Главные вкладки

    Европа перед мировым пожаром
    учебно-методический материал (история, 9 класс) по теме

    Корпачёв Вячеслав Викторович

    Тезисы о предвоенной ситуации в Европе в 1938-1939 гг. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Европа перед мировым пожаром26 КБ

    Предварительный просмотр:

        Европа перед мировым пожаром: «коллективная безопасность» или «умиротворение агрессора»?

                                         11 февраля 2010 года

    Тезисы выступления на Окружном круглом столе «Вторая мировая война в истории, политике и международном праве XX и XXI веков»

    (Юго-Восточное окружное управление образования города Москвы)

    Учитель – Корпачёв Вячеслав Викторович, учитель истории и обществознания ГОУ СОШ № 1987

    1. Вторая мировая война была порождена реваншистской, агрессивной политикой захватов, проводившейся милитаристскими государствами: нацистской Германией, фашистской Италией, милитаристской Японией. Разгром СССР играл ключевую роль в их замыслах по завоеванию мирового господства, особенно нацистской Германией.
    2. К середине 1930-ых годов главной агрессивной силой, лидером агрессивно-милитаристского блока стала нацистская Германия. «Третий рейх» с приходом к власти нацистов приступил к возрождению военной мощи, чтобы не только взять реванш за поражение в Первой мировой войне, но и перекроить карту Европы в свою пользу.
    3. Ведущие страны Европы 1930-ых годов не были полностью едины по отношению к гитлеровской Германии. Франция стремилась создать блок государств, заинтересованных в сохранении Версальской системы, запрещавшей ремилитаризацию побеждённой в Первой мировой войне Германии. Великобритания скорее склонялась к восстановлению германской военной мощи, способной бросить вызов французской гегемонии на европейском континенте, а главное – стремилась канализировать германскую агрессию на восток, столкнуть нацистскую Германию и социалистический Советский Союз. Советское руководство (то есть, собственно И.В. Сталин) старалось проводить политику коллективной безопасности, нацеленную на создание прочного  союза неагрессивных государств Европы, который мог бы остановить экспансию фашизма. СССР, занятый индустриализацией, был заинтересован в мирном сосуществовании с капиталистическими странами.
    4. В декабре 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР М.М. Литвинов предложил развёрнутый план создания системы коллективной безопасности. Начались переговоры о создании «Восточного пакта» - договор о взаимопомощи между СССР и его западными соседями: Чехословакией, Польшей, прибалтийскими странами. Но переговоры были заблокированы Германией и Великобританией.  Такая же судьба постигла и «Тихоокеанский пакт» - соглашение о ненападении между СССР, США, Китаем и Японией. Но в 1934 году СССР был принят в Лигу Наций, что укрепила его международное положение. В 1935 году СССР заключил договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией.
    5. Главным противником идеи коллективной безопасности среди немилитаристских держав была Великобритания. Сознание мощи Британской империи и её флота, своей геополитической безопасности (на острове), ненависть к СССР, имеющей ещё антирусскую направленность с противостояния  России и Англии в XIX веке, стремление не допустить преобладания на Европейском континенте одной великой державы – все эти факторы определяли прогерманскую политику Великобритании до конца 1930-ых годов, когда ещё нацистская Германия представлялась британским политиком меньшим злом в сравнении с диктаторским большевистским СССР и кажущейся мощной Францией, колониальным соперником Англии.
    6. Французские правящие круги примерно с середины 1930-ых годов, а более явно – во второй половине 1930-ых годов, после падения правительства Народного фронта во Франции (1937 год), всё очевиднее отходили от идеи сдерживания Германии и шли в русле прогерманской и антисоветской политики Британии. Это объясняется как возрастающим страхом перед усиливающейся германской мощью, недоверием к сталинскому СССР с его репрессивной политической системой, социально-политическая нестабильность в самой Франции.
    7. Таким образом, во второй половине 1930-ых годов Англия и Франция приняли на вооружение политику «умиротворения» Гитлера, суть которой состоит в потворстве притязаниям и агрессивным действиям нацистов с целью не допустить развязывания новой большой войны в Европе, сравнимой по своей катастрофичности с Первой мировой войной (особенно болезненной для Франции). Политика «умиротворения» имеет две стороны: 1) страх перед германской мощью; 2) стремление отклонить эту мощь от себя (Англия и Франция) и направить её на Советский Союз. Практическое воплощение политика «умиротворения» получила в практике уступок Гитлеру в вопросах перевооружения Германии, нарушения её условий Версальского мира, территориальных захватов со стороны Германии – «лишь бы не война!».
    8. Кульминация политики «умиротворения» - позорный для Англии и Франции Мюнхенский договор о расчленении Чехословакии и передаче Германии Судетской области этой страны без согласия самой Чехословакии в сентябре 1938 года. В Мюнхене Франция прямо предала своего военного союзника – Чехословакию и поставила таким образом на себе крест как на великой державе, на которую можно положиться. Другие малые страны Европы, союзники Франции (такие как Румыния и Югославия) стали ориентироваться на Германию. Лидирующие позиции в Европе бесповоротно заняла Германия. Политика умиротворения оказалась гибельной для самих умиротворителей. Гитлер понял, что для него открыт зелёный свет к неприкрытой агрессии.
    9. В этих условиях И.В. Сталин тоже понял бесперспективность политики коллективной безопасности (если он когда-либо вообще полагался на её успех). Он понял, что Англия и Франция не будут сражаться вместе с СССР и переговоры с этими странами в 1939 году о заключении военно-политической конвенции были, скорее, пропагандистским ходом и «последней отговоркой» для «очистки совести». Вероятнее всего, уже после Мюнхена, осенью 1938 года, советское руководство стало искать пути сближения с Германией для решения своих внешнеполитических задач: 1) обезопасить СССР от войны, хотя бы на некоторое время; 2) удовлетворить свои территориальные притязания в Восточной Европе (как из соображений геополитической безопасности, так и их соображений великодержавного престижа). Сталин понял, что договариваться надо с сильнейшим, а сильнейшей страной в Европе на рубеже 1938 – 1939 года была Германия (по крайней мере, с учётом трусости Франции и Великобритании, таковой представала).
    10.  Таким образом, к началу 1939 года как политика коллективной безопасности, так и политика умиротворения провалились. Германия из объекта этих политических линий превратилась в ведущего европейского политического игрока. Поэтому Советско-германский договор о ненападении 23 августа 1939 года (пакт Молотова – Риббентропа) оказался вполне логичным и рациональным шагом политика (Сталина), вынужденного действовать в условиях геополитического и военного цейтнота. В 1939 году Европа оказалась в ситуации – «Каждый за себя».
    11.  Взаимное недоверие, идеологическая ненависть, недальновидность, малодушие, трусость, эгоизм – вот те качества политики неагрессивных держав Европы 1930-ых годов, которые дали все козыри Гитлеру, что привело к развязыванию Второй мировой войны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Европа перед мировым пожаром 1939 год

