкие традиции.

               Из воспоминаний Елизаветы Максимовной Дунаевой.

До коллективизации, когда жили единолично, село было большое, жили хорошо, всё было своё . Крестьянские семьи были большие, дружные и умели работать. С песней ехали на работу в поле и с песней возвращались. На каждого было по 2  десятины. Урожай был хороший. В основном крестьянские семья были середняцкими: Мазины, Дунаевы, Галкины, Смирновы. Они имели большое хозяйство. Например у Дунаевых было 6 коров, 3 лошади, сельхоз инвентарь. Бедняками в основном были те, кто не любил работать.

Были в селе и богатые зажиточные крестьяне, которые держали работников: Деечкины, Зуйловы, Гамаюновы, Агуповы. В селе была своя водяная мельница, на ней работали два мельника. Молоть сюда приезжали люди из других сёл. В деревне имелся маслодельный завод. Масло возили в г. Алейск. В православной церкви батюшку звали Михаил. Батюшка с иконой ходил по полям освящал , призывал дождь. Иногда его приглашали осветить дом за это хорошо угощали.

       После революции устанавливать Советскую власть помогали и жители села Уржум. Например, Чуев Семен Константинович. Он, вместе с тремя братьями, приехал в Уржум еще до революции из села Чуевка ( что недалеко от города Старый Оскол). Они нанялись  батраками. Когда началась гражданская война, Семен Константинович  ушёл в красные партизаны. Жена его Ольга возила партизанам продукты. Белогвардейцы однажды арестовали Ольгу и хотели выпороть, но жители села вступились за неё. Старожилы села вспоминали , что в село приходили то красные , то белые .

 После установления советской власти крестьяне должны были выплнять продразверстку. В 1921г. крестьяне должны были сдать: хлеба -35000 пудов, овец- 300 голов, картофеля 1718 пудов.

В 1927 году избрали органы советской власти , Уржумский сельсовет, возглавили его:  Сергей Кондрашов -23 года, Степан Губорев- 30 лет, Иван Морозов - 30 лет, они были беспартийные.

Бурное время переживала деревня в конце 20-х начале 30-х годов. Шла коренная ломка всей жизни единоличного крестьянского хозяйства. Создавались первые коллективные формы хозяйства. Вступая в эти хозяйства, крестьяне должны были отдать в колхоз личное подсобное хозяйство и сельхозинвентарь. Например у Дунаевых забрали 5 коров,

 3 лошади, сельхозинвентарь и оставили 1 корову на всю семью.

Сначала в  колхоз вступили 12 дворов, он назывался «ТОЗ» (товарищество по совместной обработке земли ).

Советская власть продолжала агитировать население, вступать в колхозы, вступая на собраниях ( Десятидворках).  в результате образовывалось объединение «Труд» в него вступило уже больше крестьян, затем колхоз назвали в честь революционного деятеля им. Эйха. А в 1930 году на территории села Уржум образовалось два колхоза «Большевик»

( председатель: Е.Т. Коротких)  и «Алтайская правда»( председатель : В. Г. Бахматов) . В колхозах работали за трудодни, рассчитывались за которые , сельхозпродукцией.

Наряду с коллективизацией в деревне проходил еще один насильственный процесс -ликвидация кулачества.

В Уржуме была создана комиссия по раскулачиванию. В неё входили: Колосов, Трубников, Нестеров, Коротких. У кулаков забирали все до нитки, а самих отправляли вместе с семьями в Нарым, Томск. По воспоминаниям жителей, когда раскулачивали семью Агуповых, хозяйка плакала, просила хоть мешок муки оставить в дорогу детям, но комиссия в просьбе отказала. В их доме позже разместился сельсовет. В тоже время хотели раскулачить Гамаюнова Ермолая Семенова, так как он нанимал батраков для работы в своём хозяйстве, но на собрании за него заступились бедняки, говорили, что в трудную минуту он их выручал и муки давал и другие продукты.

Праздники на селе отмечали весело ,к  новому году и 7 ноября каждый дом должен был быть украшен красным флагом, если нет, то вешали красный платок. Хорошо отмечали борозду, собирались всем селом. В 20-ые годы в селе открыли школу в ней было 4 класса. Ходили в школу дети разного возраста.

1937год. В стране репрессии. Работали. Боялись.

