Главные вкладки

    История села - часть истории района
    методическая разработка по теме

    Рындина Инна Владимировна

    Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    / Сцена состоит из 2 частей: 1 часть – изба, печка, стол и др. утварь домашнего обихода; 2 часть – воспоминания героев./

    Звучит голос:

    Хорошеет село Черноземья,

    Где родился и где я живу.

    И люблю так его до самозабвенья,

    Что на город большой не сменю.

    Мне в степной стороне жить привольно

    И вести по-крестьянски дела.

    Здесь при встрече желают здоровья

    Каждый житель большого села.

    Год от года оно хорошеет.

    Как грибы вырастают дома,

    Хорошеет село Черноземья,

    Хорошеет моя сторона. (В. Фуфаев)

    (Приложение)

    ( Стол. Входят дети, садятся за стол. Бабка у печки. Дед на печи.)

    Внук: Дед, а дед, расскажи, почему наше село называется Бирюч, мы задание такое получили в школе.

    Дед: И..., внучек, непростой вопрос ты мне задал. Мне мой дед рассказывал, а ему его матушка сказывала о том, как они переселились из Верхней Тишанки на это безлюдное место. Говорила, что их сюда за недоимки выслали. Первые дворы появились в восточной части села, на Городке, их было 6-9 дворов. А было это в 1851 или 1854 году... Первая версия названия села пошло от названия оврага, в котором водились волки, их называли бирюками. Вот и зовут наше село Бирюч...

    Внучка: Об этом нам учительница рассказывала, а говорят наша область подвергалась нашествиям татар.

    Дед: Татары, али нет, я не знаю. Но слово ведь оно как: бирюч – бирич. Вот и думай, что оно значит. Коли не волки, так глашатый, объявлявший чью-то волю.

    Внук: А храм или церковь были в селе?

    Бабка: Да, храм был, деревянный, носил имя святого покровителя Николая – Никольская церковь. Каждое воскресенье и по великим праздникам из Троицкого храма батюшка на подводах ездил к нам на богослужения. А позже в селе был уже свой священник и псаломщик, которые получали жалование от прихожан и жили в построенных для них деревянных домах. Жил в нашем селе Никита Афанасьевич Фуфаев. Сын крестьянина, имущества не имел никакого, в школе не обучался, был церковным старостой и известным лекарем, к которому ехали за помощью со всей округи.

    Был такой случай: на село напал большой мор, люди погибали целыми

    семьями. Тогда лекарь пообещал остановить эпидемию. Взяв икону, с молитвами несколько раз обошел вокруг Никольской церкви, и пообещал: после этого умрут всего лишь двое. Так и вышло. Его даже наградили серебряной медалью.

    Ох, а как в деревне праздновали «никольщину». Это был семейный праздник, приглашали в гости родственников, соседей, праздновали дня 3-4.

    /Входят в дом гости. Рассаживаются. Угощаются./

    /Исполняется песня «Тонкая рябина». Исполняют частушки (см. Приложение)

    Бабка: Моя матушка сказывала, что целая улица сгорела, ведь на ней все дома стояли окнами к пруду, а не к церкви. Как произошел пожар

    никто не знает, кто-то говорил, что загорелся один дом, а за ним и другие, ведь дома были покрыты соломой и быстро все сгорело. А были и те, кто говорил, что поджег батюшка, чтоб избы повернули окнами к церкви.

    Внучка: А что же с храмом произошло?

    Дед: В 1936 году храм разрушили, а материал использовали для строительства семилетней школы, она и сейчас стоит на том же месте, и я в неё ходил и батька твой, а тебе вот посчастливилось в новой учиться.

    Внук: Дед скажи...

    Бабка (перебивает): Хватит вам, скажи, скажи. Садитесь за стол, у меня все готово.

    (Дед слазит с печки, дети балуются за столом.)

    Дед: Вопросы задаете умные, хорошие, историей интересуетесь, прошлым, а вести себя за столом не умеете.

    (Дед грозит ложкой. Дети успокаиваются. Все едят.)

    Внук: Дед, говорят, что кулаки в селе водились.

    Дед: Да какие там кулаки. Работяги...

    (Сцена 2)

    /В дом входят люди в кожаных куртках, фуражах, кричат./

    Военный: Давай, выводи корову и лошадь.

    Мужик: Помилуйте, господин хороший военный, тьфу, товарищ военный. Чем же я буду кормить ребяток. Ведь у меня их семеро по лавкам.

    Военный: Указ слыхал, на (тычет мужику бумагу в лицо). Все сдать в колхоз, кол-лек-ти-ви-за-ция. А кто не сдаст, будем раскулачивать и ссылать.

    Мужик: Я в артель записался, работаю, как все, за что ссылать-то?

    Военный: Долговых, Жарковых, Ильинских, Фуфаевых, Козырь тоже говорили, что не кулаки, ничего не сдали. То-то же оно (грозит

    пистолетом).

    (Плач, крик.) (Дед спит. Похрапывает на печке.)

    Внук: Дед, а дед, ты что, спишь? Что ж раскулачили деда-то?