    Краткая презентация о предвоенной ситуации в Европе (1938-1939 годы)...

    Тоталитаризм в Европе и Вторая мировая война

    В презентации отражены причины, ход и основные сражения IIМировой войны. Как одна из важнейших причин войны подробно рассматривается сущность тоталитариза....

    Страны Восточной Европы после Второй мировой войны

    Презентация рассказывает об основных политических и социально-экономических процессах в странах Восточного блока после окончания Второй мировой войны. Отдельное внимание ужделено событиям 1980-х - 199...

    Конспект к уроку по теме "Революционное движение в Европе и Азии после первой мировой войны"

    Цель урока: ознакомить с изменениями последовавшими после Первой мировой войны, революционными движениями и переворотами в странах Центральной Европы и Азии....

    Дистанционное обучение, ОБЖ 8 класс "Пожар в жилых и общественных зданиях". ОБЖ 9 класс "Россия в мировом сообществе"

    Пожар в жилых и общественных зданиях, тест для учащихся 8 класса.Россия в мировом сообществе, тест для учащихся 9 класса...

    Дистанционное обучение, ОБЖ 8 класс "Пожар в жилых и общественных зданиях". ОБЖ 9 класс "Россия в мировом сообществе"

    Пожар в жилых и общественных зданиях, тест для учащихся 8 класса.Россия в мировом сообществе, тест для учащихся 9 класса...