Приехали с района, собрали подписи о ненужности церкви. Некоторые жители из боязни соглашались и поддерживали это нововведение. Комиссия сказала, что церковь не нужна, сняли кресты с церкви, колокола. Комсомолец из Алейска , Николай Никольский, снял иконы и сжег их сельсоветской печи. На её месте образовали клуб. Разрушили и молельню. Все было перемешано с грязью: церковные книги, иконы, принадлежности.

Было много еще историй из жизни уржумцев, которых непосредственно коснулось политика 1937 года.

Полухина Ховронья на уборке подняла свеклину и положила в сумку: ей дали 10 лет тюрьмы. Ильин Иван Зиновьевич, Зайцев Иван, Черных поехали, сдавать зерно, а  их там арестовали и посадили в тюрьму, они даже не знали за что. Потом директор школы, отсидев 10 лет, поднял архивные документы, чтобы узнать за что они сидели, оказалось, что в 1937 году во время половодья снесло деревянный мост через Порозиху, а их обвинили, будто это они специально его подпилили. Бумагу подписали свидетили : Челединова А. и бабка Иваниха.

До войны председателем был В.Г.Бахматов. Он ушел на войну как только она началась. Некоторые жители помнят его.

Дунаева Елизавета Максимовна рассказала о начале войны так: она с другими жителями были на покосе в бригаде (6 км от села), это было 22 июня утром.  Должны  были приехать и привезти сумки с едой, но никто не приехал и бригадир Слюнин сам уехал в село. Его долго не было и они пошли в село пешком.  Дошли до 2-го км, едет машина, в ней мама Елизаветы Максимовны. Она сказала, что началась война. Почти все собрались у Сельского совета, проплакали всю ночь. А утром на подводах повезли до Алейска первых мобилизованных. Из Уржума на войну было призвано 96 человек, из них 65 не вернулись. Работали в войну очень тяжело. Всю мужскую работу взвалили на себя женщины и дети.

Они освоили профессии трактористов и комбайнеров. С 1941-1947 год Елизавета Максимовна Дунаева работала комбайнёром. Трактористами работали: Ульяна  Ермолаевна Гамаюнова, Ксения Семёновна Троянова, Раиса Илларионовна Понкратова.

В 1941 году в Уржум стали приезжать с Поволжья ссыльные немцы. Сначала людям было интересно, побежали даже посмотреть на них. Приняли их хорошо, поселили на квартиры, работали все вместе. Старые немцы плохо говорили по-русски. С Алейска приезжал комендант и проверял, как они работают. Немцы образовывали крепкие семьи.  После войны жизнь была очень тяжелая и люди стали уезжать из села. Многие уехали в Среднюю Азию. Население Уржума начало уменьшаться.

В 1964 году построили новую школу. Был свой медпункт, библиотека

В 1965 году построили новый мост через реку, Порозиха. Долгое время Уржум был хозяйством на хорошем счету. Здесь занимались выращиванием зерна,  сахарной свеклы, получали хорошие урожаи. Была ферма, дойное стадо сухостой, занимались овощеводством, в общем, хозяйство было большое, люди работали, получали заработную плату и жили хорошо. В 90-х годах хозяйство постепенно стало приходить в упадок. большинство немецких семей уехали на свою историческую родину в Германию.

Сейчас в селе нет животноводческих ферм, земельные паи люди отдали в аренду в соседние хозяйства, люди живут в основном за счет личного подсобного хозяйства. В деревне имеется два магазина, клуб , библиотека, почта , школа., в которой осталось 20 учеников.

В 2012 году нашему селу исполнилось 225 лет. Очень не хочется , чтобы наше по

Умирает село, УМИРАЕТ,

 Это сразу заметно теперь.

Не поёт здесь никто, не рожает

И не строится новая дверь.

Лишь шумят тополя старожилы,

Словно памятник жизни былой.

Зарастает усадьба крапивой,

Где нахмурился домик пустой.

Не гуляют стада за деревней

И не радует поле зерном.

Что ж случилось с тобою, Россия?

 Без села мы же все ПРОПАДЕМ......


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села - часть истории района

Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России"

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России" и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по истории. 8 класс. (История России.Всеобщая история)

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. Ориентирована на использование учебника по истории России под ред. Торкунова....

История села - история страны

 Данный проект разработан с целью исследования и возникновения  моей малой Родины, привлечения учащихся к изучению истории родного края. Актуальность темы очевидна. У каждого человека...