    Дед: Все отдали, голодали они долго, ведь в колхозе-то ничего не платили, а кормилица Зорька сдохла, больно добрая была, скучала, наверное, и сдохла. Эх-хо. Я-то чуть позже родился, вот и выжил. А братья и сестры мои с голода померли.

    Внук: А в войну как жили? Расскажи, дед.

    Дед: Жили, работали, внучек, и вдруг – как гром среди ясного неба...

    (Сцена 2)

    /Девочка и мальчик бегают, играют. Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. У девочки в руках лопается шарик. Звучит музыка «Священной войны». Отец собирается на войну, мать плачет, мальчик тоже собирается, вооружается игрушечным пистолетом. Отец его останавливает./

    Отец: Сынок, ты остаешься вместо меня, за старшего. Защищай сестру и маму.

    /Мальчик возвращается, подходит к маме, которая сидит на стуле. Стоят рядом с матерью./

    Голос за сценой: Отца забрали на войну.

    ...Мальчишка – шпингалет,

    Но враз прибавила ему

    Война так много лет.

    Мальчик:

    Так что же, мать?

    Так, значит, мать,

    Я в доме голова?

    Ты начинай белье стирать,

    А я - колоть дрова!

    Ты говоришь:

    Дровец чуток

    Осталось.

    Так и быть,

    Продай слона (протягивает),

    Продай свисток!

    Без них ведь можно жить!

    Продай матроску, говорю!

    Теперь не до тряпья.

    Ты только, мама,

    Не горюй!

    Не брошу я тебя! (А. Брагин)

    /Мама берет детей за руки, они прижимают игрушки к себе, уходят./

    Дед: Помню, как провожали мужей, сынов, отцов, братьев, а еще помню – похоронки. Приходили они чаще, чем письма. Дядька мой – Петр Дьячков, в одной части служил с Александром Матросовым, участвовал в бое за деревню Чернушки Псковской области.

    Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, речь не о том, но все же, все, все же...

    Внучка: Дедушка. А когда в селе свет появился. Учительница рассказывала, что в нашем селе у одних из первых. Правда?

    Дед: Да. В тот год селяне сдали много молока, за это были премированы дизелем, который сняли с корабля...

    (Сцена 2)

    / За столом сидят мужики./

    1-й: Слыхали, мужики, говорят обещанный нам дизель хотят оставить у себя начальники в Боброве. Надо телеграмму писать, товарищу Маленкову. Пиши Петр.

    2-й: Что писать-то?

    Товарищу Маленкову. Обещанный дизель не получили. Труженики колхоза «Дружба».

    1-й: Ну, Петр Юдин. Возвращай колхозное имущество. Нам позарез как нужен этот дизель, ведь говорят все, ох как хорошо. Я у сына в городе был, красота. Не то, что раньше бывало. Вон радио есть, а других прелестей нет. Тебе как бывшему фронтовику это под силу. И телевизор появится в селе.

    2-й: А что это такое?

    1-й: Увидишь, как свет будет. Можно не только слышать, но и видеть кто говорит, и кино дома смотреть по вечерам.

    Дед: Да, кажется вчера все было. А нынче вон как всё. Мы много работали, чтоб вам внучек жилось лучше, чем нам. Только вот никто сейчас не хочет оставаться в деревне-то.

    Тяжело говорят. А где легко-то? Разве нам легко было? Кто хлеб растить будет, коров доить, мясом государство обеспечивать? То-то и оно. Не знаем мы ответа с тобой? Может кто подскажет?

    Ученик читает:

    Поставьте памятник деревне

    На Красной площади в Москве,

    Там будут старые деревья,

    Там будут яблоки в траве.

    И покосившаяся хата

    С крыльцом, рассыпавшимся в прах,

    И мать убитого солдата

    С позорной пенсией в руках.

    И два горшка на частоколе,

    И пядь невспаханной земли,

    Как символ брошенного поля,

    Давно лежащего в пыли.

    Пусть рядом встанут дети,

    Что в деревнях еще растут.

    Наследство их на белом свете -

    Все тот же черный рабский труд.

    Присядут бабы на скамейку,

    И всё в них будет, как всегда, -

    И сапоги, и телогрейки,

    И взгляд потухший ... в никуда.

    Ломали кости, рвали жилы,

    Но ни протестов, ни борьбы.

    Одно лишь «Господи помилуй!»

    И вера в праведность судьбы.

    Поставьте памятник деревне,

    Чтоб показать хотя бы раз

    То, как покорно, как безгневно

    Деревня ждет свой смертный час.

    (Н. Мельников)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    История села Овчинец Суражского района Брянской области

    В данной работе содержатся исторические сведения о селе Овчинец  и основании в ней школы. В работе используются материалы школьного архива....

    История села- в истории страны.

    Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

    История села- в истории страны.

    Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

    История села- в истории страны.

    Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

    Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

    Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

    Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"

    Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...

    Краеведческий материал по истории села Южаково Пригородного района

    КРАЕВЕДЕНИЕ - наука, научно -популяризаторская деятельность, а также форма общественного движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нем, осуществляемая преим...


     

    Комментарии

    Чистякова Ольга Борисовна

    Спасибо Вам, очень интересный и обзорный сценарий. Злободневный!